Тема практикума: «Применение графических органайзеров на уроках иностранного языка»
Цель: ознакомление участников практикума с особенностями применения графических органайзеров на уроках немецкого языка.
Задачи:
содействовать повышению методической грамотности учителей немецкого языка;
стимулировать познавательную и творческую активность педагогов;
оказать помощь участникам практикума в определении задач саморазвития и профессионального самосовершенствования.
Ход практикума
Организационно-мотивационный этап
Приветствие участников. Приём «Подари цветок».
Ведущий передаёт цветок первому участнику со словами: «Я дарю вам …, потому что… (указываются качества личности, профессионализм и т.д.).
Деление на группы (по цветовому признаку).
Введение в тему. Приём «Методическая разминка» (на столах в распечатке – текст, задание: назовите тему занятия).
В 2003 году Институт продвижения исследований в образовании (США) при ассоциации за образование взрослых и грамотности (AEL) опубликовал обзор 29 исследований использования визуальных средств обучения. В большинстве исследований речь шла именно о … учёные установили, что их применение улучшает показатели студентов в нескольких направлениях. А именно:
Улучшается запоминание информации в том случае, когда она представлена как визуально, так и в текстовой форме.
Улучшается понимание прочитанного.
Растёт успеваемость, в том числе у студентов, имеющих трудности в обучении.
Улучшаются навыки критического мышления.
Целеполагание
С тепень овладения Умение | В начале практикума | В конце практикума |
Не знаю | Имею некоторое представление | Хорошо знаю | Не знаю | Имею некоторое представление | Хорошо знаю |
Что такое графические органайзеры | | | | | | |
Как применять графические органайзеры на уроках | | | | | | |
Как создавать графические органайзеры | | | | | | |
Операционно-познавательный этап
Попробуйте дать определение термину «Графические органайзеры».
В конвертах:
Графические органайзеры – это всё, что каким-то образом помогает организовать информацию на листе бумаги, чтобы улучшить её запоминание, усвоение, анализ или применение.
Графические органайзеры – инструменты визуальной коммуникации, которые используют наглядные средства выражения содержания. Они играют все большую роль в процессе организованного обучения и могут быть с успехом использованы в самообразовании.
Обзорная лекция с предварительным заданием
Предварительное задание: прослушайте сообщение и подготовьте «каверзный» вопрос по теме для противоположной группы.
Текст лекции:
Графические органайзеры представляют собой инструментарий письменной коммуникации, использующий графическую нотацию для репрезентации знаний, концепций, идей, а также взаимосвязей и отношений между ними. Как дидактическое средство, выполняющее иллюстративную, коммуникативную и когнитивную функции, графические органайзеры применяются не только в качестве носителя информации, но и для поддержки деятельности обучающихся при планировании образовательных проектов, решении проблем, принятии решений, проведении исследований.
Изображение органайзера может носить универсальный характер, а может соответствовать определённой задаче, которую нужно выполнить, тематике занятия и т.д. добавление цветового кодирования и/или изображения в графический органайзер дополнительно увеличивает полезность визуального отображения.
Цель использования графических органайзеров на уроках – создание положительной мотивации школьников; вовлечение в различные виды деятельности; предоставление возможности выбора запоминания материала; применение технологии визуализации мышления (т.е. структурирования информации).
Деятельность учащихся заключается в том, что они должны научиться определять приоритетность информации; определять, какие части материала являются самыми важными, а какие – второстепенными; уметь расположить каждый элемент на определённом месте.
Преимущества использования графических органайзеров:
Ученики могут сосредоточиться на связях с учебной информацией;
Наглядное изображение передаёт сложную информацию простым для восприятия способом;
Развиваются аналитические, критические и творческие способности, умение планировать.
Графические органайзеры используются:
при изложении нового материала;
для осмысления и закрепления изучаемого материала;
на этапе контроля знаний, умений и навыков.
Виды графических органайзеров:
1. Последовательные органайзеры (sequential organizers) используются для представления информации, которая может быть выстроена в последовательность или соотнесена с временной шкалой:
шкалы времени отражают события в хронологическом порядке;
цикличные диаграммы показывают отдельную итерацию цикла – упорядоченную серию событий, повторяющихся в том же самом порядке.
2. Графические органайзеры сравнения и сопоставления (compare/contrastorganizers) применяются для идентификации сходств и различий между двумя или более категориями объектов:
диаграммы Венна показывают все возможные логические взаимосвязи между конечным набором множеств;
T-диаграммы отражают две стороны вопроса, например аргументы «за» и «против», плюсы и минусы, факты и мнения;
3. Иерархические органайзеры (hierarchical organizers) позволяют упорядочить сущности (объекты, элементы, значения, понятия) по уровням на основе их рангов и / или свойств. К иерархическим визуальным органайзерам относятся:
треугольные (пирамидальные) диаграммы, в которых высота уровня (слоя) представляет его статус в иерархии, а ширина – количество принадлежащих этому уровню элементов;
деревья, используемые для представления структур и классификаций по нескольким основаниям.
4. Концептуальные органайзеры (conceptual organizers) раскрывают смысл концепта или множества концептов, ключевые идеи в изучаемой теме, позволяя визуализировать поддерживающие их основания (факты, характеристики, описания):
ментальные карты (интеллект-карты) сфокусированы на одной центральной идее, которая детализируется посредством радиальной иерархии и древовидных структур, состоящих из категорий, связанных с этой идеей;
5. Графические органайзеры данных (data representation organizers) – графики, сетки, таблицы – предназначены для визуального представления количественных данных в схематической форме.
Основные задачи, решаемые в образовательном процессе посредством создания и использования визуальных органайзеров (дидактические функции органайзеров как средства обучения):
актуализация априорных знаний обучающихся, построение взаимосвязей с новой информацией;
поддержка процессов приобретения знаний и образования смыслов обучающимися (классификации, генерализации, агрегирования информации, выявления различных типов ассоциаций и др.);
развитие навыков критического мышления и активизация когнитивных процессов высокого порядка – анализ, оценивание, создание
документирование результатов образовательной деятельности, оценивание достижений обучающихся (входной, промежуточный, выходной контроль).
Операционно-деятельностный этап
Педагогам предлагается текст, который нужно изучить и систематизировать полученную информацию в графическом органайзере.
1 группа – «Дополненная реальность в информационно-образовательной среде учебного кабинета» («Адукацыя и выхаванне» 9/2018);
2 группа – «Технология дополненной реальности в образовании: возможности и перспективы» («Адукацыя и выхаванне» 9/2018).
К каждому тексту прилагается набор графических органайзеров. Участниками нужно выбрать подходящий, заполнить его.
Практическая работа «Создание графического органайзера в MS Word».
Ведущий предлагает познакомиться с возможностями MS Word в создании графических органайзеров, демонстрируя поэтапно создание простого органайзера «Идея».
Рефлексивный этап
Приём «Рефлексивный сэндвич»
В ходе итоговой групповой рефлексии педагоги фиксируют три текущих достижения:
«Хорошая новость» | У нас получилось … |
«Плохая новость» | Считаем, что нужно изменить…, потому что … |
«Хорошая новость» | Мы сможем улучшить результат, если … |
