Практикум для педагогов
«Кинезиологические упражнения, применяемые в работе по речевому развитию младших школьников с ЗПР».
Цель: познакомить педагогов с кинезиологическими упражнениями, применение которых возможно в образовательном процессе для речевого развития младших школьников с ЗПР.
Оборудование: столы, стулья, презентация, смарт- доска, тряпичный маленький мешок с крышками, фломастеры, магниты, листы бумаги А4.
Слайд с названием темы встречи.
Доброе утро, уважаемые коллеги!
Игра «Чудесный мешочек» (крышки ,мешок ) звучит спокойная музыка.
У меня в руках Чудесный мешочек.В нём лежат необычные предметы. Достаньте.пожалуйста.один предмет.не заглядывая в мешок.
Что помогло вам взять тот предмет? ( рука) Закройте глаза и ощупайте крышки.
Не открывая глаз.расскажите.пожалуйста, мне о своём предмете. Что помогло вам так точно понять эти свойства.не смотря на него? ( рука). От того как уверенно вы обследовали свой предмет. И рассказ о нём получился развёрнутым или скромным.
Откройте глаза,рассмотрите ,пожалуйста, свой предмет.
Упражнение «Что может рука?» (рассуждение)
Расскажите или покажите, что можно сделать с этим предметом?(бросать, перекладывать, отдать, поймать, выбросить, закопать, отнять,
поменяться, положить, спрятать и т.д.)
Упражнение «Нарисуй двумя руками» (бумага А4.цветные карандаши)
- Перед вами лист бумаги и цветные карандаши. Попробуйте нарисовать с помощью крышки картину. Меняться крышками нельзя. Рисуем только своей крышкой.
( педагоги рисуют .обводят крышку и пишут название картины)
Вопрос: для рассуждения: Как вы думаете, что главнее у человека язык или рука?
Учитель-логопед чертит на доске треугольник ( рука-мозг-язык).
Актуальность : современные школьники моторно слабы. речь малоразвита.
2.слайд Изучение мелкой моторики руки.
В головном мозге человека центры ,отвечающие за речь и движения пальцев рук находятся рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два уже подтвержденных научно факта (сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН) позволяют рассматривать кисть руки как «орган речи».
А речь является первостепенным фактором успешного существования человека в обществе. Речь – это не только способ общения и коммуникации, но и средство освоения человеком многообразия психической и социальной жизни с самого рождения. В этой связи крайне важно наличие у человека(школьника) способности к правильной речи, полноценному использованию (школьниками)своих речевых способностей в обществе.
3 слайд
Кинезиология является одним из наиболее эффективных методов всестороннего развития детей с ОВЗ. Она способствует развитию всех психических и двигательных процессов, и является здоровьесберегающей технологией для детей с ОВЗ.
4 слайд
В 1970 оду американский доктор Пол Деннисон разработал программу «Гимнастика мозга».
5 слайд
Приготовьтесь, пожалуйста, выполнить упражнение «Крюк Деннисона». Необходимо встать прямо. Внимание на экран! (читаю условия выполнения упражнения).
6 слайд .
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. А.А. Леонтьев в рамках деятельностного подхода рассматривал речь как деятельность. В этом плане кинезиологические упражнения имеют важную роль в развитии речи.
7 слайд (полушария мозга)
Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.
Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.
Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот.
8 слайд. Кинезиологические упражнения.
Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья школьников в образовательном учреждении.
Формами такой работы могут стать комплексы кинезиологических упражнений ( дыхательной гимнастик, точечного массажа, растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж).
9слайд. Условия проведения кинезиологических упражнений.
(Читают самостоятельно на экране )
Условия проведения кинезиологических упражнений:
1.Упражнения делать ежедневно в первой половине дня.
2.Продолжительность 5-10 минут.
3.»От простого упражнения к сложному»
4.Сначала выполняет упражнение правая рука- потом левая рука – две вместе.
5.При выполнении упражнения помогаем себе командой, произносимой вслух.
6.Упражнения выполняем удобным ,естественным способом.
Практические задания
10 слайд Глазодвигательные упражнения
11слайд Упражнение «Ножницы-собака-лошадка»
12 слайд Упражнение «Перекрёстный шаг»
13 слайд Значение кинезиологических упражнений для школьников с ЗПР.
14 слайд Спасибо за внимание!
Рефлексия «Всё в твоих руках» Выражаем своё мнение о практикуме.
( Раздаём листы ,педагоги обводят свою руку. Необходимо выбрать палец и продолжить фразу.
Большой палец – «для меня было важным и интересным…»
Указательный палец – «по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию…»
Средний палец – «мне было трудно…»
Безымянный палец – « моя оценка психологической атмосферы…»
Мизинец – «для меня было недостаточно информации..»