Смоленское областное государственное бюджетное учреждение
«Сычевский социально-реабилитационный центр
для несовершеннолетних «ДРУЖБА»
Практикум
«Развитие нравственно-волевых качеств посредством игр»
Подготовила:
воспитатель Байкова Н.В.
г. Сычевка, 2018 г.
Роль игры в формировании нравственно-волевых качеств личности младшего школьника.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель.
Сущность игры как одного из видов деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.
Сами по себе игры становятся новыми. Игра также влияет на развитие самостоятельности детей, творческих способностей, личностных качеств. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно.
Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Можно сказать, что игра – это метод познания действительности.
Для формирования личности детей младшего школьного возраста в воспитательный процесс нужно включать подвижные игры. В условиях занимательной игры более успешно усваиваются разнообразные знания, умения и навыки, осуществляется умственное, нравственное воспитание ребёнка. Формируются такие ценные волевые качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, честность, объективность, внимательность, инициативность.
Игры существуют разные:
– дидактические;
– музыкальные;
– подражательные;
– сюжетные;
– подвижные;
– познавательные и др.
Все они нужны и по-своему интересны и полезны детям, и должны быть использованы преподавателем в работе. Но особое место среди них занимают подвижные игры.
Главным достоинством подвижных игр, считается то, что они по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений, таких как: бег, ходьбу, лазанье, прыжки, борьбу, метание, бросание и ловлю, упражнения с предметами - и потому являются самым универсальным и незаменимым средством воспитания детей.
Характерной чертой подвижных игр является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создаёт большие возможности для проявления инициативы и творчества детей. Подвижные игры имеют ярко выраженный эмоциональный характер.
Подвижная игра учит искренности, товариществу. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость.
Игра учит детей отражать накопленный опыт, в игре дети закрепляют и углубляют свои представления о жизни, развивают наблюдательность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать увиденное, и на основе этого делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде.
Изображая различные роли, дети применяют окружающей их действительности на практике, они могут изображать полет птиц, и другие повадки животных, могут видеть себя в роли предметов, техники, или любимых героев из мультфильмов.
В процессе формирования волевых качеств у младших школьников особую роль выполняют подвижные игры, они ведут к закреплению у ребенка необходимых свойств личности.
Основные волевые качества личности и пути их формирования посредством различных подвижных игр:
Настойчивость. Признаками настойчивости является: стремление постоянно доводить начатое дело до конца, умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями, умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, интересной деятельности; умение проявить упорство изменившейся обстановке. Настойчивость характеризуется умением личности мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями.
Упорство. Признаками упорства является: умение продолжать деятельность, несмотря на неудачи и другие сложности, умение превозмогать тягостные состояния, умение настойчиво добиваться намеченной цели. Вышеперечисленные волевые качества можно развить у детей младшего школьного возраста с помощью подвижных игр-соревнований.
Решительность. Признаки решительности: быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или другого действия или поступка, выполнение принятого решения без колебаний, уверенно. Отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоциональных возбуждений; проявление решительных действий в непривычной обстановке.
В подвижных играх на развитие решительности определяется время между сигналом преподавателя к началу выполнения задания и собственно началом ее выполнения.
Таким образом, можно сказать, что такое качество, как решительность можно формировать и развивать у детей довольно несложными подвижными играми.
Выдержка. Признаками выдержки являются: проявление терпения в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях, умение держать себя в конфликтных ситуациях, умение тормозить проявление чувств, при сильном эмоциональном возбуждении. Умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке.
Формирование волевых качеств младших школьников в процессе игровой деятельности, а именно средствами подвижных игр, процесс сложный, многогранный и длительный. В нем должны быть задействованы педагоги, психологи, и родители обучающихся.
Комплекс подвижных игр направленных на формирование волевых
качеств личности младшего школьника в процессе игровой деятельности.
Игра «Перетягивание в парах»
Играющие делятся на две команды и строятся около средней линии одна команда лицом к другой. За каждой командой в двух метрах проведена еще одна линия. Играющие крепко берутся за правые руки, левая на поясе или за спиной. По сигналу участники перетягивают игроков другой команды за линию, находящуюся за спиной. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не будут перетянуты в ту или иную сторону. Выигрывает команда, которая сумеет перетянуть.
Анализ проводится по схеме:
1.Умеет ли ребенок удерживать и достигать цели, поставленные взрослым.
2. Умеет ли самостоятельно ставить цель и руководствоваться ею в деятельности, достигать результата. Причины того, что цель не достигается.
3.Умеет ли ребенок сдерживать свои эмоции (не заплакать, если больно) и непосредственные желания (помочь дежурным, учителю, когда хочется играть; не выкрикивать, а подождать своей очереди).
4. Какие волевые качества у ребенка сформированы:
- ответственность – самостоятельно ставить цель, и руководствуется ею в деятельности, достигает результата. Выполняет требования взрослого и делает все это точно.
- упорство – проявляет стремление достичь необходимого. Добивается успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам, превозмогая тягостные состояния.
- настойчивость – проявляет: стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями; умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности; умение проявить упорство при изменившейся обстановке.
- решительность – своевременно и, когда это нужно, быстро принимает решения и смело проводит их в жизнь. Отсутствуют излишние колебания и сомнения при борьбе мотивов. Быстро и продуманно выбирает цель и находит способы ее достижения.
- выдержка – проявляет способности малообдуманные эмоциональные реакции, не поддаваться искушению, то есть подавлять сильные влечения, желания. В случае необходимости умеет проявлять сдержанность, внешнюю невозмутимость, несмотря на сильное желание отомстить обидчику, ответить грубостью на грубость.
- дисциплинированность – подчиняется правилам поведения и деятельности; осознанно выполняет общественные правила поведения и деятельности;
- самостоятельность – умеет действовать без посторонней помощи, выполнять деятельность по своей инициативе.
Эта игра покажет, какие волевые качества сформированы у ребенка.
«Космонавты»
По углам и сторонам площадки чертили 5 больших треугольников – «ракетодромов». Внутри каждого «ракетодрома» нарисовали 4 кружка – «ракеты». Сбоку каждого "ракетодрома" писали маршруты:
3 – Л – 3 (Земля – Луна – Земля)
3 – М – 3 (Земля – Марс – Земля)
3 – Н – 3 (Земля – Нептун – Земля)
3 – В – 3 (Земля – Венера – Земля)
3 – С – 3 (Земля – Сатурн – Земля)
В начале игры внимание детей направлено на выполнение правил:
начинать игру – только по установленному сигналу взрослого; разбегаться – только после слов: «Опоздавшим – места нет!» Играющие, взявшись за руки, в центре площадки идут по кругу и приговаривают:
«Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим – места нет!»
Как только произносится последнее слово, все разбегаются по «ракетодромам» и стараются скорее занять места в любой из заранее начерченных «ракет». Опоздавшие на «рейс» становятся в общий круг, а «космонавты», занявшие места, громко по 3 раза объявляют свои маршруты.
Это значит, что они совершают прогулку в «космосе». Затем все снова становятся в круг, берутся за руки, и игра повторяется. Выигрывают те, кому удавалось совершить три полета. В игре формировались такие волевые качества, как выдержка, ответственность.
«Зайцы в огороде»
На площадке начертили два круга, один в другом. Диаметр внешнего круга был 4 м, а внутреннего – 2 м. Водящих - «сторожей» выбрали двое, так как детей было много. «Сторожа», находились во внутреннем круге (огороде), остальные игроки – «зайцы» во внешнем. Зайцы прыгали на двух ногах – то в огород, то обратно. По сигналу ведущего, сторож ловил зайцев, которые оказались в огороде, догоняя их в пределах внешнего круга. Те, кого сторож осалил, выбывали из игры. Когда все зайцы были пойманы, выбирался новый сторож, и игра начиналась снова.
В этой игре у детей вырабатывали решительность, дисциплинированность, ответственность.
«Белые медведи»
Площадка, на которой проводится игра, представляла собой море. В стороне было очерчено небольшое место – льдина. На ней стоит водящий – «белый медведь». Остальные «медвежата» произвольно размещаются по всей площадке. Правила игры, которые рассказаны детям, заключаются в следующем: «медвежонок» не может выскальзывать из-под рук окружившей его пары, пока его не осалил «медведь»; при ловле запрещается хватать играющих за одежду, а убегающим выбегать за границы площадки.
Игра начинается с того, что «медведь» рычит: «Выхожу на ловлю!» – и начинает ловить «медвежат». Сначала он ловит одного «медвежонка» (отводит на льдину), затем другого. После этого два пойманных «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. «Медведь» отходит на льдину. Настигнув кого-нибудь, «медвежонка» соединяют свободные руки так, чтобы пойманный игрок очутился между руками, и кричат: «Медведь, на помощь!». «Медведь» подбегает, хватает пойманного и отводит на льдину. Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят «медвежат». Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все «медвежата"». Последний пойманный игрок становится «белым медведем».
Игра направлена на развитие таких волевых качеств, решительность, выдержку, настойчивость.
«Компас»
На земле нарисовали круг диаметром 3 м. На расстоянии примерно 3 м от круга написали согласно направлению буквы "С" (север), "Ю" (юг), "3" (запад), "В" (восток). Сразу перед игрой объясняю правила: игру начинать по сигналу; за каждое нарушение правил будут начисляться штрафные очки. Чтобы дети запомнили правила игры, попрошу двух человек повторить эти правила. После этого детям будет предложено стать спиной к центру круга, и слушать команду учителя: "Юг!", "Север!", "Запад!", "Восток!". По команде: "Юг!" все должны повернуться в одну сторону. Игрок, стоящий лицом к северу, поворачивается на 180°. Другим в это время надо сделать пол оборота направо или налево, чтобы выполнить команду водящего. Это зависит от того, в каком положении находился тот или иной игрок. Водящий подает различные команды, и дети принимают соответствующие положения. Тот, кто ошибается (поворачивается не в ту сторону), получает штрафное очко. Победителем считается тот, кто за время игры набрал меньше штрафных очков.
Игра воспитывает честность (дети сами считают штрафные очки), упорство (надо стараться четко выполнять команды, не ошибаться), выдержку.
«Три движения»
Играющие образовывают полукруг. Руководитель игры показывает три движения. Первое: руки сгибал в локтях, кисти на уровне плеч; второе: руки поднимал вперед на уровне плеч; третье: руки поднимал вверх. Показывая одно движение, он при этом называл номер другого.
Играющие должны выполнять те же движения, которые соответствовали названному номеру, а не те, которые показывал учитель. Выигрывал тот, кто получал меньшее число очков. Таким образом, умение выполнять только те движения, которые соответствовали названному номеру, способствовало формированию таких волевых качеств как самостоятельности, выдержки. А умение не допускать ошибки, чтобы не получить штрафное очко, формировало ответственность, выдержку.
Подвижные игры для развития решительности, настойчивости, упорства, быстроты и ловкости, игры-перебежки ("Два Мороза", "Волки во рву", "Гуси-лебеди"), в которых дети после быстрого бега с увертыванием, подскоками, прыжками могут отдохнуть.
Подвижные игры требуют от участников владения некоторыми игровыми навыками и организованного поведения, а также способствуют формированию волевых качеств.
Групповые игры, такие, в которых в любой момент любой ребенок может выйти из игры и войти в игру, не нарушив ее хода.
Ребята становятся в круг, в его середине находился водящий, которому завязывают глаза. Играющие идут по кругу вслед за водящим, повторяя его движения (гимнастические или танцевальные), затем останавливались и говорили:
«Мы немножко поиграли,
А теперь в кружок мы встали.
Ты загадку отгадай,
Кто позвал тебя – узнай!»
Водящий молча указывает на одного из играющих, который восклицает: «Узнай, кто я!». Водящий называет его имя. Если он угадывает, узнанный становится водящим, если ошибается, игра повторяется. Побеждает тот, кто ни разу не был водящим.
Дети должны соблюдать правила:
1 вариант – слова произносит только тот, на кого укажет учитель; изменить тембр своего голоса можно только тогда, когда ребята начнут различать голоса товарищей.
2 вариант – играющие идут вправо (или влево) по кругу и говорят нараспев: «Мы составили все круг, повернемся разом вдруг!» – делают полный поворот и продолжают движение в ту же сторону, после чего продолжают: «А как скажем: «Скок, скок, скок» (эти три слова произносит только заранее назначенный игрок), – угадай, чей голосок?».
Игра направлена на формирование выдержки, ответственности, дисциплинированности.
Игровые упражнения и игры типа аттракционов:
задания с метанием мешочков, набрасыванием колец, действия с закрытыми глазами,
выполнение упражнений на ловкость, координацию и равновесие. В них участвует по несколько человек, а остальные активно наблюдают. Участники каждого аттракциона быстро меняются. Критерии отбора: аттракционы, требующие мало места, простые по оборудованию и несложные по содержанию.