СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикум "Экология села"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практикум "Экология села". Работа содержит подробное описание и практисческие рекомендации по выполнению простейших исследовательских работ по экологии села.

Просмотр содержимого документа
«Практикум "Экология села"»

Больше-Ломовисский филиал МБОУ Пичаевской средней общеобразовательной школы

Пичаевского района Тамбовской области



Элективный курс по биологии





Тема: «Практикум «Экология села»









Составитель: Перова Елена Тимофеевна









Пояснительная записка

В начале XXІ века человечество в своем развитии столкнулось с необходимостью формирования новой модели развития цивилизации, которая смогла бы противостоять надвигающемуся глобальному экологическому кризису. Существует необходимость повышения восприимчивости людей и степени их участия в поиске решения проблем развития и сохранения окружающей среды. Экологическое образование может помочь в усвоении таких экологических и этических норм, ценностей и отношений профессиональных навыков и образа жизни, которые требуются для устойчивого развития. В контексте общей идеи перехода современной цивилизации к устойчивому развитию экологическое образование приобрело системообразующий фактор образования, в целом, определяет его стратегическую цель и ведущие направления. Его цель - формирование экологического сознания и экологически разумного поведения.

Традиционно в педагогической практике процесс экологического образования школьников связывается в первую очередь с их экологическим, а чаще просто биологическим просвещением, порой отождествлялось с ним. При этом экологическая воспитанность рассматривается как некое обязательное следствие экологического просвещения. Реальность свидетельствует, что экологическое образование оказывается мало эффективным, когда оно базируется только на сообщении школьникам соответствующих знаний и советов.. Исходя из концепции этого направления, кардинальное решение в сфере психолого-педагогической деятельности по развитию экологического сознания лежат в принципиальном изменении характера отношений человека к природе, и поэтому особое значение приобретает поиск механизмов и средств преобразования мотивационно-потребностной сферы личности (прежде всего растущего человека), соответствующих установок и целей в ее преобразовательной деятельности, в практическом взаимодействии с природой.

Построение и содержание курса определяются его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных особенностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, полученных при изучении курса биологии в 6-8 классах. Большое внимание обращено на формирование практических умений и навыков.

Использование элементов проектной методики позволяет перейти от традиционной установки формирования «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в условиях открытого общества. Учащиеся совместно решают задачи и представляют результат своей работы, Это предоставляет возможность самореализации и результативного обучения всем ученикам, позволяет развить компьютерные навыки благодаря использованию информационных и коммуникативных технологий для доступа, анализа и оценивания полученной информации, которая необходима для выполнения различных задач. Учащиеся самостоятельно выбирают технологии, подходящие для выполнения конкретных задач, синтезируют знания, решают поставленные задачи, оценивают результаты работы. Учащиеся создают цифровую информацию для эффективного общения, используют технические средства.

Обучение по программе основывается на активном участии каждого ученика, обеспечивающем его развитие и позволяющем ему применять приобретённые знания, умения и навыки. Учащиеся используют знания из различных дисциплин, выполняют задания, подразумевающие взаимосвязь разных предметов. Они исследуют, делают заключения, анализируют и обобщают информацию. Право выбора наряду с возможностями самим контролировать процесс повышает мотивацию обучения. Ученики усваивают информацию и проявляют знания так же, как это делают взрослые. Создаются условия для овладения детьми определённой совокупности умений и способов деятельности. У учащихся развиваются компетентности в области поиска и анализа информации, формируются навыки на уровне практического применения. Обучение по программе создаёт предпосылки для сотрудничества как между учениками, так и между учениками и преподавателем.

Учащимся предоставляются возможности:

  • использования программы Microsoft Word для создания и форматирования
    документов;

  • сбора, анализа и управления данными для анализа результатов в программе Microsoft Excel;

  • поиска, сбора, анализа и систематизации данных, полученных благодаря работе в
    сети Интернет и с другими источниками информации;

  • создания и определения структуры презентаций, в которых используется графика,
    анимация с помощью программы Microsoft PowerPoint;

  • делового общения при совместном решении вопросов.

Элективный курс предлагается использовать в 9-х классах общеобразовательной школы. Всё более очевидным в современных условиях становится прикладное значение биологических знаний. Без этого гражданин не может осознать перспективы хозяйственного и социального развития территории своего проживания. В условиях рыночной экономики каждый член общества должен понимать экологическую ситуацию, уметь самостоятельно принимать решения на основе анализа соответствующей информации.

Новизна предлагаемой программы состоит в последовательном развитии идей гуманизации школьного экологического образования, включающем изменение целей, планируемых результатов, содержания и способов обучения.

Формы организации – практические работы на местности и в помещениях школы, работа в сети интернет, подготовка презентаций.

Цели курса – помочь ученику в углубленном освоении экологических знаний, формировании умений и навыков, в совершенствовании методики изучения экологической обстановки в своей местности.

Задачи – способствовать формированию экологического мышления, развитию свободно и творчески мыслящей личности; передать учащимся сумму систематических знаний по экологии, способствовать формированию экологической грамотности.

Планируемые результаты обучения – научить определять чистоту воздуха в помещениях и на улице, воды, водоёмов, состояние биоценозов, используя простейшие методики, представлять полученные результаты аудитории.









Учебно-тематическое планирование




Тема занятия

Всего

часов

Из них

практических

работ

Формы

контроля

1

Исследование питьевой воды.



2

1

Составление отчёта

2.

Экологическое состояние жилого двора.


2

1

Составление отчёта

3

Изучение запылённости воздуха летом.


1

1

Составление отчёта

4

Экологический мониторинг почвы.

2

1

Составление отчёта

5

Определение класса загрязнённости воздуха по исследованию хвои у сосны.

2

1

Составление отчёта

6

Оценка уровня загрязнённости водной среды.

2

1

Составление отчёта

7

Исследование качественного состава продуктов питания.

1

1

Составление отчёта

8

Эколого-гигиеническая оценка школьного помещения.

1

1

Составление отчёта

9

Исследование чистоты воздуха в помещениях.

1

1

Составление отчёта

10

Презентации «Экологическая ситуация в с. Большой Ломовис»


3

2

Подготовка и представление презентаций

ИТОГО:

17

11







Содержание программы



Исследование питьевой воды (2ч).

Чистая вода. Значение воды для жизни организмов. Примеси в воде. Качество воды: температура, мутность, прозрачность, цветность, запах, кислотность. Способы определения качества воды. Причины загрязнения питьевой воды и способы очистки.

Практическая работа №1«Исследование питьевой воды».

Экологическое состояние жилого двора (2ч).

Глазомерная съёмка. Условные знаки. Построение простейшего плана небольшого участка местности. Дворовая территория. Экологические требования, предъявляемые к жилому двору.

Практическая работа №2 «Экологическое состояние жилого двора».

Изучение запылённости воздуха летом (1ч).

Значение воздуха для живых организмов. Состав воздуха. Самоочищение атмосферы. Загрязнение атмосферы. Значение международного сотрудничества для охраны атмосферного воздуха.

Практическая работа №3 «Изучение запылённости воздуха летом».

Экологический мониторинг почвы (2ч).

Значение почвы. Механический состав почвы. Физические свойства почвы. Кислотность и плодородие почв. Практическая работа №4 «Определение кислотности и плодородия почв по составу растительности и с использованием физико-химических методов».

Определение класса загрязнения воздуха по исследованию состояния хвои у сосны (2ч).

Загрязнение природной среды. Чувствительность растений к внешним антропогенным загрязнениям. Растения-индикаторы. Мониторинг. Методика изучения класса загрязнения воздуха.

Практическая работа №5 «Определение класса загрязнения воздуха по состоянию хвои у сосны».

Оценка уровня загрязнённости водной среды (2ч).

Загрязнение водной среды. Источники загрязнения водной среды. Методика определения уровня загрязнённости водной среды. Биотестирование. Растения-индикаторы. Строение и жизнедеятельность ряски малой. Строение и жизнедеятельность стрелолиста обыкновенного.

Практическая работа №6 «Оценка уровня загрязнённости водной среды».

Исследование качественного состава продуктов питания(1ч).

Продукты питания и питательные вещества. Качество продуктов питания. Пищевые добавки и их роль в составе продуктов питания. Влияние качества продуктов питания на здоровье человека. Практическая работа №7 «Исследование состава пищевых продуктов по упаковкам».

Эколого-гигиеническая оценка школьного помещения (1ч).

Влияние воздушной среды на самочувствие человека. Нормы площади и объёма помещения на одного учащегося. Влияние освещённости и окраски стен помещения на самочувствие и работоспособность. Температурный режим в учебном помещении. Размеры, размещение мебели и значимой информации в учебном помещении. Практическая работа №8 «Аттестация учебного помещения».

Исследование чистоты воздуха в помещениях (1ч).

Чистота воздуха, её значение для сохранения здоровья человека. Загрязнённость воздуха микроорганизмами. Методика исследования чистоты воздуха в помещениях. Посев бактерий. Питательная среда, её приготовление. Практическая работа №9 «Исследование чистоты воздуха в помещениях».

Презентации «Экологическая ситуация в селе Большой Ломовис» (2ч).

Изучение методики подготовки презентаций. Подготовка и представление презентаций (по выбору): «Результаты изучения запылённости воздуха», «Результаты исследования чистоты воздуха в помещениях школы», «Результаты оценки уровня загрязнённости водной среды», «Результаты исследования питьевой воды», «Результаты изучения лесных посадок, растущих на прилегающей к школе территории», «Экологический мониторинг почвы», «Исследование качественного состава продуктов питания», «Эколого-гигиеническая оценка школьного помещения».

Практическая работа №10-11 «Составление и представление презентации по выбранной теме».


















Список литературы:



1. А. И. Никишов и др. Внеклассная работа по биологии. – М.: Просвещение, 1974.

2. Былова А. М., Шорина Н. И. Экология растений. – М.: «Вентана-Граф», 2005, 224с.

3. Верзилин Н. Н., Верзилин Н. Н., Верзилин Н. М. Биосфера, её настоящее, прошлое и будущее. – М.: Просвещение, 1976.

4. Гордиенко Г. И. Опытническая работа в сельской школе – М.: «Просвещение», 1969, 128с.

5. Дубровин О. И., Петухов Б. Е. Геоэкология Тамбовской области. – Тамбов, «Издательство Юлис», 2006, 96с.

6. Захлебный А. Н. Книга для чтения по охране природы. – М.: Просвещение, 1986.

7. Колесов Д.Д., Маш Р. Д. Основы гигиены и санитарии. – М.: Просвещение, 1989.

8. Мазо В. Б., Парменова Л. М. Сохраним нашу Землю голубой и зелёной. – М.: Школа-Пресс, 1998.

Онегов А. С. Школа юннатов. – М.: «Детская литература», 1986.

9. Яблоков А. В. И др. Биология и современность. – М.: Просвещение, 1990.

10. Филичкина О. А. Ботаника в схемах и рисунках, в вопросах и ответах. – Тамбов, 1993.

11. www.abitu.ru/…/Est_napravl/eco/a_8kmxm.html



















Раскрытие содержания с методическими рекомендациями


Занятие 1-2.

Практическая работа №1 «Исследование питьевой воды».

Цель: Научиться определять качество питьевой воды, используя простейшую методику; определить качество питьевой водопроводной воды в с. Большой Ломовис.

Оборудование: термометр, мерный цилиндр с плоским дном, колбы, спиртовка, пробирки, лакмусовая бумага.

План:

1. Теоретическая часть.

Чистая вода необходима не только людям, но и водным растениям и животным. Сточные воды городов, спускаемые в реки, содержащие органические вещества, уже через несколько километров ниже течения разлагаются бактериями, и вода снова становится чистой. Жидкие отходы фабрик и заводов содержат ядовитые вещества, которые поглощают кислород и отравляют всё живое. Кроме этого, природная вода содержит в себе примеси солей, поступающих в неё при прохождении через растворимые горные породы.

Водопроводная вода, хотя и проходит очистку, тоже не абсолютно чистая. Пройдя очистку, она может содержать в себе некоторые примеси, влияющие на физико-химические свойства. Даже самая прозрачная вода – раствор.

2. Практическая часть.

1. Взять пробы водопроводной воды по 50-100 мл.

2. Провести измерения параметров и занести результаты в таблицу.

Параметры питьевой воды

температура

мутность

прозрачность

цвет

запах

Кислотность

рН

качество

балл















Примечание: 1) Температуру измеряют спиртовым термометром в течение 5-10 минут, не вынимая термометр из только что налитой водопроводной воды. 2)Мутность воды связана с присутствием в ней твёрдых частиц. Для определения мутности воду взбалтывают, налив в пробирку так, чтобы высота воды была равна 10 см, и рассматривают на свет. Мутность характеризуется: слабая, заметная, сильная. 3)Прозрачность зависит от присутствия взвешенных частиц и определяется путём чтения стандартного (газетного, книжного) хорошо освещённого шрифта, через столб воды, налитый в градуированный цилиндр с плоским дном. Воду в цилиндр наливают постепенно, следя за чёткостью шрифта до тех пор, пока буквы будут хорошо различимы. Высота столба воды, налитой в цилиндр, выраженная в сантиметрах, является показателем прозрачности. 4) Цветность – окраску определяют как цвет воды: жёлтый, светло-жёлтый и т.д. 5) Запах определяют при комнатной температуре и (или) при нагревании до 50-60 градусов, характеризуя качественно (ароматический, гнилостный, болотный, землистый, рыбный и т.д.) и количественно в баллах.

Шкала определения запаха воды

Балл

Степень

Характеристика

0

Нет

Запах совсем не ощущается

1

Очень слабый

Запах обычно не замечается, обнаруживается опытным наблюдателем

2

Слабый

Запах определяется потребителем, если на это обратить внимание

3

Заметный

Запах легко замечаемый, заставляет отказаться от питья

4

Очень сильный

Запах резко выражен, вода не пригодна для питья

6) Кислотность определяется с помощью универсальной лакмусовой бумажки. Опуская её на 2-3 секунды в воду, сравнивают её с цветовой шкалой.

Выводы: Каково качество питьевой водопроводной воды в с. Большой Ломовис?

Занятие 3-4.

Практическая работа №2 «Экологическое состояние жилого двора»

Цель: Закрепить умения составлять простейший план небольшого участка местности; изучить простейшую методику определения экологического состояния жилого двора; определить экологическое состояние школьного двора.

Оборудование: альбомный лист, рулетка, карандаш.

План:

1. Теоретическая часть.

Дворовая территория, которая прилегает к одному или нескольким домам должна отвечать определённым экологическим требованиям, поскольку жильцы проводят на ней определённое время. На территории двора не должны находиться незапланированные постройки, брошенные строительные объекты. Территория двора должна быть достаточно отделена и оборудована для игр и отдыха. Площадь зависит от количества жильцов.

2. Практическая часть.

Работа в малых группах или индивидуально.

Задание 1: Составить план-карту глазомерной глазомерной съёмкой двора. Ограниченного соседними дворами или неотграниченной территории, считающейся двором вокруг дома на альбомном листе с указанием адреса.

Задание 2: Обозначить объекты на территории двора.

С помощью условных знаков и цветового фона обозначьте на карте:

а) Зону озеленения (лужайки, газоны, клумбы. Деревья, кустарники и т.д.).

б) Спортивную площадку, место для игр.

в) Скамейки, столы, беседки.

г) Урны, мусорные контейнеры.

д) Осветительные столбы.

е) Люки.

ж) Гаражи, жилые дома, котельные, теплоцентры и т.д.

Задание 3: Определите численность жильцов двора.

Задание 4: Измерьте расстояния с помощью рулетки и результаты запишите в таблицу.

Проводимые измерения

Полученные результаты в метрах

Длина двора


Ширина двора


Площадь: а) общая

б) в расчёте на одного человека

в) заасфальтированных участков

г) открытого грунта


Выводы: 1) Достаточно ли, на Ваш взгляд, озеленён двор? 2) Удобно ли расположены площадка для игр, мусорные контейнеры и т.д.? 3) Внесите свои предложения по улучшению благоустройства двора.


Занятие 5.

Практическая работа №3 «Изучение запылённости воздуха летом»

Цель: Изучить методику определения запылённости воздуха; определить запылённость воздуха в с. Большой Ломовис.

Оборудование: ножницы, фильтровальная бумага, клей (или скотч)

План:

1. Теоретическая часть.

Человеку, животным и растениям чистый и свежий воздух необходим для дыхания. Воздух должен содержать достаточное количество кислорода. Повышенное содержание в воздухе углекислого газа и взвешенных частиц различных веществ вредно для здоровья. Атмосфера громадна, и предполагалось, все дымы и газы, выделяемые промышленностью, электростанциями, транспортом, быстро рассеиваются, как бы растворяясь в воздухе. При этом не учитывалась циркуляция атмосферы. В крупных городах выпадает пыли до 400 т в день. Но загрязнение атмосферы свойственно не только густонаселённым городам. Атмосфера не имеет границ, и загрязнения переносятся из одной местности в другую, пересекая государственные границы и естественные преграды.

2. Практическая часть.

1. На кусочке фильтровальной бумаги, смоченной водой, сделайте пылевые отпечатки с листьев растений, взятых в различных местах исследуемой территории: у дороги, во дворе школы и своего дома, в парке.

2. Сравните и оцените степень запылённости листьев растений и результаты занесите в таблицу.

Степень запылённости листьев в различных местах исследуемой территории

Исследуемая территория


Степень запылённости

У дороги


Во дворе школы


Во дворе своего дома


В парке


В молодых посадках



3. Проведите следующий эксперимент: возьмите пылевые отпечатки с различных видов растений. На каких растениях оседает больше всего пыли?

4. Сформулируйте вывод о пылезащитной роли зелёных растений.

5. Дайте свои рекомендации по озеленению наиболее запылённых территорий села, по озеленению школьного двора и двора Вашего дома.

Занятие 6-7.

Практическая работа №4 «Определение кислотности и плодородия почв по составу растительности и с использованием физико-химических методов».

Цель: формировать экологическую культуру, навыки самостоятельной работы, расширять представления о почвах, изучить почвы на прилегающей к школе территории.

Задачи: формировать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, вести наблюдения; развивать практические умения по изучению почв; научиться определять механический состав, температурный режим, влажность, кислотность, содержание азота и плодородие почвы, используя простейшие методики; изучить способы улучшения качества почвы; информировать учащихся школы о почвах своего населённого пункта.

Оборудование: индикаторная бумага, химические стаканы, раствор хлорида калия, определитель цветковых растений, термометр почвенный, пакеты для взятия образцов почв, вода в склянках.

Ход работы:

1. Теоретическая часть.

Земля-кормилица. Земля-матушка. Мы так часто слышим эти слова, что не придаём этому значения. Считаем, раз растут на земле деревья и трава, шумят леса и колышется в поле пшеница, то так и должно быть. Но так ли это? Правильнее называть землю, на которой растут растения и извлекают своими корнями из неё питательные вещества, не землёй, а почвой. Почва – основное средство производства в сельском хозяйстве. Но, в отличие от других средств производства, почва при эксплуатации не только не теряет своих свойств, но при правильном использовании улучшает их, становится плодороднее. Почва – поверхностный слой земли. Образовался он в результате разрушения горных пород и жизнедеятельности живых организмов. Плодородие – способность почвы удовлетворять потребности растений в необходимом питании. И это её главный признак. Всякую ли землю можно назвать почвой? Какова она – почва нашего села? По атласу Тамбовской области мы определили, что почва в нашем селе относится к чернозёмам выщелоченным. Чернозёмы – самая плодородная земля в мире и в России. В. В. Докучаев назвал чернозём «царём почв». Наша почва формировалась в условиях умеренно-континентального климата, слегка недостаточного увлажнения под лугово-степной растительностью в послеледниковый период. Достаточно ли плодородна? Что можно сделать, чтобы улучшить качество нашей почвы?

2. Практическая часть.

1) Определение механического состава почвы.

Берём образец почвы, растираем на ладони, на ощупь определяем механический состав.

  • глинистая почва во влажном состоянии пластична, при скатывании получается шнур небольшой длины;

  • суглинистая почва во влажном состоянии имеет слабую пластичность, при скатывании получается очень непрочный шнур;

  • супесчаная почва во влажном состоянии в шнур не скатывается, при растирании даёт ощущение песчаных частиц;

  • песчаная почва состоит из песчаных зёрен, сыпучая;

  • щебенчатая (хрящевая) наряду с глинистыми или песчаными частицами содержит обломки горных пород (размеры не более 3 мм).

2) Изучение влажности почвы

Изучение влажности почвы: берём образец почвы, на ощупь определяем влажность.

  • сырые – вытекает вода при сжимании в руке;

  • влажные – на руке остаётся влажный след;

  • свежие – холодит руку, почва мажется;

  • сухие – не мажется, на ощупь кажется тёплой.

3) Изучение кислотности почвы по составу растительности.

  • На кислых почвах растут - фиалка трёхцветная, багульник, голубика, клюква, хвощи, мхи, щучка зернистая.

  • На нейтральных почвах – клевер ползучий, клевер луговой, тимофеевка;

  • На щелочных почвах – мать-и-мачеха, вьюнок полевой, ветреница лютичная, ветреница дубравная

4) Изучение кислотности почвы при помощи солевой вытяжки.

  1. В химический стакан помещаем 3 см3 почвы, приливаем 10 мл раствора хлорида калия, содержимое перемешиваем и даём отстояться.

  2. С помощью индикаторной бумаги, опущенной в вытяжку на 1-2 с, определяем рН образца почвы.

При значениях рН:

  • от 1 до 5 – почва кислая

  • от 5,5 до 6,5 – слабокислая

  • от 6,5 до 7 – нейтральная

  • от 7 до 8 – слабощелочная

  • выше 8 - щелочная

5) Сформулируйте вывод о качестве почв в селе Большой Ломовис. Дайте свои рекомендации по улучшению качества почв.





Занятие 8-9.

Практическая работа №5 «Определение класса загрязнения воздуха по исследованию состояния хвои у сосны».

Цель: Закрепить представления о влиянии окружающей среды на растения; научить простейшим практическим навыкам определения степени загрязнения воздуха; определить степень загрязнения воздуха в с. Б. Ломовис.

Оборудование: лупы, блокноты, простые карандаши, линейки.

Ход работы:

1. Теоретическая часть.

Растения обладают высокой чувствительностью к внешним антропогенным воздействиям. Их реакция на загрязнение природной среды газами, пылью, тяжёлыми металлами, вредными веществами проявляются значительно быстрее и зачастую нагляднее, чем у животных или человека. При действии малых концентраций внешние изменения, как правило, хорошо заметны на тех органах, которые осуществляют активные физиологические процессы, например: на молодых листьях, на зоне роста стебля и др. Более глубокие изменения обнаруживаются позже, особенно при учёте урожая, который существенно снижается. Благодаря высокой чувствительности к загрязнению среды, наглядности проявления его воздействий растительные организмы очень удобно использовать в качестве своеобразных индикаторов. Среди высших растений наиболее чувствительны к загрязнению атмосферы хвойные породы. На первом месте ель, пихта, сосна, и, наконец, лиственница. В исследованиях в качестве биоиндикатора используется сосна, как наиболее широко распространённая культура. В её коре, древесине и хвое могут накапливаться загрязняющие вещества, оказывая влияние на рост и жизнеспособность дерева. В промышленных, загрязненных районах, хвоя буреет, закручивается на концах или спирально по всей длине. Хвоя трёх-, четырёхлетнего возраста опадает. Учёные г. С-Петербурга разработали специальные таблицы для определения я класса загрязнения воздуха по исследованию состояния хвои у сосны.

2. Практическая часть.

1. Выберите в изучаемом районе 5 молодых деревьев сосны доступной высоты (1-1,5м: это обычно 8-15-летние сосенки с 8-15 мутовками боковых побегов на главном стволике, т.к. в год образуется одна мутовка).

2. У каждого деревца внимательно рассмотрите верхушечную часть стволика, найдите участок центрального побега предыдущего года (второй сверху, между первой и второй мутовками).

3. Все хвоинки на этом участке тщательно рассмотрите для определения класса повреждения и усыхания.

О ц е н к а п о в р е ж д е н и я:

1 – хвоинка без пятен;

2 – есть несколько мелких пятен;

3 – много пятен, некоторые из них на всю ширину хвоинки.

О ц е н к а у с ы х а н и я:

1 – нет сухих участков;

2 – кончик 2-5мм усох и пожелтел;

3 – усохло до 1/3 хвоинки;

4 – вся хвоинка жёлтая, более ½ длины сухая.

Надо иметь ввиду, что шипик на конце хвоинки всегда более светлый, поэтому его окраска не включается в оценку.

4. Установите, сколько лет сохраняется хвоя у исследуемого дерева. Каждая мутовка – это год жизни.


5. Используя полученные цифры, определите класс загрязнения воздуха по таблице:

Максимальный возраст хвои

Класс повреждения на побегах второго года жизни

1

2

3

4

4

1

1-2

3

3-4

3

1

2

3-4

3-4

2

2

3

4

4

1

-

4

5-6

5-6

1 – идеально чистый воздух;

2 – чистый;

3 – относительно чистый («норма»);

4 – загрязнённый («тревога»);

5 – грязный («опасно»);

6 – очень грязный («вредно»);

« - « - невозможные сочетания.

Занятие 10-11.

Практическая работа №6 «Оценка уровня загрязнённости водной среды».

Цель: Изучить простейшую методику определения уровня загрязнённости водной среды; научиться определять уровень загрязнённости водной среды водоёмов, находящихся вблизи школы, используя водные растения.

Оборудование: сачок, вёдра для сбора проб, карандаш, лупы.

План:

1. Теоретическая часть.

Повсюду на поверхности водоёмов обитает высшее растение ряска. Она неприхотлива, легко культивируется в лаборатории, высокочувствительна к состоянию среды, и поэтому очень удобна для биотестирования. Поскольку ряска обитает везде, то с её помощью можно создать карту состояния водоёмов области или района. Для этого все плавающие растения с площади 0,5 м2 в намеченных точках собирают в специальное ведёрко, на котором записывают номер точки сбора и пробы, дату, краткую характеристику местности. В лаборатории при разборке проб учитывают число видов ряски и число растений каждого вида, общее число щитков (материнских и деток) и среди них число щитков с повреждениями (чёрные, бурые пятна, пожелтение). Щиток – это зелёная округлая пластинка ряски размером 1-10 мм, обычно к ней прикреплены дочерние щитки – «детки». Вырастая, «детки» отделяются и превращаются в самостоятельные растения, благодаря чему ряски быстро заполняют поверхность водоёма. Для экспресс-оценки полученных результатов можно использовать самый массовый вид – ряска малая.

2. Практическая часть.

Собрать ряску с помощью сачка с поверхности водоёма площадью 0,5 м2.подсчитать количество видов ряски и количество особей каждого вида. Посчитать процент особей с повреждениями и оценить степень загрязнённости по приведённой таблице.

Таблица экспресс-оценки качества воды

% щитков с повреждениями

Отношение числа щитков к числу особей

1

1,3

1,7

2

Больше 2

0

1 – 2

2

3

3

3

10

3

3

3

3

3

20

3

4

3

3

3

30

4

4

4

3

3

40

4

4

4

3

-

50

4

4

4

-

-

Более 50

5

5

-

-

-

Римскими цифрами обозначены:

1 – «очень чистая»

2 – «чистая»

3 – «умеренно загрязнённая»

4 – «загрязнённая»

5 – «грязная»

прочерк - «невозможные сочетания»

Занятие 12.

Практическая работа №7 «Исследование состава пищевых продуктов по упаковкам».

Цели: формирование экологической культуры; навыков самостоятельной исследовательской работы; расширение представлений о качественном и здоровом питании; изучение качественного состава продуктов питания. Задачи: раскрыть особенности воздействия на организм человека различных пищевых добавок; формировать умения сравнивать, анализировать; развивать практические умения по сбору информации и её обработке; информировать учащихся школы о качестве предлагаемой им в наших магазинах пищи.

Оборудование: упаковки от продуктов питания с маркировкой.


План:

1. Теоретическая часть.

Значение питания в жизни человека огромно. Это и формирование тела, поведение человека. Характер питания оказывает влияние на рост, физическое и нервно-психическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте. Правильное питание является абсолютно необходимым фактором для обеспечения нормального кроветворения, зрения, полового развития, поддержания нормального состояния кожных покровов. Надо отметить, что здоровое питание определяет и степень выраженности защитной функции организма, повышая устойчивость к инфекциям, агрессивному воздействию внешней среды, тяжёлых металлов, радиоактивному облучению и другим неблагоприятным воздействиям. Питание должно отвечать следующим основным принципам:

  • рацион питания по энергетической ценности должен покрывать их энергетические затраты;

  • рацион питания должен быть сбалансирован по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам;

  • рацион должен быть разнообразным;

  • необходимо учитывать непереносимость отдельных продуктов и блюд;

  • должен соблюдаться режим питания;

  • пища должна быть безопасной и соответствовать нормам и правилам, действующим в РФ.

Мы решили исследовать продукты питания, продающиеся в магазинах нашего села – насколько они соответствуют нормам и правилам безопасности, действующим в РФ и, прежде всего, исследовать на наличие пищевых добавок.

Что такое пищевые добавки? Это природные, идентичные природным или искусственные (синтетические) вещества, увеличивающие сроки хранения продуктов или придающие им заданные свойства. История применения пищевых добавок (уксусная и молочная кислоты, поваренная соль, некоторые специи и др.) насчитывает несколько тысячелетий. Однако только в ХIХ-ХХ веках им стали уделять особое внимание.
     Вызвано это особенностями торговли с перевозкой скоропортящихся и быстрочерствеющих товаров на большие расстояния, что требует увеличения срока хранения. Спрос современного потребителя на пищевую продукцию с привлекательными цветом, запахом обеспечивают ароматизаторы, красители и т.п.
     Распространение ожирения и сахарного диабета привело к созданию производства продуктов на основе заменителей сахара и подсластителей. Сейчас в производстве продуктов используются почти 500 различных добавок. А если учесть их комбинации, то эта цифра удвоится.     Европейский союз для гармонизации использования пищевых добавок разработал систему цифровой кодификации их. Система одобрена ФАО-ВОЗ. Каждой добавке присвоен трех- или четырехзначный номер с предшествующей буквой Е. Эти номера (коды) используются в сочетании с названиями функциональных классов, отражающих группу пищевых добавок по технологическим функциям (подклассам). Буква Е и идентификационный номер имеет четкое толкование, подразумевающее, что данное конкретное вещество проверено на безопасность, что для данной пищевой добавки имеются отработанные рекомендации по его технологической необходимости и что для данного вещества установлены критерии чистоты.     После некоторых Е-номеров (буква Е в сочетании с трехзначным номером) стоят строчные буквы, например Е160-каротины и др. В этом случае речь идет о классе пищевой добавки. Строчные буквы - неотъемлемая часть номера Е и должны обязательно использоваться для обозначения пищевой добавки. В отдельных случаях после Е-номеров стоят римские цифры, которые уточняют различия в спецификации добавок одной группы и не являтся обязательной частью номера и обозначения.
     Наличие пищевых добавок в продуктах должно фиксироваться на этикетке. При этом добавка может обозначаться как индивидуальное вещество или как представитель функционального класса в сочетании с номером Е. Например, бензонат натрия или консервант Е211. Согласно предложенной системе цифровой кодификации, классификация добавок в соответствии с назначением выглядит следующим образом (только основные группы):

     Е100 - Е182 - красители;
     Е200 и далее - консерванты;
     Е300 и далее - антиокислители;
     Е400 и далее - стабилизаторы консистенции;
     Е500 и далее, Е1000 – эмульгаторы.
     Е600 и далее - усилители вкуса и аромата;
     Е700 - Е800 - запасные индексы;
     Е900 и далее - глазирующие агенты, улучшители хлеба;

     Кроме того, специальная комиссия по пищевым добавкам ФАО-ВОЗ относит к ним «непищевые вещества», добавляемые в продукты питания, как правило, в небольших количествах для улучшения внешнего вида, вкусовых качеств, текстуры или для увеличения сроков хранения.

Пищевые добавки разрешённые и запрещённые. В Российской Федерации использование пищевых добавок регламентруется СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов" (приложение 7) и СанПиН "Гигиенические требования по применению пищевых добавок" (который в настоящее время находится на утверждении в МЗ РФ). Последний документ вводится впервые в России и имеет важное значение в регуляции использования и оборота добавок с учетом вида пищевой продукции и рекомендуемых их предельных величин. При разработке этих нормативных документов использован не только опыт отечественной гигиены, но и многих международных организаций и комитетов, а также стран ЕС. Так, например, рекомендуемые величины подслащивающих пищевых добавок для пищевых продуктов гармонизированы полностью с требованиями стран ЕС. За  последние годы  вопрос  применения   пищевых  добавок   при производстве   продуктов   питания   неоднократно   поднимался  в различных  российских  изданиях.  Непонятные  и таинственные коды"Е" вызвали беспокойство потребителей. Институт питания РAМН подготовил, а Госкомитет санэпиднадзора России в августе 1994  г. утвердил  дополнения   к  "МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИМ   ТРЕБОВАНИЯМ   И САНИТАРНЫМ  НОРМАМ  КАЧЕСТВА  ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО  СЫРЬЯ И ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ" - "ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ"  N 01-19/42-11.  В  этом документе дан  перечень  веществ,  как  разрешенных,  так  и  запрещенных в Российской Федерации для  применения в качестве  пищевых добавок. Названия пищевых добавок  даны на английском  и русском языках  с указанием  их  международного  идентификационного  кода с литерой "Е" и подкласса (технологической функции) в возрастающем  порядке цифровых кодов.   Напомним, что в  разных странах в  производстве продуктов  питания  используют  около  500  пищевых  добавок,  не считая   некоторых   разновидностей,   комбинированных   добавок,отдельных душистых  веществ и  ароматизаторов. Некоторые  пищевые добавки имеют несколько синонимических названий.  В  соответствии с  "Санитарными   правилами  по   применению  пищевых   добавок",утвержденными  Министерством  здравоохранения  СССР  в 1978 г. (N1923-78),  а  также  последующими  дополнениями  к  ним, сейчас в России может использоваться  в производстве пищевых  продуктов (а также  допускается  присутствие  в  импортных пищевых продуктах)около  250  видов  пищевых  добавок.   В  Российском  документе в группу  разрешенных  вошло  219  пищевых  добавок,  некоторые  изкоторых имеют по несколько разновидностей.

2. Практическая часть.

  1. Изучение литературы по данному вопросу.

  2. Изучение влияния различных пищевых добавок на организм человека.

  3. Изучение по этикеткам состава продуктов питания, продающихся в магазинах села Большой Ломовис.

  4. Составление сводной таблицы «Содержание пищевых добавок в различных продуктах питания», продающихся в магазинах с. Большой Ломовис.

  5. Сделать вывод о качестве продуктов питания, реализуемых в магазинах нашего села.

  6. Использование полученных сведений в своей повседневной практике при приобретении продуктов питания.

Занятие 13.

Практическая работа №8 «Аттестация учебного помещения».

Цель: научиться давать эколого-гигиеническую оценку учебного помещения, используя простейшую методику и доступные приборы.

Оборудование: рулетка, термометр, психрометр.

План:

1. Теоретическая часть.

Воздушная среда влияет на здоровье, общее самочувствие учащихся, их работоспособность на уроках. Изменение химического состава воздуха помещения вызвано прежде всего дыханием. Во время пребывания учащихся в классных помещениях прежде всего уменьшается количество кислорода, увеличивается количество углекислого газа (с 0,03 до 1,84%), водяных паров, положительных ионов, количество бактерий, повышается температура, запылённость, в нём появляются органические примеси, сероводород. О качестве воздуха принято судить по содержанию в нём углекислого газа. Установлено, что человек чувствует себя комфортно, если оно не превышает 0,1%. Скопление вредных газов происходит преимущественно в верхней части помещения. При высоте помещения 3,5 м на одного учащегося приходится 4,4м3 воздуха. За 45 минут через лёгкие ребёнка 10-12 лет проходит 12,5м3 воздуха. Необходимая троекратная смена объёма воздуха достигается благодаря естественной и искусственной вентиляции, а также проветриванию. Таким образом, чтобы в помещениях воздух был качественным, необходим достаточный их объём и качественная вентиляция. На каждого ученика в классном помещении должно приходиться 4-5м3 воздуха. Естественный обмен воздуха в помещении происходит через поры строительного материала, щели в окнах, дверях, под действием разности давлений и температур. Чтобы его усилить, помещение проветривают, открывая окна, фрамуги и форточки.

2. Практическая часть.

1) Выявление соответствия площади и объёма помещения санитарно-гигиеническим нормам.

  1. Измерьте ширину и длину классного помещения и определите его площадь Ѕ=длина:ширина.

  2. Рассчитайте, какая площадь приходится на одного ученика Ѕ=Ѕ:n, где n – количество рабочих мест в помещении.

  3. Определите объём помещения V=S*h, где h – высота помещения.

2) Проверка соответствия уровня вентиляции санитарно-гигиеническим нормам.

  1. Сосчитайте количество фрамуг. Проверьте, все ли они открываются.

  2. Измерьте площадь всех открывающихся фрамуг и рассчитайте их общую площадь.

  3. Рассчитайте отношение площади пола к площади вентиляционных отверстий. По нормативам это соотношение должно быть не более 50. Сделайте вывод о достаточности классной вентиляции.

3) Санитарное обследование температуры воздуха в помещениях.

  1. Измерьте температуру воздуха у окон и у противоположной стены.

  2. Измерьте температуру воздуха на уровне парт и у пола. Разница температур по вертикали не должна быть большой. Нормальной считается разница в 2,5 градуса между температурой на уровне пола и на уровне головы человека. Температура воздуха в районе с холодным климатом должна быть равной 18-21 градус.

4) Аттестация учебного кабинета. По полученным данным заполните таблицу.


№п/п

Показатели

Да

Нет

1

На одного учащегося приходится 2м2 площади

1

0

2

На одного учащегося приходится не менее 4 м3 объёма

1

0

3

Площадь открывающихся фрамуг не менее 1:50 площади пола

1

0

4

Площадь окон (без учёта оконных переплётов) не менее 1:4 – 1:6 площади пола

1

0

5

Освещение класса левостороннее

1

0

6

Стены окрашены клеевой краской

1

0

7

Искусственное освещение соответствует нормативу КИО – 40вт/м2

1

0

8

Окраска стен соответствует ориентировке помещения

1

0

9

Температура не ниже 16 и не выше 250С

1

0

10

Относительная влажность помещения 30-60%

1

0

11

Рабочие места учащихся (мебель) соответствуют ростовым размерам

1

0

12

Окраска рабочих мест гармонирует с окраской стен

1

0

13

Поверхности рабочих столов не имеют бликов

1

0

14

На передней и правой боковой стенках кабинета размещена значимая информация, которую можно прочесть с любого рабочего места учащегося

1

0


5) Если аттестуемое помещение оценивается менее, чем в 10 баллов, то оно не соответствует санитарно-гигиеническим нормам.

Занятие 14.

Практическая работа №9 «Исследование чистоты воздуха в помещении».

Цель: Изучить методику исследования чистоты воздуха в помещениях; определить загрязнённости воздуха.

Оборудование: скотч, белая бумага, исследуемые листья комнатных растений.

План:

1. Теоретическая часть.

Человеку чистый и свежий воздух необходим для дыхания. Воздух должен содержать достаточное количество кислорода. Повышенное содержание в воздухе углекислого газа и взвешенных частиц различных веществ вредно для здоровья. Очень вредное влияние на здоровье учащихся оказывает пыль, которая всегда присутствует в школьных помещениях. Особенно её много в тех местах, где скапливается в течение учебного дня много учащихся – в спортзалах, рекреациях, столовой. С пылью необходимо бороться, прежде всего с помощью регулярной влажной уборки дважды в денью

2. Практическая часть.

1. На кусочке фильтровальной бумаги, смоченной водой, сделайте пылевые отпечатки с листьев растений, взятых в различных местах исследуемой территории: в рекреациях школы, классных комнатах, столовой.

2. Сравните и оцените степень запылённости листьев растений и результаты занесите в таблицу.

Степень запылённости листьев в различных местах исследуемой территории

Исследуемая территория


Степень запылённости


3. Проведите следующий эксперимент: возьмите пылевые отпечатки с различных видов растений. На каких растениях оседает больше всего пыли?

4. Сформулируйте вывод о пылезащитной роли зелёных растений.

5. Дайте свои рекомендации по озеленению наиболее запылённых помещениях школы и борьбе с пылью.

Занятия 15-16-17.

Практическая работа №10 «Подготовка и представление презентаций «Экологическая ситуация в с. Большой Ломовис».

Цель: Обобщить и систематизировать полученные знания навыки; сформировать целостное представление об экологической ситуации в с. Большой Ломовис; научиться оформлять исследовательскую работу в виде компьютерных презентаций.

План презентации:

1. Тема работы.

2. Фамилия, имя, отчество, класс, школа.

3. Цель работы.

4. Гипотеза

5. Ход исследования.

6. Результаты исследования.

7. Выводы.

8. Использованная литература.

Тематика презентаций:

І. Чистота воздуха в с. Большой Ломовис.

а) Результаты изучения запылённости воздуха;

б) Определение класса загрязнения воздуха по состоянию хвои у сосны;

в) Результаты исследования чистоты воздуха в помещениях школы.

ІІ. Чистота воды в с. Большой Ломовис.

а) Результаты оценки уровня загрязнённости водной среды;

б) Результаты исследования питьевой водопроводной воды.

ІІІ. Экологическое состояние школьного двора.

ІV. Аттестация учебного помещения.

V. Исследование состава пищевых продуктов по упаковкам.

VІ. Определение кислотности и плодородия почв по составу растительности и с использованием физико-химических методов.

Заключение: выводы об экологическом состоянии в с. Большой Ломовис.


19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!