ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАТЕРИАЛОВ БИБЛИОТЕКИ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА
в рамках ДПО «Использование библиотеки цифрового образовательного контента в учебной деятельности»
Описание и требования к выполнению:
Слушателю необходимо изучить карточку и структуру выбранного урока, спроектировать и провести урок с использованием цифрового образовательного контента.
Результатом выполнения работы является план-конспект разработанного урока (фрагмента урока).
Критерии оценивания:
-
Описаны основные этапы планирования и проектирования урока;
-
Описаны основные шаги подготовки к проведению урока с использованием возможностей библиотеки цифрового образовательного контента;
-
Спроектирован урок/фрагмент урока с использованием цифрового образовательного контента целиком или с использованием отдельных электронных образовательных материалов библиотеки.
В работе должен быть использован только цифровой образовательный контент Академии Минпросвещения России.
Форма предоставления практической работы: описание хода урока с использованием скриншотов цифровых заданий из Библиотеки Цифрового образовательного контента Академии Минпросвещения России.
Оформление: документ MS Word, А4, кегль –14, интервал – 1,5, шрифт – Times New Roman, цвет текста – черный.
Форма предоставления практической работы: описание хода урока с использованием скриншотов цифровых заданий из Библиотеки Цифрового образовательного контента Академии Минпросвещения России.
ПЛАН–КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет: информатика (8 класс).
Автор: Шпарага А.А.
Тема: «Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления. Арифметические операции в двоичной системе счисления». (№37)
Учебник: Информатика, 8 класс учебник / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова – 4-е изд., стер. – М.: Просвещение, 2022 – 176с. ил. (базовый уровень)
Цель урока: сформировать представления о двоичной системе счисления.
Задачи урока: обеспечить усвоение знаний о двоичной системе счисления; формировать практическое умение переводить десятичные числа в двоичную систему счисления и двоичные числа в десятичную систему счисления с помощью арифметических операций.
Тип урока: комбинированный.
Продолжительность: 40 минут.
Планируемые результаты:
Личностные | Метапредметные | Предметные |
мотивация к учебной деятельности; развитие внимательности. | Регулятивные: самостоятельно определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в том числе в своем задании); ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; | научатся переводить десятичные числа в двоичную систему счисления и двоичные числа в десятичную систему счисления; выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами. |
Познавательные: управлять своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей; планировать собственную деятельность; |
Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. |
Решаемые учебные задачи:
– рассмотрение двоичной системы счисления как знаковой системы;
– рассмотрение правила перевода двоичных чисел в десятичную систему счисления;
– рассмотрение правила перевода целых десятичных чисел в двоичную систему счисления;
– знакомство с операциями сложения и умножения в двоичной системе счисления.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
– алфавит;
– числа;
– десятичная система счисления;
– основание;
– система счисления;
– двоичная система счисления;
– перевод целых чисел в двоичную систему счисления;
– арифметические операции в двоичной системе счисления.
Типы электронных образовательных материалов, предусмотренные для использования на уроке:
– «Динамическая инфографика, 3D-графика»;
– «Инструкция по выполнению задания в формате ГИА»;
– «Интерактивный справочник терминов и понятий»;
– «Мини-игры»;
– «Обучающие видеоролики»;
– «Самостоятельная работа»;
– «Тест в формате ГИА».
Оборудование и материалы: учебник, персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ПК учащихся.
Библиотека цифрового образовательного контента, использованная для проектирования урока: ЦОС «Моя школа».
Ссылка на БЦОК: https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/lesson/84185e6b-69b5-4fca-a66c-fe3dab36489b?backUrl=%2F05%2F08
План урока:
1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала — 2–3 мин.
2. Освоение нового материала — 8–10 мин.
3. Применение изученного материала — 20–26 мин.
4. Подведение итогов, домашнее задание — 4–6 мин.
Ход урока:
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Этап урока в БЦОК |
1 | 2 | 3 |
Этап I. Организационный момент |
Приветствует класс. Проверяет готовность учащихся к уроку. Проверка присутствия. Создает в классе атмосферу психологического комфорта. – Рада приветствовать вас на уроке информатики! У кого есть желание узнать что-то новое? – Сегодня мне потребуется Ваша помощь. – Я уверена, что мы с вами справимся с любыми трудностями! | Учащиеся приветствуют учителя. Настраиваются на учебную деятельность. Самоконтроль готовности к уроку. | |
Этап II. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка учебной задачи |
Предлагает учащимся продолжить предложения: – Система счисления – это знаковая система, в которой … – Система счисления различаются … – В унарной системе счисления для записи любых чисел используется … – Система счисления называется непозиционной, если … – Система счисления называется позиционной, если количественный эквивалент цифр зависит от … Предлагает учащимся пройти входной контроль к текущей теме урока организованный с помощью теста «Развернутая запись числа». Уточняет что результаты учитываются индивидуально. Вопрос запуска постановки учебной задачи: – Достаточно ли у вас знаний о двоичной системе счисления? Формулирует учебную задачу: – исследовать двоичную систему счисления. | Продолжают предложения: – … приняты определенные правила записи чисел. – … выбором узловых чисел и способами образования алгоритмических чисел. – … всего один символ – палочка, узелок, зарубка, камушек. – … количественный эквивалент цифры в числе не зависит от ее положения в записи числа. – … ее положение (позиции) в записи числа. Самостоятельная работа: выполняют тест «Развёрнутая запись числа», состоящий из 5 заданий. Осознают важность решения поставленной учебной задачи | Модуль 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала: Актуализация опорных знаний |
Этап III. Сообщение темы. Постановка цели и задачи урока |
Сообщает тему урока. Организовывает совместное с учащимися формулирование цели и задачи урока. – Внимательно прочитайте тему урока. – Что от Вас ожидается сегодня на уроке? – Что можно изучить на уроке? | Записывают в тетрадь тему урока. Участвуют в формулировании целей и задачи урока: – понять сущность двоичной системы счисления; – научиться переводить числа в двоичную систему счисления. | |
Этап IV. Мотивирование к учебной деятельности |
Способствует обсуждению мотивационных вопросов: – Почему для меня важно достигнуть поставленных целей и задач урока? – Чего я жду от урока? – Что поможет мне быть активным на уроке? – Какова моя цель на данном уроке? | Отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной учебной деятельности. | |
Этап V. Создание ситуации затруднения. Работа над темой урока |
Организовывает обсуждение проблемного вопроса: – Как перевести целые десятичные числа в двоичную систему счисления? Предлагает учащимся проанализировать основные определения темы «Системы счисления» с помощью интерактивного справочника. Справочник выводиться на экран. Случайным образом выбирается понятие, просит одного из учащихся сказать определение, затем раскрывайте определение. Предлагает просмотреть видеоролик «Двоичная система счисления. Арифметические операции. Перевод целых чисел». Периодически ставится видео на паузу, чтобы добавить свои комментарии и ответить на вопросы. Предлагаете учащимся записать важные таблицы в тетрадь. | Принимают участие в обсуждении проблемных вопросов. Испытывают затруднения при ответе на вопросы. Анализируют основные понятия темы «Системы счисления» с помощью интерактивного справочника терминов и понятий. Принимают участие в раскрытии определений. Делают записи в рабочей тетради. Задают учителю уточняющие вопросы. Принимают участие в просмотре обучающего видеоролика «Двоичная система счисления». Анализируют информацию. Делают записи в рабочей тетради. Задают вопросы. | Модуль 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала: Целеполагание Модуль 2. Освоение нового материала: Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Этап VI. Закрепление изученного материала |
Предлагает сыграть в мини–игру «Обрадуй двойку» для тренировки знания степеней двойки. Самостоятельную работу учащихся организовывает в процессе изучения нового материала после слайда видеоролика с таблицей степеней двойки. | Самостоятельная работа: выполняют задание – играют в мини | Модуль 2. Освоение нового материала: Проверка первичного усвоения |
Этап VII. Выполнение заданий |
Задание 1. Предлагает сыграть в мини-игру «Двоичный тетрис» для тренировки навыка перевода на основе метода разностей. Задание 2. «Инструкция по выполнению задания в формате ГИА». Необходимо разделиться на группы и выполнить разбор задания 13 ОГЭ-9 2019 года согласно условию. Инструкция по выполнению задания Задание 3. Внимательно рассмотрите динамическую инфографику «Динамическая система счисления». Составьте схематический конспект пройденного материала в любом из сервисов для создания интеллект-карт. После изготовления выложите конспекты в папку вашего класса и оцените на выбор любую работу одноклассника. | 1. Самостоятельная работа: выполняют задание. 2. Делятся га группы. Выполняют задание «Инструкция по выполнению задания в формате ГИА». Прослеживают выполнение каждого действия при переводе. Сверяют ответы и обсуждают решение с другими группами. 3. Самостоятельная работа: рассматривают схему «Двоичная система счисления». Закрепляют пройденный материал. Составляют схематичный конспект. Готовые работы размещают в заранее подготовленную папку с общим доступом на ПК. Выбираю работу одноклассника на свой выбор для взаимооценивания. | Модуль 3. Применение изученного материала: Применение знаний, в том числе в новых ситуациях Модуль 3. Применение изученного материала: Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) Модуль 3. Применение изученного материала: Систематизация знаний и умений |
Этап VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия |
Организует подведение итогов урока обучающимися. Способствует размышлению учащихся над вопросами: – С какими трудностями я столкнулся при изучении темы урока? – Можно ли сказать, что я умею переводить десятичные числа в двоичную систему счисления и двоичные числа в десятичную систему счисления? – Достиг ли я поставленных целей и задач урока? – Какова моя цель на данном уроке? Предлагает выполнить самостоятельную работу с использованием ЭОМ: тест в формате ГИА «Задание 10 ГИА-9, двоичная система счисления» | Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Выполняют тест в формате ГИА «Задание 10 ГИА-9, двоичная система счисления». | Модуль 4. Подведение итогов, домашнее задание: Самооценивание, рефлексия |
Этап IX. Домашнее задание |
Учебник (параграф 1.1 (1.1.2)) Помогает выбрать задание из учебника. Обращает внимание на возможности и способности учащихся. Рекомендует учащимся для тренировки навыков поиграть в мини-игры «Обрадуй двойку» и «Двоичный тетрис» перед выполнением домашнего задания. | Выбирают задания, которые будут выполнять дома. Записывают домашнее задание | Модуль 4. Подведение итогов, домашнее задание: Домашнее задание |
1