муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Верхнехавская средняя общеобразовательная школа №3
Верхнехавского муниципального района Воронежской области
«Рассмотрено»
Руководитель МО ЕМЦ
______Волкова Н.А.
Протокол №1
от 27.08.2015 г.
|
«Согласовано»
Заместитель директора
__________ Ролдухина И.В.
от 28.08.2015 г.
|
«Утверждаю»
Директор школы
___________ Блинов Л.А.
Приказ №
от 31.08.2015 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Практикум решения задач по физике
11 класс
Учитель:
Пучкова Е.Н.
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка.
Предлагаемая программа практикума решения задач по физике согласована с содержанием программы основного курса. Программа построен с опорой на знания и умения учащихся, приобретенные при изучении физики в основной школе. Она ориентирована на дальнейшее совершенствование уже усвоенных знаний и умений. Из-за сокращения числа часов на изучение физики не удаётся пройти многие важные темы, поэтому программа элективного курса дополнена темами, которые не входят в программу базовой школы: «Графическое представление движения», движение по горизонтали и под углом к горизонту»,«Соединения конденсаторов», «Формула тонкой линзы».
На изучение физики в 11 классе отводится 2 часа в неделю, что недостаточно для решения задач. А неумение решать задачи является одной из причин снижения успеха в физике, поэтому главные цели представленного курса:
- Научить учащихся, интересующихся предметами естественнонаучного цикла, не только понимать физические явления и закономерности, но и применять их на практике путём решения задач разной сложности, различного типа (исследовательские, тестовые, задачи-оценки, качественные, графические, занимательные).
- Расширить кругозор школьников и углубить знания по основным темам базового курса физики.
- Сформировать представления о постановке, классификации, приемах и методах решения физических задач.
- Дать учащимся представление о практическом применении законов физики к изучению физических явлений и процессов, происходящих в окружающем нас мире.
- Помочь выпускнику подготовиться к успешной сдаче как к ЕГЭ.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Приоритетами для курса физики являются:
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение различными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий.
Учебно-тематический план.
Данный спецкурс предназначен для учащихся 11 классов. В объёме 34 часов (1 час в неделю). Из них: лекционных – 16 часов; практических занятий –16 часов.
№
|
Тема
|
Кол-во часов
|
Уроки-лекции
|
Уроки решения задач (в том числе практические работы)
|
1.
|
Механика.
|
6
|
4
|
2
|
2.
|
Молекулярная физика. Термодинамика.
|
6
|
2
|
4
|
3.
|
Электродинамика.
|
10
|
5
|
5
|
4.
|
Оптика.
|
10
|
5
|
5
|
|
Итоговое повторение.
|
2
|
|
|
|
Итого:
|
34
|
16
|
16
|
Тематическое планирование курса.
№ урока
|
Тема
|
Дата по плану
|
Дата факт.
|
Тема №1
|
Механика.(66 час)
|
|
|
1/1
|
Лекция: Графическое представление движения (график скорости, пути, ускорения). Решение графических задач.
|
03.09
|
|
2/2
|
Лекция: Законы Ньютона. Закон Гука.
|
10.09
|
|
3/3
|
Лекция: Закон сохранения импульса. Закон сохранения энергии.
|
17.09
|
|
4/4
|
Решение задач (ЕГЭ часть А и В).
|
24.09
|
|
5/5
|
Лекция: Механическая работа. Мощность.
|
01.10
|
|
6/6
|
Решение задач (ЕГЭ часть А и В).
|
08.10
|
|
Тема №2
|
Молекулярная физика. Термодинамика.(6час)
|
|
|
7/1
|
Лекция: Основные понятия МКТ и термодинамики.
|
15.10
|
|
8/2
|
Решение задач (ЕГЭ часть А и В).
|
22.10
|
|
9/3
|
Решение графических задач на изопроцессы.
|
29.10
|
|
10/4
|
Лекция: Первый закон термодинамики и его применение к газовым процессам.
|
12.11
|
|
11/5
|
Решение задач (ЕГЭ часть Аи В)
|
19.11
|
|
12/6
|
Решение задач (ЕГЭ часть Аи В)
|
26.11
|
|
Тема №3
|
Электродинамика.(10 час)
|
|
|
13/1
|
Лекция: Электроёмкость. Соединение конденсаторов.
|
03.12
|
|
14/2
|
Решение расчётных задач.
|
10.12
|
|
15/3
|
Решение расчётных задач.
|
17.12
|
|
16/4
|
Решение исследовательской задачи: «Изучение смешанного соединения проводников».
|
24.12
|
|
17/5
|
Лекция: Электрический ток в электролитах.
|
14.01
|
|
18/6
|
Решение типовых задач.
|
21.01
|
|
19/7
|
Лекция: Напряжённость электрического поля.
Энергия зарядов.
|
28.01
|
|
20/8
|
Лекция: Закон Джоуля-Ленца.
|
04.02
|
|
21/9
|
Лекция: Основные понятия магнетизма.
|
11.02
|
|
22/10
|
Решение задач (ЕГЭ часть А и В).
|
18.02
|
|
Тема№4
|
Оптика.(10час)
|
|
|
23/1
|
Лекция: Законы отражения и преломления. Полное отражение. Формула тонкой линзы.
|
25.02
|
|
24/2
|
Решение графических задач.
|
03.03
|
|
25/3
|
Решение задач (ЕГЭ часть А и В).
|
10.03
|
|
26/4
|
Лекция: Дифракционная решётка.
|
17.03
|
|
27/5
|
Решение задач (ЕГЭ часть А).
|
24.03
|
|
28/6
|
Лекция: Фотоэффект.
|
07.04
|
|
29/7
|
Решение задач (ЕГЭ часть А и В).
|
14.04
|
|
30/8
|
Лекция: Ядерная модель атома. Модель атома по Бору.
|
21.04
|
|
31/9
|
Лекция: Физика атомного ядра.
|
28.04
|
|
32/10
|
Решение задач (ЕГЭ часть А и В).
|
05.05
|
|
33/11-34/12
|
Итоговое повторение и обобщение. (2часа)
|
12.05
19.05
|
|
В процессе реализации данной программы используются такие методы обучения:
- Метод проблемного обучения, с помощью которого учащиеся получают эталон научного мышления.
- Метод частично-поисковой деятельности, способствующий самостоятельному решению проблемы.
При организации работы курс начинается с теоретических занятий, сначала лекционных, при этом используется метод проблемного обучения. Использование этого метода позволяет активно включать учащихся в обсуждение выдвигаемых проблем, гипотез, задач, которые предлагает как учитель, так и сами ученики. Позволяет ученикам активно участвовать в обсуждении поставленных вопросов, учит культуре общения, умениям высказывать и отстаивать свою точку зрения, обосновывать высказанные утверждения и т.д.
Текущий контроль собственных достижений учащихся организуется при проведении тестирования в форме ЕГЭ в конце определённой темы и при взаимопроверке на знание теоретического материала.
Критерии оценки эффективности выполнения контрольных работ:
50-60% правильных ответов – оценка “удовлетворительно”;
70-80% правильных ответов – оценка “хорошо”;
90% правильных ответов – оценка “отлично”.
Ожидаемые образовательные результаты:
- Знания основных законов и понятий.
- Успешная самореализация учащихся.
- Опыт работы в коллективе.
- Умение искать, отбирать, оценивать информацию (работа с различными источниками информации (специализированные справочники, учебные пособия, медиаресурсы)).