СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикум решение дополнительных задач по математике 8 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса для 8 класса «Математика для каждого» разработана и составлена в соответствии с требованиями Федеральном государственном образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897, на основе примерной программы «Математика. 8-9 классы: сборник элективных курсов» / авт.-сост. В. Н. Студенецкая, Л. С. Сагателова. — Волгоград: Учитель, 2006. — 205 с.

 

Курс состоит из следующих тем:

  • «Текстовые задачи» - 11 часов
  • «Модуль» - 8 часов
  • «Функция» – 9 часов
  • «Квадратные трехчлены и его приложения» - 6 часов

Просмотр содержимого документа
«Практикум решение дополнительных задач по математике 8 класс»



ОБСУЖДЕНО И
СОГЛАСОВАНО С ШМО
РУКОВОДИТЕЛЬ ШМО
Фомина Е.А. (Ф.И.О.)

Протокол № __1__ от

«_31_»__августа__2018г.


ПРИНЯТО НА ЗАСЕДАНИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

Протокол № __1__ от

«_31_»__августа__2018г.


УТВЕРЖДАЮ

ДИРЕКТОР МОУ «СОШ № 2»

_____________ С. Н. Якимова



ПРИКАЗ ПО ШКОЛЕ № _____

от «__»_________2018г.

Составлена в соответствии с ФГОС ООО








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу

Практикум решение дополнительных задач по математике
8 класс

основной общеобразовательной программы основного общего образования


срок реализации 1 год

Разработчик __________Фомина Елена Александровна__________

Ф.И.О.















2018

Пояснительная записка


Рабочая программа курса для 8 класса «Математика для каждого» разработана и составлена в соответствии с требованиями Федеральном государственном образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897, на основе примерной программы «Математика. 8-9 классы: сборник элективных курсов» / авт.-сост. В. Н. Студенецкая, Л. С. Сагателова. — Волгоград: Учитель, 2006. — 205 с.


Курс состоит из следующих тем:

  • «Текстовые задачи» - 11 часов

  • «Модуль» - 8 часов

  • «Функция» – 9 часов

  • «Квадратные трехчлены и его приложения» - 6 часов

Такой подбор материала преследует две цели. С одной стороны, это создание базы для развития способности учащихся, с другой – восполнение некоторых содержательных пробелов основного курса. Программа элективного курса применима для различных групп школьников, независимо от выбора их будущей профессии, профиля в старшей школе.

Умение решать текстовые задачи является одним из показателей уровня математического развития. Решение задач есть вид творческой деятельности, а поиск решения – процесс изобретательства.

В настоящее время ГИА по математике в 9-ых классах, ЕГЭ - в 11-ых классах, вступительные экзамены в вузы содержат разнообразные текстовые задачи.

Задачи, используемые на уроках, подобраны с учетом нарастания уровня сложности, их количество не создает учебных перегрузок для школьников. Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников; предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, развитие и выявление математических способностей, ориентацию на профессии, связанные с математикой, выбор профиля дальнейшего обучения.

Цели курса:

  • сформировать понимание необходимости знаний для решения большого круга задач, показав широту их применения в реальной жизни;

  • создание условий для обоснованного выбора учащимися профиля обучения в старшей школе через оценку собственных возможностей в освоении математического материала на основе расширения представлений о свойствах функций;

  • восполнить некоторые нестандартные приемы решения задач на основе курса квадратного трехчлена, графических соображений, процентных вычислений;

  • помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы;

  • формировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для жизни в современном обществе;

  • помочь повысить уровень понимания и практической подготовки в таких вопросах, как: а) преобразование выражений, содержащих модуль; б) решение уравнений и неравенств, содержащих модуль; в) построение графиков элементарных функций, содержащих модуль;

  • создать в совокупности с основными разделами курса базу для развития способностей учащихся;

  • помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы.


Задачи курса:

  • сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;

  • решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;

  • решать основные текстовые задачи;

  • закрепление основ знаний о функциях и их свойствах;

  • расширение представлений о свойствах функций;

  • формирование умение “читать” графики и называть свойства по формулам;

  • научить решать задачи более высокой, по сравнению с обязательным уровнем сложности;

  • овладеть рядом технических и интеллектуальных математических умений на уровне свободного их использования;

  • приобрести определенную математическую культуру;

  • помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;

  • научить учащихся преобразовывать выражения, содержащие модуль;

  • научить учащихся решать уравнения и неравенства, содержащие модуль;

  • научить строить графики, содержащие модуль;

  • помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования;

  • помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.


Место предмета в учебном плане:

В учебном плане школы на изучение курса «Решение дополнительных задач по алгебре и геометрии» в 8 классе отводится 35 ч из расчета 1 ч в неделю. Курс составляет часть учебного плана, формируемую участниками образовательного процесса.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате освоения курса математики 6 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

  • независимость и критичность мышления;

  • воля и настойчивость в достижении цели.

Мета предметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • давать определения понятиям.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории).

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.

Предметная область «Арифметика»

  • выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, однозначного на двузначное число, деление на однозначное число, десятичной дроби с двумя знаками на однозначное число, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;

  • переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты - в виде дроби и дробь - в виде процентов;

  • выполнять арифметические действия с рациональными числами, находить значения числовых выражений (целых и дробных);

  • округлять целые числа и десятичные дроби, выполнять оценку числовых выражений;

  • пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; переводить одни единицы измерения в другие;

  • решать текстовые задачи, в том числе связанные с отношениями и с пропорциональностью величин, дробями и процентами.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;

  • устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;

  • интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

Предметная область «Алгебра»

  • переводить условия задачи на математический язык; использовать методы работы с математическими моделями;

  • осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;

  • определять координаты точки и изображать числа точками на координатной прямой;

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах еловые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;

  • решать текстовые задачи алгебраическим методом.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами.

Предметная область «Геометрия»

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры, распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела;

  • в простейших случаях строить развертки пространственных тел;

  • вычислять площади, периметры, объемы простейших геометрических фигур (тел) по формулам.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • решения несложных геометрических задач, связанных с нахождением изученных геометрических величин используя при необходимости справочники и технические средства);

  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Содержание

Тема «Текстовые задачи» (1-10 занятие) направлена на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение основных задач на проценты и практических задач процентные расчеты в жизненных ситуациях. Задачи данного раздела входят как составная часть в решение других типовых задач. Заменяя проценты соответствующим количеством сотых долей числа, легко свести данную задачу на проценты к задаче на части. При решении задач данного типа предполагается использование калькулятора – всюду, где это целесообразно. Применение калькулятора снимает непринципиальные технические трудности, позволяет разобрать больше задач. Кроме того в ряде случаев необходимо считать устно. Для этого полезно знать некоторые факты, например: чтобы увеличить величину на 50%, достаточно прибавить ее половину; чтобы найти 20% величины, надо найти ее пятую часть; что 40% некоторой величины в 4 раза больше, чем ее 10%; что треть величины – это примерно 33% и т.д. Так же рассмотрены задачи «концентрацию, на «сплавы и смеси».

Позволит углубить и закрепить знания учащихся на основные компоненты типа задач на движение (время, скорость, расстояние); зависимость между этими величинами в формулах; план решения задач на движение (заполнение таблицы); обратить внимание на особенности при различных видах движения.

Типа задач на совместную работу. Основными компонентами задач являются работа, время, производительность труда (обратить внимание на аналогию с задачами на движение); рассмотреть алгоритм решения задач (желательно с помощью таблицы – это универсальный способ, аналогичный задачам на движение).

Тема «Модуль» (11-17 занятие) направлена на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение большого класса задач. Стоит отметить, что навыки в решении уравнений, неравенств, содержащих модуль, и построение графиков элементарных функций, содержащих модуль, совершенно необходимы любому ученику, желающему не только успешно выступить на математических конкурсах и олимпиадах, но и хорошо подготовиться к поступлению в дальнейшем в высшие учебные заведения. Материал данного курса содержит “нестандартные” методы, которые позволяют более эффективно решать широкий класс заданий, содержащих модуль. Наряду с основной задачей обучения математики – обеспечением прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, выбору профиля дальнейшего обучения.

Форма занятий: объяснение, практическая работа.

Метод обучения: лекция, беседа, объяснение.

Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.

Тема «Функция» (18-25 занятие) позволит углубить знания учащихся по истории возникновения понятия, по способам задания функций, их свойствам, а также раскроет перед школьниками новые знания об обратных функциях и свойствах взаимно обратных функций, выходящие за рамки школьной программы.

Форма занятий: объяснение, практическая работа.

Метод обучения: лекция, беседа, объяснение.

Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.

Тема «Квадратный трехчлен и его предложения» (26-29 занятие) поддерживает изучение основного курса математики и способствует лучшему усвоению базового курса математики. Данная программа курса по выбору своим содержанием сможет привлечь внимание учащихся, которым интересна математика и ее предложения, и которым захочется глубже познакомиться с ее методами и идеями. Предлагаемый курс освещает намеченные, но совершенно не проработанные в общем курсе школьной математики вопросы. Стоит отметить, что навыки в применении квадратного трехчлена совершенно необходимы каждому ученику, желающему хорошо подготовиться для успешной сдачи конкурсных экзаменов, а также будет хорошим подспорьем для успешных выступлений на математических олимпиадах. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.

Форма занятий: объяснение, практическая работа.

Метод обучения: лекция, беседа, объяснение.

Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.

С 31 по 33 занятия идет повторение всего курса «Математика для каждого». И 34 занятие итоговая

Возможные критерии оценок.

Критерии при выставлении оценок могут быть следующие.

Оценка «отлично» - учащийся демонстрирует сознательное и ответственное отношение, сопровождающееся ярко выраженным интересом к учению; учащийся освоил теоретический материал курса, получил навыки в его применении при решении конкретных задач; в работе над индивидуальными домашними заданиями учащийся продемонстрировал умение работать самостоятельно.

Оценка «хорошо» - учащийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями; выполняет домашние задания прилежно (без проявления явных творческих способностей); наблюдаются определенные положительные результаты, свидетельствующие об интеллектуальном росте и возрастании общих умений учащегося.

Оценка «удовлетворительно» - учащийся освоил наиболее простые идеи и методы курса, что позволило ему достаточно успешно выполнять простые задания.

Литература

  1. Водингар М.И., Лайкова Г.А. Решение задач на смеси, растворы, сплавы (“Математика в школе” № 4, 2001г.)

  2. Глезер Г.И. История математики в школе. Пособие для учителей. М. Просвещение, 1981 г.

  3. Качашева Н.А. О решении задач на проценты (“Математика в школе” № 4, 1991 г. с.39)

  4. Астров К. Квадратичная функция и ее применение.

  5. Гусев В.Р. Внеклассная работа по математике 6-8 классах.

  6. Цыганов Ш. Квадратный трехчлен и параметры (“Математика в школе” № 5, 1999г.)

  7. Егерман Е. Задачи с модулями (“Математика в школе” № 3, 2004г.)

  8. Галицкий М.Л. и др. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов.

  9. Сборник элективных курсов “Математика 8-9 классы”, составитель В. Н. Студенецкая. Волгоград. “Учитель”. 2006

Календарно-тематическое планирование элективного курса «Математика для каждого» 35 часа

 № п.п.

Наименование тем курса

Кол-во

часов

Формы контроля

1

Проценты. Основные задачи на проценты

1

 ФО ИРД

2

Процентные расчёты в жизненных ситуациях

1

 ФО ИРД

3

Самостоятельная работа по теме «Проценты»

1

 ФО ИРД СР

4

Задачи на «концентрацию, на «сплавы и смеси»

1

 ФО ИРД

5

Задачи на «концентрацию, на «сплавы и смеси»

1

 ФО ИРД

6

Задачи на «концентрацию, на «сплавы и смеси»

1

 ФО ИРД СР

7

Задачи на движение

1

 ФО ИРД

8

Задачи на движение

1

 ФО ИРД

9

Задачи геометрического содержания

1

 ФО ИРД

10

Контрольная работа по теме «Решение текстовых задач»

1

 Кр

11

Модуль: общие сведения. Преобразование выражений, содержащих модуль

1

 ФО ИРД

12

Преобразование выражений, содержащих модуль

1

 ФО ИРД

13

Решение уравнений, содержащих модуль

1

 ФО ИРД

14

Решение неравенств, содержащих модуль

1

 ФО ИРД

15

Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль

1

 ФО ИРД

16

Графики функций, содержащих модуль

1

 ФО ИРД

17

Контрольная работа по теме «Модуль»

1

 Кр

18

Понятие “Функция”. Способы задания функции

1

  ФО ИРД

19

Свойства функций

1

  ФО ИРД

20

Построение графиков линейной функции

1

 ФО ИРД СР

21

Построение графиков квадратичной функции

1

 ФО ИРД СР

22

Чтение свойств функций по графику

1

 ФО ИРД

23

Решение уравнений и неравенств графическим способом

1

 ФО ИРД

24

Графическое решение квадратных уравнений

1

 ФО ИРД

25

Контрольная работа по теме «Функция»

1

 Кр

26

Квадратный трехчлен

1

 ФО ИРД

27

Частные случаи нахождения корней квадратного трехчлена

1

 ФО ИРД

28

Исследование корней квадратного трехчлена

1

 ФО ИРД

29

Примеры применения свойств квадратного трехчлена при решении задач

1

 ФО ИРД

30

Самостоятельная работа по теме «Квадратный трехчлен»

1

 Ср

31

Решение разнообразных задач по теме «Текстовые задачи»

1

 ФО ИРД

32

Решение разнообразных задач по теме «Модуль»

1

 ФО ИРД

33

Решение разнообразных задач по теме «Функция»

1

 ФО ИРД

34

Итоговая контрольная работа

1

 Кр

35

Обобщающий урок

1

Беседа



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!