СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикум "Подготовка к ОГЭ. Приемы сжатия текста"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практикум по подготовке к ОГЭ "Приемы сжатия текста" может быть использован в работе с учителями русского языка и литературы и учащимися 8-9 классов в рамках подготовки к итоговой аттестации.

Просмотр содержимого документа
«Практикум "Подготовка к ОГЭ. Приемы сжатия текста"»

РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПРАКТИКУМ «Подготовка к ОГЭ. Обучение приемам сжатия текста»  Разработчик: Кубышина Е.П., учитель МОУ Куркинская СОШ №1

РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

ПРАКТИКУМ

«Подготовка к ОГЭ.

Обучение приемам сжатия текста»

Разработчик:

Кубышина Е.П., учитель МОУ Куркинская СОШ №1

Приемы сжатия текста  Практикум

Приемы сжатия текста Практикум

Сжатое изложение – письменное воспроизведение содержания исходного текста кратко, обобщенно (Е.С.Симакова).  Текст, который будет предложен на экзамене, включает 3 микротемы, то есть такие части, каждая из которых имеет своё смысловое ядро, главную мысль, а в совокупности все они и составляют объединённый замыслом автора текст. Гвоздикова Елена Ивановна - учитель русского языка и литературы школы №97 г. Ижевска

Сжатое изложение – письменное воспроизведение содержания исходного текста кратко, обобщенно (Е.С.Симакова).

Текст, который будет предложен на экзамене, включает 3 микротемы, то есть такие части, каждая из которых имеет своё смысловое ядро, главную мысль, а в совокупности все они и составляют объединённый замыслом автора текст.

Гвоздикова Елена Ивановна - учитель русского языка и литературы школы №97 г. Ижевска

Задачи: - подробного изложения - сжатого изложения максимально полно воспроизвести исходный текст, сохранив его композиционные и языковые особенности кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключив подробности, найти речевые средства обобщения.

Задачи:

- подробного изложения

- сжатого изложения

  • максимально полно воспроизвести исходный текст, сохранив его композиционные и языковые особенности
  • кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключив подробности, найти речевые средства обобщения.
Учащиеся должны продемонстрировать умения и навыки: правильно выделять макро- и микротемы; владеть навыками компрессии текста; логично, стройно, без искажений передавать в собственном высказывании содержание исходного текста, используя способы компрессии; выдерживать в работе стилевое и стилистическое единство и соблюдать речевые нормы; верно понимать и передавать основную мысль исходного текста; -строить высказывание, учитывая отношение автора к проблеме

Учащиеся должны продемонстрировать умения и навыки:

  • правильно выделять макро- и микротемы;
  • владеть навыками компрессии текста;
  • логично, стройно, без искажений передавать в собственном высказывании содержание исходного текста, используя способы компрессии;
  • выдерживать в работе стилевое и стилистическое единство и соблюдать речевые нормы;
  • верно понимать и передавать основную мысль исходного текста;

-строить высказывание, учитывая отношение автора к проблеме

Критерии оценивания изложения (ИК2) № Критерии оценивания изложения ИК2 Баллы Наличие сжатия исходного текста Экзаменуемый использовал один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. Экзаменуемый использовал один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста. 3 Экзаменуемый использовал один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротем текста. Экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста. 1 2 0 Гвоздикова Елена Ивановна - учитель русского языка и литературы школы №97 г. Ижевска

Критерии оценивания изложения (ИК2)

Критерии оценивания изложения

ИК2

Баллы

Наличие сжатия исходного текста

Экзаменуемый использовал один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста.

Экзаменуемый использовал один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста.

3

Экзаменуемый использовал один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротем текста.

Экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста.

1

2

0

Гвоздикова Елена Ивановна - учитель русского языка и литературы школы №97 г. Ижевска

5. Черновой вариант. Редактирование 4. Сжатие каждой части текста 3. Составление плана запись ключевых слов (при втором слушании)  2.Разделение главной и второстепенной информации. 1. Первое слушание. Подсчёт абзацев. 6. Чистовик

5. Черновой вариант. Редактирование

4. Сжатие каждой части текста

3. Составление плана запись ключевых слов (при втором слушании)

2.Разделение главной и второстепенной информации.

1. Первое слушание. Подсчёт абзацев.

6. Чистовик

Приёмы сжатия текста  Чтобы написать сжатое изложение надо уметь:  отбирать в исходном тексте основное, существенное, главное;  сокращать текст, производить исключение и обобщение;  находить соответствующие речевые средства;  строить сжатый текст. Гвоздикова Елена Ивановна - учитель русского языка и литературы школы №97 г. Ижевска

Приёмы сжатия текста

Чтобы написать сжатое изложение надо уметь:

  • отбирать в исходном тексте основное, существенное, главное;
  • сокращать текст, производить исключение и обобщение;
  • находить соответствующие речевые средства;
  • строить сжатый текст.

Гвоздикова Елена Ивановна - учитель русского языка и литературы школы №97 г. Ижевска

Приемы сжатия текста – это способы, позволяющие отделить главную информацию от второстепенной и сжать текст.   Главная информация – информация, имеющая наиболее существенное значение для понимания данной темы, вопроса. Второстепенная информация - детализирует, разъясняет главную информацию, отражает вытекающие из этой информации конкретные следствия и практические рекомендации:  аргументы, обоснования, примеры, подробные характеристики отдельных явлений, описания, второстепенные факты (из биографии писателя, из истории создания произведения), а также разного рода комментарии (объяснительные замечания, толкования) тех или иных отрывков из произведений художественной литературы.

Приемы сжатия текста – это способы, позволяющие отделить главную информацию от второстепенной и сжать текст.

  • Главная информация – информация, имеющая наиболее существенное значение для понимания данной темы, вопроса.
  • Второстепенная информация - детализирует, разъясняет главную информацию, отражает вытекающие из этой информации конкретные следствия и практические рекомендации:

аргументы, обоснования, примеры, подробные характеристики отдельных явлений, описания, второстепенные факты (из биографии писателя, из истории создания произведения), а также разного рода комментарии (объяснительные замечания, толкования) тех или иных отрывков из произведений художественной литературы.

Основные языковые приёмы сжатия текста Слияния Исключения Замены Замена однородных членов обобщающим наименованием Исключение повторов Слияние нескольких предложений в одно Замена фрагмента предложения синонимичным выражением Исключение фрагмента предложения Замена предложения или его части указательным местоимением конструкций, осложняющих предложение (однородных, обособленных, уточняющих членов предложения), Замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением Исключение диалога Исключение одного или нескольких синонимов Замена сложноподчиненного предложения простым

Основные языковые приёмы сжатия текста

Слияния

Исключения

Замены

Замена однородных членов обобщающим наименованием

Исключение повторов

Слияние нескольких предложений в одно

Замена фрагмента предложения синонимичным выражением

Исключение фрагмента предложения

Замена предложения или его части указательным местоимением

конструкций, осложняющих предложение (однородных, обособленных, уточняющих членов предложения),

Замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением

Исключение диалога

Исключение одного или нескольких синонимов

Замена сложноподчиненного предложения простым

Основные способы сжатия текста ОГЛАВЛЕНИЕ  Исключение Обобщение Исключение подробностей, второстепенных фактов Вычленяем единичные существенные факты Объединяем их в одно целое Перевод прямой речи в косвенную Подбираем соответствующие языковые средства и составляем новый текст Исключение прямой речи

Основные способы сжатия текста

ОГЛАВЛЕНИЕ

Исключение

Обобщение

Исключение подробностей, второстепенных фактов

Вычленяем единичные существенные факты

Объединяем их в одно целое

Перевод прямой речи в косвенную

Подбираем соответствующие языковые средства и составляем новый текст

Исключение прямой речи

Выпишите 5-7 ключевых слов из абзаца: А вот мечта – это совсем другое дело. Это что-то волшебное. Мечта всегда связана с чем-то безусловно добрым и прекрасным – с тем, что принято называть нравственным идеалом. Ведь сама мечта не способна появиться у того, кто не умеет отличать добро от зла. В мечту люди просто верят, и она позволяет человеку верить в лучшее, в то, что в конце концов всё будет хорошо. Мечта, волшебное, идеал, верить, лучшее.

Выпишите 5-7 ключевых слов из абзаца:

А вот мечта – это совсем другое дело. Это что-то

волшебное. Мечта всегда связана с чем-то безусловно

добрым и прекрасным – с тем, что принято называть нравственным идеалом. Ведь сама мечта не способна появиться у того, кто не умеет отличать добро от зла. В мечту люди просто верят, и она позволяет человеку верить в лучшее, в то, что в конце концов всё будет хорошо.

Мечта, волшебное, идеал, верить, лучшее.

Прочитайте предложение и подчеркните в нём главную информацию: 1)Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру. 1) Многие вещества биологического происхождения , основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.

Прочитайте предложение и подчеркните в нём главную информацию:

1)Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.

1) Многие вещества биологического происхождения , основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.

В предложении больше 30 слов, оставьте около 10-ти, не исказив основной информации: Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как даже из-за мельчайшей пыли техника преждевременно изнашивается. Чистый воздух необходим не только людям, но  и в точном производстве.

В предложении больше 30 слов, оставьте около 10-ти, не исказив основной информации:

Принято считать, что чистый воздух нужен

только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном

производстве, так как даже из-за мельчайшей

пыли техника преждевременно изнашивается.

Чистый воздух необходим не только людям, но

и в точном производстве.

Замена однородных членов их обобщенным наименованием  . Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (С. Газарян) Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.

Замена однородных членов их обобщенным наименованием

.

Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.

(С. Газарян)

Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.

Замените словосочетания синонимичными глаголами: Дать подтверждение –  подтвердить Привести доказательство –  доказать Проводить исследование –  исследовать Совершать вращение –  вращать Проявлять интерес –  интересоваться Выдвинуть предположение –  предполагать

Замените словосочетания синонимичными

глаголами:

Дать подтверждение –

подтвердить

Привести доказательство –

доказать

Проводить исследование –

исследовать

Совершать вращение –

вращать

Проявлять интерес –

интересоваться

Выдвинуть предположение –

предполагать

 Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией.  Для того чтобы осуществить - для осуществления; для того чтобы получить - …; для того чтобы изменить - ...;  для того чтобы соединить - ...;  для того чтобы распределить - ...; для того чтобы рассмотреть - ...

Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией.

Для того чтобы осуществить - для осуществления;

для того чтобы получить - …;

для того чтобы изменить - ...;

для того чтобы соединить - ...;

для того чтобы распределить - ...;

для того чтобы рассмотреть - ...

В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы достичь цели . ( В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно для достижения цели ). Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно, чтобы нагреть от комнатной температуры до кипения 150 тонн воды. ( Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно для нагревания 150 тонн воды).

В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы достичь цели .

( В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно для достижения цели ).

Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно, чтобы нагреть от комнатной температуры до кипения 150 тонн воды.

( Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно для нагревания 150 тонн воды).

 Замените придаточные условия и причины предложно-падежной конструкцией или деепричастным оборотом Чтобы ядерная реакция протекала, необходимо снизить скорость движения нейронов приблизительно в 10 000 раз.  ( Для протекания ядерной реакции необходимо снизить скорость движения нейиронов приблизительно в 10 000 раз).   Если бы на мгновение прекратилось действие электромагнитных сил , то сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы.  ( С прекращением действия электромагнитных сил сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы).   Если принимать витамины не менее четырёх месяцев в году, можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма.  ( Принимая витамины не менее четырёх месяцев в году, можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма).

Замените придаточные условия и причины предложно-падежной конструкцией или деепричастным оборотом

  • Чтобы ядерная реакция протекала, необходимо снизить скорость движения нейронов приблизительно в 10 000 раз.

( Для протекания ядерной реакции необходимо снизить скорость движения нейиронов приблизительно в 10 000 раз).

 

  • Если бы на мгновение прекратилось действие электромагнитных сил , то сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы.

( С прекращением действия электромагнитных сил сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы).

 

  • Если принимать витамины не менее четырёх месяцев в году, можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма.
  • ( Принимая витамины не менее четырёх месяцев в году, можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма).
Замена простых предложений сложным Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник. (По К. Паустовскому)    Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказками.

Замена простых предложений сложным

Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник.

(По К. Паустовскому)

Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказками.

Замените СПП простыми предложениями: 2) Для изменения своей жизни тебе не нужно  ждать понедельника. 3) В случае непогоды соревнования будут перенесены. 4) К Новому Году её постепенно захватывало детское ожидание чуда. 5) Специалисты, изучавшие эту находку, пришли к интересному выводу. 2) Для того чтобы изменить свою жизнь, тебе не нужно ждать понедельника. 3) Если испортится погода, соревнования будут перенесены. 4) Когда приближался Новый Год, её постепенно захватывало детское ожидание чуда. 5) Специалисты, которые изучали эту находку, пришли к интересному выводу.

Замените СПП простыми предложениями:

2) Для изменения своей жизни тебе не нужно

ждать понедельника.

3) В случае непогоды соревнования будут

перенесены.

4) К Новому Году её постепенно захватывало детское ожидание чуда.

5) Специалисты, изучавшие эту находку, пришли к интересному выводу.

2) Для того чтобы изменить свою жизнь, тебе

не нужно ждать понедельника.

3) Если испортится погода, соревнования будут

перенесены.

4) Когда приближался Новый Год, её постепенно

захватывало детское ожидание чуда.

5) Специалисты, которые изучали эту находку,

пришли к интересному выводу.

Преобразуйте прямую речь в косвенную, используйте приёмы сжатия в цитате. Какие приёмы вы использовали? Какое у вас получилось предложение?  Д.С.Лихачёв писал: «Предложение – великое изобретение человечества, равно как и слово. В нём всё: и бездна Вселенной, и морские глубины, и тайны бытия, и многовековая пыль Вечности…»   Лихачёв писал, что предложение – великое изобретение человечества, в нём есть всё .

Преобразуйте прямую речь в косвенную, используйте приёмы сжатия в цитате. Какие приёмы вы использовали? Какое у вас получилось предложение?

Д.С.Лихачёв писал: «Предложение – великое изобретение человечества, равно как и слово. В нём всё: и бездна Вселенной, и морские глубины, и тайны бытия, и многовековая пыль Вечности…»

Лихачёв писал, что предложение – великое изобретение человечества, в нём есть всё .

Исключение слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же  собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадежные люди. (По В. И. Курбатову)     Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди.

Исключение слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений

Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадежные люди.

(По В. И. Курбатову)

Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди.

Исключение синонимов в ряду однородных членов Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами. (По Е. Киселёвой) Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами.

Исключение синонимов в ряду однородных членов

Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами.

(По Е. Киселёвой)

Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами.

Удаление поясняющих конструкций: однородных членов, частей сложного предложения Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души. (Ю. М. Лотман) Воспитание имеет много аспектов. Но есть одна важная сфера воспитания – воспитание души.

Удаление поясняющих конструкций: однородных членов, частей сложного предложения

Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души.

(Ю. М. Лотман)

Воспитание имеет много аспектов. Но есть одна важная сфера воспитания – воспитание души.

Обобщение содержания фрагмента текста Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак. (По Г. Арбузову) Жизнь семьи Серовых протекала в творческой атмосфере.

Обобщение содержания фрагмента текста

Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак.

(По Г. Арбузову)

Жизнь семьи Серовых протекала в творческой атмосфере.

Слияние  Наука требует внимания и сосредоточения, а это все не сразу дается. Наука требует любви к изучаемому предмету, а это требует воспитания. Наука требует внимания и сосредоточения, которые даются не сразу, любви к предмету, требующей воспитания.

Слияние

Наука требует внимания и сосредоточения, а это все не сразу дается. Наука требует любви к изучаемому предмету, а это требует воспитания.

Наука требует внимания и сосредоточения, которые даются не сразу, любви к предмету, требующей воспитания.

Примените сжатие текста … К могиле Пушкина надо идти через пустынные монастырские дворы и подыматься по выветренной каменной лестнице. Лестница приводит на вершину холма к обветшалым стенам собора.  Под этими стенами, над крутым обрывом, в тени лип, на земле, засыпанной пожелтевшими лепестками, белеет могила Пушкина. (К.Паустовский)

Примените сжатие текста

К могиле Пушкина надо идти через пустынные монастырские дворы и подыматься по выветренной каменной лестнице. Лестница приводит на вершину холма к обветшалым стенам собора.

Под этими стенами, над крутым обрывом, в тени лип, на земле, засыпанной пожелтевшими лепестками, белеет могила Пушкина. (К.Паустовский)

1.К могиле Пушкина надо подниматься по каменной лестнице, которая приводит к стенам собора, где и похоронен поэт. 2.Пушкин похоронен у стен собора, куда ведет каменная лестница. 3. Могила Пушкина находится у стен собора, к которому можно пройти через монастырские дворы, а затем подняться по каменной лестнице.

1.К могиле Пушкина надо подниматься по каменной лестнице, которая приводит к стенам собора, где и похоронен поэт.

2.Пушкин похоронен у стен собора, куда ведет каменная лестница.

3. Могила Пушкина находится у стен собора, к которому можно пройти через монастырские дворы, а затем подняться по каменной лестнице.

 Радостно и отрешенно пели вокруг птицы. Прямо за домом раскатисто, многоколенно журчало горло дрозда-дерябы, тут и там застенчиво цвинькали синички… И где-то вдали, но ясно и чисто куковала кукушка. Ее голос был печален и светел, а ритм кукования был похож на биение сердца. Недаром в народе называют этот голос сиротским, вдовьим… (В.Белов)

Радостно и отрешенно пели вокруг птицы. Прямо за домом раскатисто, многоколенно журчало горло дрозда-дерябы, тут и там застенчиво цвинькали синички… И где-то вдали, но ясно и чисто куковала кукушка. Ее голос был печален и светел, а ритм кукования был похож на биение сердца. Недаром в народе называют этот голос сиротским, вдовьим… (В.Белов)

Радостно и отрешенно пели вокруг птицы: дрозд-деряба, синички, кукушка. Голос кукушки в народе называют сиротским, вдовьим не случайно: ритм кукования, печального и светлого, похож на биение сердца.  2. Дрозд-деряба, синички и даже кукушка – все птицы пели радостно и отрешенно. Даже голос кукушки, который народ называет сиротским, звучал не только печально, но и светло.
  • Радостно и отрешенно пели вокруг птицы: дрозд-деряба, синички, кукушка. Голос кукушки в народе называют сиротским, вдовьим не случайно: ритм кукования, печального и светлого, похож на биение сердца.

2. Дрозд-деряба, синички и даже кукушка – все птицы пели радостно и отрешенно. Даже голос кукушки, который народ называет сиротским, звучал не только печально, но и светло.

Спасибо за внимание! Успешной сдачи экзамена!

Спасибо за внимание! Успешной сдачи экзамена!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!