СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикум: «Применение графических органайзеров на уроках иностранного языка»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Практикум: «Применение графических органайзеров на уроках иностранного языка» подготовила и провела методист Вороновского РУМК Надежда Артуровна Барейша для учителей немецкого языка.

Цель: ознакомление участников практикума с особенностями применения графических органайзеров на уроках немецкого языка.

Просмотр содержимого документа
«Практикум: «Применение графических органайзеров на уроках иностранного языка»»

Тема практикума: «Применение графических органайзеров на уроках иностранного языка»

Цель: ознакомление участников практикума с особенностями применения графических органайзеров на уроках немецкого языка.

Задачи:

  • содействовать повышению методической грамотности учителей немецкого языка;

  • стимулировать познавательную и творческую активность педагогов;

  • оказать помощь участникам практикума в определении задач саморазвития и профессионального самосовершенствования.

Ход практикума

  1. Организационно-мотивационный этап

Приветствие участников. Приём «Подари цветок».

Ведущий передаёт цветок первому участнику со словами: «Я дарю вам …, потому что… (указываются качества личности, профессионализм и т.д.).

Деление на группы (по цветовому признаку).

Введение в тему. Приём «Методическая разминка» (на столах в распечатке – текст, задание: назовите тему занятия).

В 2003 году Институт продвижения исследований в образовании (США) при ассоциации за образование взрослых и грамотности (AEL) опубликовал обзор 29 исследований использования визуальных средств обучения. В большинстве исследований речь шла именно о … учёные установили, что их применение улучшает показатели студентов в нескольких направлениях. А именно:

  1. Улучшается запоминание информации в том случае, когда она представлена как визуально, так и в текстовой форме.

  2. Улучшается понимание прочитанного.

  3. Растёт успеваемость, в том числе у студентов, имеющих трудности в обучении.

  4. Улучшаются навыки критического мышления.

  1. Целеполагание

    Степень овладения



    Умение

    В начале практикума

    В конце практикума

    Не знаю

    Имею некоторое представление

    Хорошо знаю

    Не знаю

    Имею некоторое представление

    Хорошо знаю

    Что такое графические органайзеры







    Как применять графические органайзеры на уроках







    Как создавать графические органайзеры







  2. Операционно-познавательный этап

Попробуйте дать определение термину «Графические органайзеры».

В конвертах:

  1. Графические органайзеры – это всё, что каким-то образом помогает организовать информацию на листе бумаги, чтобы улучшить её запоминание, усвоение, анализ или применение.

  2. Графические органайзеры – инструменты визуальной коммуникации, которые используют наглядные средства выражения содержания. Они играют все большую роль в процессе организованного обучения и могут быть с успехом использованы в самообразовании.

Обзорная лекция с предварительным заданием

Предварительное задание: прослушайте сообщение и подготовьте «каверзный» вопрос по теме для противоположной группы.

Текст лекции:

  1. Графические органайзеры представляют собой инструментарий письменной коммуникации, использующий графическую нотацию для репрезентации знаний, концепций, идей, а также взаимосвязей и отношений между ними. Как дидактическое средство, выполняющее иллюстративную, коммуникативную и когнитивную функции, графические органайзеры применяются не только в качестве носителя информации, но и для поддержки деятельности обучающихся при планировании образовательных проектов, решении проблем, принятии решений, проведении исследований.

  2. Изображение органайзера может носить универсальный характер, а может соответствовать определённой задаче, которую нужно выполнить, тематике занятия и т.д. добавление цветового кодирования и/или изображения в графический органайзер дополнительно увеличивает полезность визуального отображения.

  3. Цель использования графических органайзеров на уроках – создание положительной мотивации школьников; вовлечение в различные виды деятельности; предоставление возможности выбора запоминания материала; применение технологии визуализации мышления (т.е. структурирования информации).

  4. Деятельность учащихся заключается в том, что они должны научиться определять приоритетность информации; определять, какие части материала являются самыми важными, а какие – второстепенными; уметь расположить каждый элемент на определённом месте.

  5. Преимущества использования графических органайзеров:

  • Ученики могут сосредоточиться на связях с учебной информацией;

  • Наглядное изображение передаёт сложную информацию простым для восприятия способом;

  • Развиваются аналитические, критические и творческие способности, умение планировать.

  1. Графические органайзеры используются:

  • при изложении нового материала;

  • для осмысления и закрепления изучаемого материала;

  • на этапе контроля знаний, умений и навыков.

  1. Виды графических органайзеров:

1. Последовательные органайзеры (sequential organizers) используются для представления информации, которая может быть выстроена в последовательность или соотнесена с временной шкалой:

        шкалы времени отражают события в хронологическом порядке;

        цикличные диаграммы показывают отдельную итерацию цикла – упорядоченную серию событий, повторяющихся в том же самом порядке.

2. Графические органайзеры сравнения и сопоставления (compare/contrastorganizers) применяются для идентификации сходств и различий между двумя или более категориями объектов:

        диаграммы Венна показывают все возможные логические взаимосвязи между конечным набором множеств;

T-диаграммы отражают две стороны вопроса, например аргументы «за» и «против», плюсы и минусы, факты и мнения;

3. Иерархические органайзеры (hierarchical organizers) позволяют упорядочить сущности (объекты, элементы, значения, понятия) по уровням на основе их рангов и / или свойств. К иерархическим визуальным органайзерам относятся:

        треугольные (пирамидальные) диаграммы, в которых высота уровня (слоя) представляет его статус в иерархии, а ширина – количество принадлежащих этому уровню элементов;

        деревья, используемые для представления структур и классификаций по нескольким основаниям.

4. Концептуальные органайзеры (conceptual organizers) раскрывают смысл концепта или множества концептов, ключевые идеи в изучаемой теме, позволяя визуализировать поддерживающие их основания (факты, характеристики, описания):

        ментальные карты (интеллект-карты) сфокусированы на одной центральной идее, которая детализируется посредством радиальной иерархии и древовидных структур, состоящих из категорий, связанных с этой идеей;

5. Графические органайзеры данных (data representation organizers) – графики, сетки, таблицы – предназначены для визуального представления количественных данных в схематической форме.

Основные задачи, решаемые в образовательном процессе посредством создания и использования визуальных органайзеров (дидактические функции органайзеров как средства обучения):

        актуализация априорных знаний обучающихся, построение взаимосвязей с новой информацией;

        поддержка процессов приобретения знаний и образования смыслов обучающимися (классификации, генерализации, агрегирования информации, выявления различных типов ассоциаций и др.);

        развитие навыков критического мышления и активизация когнитивных процессов высокого порядка – анализ, оценивание, создание

        документирование результатов образовательной деятельности, оценивание достижений обучающихся (входной, промежуточный, выходной контроль).

  1. Операционно-деятельностный этап

Педагогам предлагается текст, который нужно изучить и систематизировать полученную информацию в графическом органайзере.

1 группа – «Дополненная реальность в информационно-образовательной среде учебного кабинета» («Адукацыя и выхаванне» 9/2018);

2 группа – «Технология дополненной реальности в образовании: возможности и перспективы» («Адукацыя и выхаванне» 9/2018).

К каждому тексту прилагается набор графических органайзеров. Участниками нужно выбрать подходящий, заполнить его.

Практическая работа «Создание графического органайзера в MS Word».

Ведущий предлагает познакомиться с возможностями MS Word в создании графических органайзеров, демонстрируя поэтапно создание простого органайзера «Идея».

  1. Рефлексивный этап

Приём «Рефлексивный сэндвич»

В ходе итоговой групповой рефлексии педагоги фиксируют три текущих достижения:

«Хорошая новость»

У нас получилось …

«Плохая новость»

Считаем, что нужно изменить…, потому что …

«Хорошая новость»

Мы сможем улучшить результат, если …







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!