Пояснительная записка Рабочая программа курса для 8 класса «Математика для каждого» разработана и составлена в соответствии с требованиями Федеральном государственном образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897, на основе примерной программы «Математика. 8-9 классы: сборник элективных курсов» / авт.-сост. В. Н. Студенецкая, Л. С. Сагателова. — Волгоград: Учитель, 2006. — 205 с. Курс состоит из следующих тем: «Текстовые задачи» - 11 часов «Модуль» - 8 часов «Функция» – 9 часов «Квадратные трехчлены и его приложения» - 6 часов Такой подбор материала преследует две цели. С одной стороны, это создание базы для развития способности учащихся, с другой – восполнение некоторых содержательных пробелов основного курса. Программа элективного курса применима для различных групп школьников, независимо от выбора их будущей профессии, профиля в старшей школе. Умение решать текстовые задачи является одним из показателей уровня математического развития. Решение задач есть вид творческой деятельности, а поиск решения – процесс изобретательства. В настоящее время ГИА по математике в 9-ых классах, ЕГЭ - в 11-ых классах, вступительные экзамены в вузы содержат разнообразные текстовые задачи. Задачи, используемые на уроках, подобраны с учетом нарастания уровня сложности, их количество не создает учебных перегрузок для школьников. Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников; предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, развитие и выявление математических способностей, ориентацию на профессии, связанные с математикой, выбор профиля дальнейшего обучения. Цели курса: сформировать понимание необходимости знаний для решения большого круга задач, показав широту их применения в реальной жизни; создание условий для обоснованного выбора учащимися профиля обучения в старшей школе через оценку собственных возможностей в освоении математического материала на основе расширения представлений о свойствах функций; восполнить некоторые нестандартные приемы решения задач на основе курса квадратного трехчлена, графических соображений, процентных вычислений; помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы; формировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для жизни в современном обществе; помочь повысить уровень понимания и практической подготовки в таких вопросах, как: а) преобразование выражений, содержащих модуль; б) решение уравнений и неравенств, содержащих модуль; в) построение графиков элементарных функций, содержащих модуль; создать в совокупности с основными разделами курса базу для развития способностей учащихся; помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы. Задачи курса: сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности; решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов; решать основные текстовые задачи; закрепление основ знаний о функциях и их свойствах; расширение представлений о свойствах функций; формирование умение “читать” графики и называть свойства по формулам; научить решать задачи более высокой, по сравнению с обязательным уровнем сложности; овладеть рядом технических и интеллектуальных математических умений на уровне свободного их использования; приобрести определенную математическую культуру; помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы; научить учащихся преобразовывать выражения, содержащие модуль; научить учащихся решать уравнения и неравенства, содержащие модуль; научить строить графики, содержащие модуль; помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования; помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы. Место предмета в учебном плане: В учебном плане школы на изучение курса «Решение дополнительных задач по алгебре и геометрии» в 8 классе отводится 35 ч из расчета 1 ч в неделю. Курс составляет часть учебного плана, формируемую участниками образовательного процесса. Требования к уровню подготовки учащихся В результате освоения курса математики 6 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками. Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств: независимость и критичность мышления; воля и настойчивость в достижении цели. Мета предметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД; выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план); в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки. Познавательные УУД: проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям. Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.); в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы; учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории). Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений. Предметная область «Арифметика» выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, однозначного на двузначное число, деление на однозначное число, десятичной дроби с двумя знаками на однозначное число, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем; переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты - в виде дроби и дробь - в виде процентов; выполнять арифметические действия с рациональными числами, находить значения числовых выражений (целых и дробных); округлять целые числа и десятичные дроби, выполнять оценку числовых выражений; пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; переводить одни единицы измерения в другие; решать текстовые задачи, в том числе связанные с отношениями и с пропорциональностью величин, дробями и процентами. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора; устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов; интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений. Предметная область «Алгебра» переводить условия задачи на математический язык; использовать методы работы с математическими моделями; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; определять координаты точки и изображать числа точками на координатной прямой; составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах еловые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; решать текстовые задачи алгебраическим методом. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами. Предметная область «Геометрия» пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира; распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение; изображать геометрические фигуры, распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела; в простейших случаях строить развертки пространственных тел; вычислять площади, периметры, объемы простейших геометрических фигур (тел) по формулам. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: решения несложных геометрических задач, связанных с нахождением изученных геометрических величин используя при необходимости справочники и технические средства); построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир). Содержание Тема «Текстовые задачи» (1-10 занятие) направлена на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение основных задач на проценты и практических задач процентные расчеты в жизненных ситуациях. Задачи данного раздела входят как составная часть в решение других типовых задач. Заменяя проценты соответствующим количеством сотых долей числа, легко свести данную задачу на проценты к задаче на части. При решении задач данного типа предполагается использование калькулятора – всюду, где это целесообразно. Применение калькулятора снимает непринципиальные технические трудности, позволяет разобрать больше задач. Кроме того в ряде случаев необходимо считать устно. Для этого полезно знать некоторые факты, например: чтобы увеличить величину на 50%, достаточно прибавить ее половину; чтобы найти 20% величины, надо найти ее пятую часть; что 40% некоторой величины в 4 раза больше, чем ее 10%; что треть величины – это примерно 33% и т.д. Так же рассмотрены задачи «концентрацию, на «сплавы и смеси». Позволит углубить и закрепить знания учащихся на основные компоненты типа задач на движение (время, скорость, расстояние); зависимость между этими величинами в формулах; план решения задач на движение (заполнение таблицы); обратить внимание на особенности при различных видах движения. Типа задач на совместную работу. Основными компонентами задач являются работа, время, производительность труда (обратить внимание на аналогию с задачами на движение); рассмотреть алгоритм решения задач (желательно с помощью таблицы – это универсальный способ, аналогичный задачам на движение). Тема «Модуль» (11-17 занятие) направлена на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение большого класса задач. Стоит отметить, что навыки в решении уравнений, неравенств, содержащих модуль, и построение графиков элементарных функций, содержащих модуль, совершенно необходимы любому ученику, желающему не только успешно выступить на математических конкурсах и олимпиадах, но и хорошо подготовиться к поступлению в дальнейшем в высшие учебные заведения. Материал данного курса содержит “нестандартные” методы, которые позволяют более эффективно решать широкий класс заданий, содержащих модуль. Наряду с основной задачей обучения математики – обеспечением прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, выбору профиля дальнейшего обучения. Форма занятий: объяснение, практическая работа. Метод обучения: лекция, беседа, объяснение. Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа. Тема «Функция» (18-25 занятие) позволит углубить знания учащихся по истории возникновения понятия, по способам задания функций, их свойствам, а также раскроет перед школьниками новые знания об обратных функциях и свойствах взаимно обратных функций, выходящие за рамки школьной программы. Форма занятий: объяснение, практическая работа. Метод обучения: лекция, беседа, объяснение. Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа. Тема «Квадратный трехчлен и его предложения» (26-29 занятие) поддерживает изучение основного курса математики и способствует лучшему усвоению базового курса математики. Данная программа курса по выбору своим содержанием сможет привлечь внимание учащихся, которым интересна математика и ее предложения, и которым захочется глубже познакомиться с ее методами и идеями. Предлагаемый курс освещает намеченные, но совершенно не проработанные в общем курсе школьной математики вопросы. Стоит отметить, что навыки в применении квадратного трехчлена совершенно необходимы каждому ученику, желающему хорошо подготовиться для успешной сдачи конкурсных экзаменов, а также будет хорошим подспорьем для успешных выступлений на математических олимпиадах. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности. Форма занятий: объяснение, практическая работа. Метод обучения: лекция, беседа, объяснение. Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа. С 31 по 33 занятия идет повторение всего курса «Математика для каждого». И 34 занятие итоговая Возможные критерии оценок. Критерии при выставлении оценок могут быть следующие. Оценка «отлично» - учащийся демонстрирует сознательное и ответственное отношение, сопровождающееся ярко выраженным интересом к учению; учащийся освоил теоретический материал курса, получил навыки в его применении при решении конкретных задач; в работе над индивидуальными домашними заданиями учащийся продемонстрировал умение работать самостоятельно. Оценка «хорошо» - учащийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями; выполняет домашние задания прилежно (без проявления явных творческих способностей); наблюдаются определенные положительные результаты, свидетельствующие об интеллектуальном росте и возрастании общих умений учащегося. Оценка «удовлетворительно» - учащийся освоил наиболее простые идеи и методы курса, что позволило ему достаточно успешно выполнять простые задания. Литература Водингар М.И., Лайкова Г.А. Решение задач на смеси, растворы, сплавы (“Математика в школе” № 4, 2001г.) Глезер Г.И. История математики в школе. Пособие для учителей. М. Просвещение, 1981 г. Качашева Н.А. О решении задач на проценты (“Математика в школе” № 4, 1991 г. с.39) Астров К. Квадратичная функция и ее применение. Гусев В.Р. Внеклассная работа по математике 6-8 классах. Цыганов Ш. Квадратный трехчлен и параметры (“Математика в школе” № 5, 1999г.) Егерман Е. Задачи с модулями (“Математика в школе” № 3, 2004г.) Галицкий М.Л. и др. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов. Сборник элективных курсов “Математика 8-9 классы”, составитель В. Н. Студенецкая. Волгоград. “Учитель”. 2006 Календарно-тематическое планирование элективного курса «Математика для каждого» 35 часа № п.п. | Наименование тем курса | Кол-во часов | Формы контроля | 1 | Проценты. Основные задачи на проценты | 1 | ФО ИРД | 2 | Процентные расчёты в жизненных ситуациях | 1 | ФО ИРД | 3 | Самостоятельная работа по теме «Проценты» | 1 | ФО ИРД СР | 4 | Задачи на «концентрацию, на «сплавы и смеси» | 1 | ФО ИРД | 5 | Задачи на «концентрацию, на «сплавы и смеси» | 1 | ФО ИРД | 6 | Задачи на «концентрацию, на «сплавы и смеси» | 1 | ФО ИРД СР | 7 | Задачи на движение | 1 | ФО ИРД | 8 | Задачи на движение | 1 | ФО ИРД | 9 | Задачи геометрического содержания | 1 | ФО ИРД | 10 | Контрольная работа по теме «Решение текстовых задач» | 1 | Кр | 11 | Модуль: общие сведения. Преобразование выражений, содержащих модуль | 1 | ФО ИРД | 12 | Преобразование выражений, содержащих модуль | 1 | ФО ИРД | 13 | Решение уравнений, содержащих модуль | 1 | ФО ИРД | 14 | Решение неравенств, содержащих модуль | 1 | ФО ИРД | 15 | Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль | 1 | ФО ИРД | 16 | Графики функций, содержащих модуль | 1 | ФО ИРД | 17 | Контрольная работа по теме «Модуль» | 1 | Кр | 18 | Понятие “Функция”. Способы задания функции | 1 | ФО ИРД | 19 | Свойства функций | 1 | ФО ИРД | 20 | Построение графиков линейной функции | 1 | ФО ИРД СР | 21 | Построение графиков квадратичной функции | 1 | ФО ИРД СР | 22 | Чтение свойств функций по графику | 1 | ФО ИРД | 23 | Решение уравнений и неравенств графическим способом | 1 | ФО ИРД | 24 | Графическое решение квадратных уравнений | 1 | ФО ИРД | 25 | Контрольная работа по теме «Функция» | 1 | Кр | 26 | Квадратный трехчлен | 1 | ФО ИРД | 27 | Частные случаи нахождения корней квадратного трехчлена | 1 | ФО ИРД | 28 | Исследование корней квадратного трехчлена | 1 | ФО ИРД | 29 | Примеры применения свойств квадратного трехчлена при решении задач | 1 | ФО ИРД | 30 | Самостоятельная работа по теме «Квадратный трехчлен» | 1 | Ср | 31 | Решение разнообразных задач по теме «Текстовые задачи» | 1 | ФО ИРД | 32 | Решение разнообразных задач по теме «Модуль» | 1 | ФО ИРД | 33 | Решение разнообразных задач по теме «Функция» | 1 | ФО ИРД | 34 | Итоговая контрольная работа | 1 | Кр | 35 | Обобщающий урок | 1 | Беседа | |