Муниципальное образовательное дошкольное учреждение
детский сад комбинированного вида № 3 «Ромашка»
Практикум для педагогов


Педагог-психолог:
Елисеева О.И.
2017 г.
Использование игровых технологий в работе педагога-психолога
с детьми с нарушением речи
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, который обеспечивает общее развитие ребенка, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем знаний и умений, и усвоения различных видов деятельности.
В связи с тем, что в последнее время наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями речевого развития, возникает необходимость в коррекционной и развивающей работе педагогов-психологов с данной категорией детей.
Так как непосредственно развитием речи занимаются учителя - логопеды, то педагоги-психологи делают акцент на развитии детей, а именно психологических особенностей, которые заключаются в следующем:
Во-первых, у таких детей часто наблюдается нарушение внимания: снижение объема, его неустойчивость, трудности с распределением, высокая отвлекаемость.
Снижен объем памяти (в частности, вербальной памяти) и уровень развития мышления (особенно, словесно-логического).
Нарушена мелкая моторика и зрительно-моторная координация, а также может наблюдаться моторная неловкость и двигательная расторможенность.
Снижены коммуникативные способности, в том числе, за счет того, что им сложнее выражать свою мысль словами.
Эмоционально-волевая сфера также страдает. У ребенка можно наблюдать: эмоциональную неустойчивость, повышенную возбудимость, раздражительность, неспособность к длительным волевым усилиям, снижены навыки самоконтроля за собственным поведением.
У детей с нарушениями речи обычно истощаемая нервная система, что отражается в повышенной утомляемости, дети быстро устают от умственной нагрузки.
Основная задача педагогов дошкольного учреждения, в том числе педагога-психолога, – выбрать такие методы и формы организации работы с детьми с нарушением речи, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Изучив многие интересные разработки и обучающие технологии, адаптировав их в соответствии с контингентом детей, их возрастом, уровнем речевого развития, интересами и потребностями, применяю в своей практической деятельности игровые технологии.
В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбираются детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной.
Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит. При этом игры имеют множество познавательных, обучающих функций.
В психологической практике игровая деятельность выполняет такие функции:
развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
коммуникативную: освоение диалектики общения;
игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, изучение особенностей межличностных отношений, самопознание в процессе игры;
коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
социальную: включение в систему общественных отношений, усвоение
В своей работе использую игры на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи, коррекцию самооценки, развитие произвольности; использую коммуникативные, дидактические, интерактивные игры. Игра для ребенка-дошкольника – это символический язык для самовыражения. Специфика работы педагога-психолога в дошкольном учреждении состоит в том, что он должен владеть большим количеством различных игровых технологий, методов и приемов, уметь их комбинировать. Наблюдая за тем, как ребенок манипулирует игрушками, может увидеть, как он относится к себе, к значимым взрослым, к своим сверстникам, к событиям в своей жизни и др. В процессе игры ребенок начинает лучше понимать свои чувства, развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки.
Ценность игры заключается и в том, что она позволяет создавать детям различные формы общения. Любая игра представляет собой некоторую ситуацию со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. Ситуация игры – это отражение ситуации реальной жизни. Через сюжетно-ролевые, подвижные и другие игры формируются коммуникативные способности и качества ребенка: умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами, позитивное отношение к другим людям, умение сопереживать. Развивается так же умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств, взаимодействовать и сотрудничать в коллективе. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, учатся отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы, так что игра оказывает большое влияние на развитие общения детей.
Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка “школой сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у детей элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.
Таким образом, к феномену игры стоит относиться как к уникальному явлению детства. Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Указанные свойства детской игры делают ее в руках педагога-психолога действенным средством психологической помощи ребенку с нарушением речи и позволяют решить одновременно несколько различных задач: снятие психоэмоционального напряжения, обеспечение психологической разгрузки детей, сообщение им сведений развивающего и воспитательного плана, побуждение к активизации самостоятельной познавательной деятельности, осуществление диагностических и коррекционных мероприятий и т. п.
Приведем примеры коммуникативных игр в соответствии с решаемыми ими задачами.
Игры на развитие умения действовать в коллективе, чувства единства, сплоченности, снятия телесных барьеров («Клеевой ручеек», «Слепец и поводырь», «Волшебные водоросли», «Бабушка Маланья», «Цифры»).
Например, игра «Клеевой ручеёк»
Цель: развивать умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.
Перед игрой психолог беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.
Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.
1. Подняться и сойти со стула.
2. Обогнуть «широкое озеро».
3. Пробраться через «дремучий лес».
4. Спрятаться от диких животных.
Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они должны держаться друг друга.
Игры на развитие умения устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты («Вежливые слова», «Волшебный букет цветов», «Радио», «Подарок для всех», «Комплименты»)
Игра «Волшебный букет цветов»
Оборудование: Зеленая ткань или картон, вырезанные лепесточки для каждого ребенка.
Психолог показывает на лежащий на полу кусок ткани.
Это зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку?
Дети. Грустное, скучное.
Психолог. Как вы думаете, чего на ней не хватает?
Дети. Цветов.
Психолог. Невеселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг друга? Давайте поиграем в «Комплименты».
Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку.
Психолог. Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?
Дети. Веселое, счастливое.
Психолог, таким образом, подводит к мысли, что нужно внимательней относиться друг к другу и говорить хорошие слова.
Игры на развитие умения решать конфликтные ситуации и преодоления конфликтов в общении друг с другом «Игры - ситуации», «Коврик примирения», «Руки знакомятся, руки сорятся, руки мирятся»
Игра «Коврик примирения»
Цель: Развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.
При возникновении конфликта между детьми, психолог приглашает противников присесть друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении «Как поделить игрушку».
Игры на развитие невербальных и предметных способов взаимодействия «Изобрази пословицу», «Разговор через стекло», «Закорючка», «Зеркало»
Игра «Зеркало»
Содержание: Детям предлагается приставить, что они пришли в магазин зеркал. Одна половина группы зеркала, другая разные зверьки. Зверьки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы, а зеркала должны точно отражать движения и эмоциональное состояние зверьков.
После игры взрослый обсуждает с детьми, какое настроение приходилось отображать зеркалу чаще, в каких случаях было легче или труднее копировать образец.
Игра «Разговор через стекло»
Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение «Через стекло». Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, «Ты забыл надеть шапку», «Мне холодно», «Я хочу пить…»), а другой группе отгадывать то, что они увидели.
Игры, создающие благоприятную атмосферу непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости «Пойми меня», «Без маски», «Солнышко».
Игра «Солнышко»
Содержание: психолог поднимает вверх правую руку и предлагает всем опустить ладошку на его руку по кругу и громко сказать: «Здравствуйте!». Этот ритуал помогает настроить участников на игру и без особого труда построить их в круг.
Таким образом, использование вышеперечисленных игровых технологий, методов и приёмов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной игровой среды способствуют решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и в более короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом.
Игра в руках педагога - психолога – это действенное средство психологической помощи ребенку с нарушением речи, которое позволяет решить одновременно несколько различных задач, а также подготовить ребенка к успешной социализации в обществе.
ЛИТЕРАТУРА
Чеснокова Е.Н. развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 9/2008 г. Москва ТЦ « Сфера» - стр 126.
Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-волевой, коммуникативной и познавательной сферы средствами песочной терапии. М.А.Федосеева.-В. Учитель, 2016г.
Коррекционно-развивающие занятия с детьми 5-7 лет. Полифункциональная интерактивная среда сенсорной комнаты. Сказкотерапия. Игротерапия. Т.В. Селищева- В. Учитель, 2015г.
Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. И.И. Мамайчук-СП. Речь, 2008г
Арт-терапия в работе с детьми. М.В. Киселева - СП. Речь, 2014