СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикум по подготовке к ЕГЭ 10-11 классы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                       1.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа элективного курса «Практикум по русскому языку» составлена на основе программы по русскому языку 10-11 класс Москва «Русское слово», 2010 год, под редакцией Н.Г.Гольцовой.

  Цели  курса: освоение учащимися 10 классов норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни.

 

2. Общая  характеристика курса

     Элективный курс «Практикум по русскому языку. Подготовка  к ЕГЭ»  используется в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 10-11 классов при подготовке к единому государственному экзамену. Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий  на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы  целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной  практике нормативную устную и письменную речь.  Курс способствует психологической адаптации учащихся на экзамене. Позволяет выпускникам легко ориентироваться в непривычной для них тестовой работе. Подготавливает ребят к написанию сочинения-рассуждения. Знакомит с правильным оформлением бланков на экзамене.

 

3.Место курса в образовательном процессе.

Рабочая программа по элективному курсу разработана на основе учебного плана Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 21. Данный курс рассчитан на  два года обучения по 1 часу в неделю. Данная программа учитывает образовательные потребности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Практикум по подготовке к ЕГЭ 10-11 классы»

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа элективного курса «Практикум по русскому языку» составлена на основе программы по русскому языку 10-11 класс Москва «Русское слово», 2010 год, под редакцией Н.Г.Гольцовой.

Цели курса: освоение учащимися 10 классов норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни.


2. Общая характеристика курса

Элективный курс «Практикум по русскому языку. Подготовка к ЕГЭ» используется в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 10-11 классов при подготовке к единому государственному экзамену. Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь. Курс способствует психологической адаптации учащихся на экзамене. Позволяет выпускникам легко ориентироваться в непривычной для них тестовой работе. Подготавливает ребят к написанию сочинения-рассуждения. Знакомит с правильным оформлением бланков на экзамене.


3.Место курса в образовательном процессе.

Рабочая программа по элективному курсу разработана на основе учебного плана Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 21. Данный курс рассчитан на два года обучения по 1 часу в неделю. Данная программа учитывает образовательные потребности учащихся.


4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения видовучебной деятельности.

В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для обучающихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).


5. Содержание программы

Введение. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.

Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм. Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка. Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.

Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).

Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.

Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.

Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.

Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.

Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.

Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).

Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.

Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.

Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.

Коммуникативная компетенция выпускника (сочинение). Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы. Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.

Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет.

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.

Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.

Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.

Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты.

Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение.

Этическая норма.

Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Редактирование собственных текстов.










6. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

1.«ЕГЭ 2015». ФИПИ,2013-14-15г.

2.Н.А.Сенина «Русский язык» ЕГЭ-2015

3.«Русский язык в таблицах и схемах» С.-Петербург,2008

4.« Русский язык» Н.Г.Гольцова

5.« Русский язык» А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова

6.Поурочные разработки по русскому языку Н.В. Егорова, Москва «ВАКО»2013

7.Н.А. Сенина «Русский язык » ЕГЭ-2015

8.А.Г. Нарушевич «Основные этапы работы над сочинением на ЕГЭ по русскому языку.




7.Планируемые результаты

После изучения курса учащиеся должны :

знать:

Связь языка и истории, культуры русского и других народов;

Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально- культурной, учебно- научной, официально- деловой сферах общения;


уметь:

- умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);

- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;

- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;

- умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);

- умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

- умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;

- умение аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;

- умение оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.



СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения учителей

естественно-гуманитарного цикла

от 31.08.15 года

_______ С.А. Кравченко




СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________И.Б. Василькова

« 31 » августа 2015 г.































Содержание занятия

Кол-во час

Дата план

Дата факт

Оборудо

вание

Виды

деятельности

1.

Знакомство с содержанием и типами заданий ЕГЭ по русскому языку.

1



Презентация

ознакомить учащихся со структурой теста ЕГЭ; настроить их на серьёзную работу по подготовке к экзамену.

2.

Фонетика. Разбор заданий ЕГЭ

1



Таблица

повторить сложные вопросы фонетики , разобрать задания теста ЕГЭ

3.

Орфоэпия. Разбор заданий ЕГЭ.

1



Тест

научить произносить наиболее употребительные на ЕГЭ слова .

4

Морфемика : состав слова и орфография. Разбор заданий ЕГЭ.

1



Тест

повторить сложные вопросы морфемики; углубить знания по теме «Состав слова»

5

Словообразование и орфография .Разбор заданий ЕГЭ словообразование»

1



Схема разбора

Углублять знания по темам «Состав слова и словообразование

6

Лексика и фразеология. Разбор заданий ЕГЭ.

1



Презентация

повторить сложные вопросы лексики Углублять знания по теме «Лексика»

7

Грамматика. Морфология: именные части речи, их общие и отличительные признаки

1



Таблица

повторить тему «Части речи», особенности именных частей речи

8

Морфология: глагол как часть речи. Причастие и деепричастие.

1



Тест

Повторить сложные вопросы по Теме «Глагол и его формы».

9

Неизменяемые части речи. Их разряды по значению

1



Тест

повторить правописание неизменяемых частей речи

10

Служебные части речи :предлог, союз, частицы. Их разряды по значению.

1



Схема разбора

выявить связь морфологии и орфографии, разбор тестов ЕГЭ

11

Морфология. Разбор заданий ЕГЭ

1



Презентация

выявить связь морфологии и орфографии

12

Синтаксис. Словосочетание. Простое предложение

1



Таблица

обобщить и углубить знания по темам «Словосочетание» и «Простое предложение»

13

Виды односоставных предложений.




Тест

Обобщить и углубить знания по теме урока

14

Синтаксис.

1



Тест

Обобщить знания по теме урока

15

Пунктуация в простом предложении.

1



Схема разбора

Определения осложнения предложений обособленными членами.

16

Синтаксис Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения.

1



Презентация

показать связь синтаксиса и пунктуации в ССП и СПП

17

Синтаксис. Бессоюзные предложения.

1



Таблица

показать связь синтаксиса и пунктуации в бессоюзных сложных предложениях

18

Сложные предложения с разными видами связи.

1



Тест

показать связь синтаксиса и пунктуации в сложных предложениях

19

Прямая речь .Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной.

1



Тест

повторить пунктуацию предложений с прямой речью

20

Синтаксис и культура речи.

1



Схема разбора

показать связь синтаксиса и культуры речи

21

Текст. Типы речи.


1



Текст

обобщать знания по темам «Текст» и «Типы речи», развивать умения анализировать текст

22

Комплексный анализ текста.

1



Презентация

развитие умения анализировать текст

23

Языковые особенности текста

1



Таблица

Обобщить знания по теме

24

Средства выразительности текста.

1



Тест

отработка задания В-8

25

Публицистический стиль речи, Основные признаки и особенности функционирования.


1



Тест

Публицистический стиль речи, Основные углублять и развивать представления о публицистическом стиле речи

26

Художественный стиль речи.


1



Схема разбора

развивать и углублять представления о художественном стиле речи

27

Применение официально- делового стиля речи.

1



Презентация

развитие и углубление представлений об особенностях употребления официально- делового стиля речи

28

Требования к сочинению-рассуждению. Критерии проверки.

1



Таблица

познакомить с требованиям к сочинению-рассуждению и критериями проверки

29

Проблема текста.


1



Тест

научить определять проблему текста

30

Комментирование проблемы и выявление авторской позиции.

1



Тест

учить выявлять позицию автора

31

Аргументация собственной позиции.

1



Схема разбора

учить аргументировать свою позицию

32

Практическая работа с текстом публицистического стиля

1



Тест

учить писать сочинение по тексту публицистического стиля

33

Выполнение тестов

1




закрепление изученного

34

Выполнение тестов

1




закрепление изученного


Итого:

34











Краснодарский край, Лабинский район

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №21станицы Ахметовская

муниципального образования Лабинский район


Утверждено

решением педсовета протокол № 1

от 29.08.2014 года

Председатель педсовета

____________ Колбаса В.И.









Рабочая программа II вида



По практикуму по русскому языку. Подготовка к ЕГЭ.


Уровень образования (класс) среднее общее образование 10 класс


Количество часов всего - 34 часа, в неделю – 1 час

Учитель Кравченко Светлана Александровна




Программа разработана на основе программы элективного курса «Практикум по русскому языку» составлена на основе программы по русскому языку 10-11 класс Москва «Русское слово», 2010 год, под редакцией Н.Г.Гольцовой.




Эксперты

место работы эксперта, должность подпись Ф.И.О.



место работы эксперта, должность подпись Ф.И.О.



место работы эксперта, должность подпись Ф.И.О.





СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________ Василькова И.Б.

«31» августа 2015 года




Краснодарский край, Лабинский район

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №21 станицы Ахметовской

Лабинского района муниципального образования Лабинский район




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ



По практикуму по русскому языку. Подготовка к ЕГЭ.


            1. Класс 10


Учитель Кравченко Светлана Александровна


Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час



    1. Планирование составлено на основе рабочей программы 2 вида учителя русского языка Кравченко Светланы Александровны, утверждённой на педагогическом совете 31.08.15 года протокол №1






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!