СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Заводская средняя общеобразовательная школа





«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

________/Алабушева И.В./

Протокол заседания №1

от «30» августа 2020 г.

Принято

Педагогическим советом

МБОУ Заводская СОШ

Протокол заседания №1

от «30» августа 2020 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ Заводская СОШ

____________/Князев В.Ю./

Приказ № 66/2

от «31» августа 2020 г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА»

8 класс



Составитель: Мельникова О.А.,

учитель русского языка и литературы




















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе:

1. Федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.: Просвещение, 2011),

2. Примерной программы основного общего образования по русскому языку (Русский язык 5-9 классы. Предметная линия Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др. – М.: Просвещение, 2013 г. ФГОС),

3. Программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов общеобразовательной школы авторов Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, А. Д. Дейкиной, О. М. Александровой (М., Просвещение, 2016 г.), и в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Заводской СОШ, учебным планом МБОУ Заводской СОШ.

«Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» предназначен для обучающихся 8 класса.

Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Задачи  курса:

  • обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;

  • применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;

  • углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.

Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.

Механизм формирования лингворечевой компетенции:

  • использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;

  • анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;

  • анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;

  • анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;

  • тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;

  • создание сочинения-рассуждения по данному тексту;

  • редактирование собственного текста;

  • применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;

  • соблюдение в практике письма основных норм языка;

  • использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.

В соответствии с требованиями ФГОС у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.

Курс рассчитан на 35 часов. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ГИА – основной результат изучения данного курса.


Планируемые результаты:

К концу обучения учащиеся научатся:

  • основные правила работы с текстом.

  • основные средства выразительности.

  • основные сведения по стилистике русского языка.

  • орфографические правила. виды морфем;

  • морфемный и словообразовательный анализы слова.

  • систему частей речи в русском языке.

  • синтаксические и пунктуационные нормы.

  •  правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.


К концу обучения учащиеся смогут научиться:

  • точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

  • адекватно воспринимать авторский замысел;

  • вычленять главное в информации;

  • сокращать текст различными способами;

  • правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

  • находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания

  • различать средства выразительности;

  • находить в тексте средства выразительности;

  • анализировать текст с точки зрения средств выразительности.

  • определять стилистическую принадлежность слов и выражений;

  • работать со стилистическими синонимами.

  • использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.

  • использовать знания по морфемике и словообразованию при анализе предложенного текста.

  • использовать знания по морфологии при анализе предложенного текста.

  • использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.

  • подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Построение сжатого изложения

Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.

Тема 2. Средства выразительности речи

Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.

Тема 3. Стилистика русского языка

Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

Тема 4Нормы русской орфографии

Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.

Тема 5. Морфемика и словообразование.

Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова.

Основные способы образования слов.

Тема 6. Морфология.

Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Самостоятельные и служебные части речи.

Тема 7. Синтаксические и пунктуационные нормы

Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.

Тема 8. Построение сочинения-рассуждения

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.

Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.









Тематическое планирование

8 класс


п/п


Тематические разделы


Кол-во часов

1.

Введение

1

2.

Построение сжатого изложения.

6

3.

Средства выразительности речи

2

4.

Стилистика русского языка

2

5.

Нормы русской орфографии

5

6.

Морфемика и словообразование

3

7.

Морфология

3

8.

Синтаксические и пунктуационные нормы

7

9.

Построение сочинения - рассуждения

5

10.

Подведение итогов

1


Итого

35



Календарно - тематическое планирование

8 класс



п/п

Дата

Раздел. Тема урока

план

факт

Введение – 1 час

1



Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания.

Построение сжатого изложения – 6 часов

2



Построение сжатого изложения. Этапы работы над изложением. Содержательные и языковые способы сокращения текста.

3



  1. Этапы работы над изложением. Содержательные и языковые способы сокращения текста

4



Сжатое изложение. Редактирование изложения.

5



Сжатое изложение. Редактирование изложения.

6



Диагностическое тестирование (тестовые задания второй части экзаменационной работы).

7



Диагностическое тестирование (тестовые задания второй части экзаменационной работы).

Средства выразительности речи – 2 часа

8



Богатые возможности русского языка. Средства выразительности

9



Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.


Стилистика русского языка – 2 часа

10



Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы.

11



Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная.

Нормы русской орфографии – 5 часов

12



Правописание корня слова.

13



Правописание приставок.

14



Правописание суффиксов.

15



Правописание н – нн в различных частях речи.

16



Текстовые иллюстрации орфографических норм.

Морфемика и словообразование – 3 часа

17



Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание.

18



Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова.

19



Основные способы образования слов.

Морфология – 3 часа

20



Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

21



Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

22



Самостоятельные и служебные части речи.

Синтаксические и пунктуационные нормы – 7 часов

23



Словосочетание.

24



Предложение. Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении.

25



Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении.

26



Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении.

27



Сложное предложение. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

28



Сложное предложение. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

29



Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.

Построение сочинения – рассуждения – 6 часов

30



Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.

31



Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента.

32



Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

33



Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

34



Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

35



Подведение итогов