СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикум по сжатию текста.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал для подготовки учащихся к экзамену.

Просмотр содержимого документа
«Практикум по сжатию текста.»

ТЕМА: «СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ». ПРАКТИКУМ



ПРИЕМ ИСКЛЮЧЕНИЯ



В чем, на ваш взгляд, главное отличие сжатого изложения от подробного? ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­____

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Прочитайте текст. Зачеркните в нем второстепенную информацию (можно убрать из текста, не нарушая его смысла), запишите окончательный вариант.



Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди. (По В. И. Курбатову)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



ВЫВОД _________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________



Что можно исключить из предложения без ущерба для его содержания? Запишите окончательный вариант.



Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами. (По Е. Киселёвой)

_________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



ВЫВОД _____________________________________________________________________________



Прочитайте текст, найдите в нем и подчеркните поясняющие конструкции. Запишите текст без них.



Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души. (Ю. М. Лотман)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________



ВЫВОД _________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________





ПРИЁМ ОБОБЩЕНИЯ



Прочитайте текст. Подумайте, как можно несколькими словами охарактеризовать окружение этой семьи. Запишите свой вариант.



Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актеры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак. (По Г. Аобузову)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



ВЫВОД _____________________________________________________________________________



Сократите предложение, заменив похожие по смыслу выражения общим понятием (словом)



Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (С. Газарян)

_________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________



ВЫВОД _________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________



Прочитайте текст. Изложите его содержание с помощью сложного предложения.



Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник. (По К. Паустовскому)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



ВЫВОД _________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________



Прочитайте текст и сократите его, используя приемы исключения и обобщения. Запишите окончательный вариант.



В России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли. У них не было ни дома, ни крова, ни семьи, ни дела, но они всегда были чем-то озабочены. Не будучи цыганами, вели они цыганский образ жизни: ходили по просторной русской земле с места на место, из края в край. Блуждали по подворьям, заходили в монастыри, заглядывали в кабаки, тянулись на ярмарки. Отдыхали и спали где попало. Этих людей называли странниками. ( По Ф. И. Шаляпину)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Какие именно приемы вы использовали для сокращения? ____________________

_____________________________________________________________________________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!