СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикум по дыхательной системе человека

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профессиональные компетенции, приобретенные  при решении практикума, будут использованы не только для работы на практических занятиях, но и при сдаче промежуточной, итоговой аттестации в рамках дисциплины, а также при последующем изучении профессиональных модулей.

Просмотр содержимого документа
«Практикум по дыхательной системе человека»

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ № 9, № 10.

Темы:

  1. Строение органов дыхательной системы.

  1. Физиология дыхания.

.

Учебная цель: Формирование знаний и умений, необходимых для освоения части общих и профессиональных компетенций

Знать: Этапы процесса дыхания. Структуры органов дыхательной системы: дыхательные пути, легкие, плевру их функции и строение.

Иметь практический навык: определять расположение органов дыхательной системы относительно поверхности тела

Уметь: показывать на плакатах, муляжах и планшетах отделы дыхательной системы


Хронокарта занятия

Этапы работы

Время

(мин)

Вид деятельности

1

Входной контроль

5

Ответьте на вопросы

2

Самостоятельная работа

60

На основании полученных теоретических знаний по теме самостоятельно выполните контрольно - практические задания:

Задание № 1.

Решите кроссворд

Задание № 2.

Ответьте на вопросы

Задание № 3.

Решите ситуационные задачи

Каждое задание оценивается по пятибалльной системе

3

Итоговый контроль

10

Ответьте письменно на вопросы теста

4

Подведение итогов

5

Среднеарифметическая за самостоятельную работу, устный ответ, итоговый контроль.

Если полученная отметка не удовлетворяет Вас, то повторите учебный материал, чтобы достичь желаемого результата.

5

Домашняя работа

5

Прочитайте учебник Н.В.Смольянникова «Анатомия и физиология человека» и конспект теоретического занятия по теме: Мочевая система человека

.


Входной контроль

Верны ли следующие утверждения

  1. В области глотки перекрещиваются дыхательные и пищеварительные пути.

  2. Черпаловидный, рожковидный, клиновидный непарные хрящи гортани

  3. На уровне VIII шейного позвонка происходит бифуркация трахеи на 2 главных бронха.

  4. Углубление между складкой преддверия и голосовой складкой на боковой стенке полости гортани называется мешочек.

  5. Средостение – это комплекс органов, расположенных между правой и левой плевральными полостями.

  6. Долька – это структурно – функциональная единица лёгкого.

  7. Левый бронх шире и длиннее.

  8. Трахея состоит из 16-20 хрящевых колец.

  9. Во время вдоха и выдоха воздух по воздухоносным путям поступает в легочные альвеолы и выводится из них.

  10. При спокойном дыхании дыхательный объём воздуха 1400-1500 мл.

  11. Тканевое дыхание - это обмен газов между кровью и атмосферным воздухом.

  12. Во время вдоха происходит расслабление межрёберных мышц, опускание рёбер, подъём купола диафрагмы.

  13. Дыхательный центр в продолговатом мозге состоит из инспираторного и экспираторного отделов.

  14. Жизненная ёмкость лёгких - это количество воздуха, которое человек может дополнительно вдохнуть после нормального спокойного вдоха.

  15. При низкой температуре крови и тканей гемоглобин присоединяет кислород, а при повышении - отдаёт.

  16. Кислород в эритроцитах переносит карбогемоглобин.

  17. При физической нагрузке частота и глубина дыхания изменяется

  18. В любом возрасте частота дыхания равны 16 – 20 дыхательных движений.


Задание № 1.

Решите кроссворд

По горизонтали:

  1. Задняя, прилежащая к пищеводу стенка трахеи.

  2. Давление в плевральной полости в норме.

По вертикали:

3. Верхний расширенный отдел полости гортани.

4. Основная функция легких.

5. Слепые выпячивания в виде пузырьков в концевых разветвлениях дыхательных бронхиол, в которых осуществляется газообмен между альвеолярным воздухом и кровью легочных капилляров



Задание № 2.

Ответьте на вопросы

  1. Как называется объем воздуха, остающийся в легких после максимального выдоха?

  2. Как называется гемоглобин, присоединивший к себе кислород?

  3. Как называется процесс вдоха?

  4. Как называется снижение напряжения углекислого газа в артериальной крови?

  5. Как называется прибор, измеряющий жизненную емкость легких?

  6. Как называется совокупность процессов, обеспечивающих потребление организмом кислорода и выделение углекислого газа?


Задание № 3.

Решите ситуационные задачи

    1. Можно ли поставить диагноз левосторонняя среднедолевая пневмо­ния. Ответ обоснуйте.

    2. Жизненная емкость легких обследуемого оставляет 3300 мл. Чему равна общая емкость легких, если остаточный объем составляет 1300мл?

    3. Чем объясняется обильное носовое кровотечение при повреждении носовой полости?

    4. Дыхательный объем обследуемого составляет 500мл. Чему равна жизненная емкость легких, если резервные объемы вдоха и выдоха составляют по 1500 мл?

    5. После перенесенного ОРЗ у больного появились боли в области верхней челюсти и гнойное отделяемое из носовой полости. О воспалении какой пазухи можно подумать?

    6. Резервный объем выдоха обследуемого равен 1700 мл. Какова функциональная остаточная емкость легких, если остаточный объем составляет 1000мл?

    7. У ребенка произошла аспирация инородным телом (монета) дыхательных путей. В какой бронхе чаще всего застревает инородное тело? Ответ обоснуйте.

    8. Дыхательный объем обследуемого равен 350мл. Чему равна емкость вдоха, если резервный объем вдоха составляет 1550 мл?


Итоговый контроль

1. Дыхательную, или газообменную, функцию осуществляют:

а) полость носа

б) гортань

в) трахея

г) легкие

2. Воздухопроводящую функцию в дыхательной системе выполняют:

а) придаточные пазухи носа

б) слуховая труба

в) легкие

г) трахея и бронхи

3. Полость носа сообщается с носоглоткой через:

а) слуховые трубы

б) ноздри

в) хоаны

г) носослезный проток

4. Обонятельной областью полости носа является слизистая оболочка носового хода:

а) верхнего

б) среднего

в) нижнего

г) перегородки полости носа

5. Самым узким местом во всей дыхательной трубке является:

а) глотка

б) гортань

в) трахея

г) левый главный бронх

6. Гортань располагается у взрослых людей на уровне позвонков:

а) II-IV шейных

б) IV-VI шейных

в) VII шейного - I, II грудных

г) III-V грудных

7. Главным голосообразующим отделом полости гортани является отдел:

а) верхний - расширенный (преддверие гортани)

б) средний - суженный

в) нижний - расширенный (подголосовая полость)

г) желудочки гортани (морганьевы желудочки)

8. Углубление между складкой преддверия и голосовой складкой на боковой стенке полости гортани:

а) мешочек

б) желудочек

в) сосочек

г) канал

9. К парным хрящам гортани относится хрящ:

а) щитовидный

б) перстневидный

в) черпаловидный

г) надгортанный

10. Бифуркация трахеи происходит на 2 главных бронха:

а) на уровне IV-V грудных позвонков

б) на уровне XII грудного позвонка

в) на уровне VIII шейного позвонка

г) на уровне I грудного позвонка

11. Сруктурно-функциональная единица легкого:

а) оссеин

б) остеон

в) ацинус

г) бронхиола

12. Количество долей в правом легком:

а) 2 в) 3

б) 4 г) 5

13. Ворота обоих легких располагаются на поверхности:

а) позвоночной

б) медиальной

в) диафрагмальной

г) реберной

14. Плевральная полость заполнена:

а) серозной жидкостью

б) воздухом

в) соединительнотканными перегородками

г) жировой клетчаткой

15. Слепые выпячивания в виде пузырьков в концевых разветвлениях дыхательных бронхиол, в которых осуществляется газообмен между воздухом и кровью:

а) альвеолы

б) мешочки

в) альвеолярные ходы

г) ацинус

16. Объем воздуха, остающийся в легких после максимального выдоха:

а) резервный

б) дополнительный

в) остаточный

г) общий

17. Гемоглобин, присоединивший к себе кислород:

а) оксигемоглобин

б) карбгемоглобин

в) карбоксигемоглобин

г) сложный

18. Процесс вдоха (вдыхание):

а) экспирация

б) гиперкапния

в) инспирация

г) интерстиция

19. Снижение напряжения углекислого газа в артериальной крови:

а) гиперкапния

б) гипокапния

в) гипоксия

г) гипероксия

20. Человек в состоянии покоя вдыхает и выдыхает воздуха в пределах:

а) до 300 мл

б) 300-700 мл

в) 700-1100 мл

г) 1100-1500 мл

21. Жизненная емкость легких у человека в среднем составляет:

а) 3000-4200 мл

б) 3500-4700 мл

в) 4000-5200 мл

г) 4500-5700 мл

22. Основной структурой, задающей ритм и глубину дыхания у человека, является:

а) спинной мозг

б) продолговатый мозг

в) мост

г) гипоталамус

23. Главным естественным возбудителем дыхательного центра является:

а) недостаток углекислого газа

б) избыток кислорода

в) избыток углекислого газа

г) недостаток молочной кислоты

24. Первый вдох новорожденного наступает в результате гуморального возбуждения его дыхательного центра:

а) избытком молочной кислоты

б) недостатком углекислого газа

в) избытком кислорода

г) избытком углекислого газа и недостатком кислорода






1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя