СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикум по лексикологии

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практикум по лексикологии»

Практическое №1

Тема: Лексикология как наука

Цель: дать представление о лексическом уровне языка как системе.

Задачи:

– ознакомить с лексикологией современного русского литературного языка как учебной дисциплиной;

– дать понятие о слове и фразеологизме как основных единицах лексического уровня языка;

– ознакомить с основными подходами к изучению лексического состава современного русского литературного языка.

План

  1. Предмет лексикологии как научной дисциплины. Разделы лексикологии как науки.

  2. Лексический уровень языковой системы. Единицы лексического уровня. Признаки слова как языковой единицы (проблема "тождества" и "отдельности" слова).

  3. Системность лексики русского языка. Особенности лексико-фразеологического уровня.

  4. Признаки фразеологизма как основной единицы фразеологического уровня.

  5. Два подхода к изучению лексико-фразеологического состава языка. Концепция социальности и системности как теоретическая основа современной лексикологии.

Литература

Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология. М., 2001 (и 2003). С. 4–10.

Современный русский литературный язык / под ред. П.А. Леканта. М., 2004. С. 8–10.

Крысин Л.П. Современный русский язык: Лексическая семантика. Лексикология. Фразеология. Лексикография (1-е изд.) учеб. пособие. М.: Академия, 2007.

Николенко Л.В. Лексикология и фразеология современного русского языка. М: Академия, 2006. Рекомендовано УМО.

Оборудование

Доска, схема строения языка как системы

Используемые образовательные технологии

элементы опроса и дискуссии

Вопросы для самопроверки

  1. Слово как единица языка. Номинативная сущность слова. Слово и словосочетание, слово и фразеологизм, слово и словоформа. Потенциальное слово. Окказиональное слово.

  2. Особенности лексико-фразеологического уровня языка.

  3. Форма и значение слова. Формальное варьирование слов. Значение слова и понятие, их отражение в словаре. Внутренняя форма слова и этимология. Грамматическое и лексическое значение слова.

  4. Аспекты изучения лексики. Семасиологическое и ономасиологическое описание лексики.









Практическое занятие № 2.

Тема: История развития лексикографии как науки

Цель: ознакомить с основными современными лексикографическими принципами.

Задачи:

– ознакомить с историей лексикографии;

– выявить основные этапы ее развития;

– дать представление о типологии словарей.

План

          1. Теория и практика составления словарей.

          2. История лексикографии.

          3. Основные этапы развития отечественной лексикографии.

          4. Типология словарей.

          5. Практическая работа с энциклопедическими и лингвистическими словарями.

Литература

1. Совр. рус. яз. / под ред. Е.И. Дибровой. С. 382–394.

2. Совр. рус. лит. яз. / под ред. П.А. Леканта. С. 71–78.


Оборудование

Доска, словари разных типов.

Используемые образовательные технологии

Опрос, дискуссия, практическая работа, сообщения.

Вопросы для обсуждения

            1. Энциклопедические и лингвистические словари.

            2. Толковые словари, принципы их составления.

            3. Порядок расположения слов в словаре.

            4. Толкование слов. Требования, предъявляемые к толкованию.

            5. Способы толкования слов.

            6. Другие части словарной статьи.

            7. Особенности словарного описания многозначных слов.





Практическое №3

Тема: Классификация лингвистических словарей

Цель: научить пользоваться словарями различных типов

Задачи:

– дать понятие о принципах современной русской лексикографии;

– ознакомить с основными составляющими словарной статьи;

– дать классификацию словарей русского языка;

– ввести основные понятия, связанные со структурой словарей.

План

  1. Энциклопедические и лингвистические словари.

  2. Типы лингвистических словарей русского языка.

  3. Толковые словари, принципы их составления.

  4. Что такое словник?

  5. Порядок расположения слов в словаре.

  6. Толкование слов. Требования, предъявляемые к толкованию.

  7. Способы толкования слов.

  8. Другие части словарной статьи.

  9. Особенности словарного описания многозначных слов.


Литература

Совр. рус. яз. / под ред. Е.И. Дибровой. С. 382–394.

Совр. рус. лит. яз. / под ред. П.А. Леканта. С. 71–78.

Крысин Л.П. Указ. раб. С. 179–190.

Шанский Н.М. Указ. раб. С. 276–279.


Оборудование

Доска, основные толковые и аспектные словари

Используемые образовательные технологии

Лекция, элементы опроса, работа со словарями, обсуждение.

Вопросы для самопроверки

    1. Структура словарной статьи современного толкового словаря.

    2. Основные толковые словари русского языка 19-20 веков.

    3. Идеографические словари русского языка.

    4. Словари омонимов русского языка.

    5. Словари синонимов русского языка.

    6. Словари антонимов русского языка.

    7. Словари паронимов русского языка.

    8. Словарь сочетаемости слов русского языка.

    9. Словари исторические и этимологические.

    10. Словари иностранных слов и варваризмов.

    11. Диалектные словари.

    12. Лингвистические и литературоведческие энциклопедии.

    13. Школьные филологические энциклопедии.

    14. Словари лингвистических терминов.

    15. Словари жаргонизмов и арготизмов.

    16. Словари неологизмов.

    17. Фразеологические словари.

    18. Школьные словари.

    19. Новые виды словарей.



Практическое №4

Тема: Макроструктура лингвистических словарей



Практическое №7

Тема: Аспектные словари: особенности, структура

Цель: выявить особенности описания слова в словарях различных типов.

Задачи:

– выявить различия в описании слова в энциклопедическом и лингвистическом словаре;

– научить определять способы толкования слов;

– выявить, какую информацию о слове можно получить из словарей;

– определить особенности лексикографического описания слова в энциклопедическом словаре.

План

              1. Особенности лексикографического описания слова в энциклопедическом словаре.

              2. Слово в лингвистических словарях.

              3. Слово и фразеологизм в толковых словарях.

              4. Способы толкования слов. Система помет. Иллюстративный материал.

              5. Слово в аспектных словарях: орфографических, орфоэпических, парадигматических, синтагматических и др.

Литература

1. Совр. рус. яз. / под ред. Е.И. Дибровой. С. 382–394.

2. Совр. рус. лит. яз. / под ред. П.А. Леканта. С. 71–78.


Оборудование

Доска, словари разных типов.

Используемые образовательные технологии

Опрос, дискуссия, практическая работа, сообщения.


  • Вопросы для обсуждения

                1. Разные виды информации в словарях разных типов.

                2. Комплексные словари и характер описания в них слова.

                3. Учебные словари, многоязычные переводные словари и особенности лексикографической подачи в них словарного материала



Практическое №8

Тема: Признаки и функции слова

Цель: закрепить полученные представления о лексике как уровне языка и слове как его единице.

Задачи:

– дать понятие о сущности слова;

– научить определять внутреннюю форму слова;

– проанализировать структуру словарной статьи.

План:

  1. Значение и понятие, их отражение в словаре. Энциклопедическое значение.

  2. Внутренняя форма слова.

  3. Структура словарной статьи в толковом словаре.

  4. Грамматическое и лексическое в значении слова.

  5. Факторы семантической динамики.

Литература

    1. Брысина Е.В., Шестак Л.А. Лексикология. Лексикография. Фразеология: Учеб.-метод. пособие. – Волгоград: Перемена, 2004. С. 10, задания 1, 2, 3, 4.

    2. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология: Учебник. 4-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 2001. С. 31-36, задания 4,5.

Оборудование

Доска, сборники упражнений (см. список литературы), толковые словари.

Используемые образовательные технологии

Сообщение, опрос, дискуссия, проблемные задания.


Вопросы для обсуждения

  1. Лексический арсенал русского языка, его реальные и потенциальные возможности.

  2. Системные отношения в области лексики.

  3. Слово как конститутивная единица лексической системы.



Практическое занятие №9


Тема: Аспекты лексического значения слова

Цель: дать представление о типах парадигматических отношений в лексике.

Задачи:

– дать понятие о полисемии;

– научить определять тип полисемии;

– дать понятие об омонимии;

– выявить причины появления омонимии;

– определить суть взаимодействия полисемии и омонимии.

План

        1. Лингвистический механизм образования переносных значений слова: два способа образования метафоры, механизм образования метонимии.

        2. Структура полисеманта: связь радиальная, цепочечная, радиально-цепочечная.

        3. Критерий разграничения полисемии и синонимии.

        4. Роль метафоры в художественном тексте.

        5. Проявление системности лексического состава языка: парадигматика, синтагматика, эпидигматика. Идеографическая организация лексики.

        6. Виды словесных оппозиций.

        7. Омонимия как формальное тождество. Виды омонимов.

        8. Пути появления омонимов в языке.

Литература

Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слов // Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. М.,1977. С. 162–189.

Фомина М.И. Указ. учебник. С. 36–46; 68–84.

Крысин Л.П. Указ. учеб. пособие. С. 62–64; 70–74.

Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц / под ред. Е.И. Дибровой. М., 2006, 2007. Ч. 1.С. 199–293.


Оборудование

Доска, схема типов полисемии.

Используемые образовательные технологии

Лекция, проблемные вопросы..

Вопросы для самопроверки

          1. Структура полисеманта: связь радиальная, цепочечная, радиально-цепочечная. Графическое представление структуры полисеманта в толковом словаре.

          2. Критерий разграничение полисемии и омонимии.

          3. Проявление системности лексического состава языка: парадигматика, синтагматика, эпидигматика. Идеографическая организация лексики.

          4. Виды словесных оппозиций. ЛСГ (лексико-семантическая группа), ТГ (тематическая группа), ЛСП (лексико-семантическое поле).

          5. Омонимия как формальное тождество. Виды омонимов. Пути появления омонимов в языке. Использование омонимии в художественном тексте. Описание омонимов в толковых словарях.



Практическое занятие №10

Тема: Компонентный анализ слов.

Цель: дать представление о лексическом значении слова..

Задачи:

– научить различать слово и словоформу, значение и понятие;

– дать понятие о соотношении слова и лексемы;

– дать основные представления о прямом и переносном значении слова и причинах возникновения последнего.

План

  1. Слово и его дифференциальные признаки.

  2. Форма и значение слова. Формальное варьирование слов. Слово и словоформа.

  3. Значение слова и понятие ("ближайшее" и "дальнейшее" значение слова).

  4. Понятие потенциального слова, окказионального слова.

  5. Аспекты изучения лексики. Семасиологическое описание лексики.

  6. Лексема, семема, сема, ЛСВ. Облигаторные, факультативные и потенциальные семы.

  7. Прямая и косвенная номинация. Понятие языковой карты и картины мира. Лингвистическое содержание термина "коннотация".

Литература

Крысин Л.П. Современный русский язык. Лексическая семантика. Лексикология. Фразеология. Лексикография. М., 2007. С. 30–50.

Фомина М.И. Указ. выше учебник. С. 26–36.

Оборудование

Доска, схема структуры лексического значения слова

Используемые образовательные технологии

Лекция, элементы опроса и дискуссии

Вопросы для самопроверки

  1. Структура семемы, её отражение в словаре. Лексема, семема, сема, ЛСВ (лексико-семантический вариант). Облигаторные, факультативные и потенциальные семы.

  2. Прямая и косвенная номинация. Лингвистическое содержание термина «коннотация». Компонентный анализ в лексике.

  3. Типология ЛЗ (лексических значений) слова.

  4. Виды языковых переносов, механизм образования переносных значений. Узкое и широкое понимание метафоры. Роль метафоры в художественном тексте. Метафорический эпитет, отражение метафорических и метонимических значений в толковом словаре.

  5. Факторы семантической динамики.



Практическое занятие №11

Тема: Структурная многозначность.

Цель: закрепить полученные представления о лексике как уровне языка и слове как его единице.

Задачи:

– дать понятие о сущности слова;

– научить определять внутреннюю форму слова;

– проанализировать структуру словарной статьи.

План:

  1. Значение и понятие, их отражение в словаре. Энциклопедическое значение.

  2. Внутренняя форма слова.

  3. Структура словарной статьи в толковом словаре.

  4. Грамматическое и лексическое в значении слова.

  5. Факторы семантической динамики.

Литература

    1. Брысина Е.В., Шестак Л.А. Лексикология. Лексикография. Фразеология: Учеб.-метод. пособие. – Волгоград: Перемена, 2004. С. 10, задания 1, 2, 3, 4.

    2. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология: Учебник. 4-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 2001. С. 31-36, задания 4,5.

Оборудование

Доска, сборники упражнений (см. список литературы), толковые словари.

Используемые образовательные технологии

Сообщение, опрос, дискуссия, проблемные задания.


Вопросы для обсуждения

  1. Лексический арсенал русского языка, его реальные и потенциальные возможности.

  2. Системные отношения в области лексики.

Слово как конститутивная единица лексической системы


Практическое занятие № 12

Тема: Способы изменения ЛЗ.

Цель: отработка навыков определения типов ЛЗ слова по разным классификациям.

Теоретическая часть:

  1. Типы ЛЗ:

а) по соотнесенностью с действительностью;

б) по степени семантической мотивированности;

в) по степени лексической сочетаемости;

г) по наличию или отсутствию коннотативных сем.

  1. Каков объем сведений о типах ЛЗ в школьных учебниках.

Практическая часть:

  1. Сб. Ильенко (1986 г. изд.), упр. № 12.

  2. Сб. Ермаковой, упр. 9 (1).

  3. Сб. Ильенко, упр. 13 (слова молодец, лезть).

  4. Сопоставьте словарную статью на слово бор в МАС и школьном учебнике.

Литература

  1. Виноградов В.В. Типы лексических значений слова // ВЯ. 1953. № 5.

  2. Головин Б.Н. О типах лексических значений слов русского языка // Учен. Зап. Горьк. Ун-та, 1960, вып. 59.

  3. Качаева Л.А. Об основных типах лексических значений слов // ФН. 1978. № 6.

  4. Фомина М.И. СРЯ. Лексика. М., 1990.


Практическое №13

Тема : Синонимы и гипонимы

Цель: дать понятие о сути синонимии и антонимии в языке.

Задачи:

– ввести понятие синонимического ряда;

– определить роль синонимов в художественном тексте;

– определить явление энантиосемии.

План

  1. Синонимия как семантическое тождество. Узкое и широкое понимание синонимии.

  2. Виды синонимов. Синонимический ряд. Доминанта синонимического ряда.

  3. Использование синонимии в художественном тексте.

  4. Виды противоположности в языке. Виды антонимов.

  5. Антонимия в художественном тексте.

  6. Паронимия и парономазия.

  7. Конверсивы.

  8. Энантиосемия.

Оборудование

Доска, .учебное пособие Е.В. Брысиной и Л.А. Шестак (см. список литературы).

Используемые образовательные технологии

Лекция, элементы опроса и дискуссии.


Вопросы для обсуждения

1. Какое языковое явление называется синонимией?

2. Что такое синонимический ряд?

3. Как вы понимаете термин "доминанта" (стержневое слово)?

4. Какие синонимы называются полными (абсолютными)?

5. Какие типы синонимов вы знаете?

6. Как проявляются системные связи языка при объединении слов в синонимические ряды?

7. Какие слова называют контекстуальными синонимами?

Литература

  1. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика: Синонимические средства языка. М., 1974.

  2. Шмелев Д.Н. Очерки по семасиологии русского языка. М., 1964.

  3. Синонимы русского языка и их особенности / Под ред. А.П. Евгеньевой. Л., 1972.

  4. Брагина А.А. Синонимы и их истолкование // ВЯ. 1978. №6.

Словари синонимов

 Клюева В. Н. Краткий словарь синонимов русского языка. М., 1956; 2-е изд. М., 1961.

 Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник. М., 1968; 2-е изд., М., 1969; 4-е изд., 1975; 5-е изд. М., 1986; 6-е изд., М., 1989; 7-е изд. М., 1993.

 Словарь синонимов русского языка / Под ред. А. П. Евгеньевой: В 2 т. Т. 1 (А – Н). Л., 1970; Т. 2 (О – Я). Л., 1971.

 Горбачевич К. С. Русский синонимический словарь СПб., 1996.

 Новый объяснительный словарь синонимов русского языка / Под общ. руководством Ю. Д. Апресяна. Вып. 1. М., 1997; Вып. 2. М., 2000.


Практическая часть

1. Приведите возможно большее количество синонимов к данным словам. Укажите при этом разные типы синонимов (полные, семантические, стилевые, семантико-стилистические). Составьте предложения (словосочетания) с приведенными синонимами.

Говорить -..., смеяться -..., радоваться -..., грустить -..., жить -..., умереть -..., лицо -.... глаза -.... голова -..., приятель -.... возлюбленная -..., муж -...; ловкий -..., умный -..., глупый -..., понятный -..., далекий -..., дикий -..., красивый -...; быстро -..., медленно -..., хорошо -..., плохо -..... аккуратно -..., серьезно -...

2. Выделите синонимы, отличая их от слов, близких по значению, но не входящих с ними в один синонимический ряд.

1. Унылая, грустная дружба к увядающей Саше имела печальный, траурный отблеск (Герц.). 2. Катя обожала природу, и Аркадий ее любил, хоть не смел признаться в этом (Т.). 3. - Душевно рад,- начал он...- Надеюсь, любезнейший Евгений Васильевич, что вы не соскучитесь у нас,- продолжал Николай Петрович...- Так как же, Аркадий,- заговорил опять Николай Петрович...- Сейчас, сейчас,- подхватил отец (Т.). 4. Через двести - триста лет жизнь на Земле будет невообразимо прекрасной, изумительной (Ч.). 5. Он был добрый и отзывчивый человек, бесстрашный и храбрый летчик, умный, талантливый инженер.

3. Запишите синонимические ряды, доминантами которых являются: 1) глаголы, передающие движение ветра, воды; 2) прилагательные, определяющие осенний день без солнца, доброго человека, красивые глаза, некрасивое лицо. (За справками обращайтесь к словарям синонимов.)

4. К выделенным словам подберите синонимы. Объясните выбор писателем выделенных слов, учитывая при этом их лексическую сочетаемость.

Началось с газет. ... Было решено, что ежедневно после обеда они будут друг другу читать вслух. Заметив, что в некоторых газетах попадается шахматный отдел, она сперва подумала, не вырезать ли эти места, но побоялась этим обидеть Лужина. Раза два, как пример интересной игры, мелькнули старые лужинские партии. Это было неприятно и опасно. Прятать номера с шахматным отделом не удавалось, так как Лужин копил газеты, желая впоследствии их переплести в виде больших книг... И она не знала, с каким грешным нетерпением он ожидал тех четвергов или понедельников, когда бывал шахматный отдел, и не знала, с каким любопытством он просматривал в ее отсутствие напечатанные партии. Задачи же он запоминал сразу, искоса взглянув на рисунок и схватив этим взглядом распределение фигур, и потом решал про себя, пока жена вслух читала ему передовую... Дело в том, что чем внимательнее она читала газеты, тем ей становилось скучнее, и туманом слов и метафор, предположений и выводов заслонялась ясная истина, которую она всегда чувствовала и никогда не могла выразить ... Они ей напоминали образ маленького чиновника с мертвым лицом в одном учреждении, куда пришлось зайти в те дни, когда ее и Лужина гнали из канцелярии в канцелярию ради какой-то бумажки... Бумажке, которой у них не было и которую следовало достать, он придавал значение космическое, весь мир держался на этой бумажке и безнадежно рассыпался в прах, если человек был ее лишен. Мало того: оказывалось, что Лужины получить ее не могли, прежде чем не истекут чудовищные сроки, тысячелетия отчаяния и пустоты, и одним только писанием прошений было позволено облегчить себе эту мировую скорбь. Чиновник огрызнулся на бедного Лужина за курение в присутственном месте, и Лужин, вздрогнув, сунул окурок в карман. ...Бумажку они получили в другом учреждении мгновенно. Лужина потом с ужасом думала, что маленький чиновник, уславший их, представляет себе, вероятно, как они безутешными призраками бродят в безвоздушных пространствах, и, быть может, все ждет их покорного рыдающего возвращения.

(В. Набоков.)

5. Познакомиться с анализом синонимического ряда.

Цель анализа - комплексная характеристика синонимического ряда.

Подготовиться к анализу СР.

Методическая часть

Кодухов В.И. Рассказы о синонимах 6 Кн. Для внеклас. Чтения учащихся. М., 1984. (2-3 сообщения от группы).


Практическое №14

Тема: Антонимы. Паронимы.

Цель: дать понятие о сути антонимии и паронимии

План:

1.Виды противоположности в языке. Виды антонимов.

2.Антонимия в художественном тексте.

3.Паронимия и парономазия.

4.Конверсивы.

5.Энантиосемия.


Вопросы для обсуждения

1. Какое языковое явление называется антонимией?

2. Какие преимущественно слова объединяются в антонимические пары?

3. Как вы понимаете термин "градуальность"?

4. Что такое конверсивы?

5. Каково определение внутрисловной антонимии?

6. В чем отличие собственно лексических антонимов от лексико-грамматических?

7. Каким образом антонимические отношения отражают системные связи в языке?

8. В чем состоит привлекательность антонимии для писателей?

9. Какова сущность антитезы?

10. Что такое оксюморон?

11. Каково стилистическое использование антонимов в художественной речи?

12. Гипонимия как разновидность системных (иерархических) отношений. Виды оппозиций.

Литература

  1. Дмитриев А.Л. Антонимы в поэзии А.А. Ахматовой // РЯШ. 1981. №3.

  2. Лысякова М.В. Гипонимия как выражение родо-видовых отношений в лексике // РЯШ. 1984. №6. КОНСПЕКТ.

  3. Львов М.Р. К вопросу о типах лексических антонимов // РЯШ. 1970. №3. КОНСПЕКТ

  4. Новиков Л.А. Типы антонимов в русском языке // РЯШ. 1973. № .

  5. Розина Р.И. Когнитивные отношения в таксономии. Категоризация мира в языке и тексте // ВЯ. 1994. №6.

Практическая часть

1. Подберите антонимы к данным словам. При этом учитывайте, что многозначные слова могут иметь несколько антонимов. Составьте предложения (словосочетания) с полученными антонимическими парами.

Весело, веселый, веселиться; ветреный; встреча, встречать, встречаться; глубокий, глубина; легкий, легкомысленно; полнота, полный, полнеть; толстый; тихий; смелый, смелость; твердый, твердо, твердость; хвалить; хитрый, хитрость.

2. Укажите антонимы в отрывках из художественных произведений. Найдите примеры антитезы и оксюморона.

1. Французская поговорка гласит: "сухой рыбак и мокрый охотник являют вид печальный". Не имев никогда пристрастия к рыбной ловле, я не могу судить о том, что испытывает рыбак в хорошую, ясную погоду и насколько в ненастное время удовольствие, доставляемое ему обильной добычей, перевешивает неприятность быть мокрым. Но для охотника дождь - сущее бедствие (Т.). 2. Тогда эта игра светов и теней - комического, трагического, трогательного, прекрасного, ужасного в жизни - потешала меня (Л. Т.). 3. Расставанья и встречи - две главные части, из которых когда-нибудь сложится счастье (Долм.). 4. В ту ночь мы сошли друг от друга с ума, светила нам только зловещая тьма (Ахм.). 5. Не веселая, не печальная, словно с темного неба сошедшая, ты и песнь моя обручальная, и звезда моя сумасшедшая (Заб.). 6. Единственная в счастье и в печали, в болезни и здоровии - одна, такая же в конце, как и в начале... Пожизненное первое свиданье, безветрия и гроз чередованье! (Тушн.) 7. Жизнь перед смертью - как девочка перед женщиной. Девочка Жизнь простодушна. Цинична женщина Смерть (Евт) 8. И ничего - вам говорю по совести - я тяжелее не держал в руках, чем тяжесть этой страшной невесомости (Евт.). 9. Пусть равномерны промежутки, что разделяют наши сутки, но, положив их на весы, находим долгие минутки и очень краткие часы (Марш.) 10. Есть женщины, сырой земле родные, и каждый шаг их - гулкое рыданье. Сопровождать воскресших и впервые приветствовать умерших - их призванье (Манд.) 11. Чую с гибельным восторгом - пропадаю, пропадаю (Выс.) 12. Ведут поэта, о волшебный стих, и в ад и в рай пять легких стоп твоих (Марш.)

3. Выделите антонимические пары. Укажите значения слов, на которых строятся каламбуры.

1. И все же конец мой - еще не конец, конец - это чье-то начало (Выс.). 2. Ищу я выход из ворот, но нет его - есть только вход. И то не тот (Выс.). 3. И горек мне мой сладкий, мой эмигрантский хлеб (Ок.). 4. Чего не потеряешь, того, брат, не найдешь (Ок.). 5. О, кто-нибудь, приди, нарушь чужих людей соединенность и разобщенность близких душ (Евт.). 6. - Вы не прислушиваетесь к голосу народа? - Это не народ! - Это хуже, чем народ, это лучшие люди города (Шв.) 7 Сильнее тот, кто меньше любит, кто больше любит, тот слабей... Кто больше любит, тот богаче, кто меньше любит, тот бедней (Сол.).

4. Выделите в тексте слова, к которым можно подобрать антонимы. Запишите полученные антонимические пары. Чем, по-вашему, привлекают писателей слова, имеющие антонимы?

Наверное, эту книгу вернее всего можно определить как "воспоминания". Сейчас очень много пишется и издается воспоминаний, и я невольно оказываюсь в когорте мемуаристов, авторов модного жанра. Но ведь любая мода, в том числе и литературная,- не прихоть, не каприз, она возникает потому, что пришло ее время, ее ждут, и художники, актеры, модельеры, писатели чувствуют это ожидание и отвечают на него. А у меня к тому же есть и особая причина избрать этот жанр.

Дело в том, что я, наверное, родился под счастливой звездой: мне очень везет в жизни. У меня были прекрасные родители - добрые, веселые, талантливые. Я был на войне и остался жив. Я с детства хотел стать литератором - стал им... Женщины, которых я любил, любили меня: и о каждой я думаю с нежностью и благодарностью. И особенно удачлив я был в общении. Пестрая моя судьба послала мне столько замечательных людей, что их хватило бы на сотню таких, как я. Это не значит, что все они были моими друзьями или приятелями, но разве и простое знакомство с уникальными людьми, с их удивительными рассказами - не подарок? Да и в собственной моей жизни было много такого, о чем стоит вспомнить, а может, и подумать. Это тоже подарок свыше.

Подарки надо отдаривать. Для этого у меня есть единственная возможность - написать об этих встречах, об этих происшествиях.

(Ю. Даниэль)

5. Познакомиться с анализом антонимической пары.

Цель анализа - комплексная характеристика антонимической пары.

Подготовиться к анализу антонимической пары.


Практическое №15

Тема: Омонимия и смежные с ней явления.

Задачи:

– дать понятие об омонимии;

– выявить причины появления омонимии;

– определить суть взаимодействия полисемии и омонимии.

План:

1.Проявление системности лексического состава языка: парадигматика, синтагматика, эпидигматика. Идеографическая организация лексики.

2.Виды словесных оппозиций.

3.Омонимия как формальное тождество. Виды омонимов.

4.Пути появления омонимов в языке.


Вопросы для обсуждения

1. Что такое лексические омонимы? Чем отличаются омоформы, омофоны, омографы от лексических омонимов?

2. Какими причинами обусловлено появление омонимов?

3. Как вы понимаете высказывание В.В. Виноградова о том, что «омонимия является пределом лексико-семантического варьирования слова»?

4. В чем отличие омонимии от полисемии?

5. Каковы стилистические функции омонимов?

6. Как представлены омонимы в толковых словарях? Какие специальные словари омонимов вам известны? Расскажите о принципах построения словаря омонимов (напр., М.Р. Львова или О.С. Ахмановой) и о структуре словарной статьи этого словаря.

II.

  1. Какое явление называется паронимией?

  2. Чем отличаются паронимы от омонимов?

  3. В чем отличие паронимов от синонимов?

  4. При каких условиях паронимы могут переходить в синонимы?

  5. Чем объясняются ошибки в употреблении паронимов?

  6. Словари паронимов.

Литература

  1. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка (М., 1974) // СРЯ. Лексикология. Фразеология. Лексикография: Хрестоматия и учебные задания. – СПб., 2002. С.162-171.

  2. Виноградов В.В. Об омонимии в русской лексикографической традиции // Избранные труды, т. 3. Лексикология и лексикография. М., 1977. С. 288-294;

  3. Гак В.Г. Сопоставительная лексикология. М., 1977;
  4. Данилов А.А. О некоторых проблемах омонимии современного русского языка // Слово в лексико-семантической системе языка. Л., 1972;

  5. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. М., 1977; - В ЛЭС – С.344-345.
  6. Вишнякова О.В. Паронимы современного русского языка. М., 1987.

СЛОВАРИ ОМОНИМОВ

  •  Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка. М., 1974; 3-е изд. М., 1986.

  •  Колесников Н. П. Словарь омонимов русского языка / Под ред. Н. М. Шанского. М., 1976; 2-е изд., испр. М., 1978.

  •  Словарь омонимов русского языка. М., 1986.

  • Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. М., 1984

  • Колесников Н.П. Словарь паронимов русского языка. Тбилиси, 1971;

Конспектирование

  1. Виноградов В.В. Об омонимии в русской лексикографической традиции // Избранные труды, т. 3. Лексикология и лексикография. М., 1977. С. 288-294.

  2. Данилов А.А. О некоторых проблемах омонимии современного русского языка // Слово в лексико-семантической системе языка. Л., 1972.

Практическая часть:

1. Познакомиться с анализом омонимических отношений.

Цель анализа - характеристика не связанных по значению слов, которые совпадают по своему написанию (звучанию) и различаются в тексте благодаря разным контекстуальным окружениям.

Подготовиться к анализу омонимичных отношений.

2. Сб. Ермаковой, упр.23 (устно).

3. Сравните словарные статьи для слов: забрызгать, заехать, бостон, молния, отмочить в Словаре С.И. Ожегова и МАС (письменно).

4. Выделите омонимы. Пользуясь толковым словарем, объясните их значения. Не смешивайте омонимию с многозначностью.

1. Каков ни есть, а хочет есть (Погов.). 2. Пчелы сперва садятся, а потом берут взятки в отличие от некоторых людей, которые взятки берут, но не садятся (Кр.). 3. Сидит, молчит, не ест, не пьет и током слезы точит, а старший брат свой нож берет, присвистывая, точит (П.). 4. Взять жену без состояния я в состоянии, но входить в долги из-за ее тряпок я не в состоянии (П.). 5. - У вас есть заключение?- Нет, батюшка, нельзя ему [мужу] заключение давать. В милиции сказали, можно, говорят, его на неделю заключить, а я чего, батюшка, кушать-то буду? (М.). 6. Поэт - издалека заводит речь. Поэта - далеко заводит речь (Цв.). 7. Трамвай представлял собой поле брани (Э. К.). 8. Дети - цветы жизни. Не давайте им, однако, распускаться (Э. К.). 9. Фунт сахара и фунт стерлингов (Из газ.).

5. Прочитайте внимательно текст. Укажите слова, которые имеют омонимы, омоформы, омографы, омофоны.

Сквозь густые кусты орешника, перепутанные цепкой травой, спускаетесь вы на дно оврага. Еще свежо, но уже чувствуется близость жары. Голова томно кружится от избытка благоуханий. Кустарнику нет конца... Кое-где разве вдали желтеет поспевающая рожь, узкими полосками краснеет гречиха. Вот заскрипела телега; шагом пробирается мужик, ставит заранее лошадь в тень... Вы поздоровались с ним, отошли - звучный лязг косы раздается за вами. Солнце все выше и выше. Быстро сохнет трава. Вот уже жарко стало. Проходит час, другой... Небо темнеет по краям; колючим зноем пышет неподвижный воздух.

Но что это? Ветер внезапно налетел и промчался; воздух дрогнул кругом: уж не гром ли? Вы выходите из оврага... что за свинцовая полоса на небосклоне? Зной ли густеет? туча ли надвигается?.. Но вот слабо сверкнула молния... Э, да это гроза! Кругом еще ярко светит солнце: охотиться еще можно. Но туча растет: передний ее край вытягивается рукавом, наклоняется сводом. Трава, кусты, все вдруг потемнело... Скорей! вон, кажется, виднеется сенной сарай... скорее!.. Вы добежали, вошли... Каков дождик? каковы молнии? Кое-где сквозь соломенную крышу закапала вода на душистое сено... Но вот солнце опять заиграло. Гроза прошла; вы выходите. Боже мой, как весело сверкает всн кругом, как воздух свеж и жидок, как пахнет земляникой и грибами!.. (И. С. Тургенев.)

6. В приведенных каламбурах разграничьте многозначность и омонимию. За справками обращайтесь к толковым словарям.

1. Я всю зиму провел в здешнем краю. Я говорю, что остепенился, потому что зарылся в степь (Вяз.). 2. Любил студентов засыпать он, видно, оттого, что те любили засыпать на лекциях его (Марш.). 3. Два одиноких фотографа срочно снимут ванную комнату (Из газ.). 4. Требуется человек, хорошо владеющий языком, для наклеивания профсоюзных марок (Из газ.). 5. Женщины подобны диссертациям: они нуждаются в защите (Э.К.). 6. Весна хоть кого с ума сведет. Лед и тот тронулся (Э. К.). 7. Над ним одним все нимбы, нимбы. Побольше терниев над ним бы! (Сим.). 8. Нет такой избитой темы, которую нельзя было бы ударить еще раз (Из газ.).

7. Выделите в предложениях омонимы, омоформы, омографы, омофоны.

1. "Искра" играет с искрой (Из газ.). 2. Как жаль, что способность делиться осталась лишь преимуществом простейших. 3. Не оттого ли стал он заноситься, от спеси нос задрав на метр, что в списки метров начал заноситься, хоть видно за версту, что он не метр (Козл.). 4. - Чем заняты таланты? Возвести! - Да продолжают славный воз везти!- А бездари?- Те мнят, что делают погоду.- А критики?- Темнят или молчат по году (Козл.). 5. Дурак - что враг, известно не со слов, и, власть имея, ты вели чины снимать решительно с ослов любой величины (Козл.). 6. Сердилась королевская масленка:- Болтают в кухне со среды, что я родня какого-то масленка! Помилуй бог! Я из другой среды (Козл.). 7. Медведь в бору, не зная правил, машиной персональной правил. И в елку врезался. Смех смехом. А Мишка-то едва остался с мехом. И заревел он грозно:- Надо ели срубить в бору, они мне надоели (Козл.). 8. Нет хуже удела, чем быть не у дела (Козл.). 9. Для производства футбольных голов ноги бывают важнее голов (Козл.).

8. Используя известные вам методы дифференциации омонимии и полисемии (наличие общей семы; сочетаемость; членение, производные), докажите, что а) воля1 – способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели; воля2 – свобода в проявлении чего-н.; б) язык1 – подвижный мышечный орган в полости рта, являющийся органом вкуса; язык2 – система звуковых, словарных и грамматических средств… - омонимы.

9. Докажите, что паронимия – это разновидность эквиполентных формально-семантических оппозиций. Приведите примеры, доказывающие это положение.

Вместо точек употребите один из паронимов, данных в скобках.

У билетной кассы предъявляли свои ... (командировочные - командированные) удостоверения. 2. Мне кажется, что я припоминаю ... (лицо - личность) этого человека. 3. На мебель были ... (одеты - надеты) чехлы. 4. Молодая актриса играет ... (главную - заглавную) роль в спектакле "Анна Каренина". 5. Напрягая последние (силы - усилия), мы достигли вершины горы. 6. На выставке представлен большой выбор красивой и ... (практичной - практической) обуви. 7. Группа школьников ... (пришла - зашла) в музей на лекции. 8. Мы все ... завтра (придем - выйдем) на стадион, чтобы посмотреть игру своей любимой команды. 9. В порту судно ... (стало - встало) на якорь. 10. Перед подвигом защитников отечества мы ... (преклоняем - склоняем) голову. 11. Он внимательно слушал лекцию, делая ... (пометы - заметки) в блокноте. 12. Мы так давно не виделись, что вначале я его не ... (узнал - признал).

10. Составьте предложения или словосочетания с паронимами. За справками обращайтесь к словарям трудностей русского языка.

Добрый - добротный, дружеский - дружественный, дефектный - дефективный, конструкторский - конструктивный, эффектный - эффективный, блудить - блуждать, отражать - отображать, проводить - производить, представить - предоставить, опробовать - апробировать, укрывать - скрывать, осудить - обсудить; новшество - новинка, урожай - урожайность, существо - сущность.

11. Укажите речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов. Устраните их, правильно выбирая слова.

Изменения, прошедшие в стране за последние 5-6 лет, необратимы. 2. Лечебные учреждения проводят дифференциальное питание больных. 3. Дети близко к сердцу воспринимают огорчения родителей. 4. Он был настоящим сподвижником книги, плоды его просветительной деятельности заметны и поныне. 5. Больше ста человек заселилось в общежитие, которое только что отстроили сами студенты. 6. Вслед за черешней подоспели ранние сорта яблок. 7. Первое время научная работа поддавалась нелегко. 8. Вследствие неблагоприятных погодных условий и понесенного в связи с этим ущерба урожайность в этом году значительно уменьшилась. 9. Третий сорт яблок охватывает всю продукцию, не подлежащую перевозке на длительные расстояния. 10. Мастер цеха высказал, что обувь его комбината пользуется большим спросом у покупателей. 11. Первый выпуск журнала был встречен читателями с большой заинтересованностью. 12. Самолеты значительно укоротили путь от Камчатки до Якутска 13. Утверждая документацию, директор совхоза ставит на ней свою роспись. 14. Обмороженные стекла окошек едва рассеивают тусклый свет мартовского утра. 15. Стены имеют неприглядный вид, они не покрашены, вместо вешалок набиты гвозди. 16. Произведение - та же жилая площадь, поэтому перенаселять ее очень опасно. 17. Пером писателя водит не стремление к внешней эффективности, а желание глубже осмыслить существо происходящего. 18. При решении этой проблемы потребовались экскурсии в математику и биологию.


Практическое №17

Тема: Классификация фразеологизмов.

Теоретическая часть

1. Вопрос о классификации ФЕ. Принципы классификации. Классификация ФЕ с точки зрения семантической спаянности компонентов (сращения, единства, сочетания; фразеологические выражения). Вопрос о составных наименованиях.

2. Классификация ФЕ по соотношению с частями речи.

3. ФЕ с точки зрения экспрессивно-стилистических свойств (межстилевая, книжная, разговорно-бытовая, художественно-поэтическая).

4. ФЕ с точки зрения происхождения.

Литература

1. Виноградов В.В. Основные типы ФЕ в русском языке // Русский язык: Грамматическое учение о слове. (Любое издание) ИЛИ см. в Современный русский язык Лексикология. Фразеология. Лексикография: Хрестоматия и учебные задания / Отв. ред. Д.М. Поцепня. - 2-е изд.-СПб.: Филолоrический факультет СПбГУ, 2002. C.326-335 (Конспект).

2. Бабкин Д.М. Русская фразеология, ее развитие и источники. М.;Л., 1970.

Практическая часть:

1. Составьте по данной форме таблицу Признаки скодства и различия между типами ФЕ.

Признаки

Фраз. сращения

Фраз. единства

Фраз. сочетания

Фраз. выражения

равные предложению

равные части предложения

1

Воспроизводимость






2

Стабильностькомпонентного состава






3

Непроницаемость






4

Семантическая целостность, неделимость






5

Немотивированность значения






6

Семант. обусловленность значения смыслом отдельных слов






7

Производность






8

Образность, экспрессивность, особенность значения






9

Единство синтаксической фvнкции






10

Дву- и более ударность






11

Регулярность соотношения с одной и той же частью речи






2. Сб. Ильенко, упр. 43.

3. Проанализируйте приведенные ниже ФЕ с точки зрения их структуры и

лексико-грамматических свойств. Сгруппируйте в таблице.

Соль земли; свой в доску; на Шипке все спокойно; святая святых; читать между строк; не за страх, а за совесть; руку набить; скажи на милость; стар и млад; куры не клюют; указать на дверь; то и дело.

По структуре равные предложению

По структуре равные словосочетанию или сочинительному сочетанию

по лексико-грамматическим свойствам

сvбстантивные

глагольные

адвербиальные

адъективные

междометные

4. Сгруппируйте ФЕ по их стилистической отнесенности (нейтральные, книжные, разговорные, просторечные). Определите эмоциональную окраску.

Поставить на свое место, втирать очки, слово в слово, отрясти от ног npax, идти навстречу, водить за нос, в эмпиреях витать, капля за каплей, домоклов меч, как от козла молока.

5. Познакомиться с анализом фразеологизма.

Цель анализа - полная характеристика ФЕ в разных аспектах.

Подготовиться к анализу ФЕ



Практическое №18

Тема: Особенности и функции фразеологизмов

Цель: дать понятие о современной фразеологической системе.

Задачи:

– выявить системные отношения во фразеологии;

– научить определять принадлежность фразеологической единицы к различным группам с точки зрения происхождения, общенародная или ограниченного употребления, активного и пассивного запаса;

– ознакомить с основными фразеологическими словарями русского языка;

– научить определять тип фразеологизма по семантической слитности его компонентов.

План

  1. Объект и предмет фразеологии.

  2. Семантическая классификация фразеологизмов.

  3. Системные отношения во фразеологии.

  4. Фразеология русского языка с точки зрения её происхождения, общенародная или ограниченного употребления, активного и пассивного запаса.

  5. Фразеография.

Литература

    1. Брысина Е.В., Шестак Л.А. Лексикология. Лексикография. Фразеология: Учеб.-метод. пособие. – Волгоград: Перемена, 2004. С. 155-162, задания 6, 8, 10, 11, 16, 17.

    2. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология: Учебник. 4-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 2001. С. 341-346, 349-350, 361-363, задания 136, 138, 142, 145, 150, 152, 160, 162.

    3. Современный русский язык: Сборник упражнений. Учеб. пособие для филол. фак. ун-тов / Под ред. В.А. Белошапковой. – М.: Высшая школа, 1990. С. 99-101, задания 273, 274, 275, 276, 278.

Оборудование

Доска, сборники упражнений (см. список литературы), фразеологические словари.

Используемые образовательные технологии

Сообщение, опрос, дискуссия, проблемные задания.

Вопросы для обсуждения

  1. Коннотация.

  2. Прямые и косвенно-производные значения.

  3. Источники образования фразеологизмов.

  4. Пути и способы фразеологизации.

  5. Фразеологические словари.

  6. Характер подачи в словарях фразеологического материала.








Практическое №19

Тема: Исконно русская лексика и заимствованная

Цель: научить отличать исконную лексику от заимствованной.

Задачи:

– выявить основные черты заимствованных слов;

– определить зависимость выделенных черт от языка-источника;

– определить роль заимствованных слов в языке.

План

  1. Основания отнесения лексики к заимствованной или исконно русской.

  2. Отличительные черты восточнославянской лексики, русской лексики.

  3. Внешние признаки заимствованных слов.

Литература

    1. Брысина Е.В., Шестак Л.А. Лексикология. Лексикография. Фразеология: Учеб.-метод. пособие. – Волгоград: Перемена, 2004. С. 99-106, задания 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 17, 20.

    2. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология: Учебник. 4-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 2001. С. 200-208, задания 91, 92, 93, 100, 102.

    3. Современный русский язык: Сборник упражнений. Учеб. пособие для филол. фак. ун-тов / Под ред. В.А. Белошапковой. – М.: Высшая школа, 1990. С. 97-98, задания 268, 269, 270, 271.

Оборудование

Доска, сборники упражнений (см. список литературы), толковые словари.

Используемые образовательные технологии

Сообщение, опрос, дискуссия, проблемные задания.


Вопросы для обсуждения:

1. Чем объясняется пополнение русской лексики иноязычными словами?

2. Каковы пути проникновения лексических заимствований в русский язык?

3. Какие лексические пласты выделяются в русском языке в зависимости от происхождения слов?

4. Какое место в русской лексике занимают старославянские слова? Назовите фонетические, словообразовательные и семантические признаки старославянизмов. Расскажите о их стилистической роли.

5. Как осваиваются русским языком иноязычные слова?

6. По каким фонетическим и морфологическим приметам можно выделить заимствованные слова из состава русской лексики?

7. Что такое кальки?

8. Какие типы калек в русском языке вам известны?

9. Каковы критерии употребления иностранных слов в речи?

10. Расскажите об этимологических словарях и словарях иностранных слов (принципы их составления, объем, характер словарной статьи, пометы).


Практическая часть:

  1. Определите, исконно русскими или заимствованными являются слова: сестра, прах, Волгоград, хоккеист, дирижерский.

  2. Выпишите в таблицу признаки заимствований из отдельных языков. Пользуйтесь словарями.

из греческого языка

из латинского языка

из скандинавского языка

из тюркских языков

из английского языка

из французского языка

из немецкого языка

начальные [а], [э];

звук [ф],

сочетание [кс], [пс]

и т.д.














Январь, газета, башмак, нация, ванна, джонка, ватерполо, нарты, алфавит, бумага, гамаши, артель, невралгия, риск, пенсия, пихта, балык, идея, автобус, вакансия, лапша, мастер, объект, пурга, пигмент, пиджак, фабрика, тундра, Ольга, Игорь, Джон, Жокей, дирижер, портье.

3. Кавецкая Р.К., Ленченко К.П. и др. Сборник упражнений по современному русскому языку. Воронеж, 1974. Упр. 81, 82, 83, 84, 85 (по 3 отрывка на выбор).

4. Выясните историю и этимологию Вашего имени, имен Ваших родных и близких (количество не ограничено).

Методическая часть:

Из книг

1) Шанского Н.М. В мире слов каждому подготовить сообщения из раздела «Родословная слов» (2-3 статьи).

2) Откупщикова Ю.В. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии. Книга для учащихся. Изд. 2-е. М., 1973 всем прочитать главы 1, 14, 22, 24 + на выбор 2-3 главы.

3) Из истории русских слов: Словарь-пособие. М, 1993 5-6 статей.




Практическое №20

Тема: Активная и пассивная лексика

Активная и пассивная лексика. (2 ч.)

Цель: дать представление об общенародной лексике и лексике ограниченного употребления как о системе.

Задачи:

– классифицировать лексику современного русского языка с точки зрения ограниченного / неограниченного употребления;

– углубить представление о литературном языке;

– дать понятие о взаимосвязи названных лексических пластов.

План

  1. Лексический состав национального языка.

  2. Лексика ограниченного употребления.

  3. Группы диалектов русского языка.

  4. Виды диалектов.

  5. Функции диалектизмов в художественном тексте.

  6. Жаргон и арго.

  7. Понятие профессионализма и профессиональной лексики.

  8. Семантическая специфика термина.

  9. Терминологизация общенародной лексики и детерминологизация терминов.

  10. Функции социально ограниченной лексики в художественном тексте.

  11. Лексика русского языка активного и пассивного употребления.

  12. Устаревшая лексика: архаизмы и историзмы.

  13. Понятие неологизма и окказионализма. Пути появления новых слов в языке.

Литература

Фомина М.И. Указ. раб. С. 210–216, 225–230.

Совр. рус. лит. яз. / под ред. П.А. Леканта. С. 37–44

Совр. рус. яз. / под ред. Е.И. Дибровой. С. 287–302, 305–38.

Крысин Л.П. Указ. раб. С. 131–144.

Оборудование

Доска, схема лексики литературного языка и выходящей за его пределы; учебное пособие Е.В. Брысиной и Л.А. Шестак (см. список литературы).

Используемые образовательные технологии

Лекция, элементы опроса и дискуссии.

Вопросы для самопроверки

                  1. Лексический состав национального языка. Лексика общенародная и ограниченного употребления. Группы диалектов русского языка. Виды диалектизмов. Функции диалектизмов в художественном тексте.

                  2. Жаргон и арго. Понятие профессионализма и профессионального жаргонизма. Функции социально-ограниченной лексики в художественном тексте.

                  3. Семантическая специфика термина. Терминологизация общенародной лексики и детерминологизация термина.

                  4. Лексика русского языка активного и пассивного состава. Устаревшая лексика, архаизмы и историзмы. Виды архаизмов.

                  5. Понятие неологизма и окказионализма. Пути появления новых слов в языке.

  1. Задание 1. Распределите слова по группам:

Активный запас

Пассивный запас
Устаревшая лексика Неологизмы

Архаизмы

историзмы

1 вариант – авианосец, агитпункт, дояр, евпаторьяне, вакса, комбед, провинция, анкета, бахвал, басмач, ревком, баян, берет, диссидент, ратный, нэпман, лунник, бормашина, фирмач, блуза, брезент.

2 вариант – бойница, водолаз, вуз, звонарь, картофель, провинция, брифинг, середняк, космонавт, целинник, энергия, холодильник, лицедей, бюрократия, граммофон, галифе, гриппозный, чужак, менеджер, возвращенец.

Задание 2. Определите, к какой группе устаревших слов относятся следующие лексемы. Определите вид архаизмов.

1 вариант: молитва, дьяк (в приказах), зреть, персты, музыка, инда, очи, дружество, мелкопоместный боярин, бойло (‘избиение’).

2 вариант: спокойство, беззлоба (‘кротость’), стольник, огневое зелье, целовальник, пристав, гошпиталь, поручание, цирульник, бесстудник.

Задание 3. Укажите способ номинации, используемый при образовании неологизмов (словообразовательный, семантический (перенос значения), устойчивое словосочетание, заимствование).

1 вариант: пескоразбрасыватель, стартовая площадка, фломастер, ширпотреб, бижутерия, спутник (Земли), программист, мотель.

2 вариант: трубоукаладчик, космический корабль, авиамедицина, шансон, тоннельщик, перековаться (‘перевоспитаться’), шлягер, пончиковая.

Задание 4. Произведите лексико-семантический анализ подчеркнутых слов: укажите, к активной или пассивной части словаря принадлежит слово (архаизм, историзм, неологизм), а также исконно русское (3 периода) или заимствованное (старославянизм, иноязычное заимствование).

1 вариант: Когда прибыли воины, Гаврила Олексич был уже готов к приему. Он надел блестящую кольчугу, подпоясался широким серебряным поясом с золотыми бляшками. На голове сверкал шлем с узорчатой насечкой. (Ян.)

2 вариант: На погонах у Гавгиры Олексича были расшитые узорами красные сафьяновые сапоги с загнутыми кверху носками. Дружинник подошел к Олексичу, оставшемуся в шатре, сказал: «Там кони ханские пришли, только не серчай. Никудышные они». (Ян.).



Практическое №21

Тема: Общеупотребительная и ограниченная лексика

Цель: определить критерии перехода лексики в разряд ограниченной в употреблении.

Задачи:

– дать определение архаизмам и историзмам;

– дать определение неологизмам;

– определить приметы устаревших слов;

– определить признаки новых слов, еще не вошедших в разряд общеупотребитлеьных.

План

  1. Динамика словарного состава языка.

  2. Активная и пассивная лексика.

  3. Устаревшая лексика и ее типы (историзмы, архаизмы).

  4. Слова разной степени устарелости. Виды архаизмов. Исторические словари. Новые слова (неологизмы). Виды неологизмов.

  5. Словари новых слов и значений.

  6. Окказионализмы.

  7. Дифференциация лексики по сферам употребления.

Литература

  1. Брысина Е.В., Шестак Л.А. Лексикология. Лексикография. Фразеология: Учеб.-метод. пособие. – Волгоград: Перемена, 2004. С. 120-144, задания 3, 5, 12, 14, 15,26, 31,32,38, 42.

  2. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология: Учебник. 4-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 2001. С. 230-240, 271-277, задания 104, 105, 108, 112, 115, 120.

  3. Современный русский язык: Сборник упражнений. Учеб. пособие для филол. фак. ун-тов / Под ред. В.А. Белошапковой. – М.: Высшая школа, 1990. С. 90-92, задания 255, 256.

Оборудование

Доска, сборники упражнений (см. список литературы), аспектные и толковые словари.

Используемые образовательные технологии

Сообщение, опрос, дискуссия, проблемные задания.

Вопросы для обсуждения

1.Лексика общеупотребительная и ограниченного употребления.

2.Территориально ограниченная лексика. Диалект. Диалектное членение русского языка. Диалектная лексика. Виды диалектизмов.

3.Социально ограниченная лексика. Термины и профессионализмы. Термин и слово. Термин и словосочетание.

4.Жаргонная и арготическая лексика.

5. Что такое диалект, диалектизм и диалектное слово?

6. Какие существуют разновидности диалектных слов по их отношению к общенародным словам?

7.Что такое этнографизмы?

8.Каковы функции диалектизмов в художественном тексте?

9.Как решается в науке вопрос о специальной, профессиональной, жаргонной и арготической лексике?

10.Каковы источники формирования специальной (терминологической) и разговорно-профессиональной (профессионализмы лексики?

11.Чем отличаются профессионализмы от терминов?

12.Как взаимодействует в русском языке общенародная и ограниченная в своем употреблении лексика?

13.Какие терминологические словари (в частности словари лингвистических терминов) вы знаете?

14.В чем своеобразие терминологических словарей в сопоставлении с филологическими словарями?

15.Какие вы знаете словари русской диалектной лексики?

Практическая часть

Задание 1. Найдите в текстовых фрагментах диалектизмы. Пользуясь толковыми словарями или Словарем русских народных говоров, определите их значение. Отметьте грамматические, фонетические, семантические и еловообразователыiые диалектизмы, а также этнографизмы. Укажите, с какой целью они введены в текст.

- Ну, Кастрюк, - говорил емy на заре сын, выравнивая гужи на сохе, между тем как его баба зашпиливала веретье на возу с картошками, - не тужи тут, поглядывай обаполдому...;

- Иди, сударушка, покурим, - продолжал дед, - погуторь с Кастрюком. Я, брат., ноне тоже замест часового приставлен;

Потом бабьим летом паутины много село на поля. Это тоже добрый знак: "Много тенетника на бабье лето - осень ядреная";

Баба разводит огонь на загнетке: набила в чугун яиц, хочет делать яичницу;

За решетчатой дверью закуты шуршала солома;

Вот спуск в разлужья, как будто бездонные, залитые тонким паром;

(Яков Нечаев) - Вот чаек себе налаживаю. Самоварчикя, признаться, нету, да это одно баловство, и из чугунникя попьем...

Мы заглянули в шалаш.

- Домок, как у зайца тяремок, - еще раз пошутил он. - А как думаешь, будет дождь?

Он, прищуриваясь тоже поднял лицо кверху:

- Кубыть, так. Маяго кобелька нынче чтой-то весь день не видать, весь день на гумне мышкуя. А это уж обязательно к дожжу, она мышь-крыса усякая, перед дожжем сильней пахня. Ну, що ж, и помоча маленько, авось не сахарные, не растаем... (И.Бунин).

2. Из списка слов, бытующих в русских говорах Карелии (по данным «Словаря русских говоров Карелии и сопредельных областей»), выделите семантические, словообразовательные, лексические типы диалектных слов, а также этнографизмы. Выявите слова с прозрачной внгутренней формой (с точки зрения носителя современного русского языка).

Баской (красивый), голбец (подполье), лыва (лужа), хмара (ненастье), бежать (приближаться, надвигаться), погода, грибы (губы), губы (грибы), черница (красная смородина), гад (змея), рибуша (старая, изношенная одежда), вачеги (рукавицы), водяница (мифическое существо, водяной жен. пола), падера (плохая погода с дождем и снегом) базыковáтый (сварливый, придирчивый), вя́ньгать (ныть, хныкать, жаловаться на судьбу, надоедливо просить о чем-л.), горю́ха (несчастная женщина).

3. Разделите следующие термины на группы с учетом профессиональной среды, в которой они употребляются.

Авизо, акциз, алиби, адажио, апперкот, арабеска, арьергард, байт, байкер, барельеф, барокко, баритон, блок-бастер, брокер, велотрек, винчестер, виньетка, витраж, девальвация, деноминация, дилер, дисплей, дознание, дискант, готика, горельеф, импрессионизм, интерфейс, клипмейкер, кларинг, контральто, квартет, котировка, кутюр, лизинг, либретто, маркетинг, монохромный, монитор, муляж, мозаика, навигатор, нонпарель, принтер, попурри, постер, партитура, промоутер, риэлтор, римейк, ретуш, сервер, стагнация, скерцо, сумо, трансферт, триптих, файл, фронтиспис, филигрань, фальц, фальцет, эмиссия, эскиз, юзер.

4. Объясните значение приведенных ниже лингвистических терминов. В каких областях языкознания они используются? Где возможно, замените заимствованные термины соответствующими русскими.

Аббревиатура, агглютинация, акцент, аккомодация, аллофон, аллитерация, артикуляция, аффикс, аффрикация, бессоюзие, билабиальный, валентность, варваризм, вибрант, волапюк, гаплология, гипербола, гипонимы, глоссарий, градуальный, денотат, деривация, диалектизм, диахрония, дифтонг, дифференциальный, жаргон, идиома, идеография, императив, инверсия, инфинитив, историзм, калька, канцеляризм, компаратив, контаминация, койне, конверсия, лабиализация, лексикон, лексема, литота, метафора, метаязык, метонимия, морфема, номинация, окказионализм, оксюморон, омограф, палатализация, пароним, парцелляция, парономазия, плюсквамперфект, полисемия, предикатив, префикс, праязык, pluralia tantum, плеоназм, редукция, референт, синтагматика, сема, семиотика, синекдоха, спонтанный, супплетивный, табу, тавтология, тезаурус, топонимика, транслитерация, троп, флексия, фонема, эллипсис, экспрессивный, эвфемизм, энклитика, эпитет, этимология.

5. Слова гнездо, дворник, горизонт, лапа, магазин, башмак, карман, кошки, подвал, снег, шапка являются многозначными в русском языке. Одно из их значений является терминологическим. В какой профессиональной среде используются специальные значения этих слов?

6. Выделите из текстовых фрагментов специальную лексику (термины и профессионализмы) и охарактеризуйте её (сфера применения, источники возникновения).

Газету читал корректор, каждую статью прочитывал дежурный по отделу. Готовую газету смотрела "свежая голова" - сотрудник редакции, в этот день освобожденный от других обязанностей, придирчиво изучал дежурный редактор, и все-таки ошибка. В редакции это называют "накладкой", "ляпом", но никто не говорит "ошибка "(Из газ.);

Все тела, независимо от их природы и массы, приобретают под действием гравитационных сил совершенно одинаковые ускорения (В.Григорьев, Г.Мякишев);

В процессе освоения иноязычного слова в русских говорах его исходное значение может измениться, если в говорах есть его русский эквивалент. Семантическая трансформация исходного значения слова стимулируется характерной для русской языковой системы тенденцией к конкретизации общего значения или к образности его;

От полутора до двух раз в этом году снизится оборот рекламного бизнеса в России... такое падение оборота вызвано уходом с рекламного рынка отечественного рекламодателя и, в первую очередь, финансовых "пирамид", доминировавших на нем в прошлом году (Из газ.);

"Куколка, но ещё не бабочка" - так выглядит рынок ценных бумаг глазами профессионалов (Из газ.).

7. Проанализируйте фрагменты словаря студентов и рок-музыкантов. Выявите основные способы формирования молодежного жаргона, его функциональный потенциал и особенности употребления жаргона внутри социальной группы и в неоднородной социальной среде.

Краткий словарь жаргонизмов и некоторых специальных терминов (А. Житинский. Путешествие рокдилетанта).

Андеграунд (англ.) - слово для обозначения неофициальной подпольной культуры

бабки - деньги

бухалово - спиртное

бухать - употпреблять бухалово

винтить (свинтить) - пресечь молодежное мероприятие с помощью милиции (свинтить сейшн)

гопник - то же самое, что жлоб, лох, любер

джем - 1. Варенье. 2. Музыкальное мероприятие в джазе и роке

доставать - действовать на нервы

драйв - см. тащиться

завод - см. тащиться

запил - длительное соло на электрогитаре, которое достает

канать (проканаться) - успешно выступать на сцене

капуста - см. бабки

козел - нехороший человек

косить (армию) - уклоняться от призыва на действительную военную службу

крутизна - состояние, в котором можешь всех убрать

крутой - достигший крутизны

лом - антоним кайфа

нештяк - выражение одобрения

облом - крах

оттягиваться - буквально: отвлекаться от тягот жизни, хорошо проводить время

оттяжка - способ оттянуться

папик - богатый человек старшего поколения, меценат, спонсор

понт - гипертрофированное чувство собственного достоинства

прикид - одежда

сейшн - джем

стебаться - тонко насмехаться, валять дурака

стремный - опасный, напряженный, странный, ненадежный

тащиться - испытывать завод, в тои числе от драйва

торчать - почти то же, что тащиться, но менее динамично

убрать - уничтожить в том числе и морально

флэт - квартира, обычно родительская

холява - 1. Организованный бардак. 2. Бесплатный кайф (выпить на холяву)

хэви метал (а также хард, рэггей, фьюжн, паик) - музыкальный стиль

Добавьте данные из словаря студентов КГПУ (не менее 30-40 слов):

______________________________________________________________________________

8. Выявите из текста слова, свойственные молодежному жаргону. Дополните их жаргонной лексикой наиболее часто используемой в студенческой и школьной среде. Дайте лингвистическую характеристику и культурноречевую оценку этим словам.

Шузы из комисса

Николай Николаевич возвращался домой в превосходном настроении. Наконец-то закончен и сдан заказанный ему перевод книги английского специалиста. Теперь можно и сыном заняться.

В дверях к нему бросилась заплаканная жена.

  • Что стряслось? - спросил Николай Николаевич.

  • … С Аликом плохо... - рыдала жена, - я совсем перестала его понимать...

Николай Николаевич бережно отстранил супругу и решительно прошел в комнату сына. Алик лежал в кресле, забросив ноги на письменный стол.

  • Хэллоу, фадзэр! - прабасил он... "Фадзэр " слегка опешил от неожиданности.

  • Объясни, - потребовал он, - чем ты расстроил маму?

  • Найсово! - хохотнул Алик. - Уже стукнула?

Николай Николаевич поморщился:

  • Так я жду!

  • Да что там спикать - виноват, расстроил старуху. Набей мне фэйс, и дело смэйкано.

  • Дело смэйкано, говоришь? - живо переспросил он сына.

  • Йес, - одобрительно засмеялся Алик - Понимаешь, в комиссе лежат штатские шузы на платформе - финиш! Ну, я к мадзэру присосался - возьми да возьми. А она: «Не nонимаю» и в слезы... А из-за чего? Всего твэнти файв - четвертак пo-вашему, андэстэндаешь?

  • Конечно, андэстэндаю, чего же здесь не понять, - в тон сыну заговорил Николай Николаевич. - Так какая пpaйca - твэнти файв, говоришь? Я уверен, что шузы-то штатские, лэйбла фирменная есть?

  • Есть, - неуверенно протянул Алик.

  • Найсово! А они не очень олдовые?

Алик, открыв рот, глазел на отца и молчал.

  • Нe очень старые, спрашиваю, шузы-то? - наступал отец. - И сайс твой - сорок первый?.. Ну, вот что, я сейчас только пo телефону рингану и двинем в комисс, андэстэндаешь?

  • Папа... - чуть слышно начал было Алик.

  • Что, папа? - перебил Николай Николаевич. - Нечего сидеть, стэндапай - надо дело мэйкать...

Алик выскочил из кресла, почему-то сделал несколько шагов вокруг отца и вдруг, умоляюще взглянув на него, сказал:

  • Неужели ты не можешь говорить по-человечески?! (Е.Герзон. Литературная газета. 21.05.75 г.)





Практическое №22

Тема: Стилистическая дифференциация русской лексики.

Цель: дать понятие об основных стилях книжной речи.

Задачи:

– дать понятие о функциональных стилях русского языка;

– выделить основные группы книжной лексики;

– определить стилистические приметы лексики.

План

  1. Функциональная характеристика языковых единиц.

  2. Функциональные стили и их языковые особенности.

  3. Лексика книжной речи.

  4. Лексика разговорная и просторечная.

Литература

  1. Брысина Е.В., Шестак Л.А. Лексикология. Лексикография. Фразеология: Учеб.-метод. пособие. – Волгоград: Перемена, 2004. С. 22-23, задания 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8.

  2. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология: Учеб. для филол. спец. вузов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 1990. С. 62-67, задания 19, 23, 25.

  3. Современный русский язык: Сборник упражнений. Учеб. пособие для филол. фак. ун-тов / Под ред. В.А. Белошапковой. – М.: Высшая школа, 1990. С. 75-76, задания 214, 215, 216, 217, 218.

Оборудование

Доска, сборники упражнений (см. список литературы), толковые и стилистические словари.

Используемые образовательные технологии

Сообщение, опрос, дискуссия, проблемные задания.

Вопросы для обсуждения

  1. Функциональная характеристика языковых единиц.

  2. Функциональные стили и их языковые особенности.

  3. Лексика книжной речи.

  4. Лексика разговорная и просторечная.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!