СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикум "Влияние музыки на чувственно-эмоциональную сферу и здоровье обучающихся"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

). Педагогическая интуиция и прозрение должны сохранять психическое здоровье детей в норме.  Педагог должен повышать устойчивость нервной системы детей  для преодоления трудностей. Опытный  педагог  умеет приемами преодолеть усталость, уныние и неудовлетворенность учащихся, помогает ребенку привести в согласие  желания и возможности. 

Основным критерием оценки здоровья является адаптивность, т. е. стойкость к невзгодам,  выносливость, работоспособность, психическая и физическая гармоничность.

Таким образом, музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры, способствует его физическому здоровью.

 

Просмотр содержимого документа
«Практикум "Влияние музыки на чувственно-эмоциональную сферу и здоровье обучающихся"»

Практикум

«Влияние музыки на чувственно-эмоциональную сферу

и здоровье учащихся»

Обозначить свое настроение в начале выступления (цветные таблицы).

I.Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели. На традиционной педагогической конференции учителей города Казани обратили внимание на вопросы здоровья школьников. Были озвучены такие цифры, говорящие о неблагополучном состоянии здоровья детей: у 40% детей старшего дошкольного возраста отмечаются расстройства нервно-психической сферы, среди детей, поступающих в школу, свыше 60% относятся к «группе риска». В силу этого проблемы сохранения здоровья детей становятся особенно актуальными в образовательной области. Нынешняя школа должна всеми возможными средствами помочь обществу решать эти проблемы. Физиологическая, психологическая и морально-нравственная реабилитация детей в последнее время признана первостепенной задачей. Сегодня будем говорить о катарсистическом (очищающем) воздействии музыки.

К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приемы, методы, технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью учащихся. Это важное направление работы современного учителя музыки обозначено лишь в некоторых программах, предусматривающих погружение в музыкальную среду на основе комплекса видов деятельности, учитывающих привлечение других видов искусства (программа «Живой мир искусства» Б. Юсова, «Музыкально-эстетическое воспитание» Н.А.Терентьевой, Е.Д.Критской «Музыка», под руководством Ю.Б.Алиева «Музыка»). Этот комплекс охватывает все виды деятельности школьников на уроке: (назовите их) пение, игру на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения, слушание музыки, рисование, литературу, двигательные импровизации, игры-драматизации. На уроках музыки необходимо использовать не только музыкально-педагогические методы, но и музыкально-терапевтические. В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. По существу, каждый учитель музыки, осознает он это или нет, является стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников. В этой связи неоценимы возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

II. Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придает физическую бодрость. Западные ученые, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: некоторые мелодии обладают сильным терапевтическим эффектом. Обращаемся к таблице: какие чувства вызывает у вас музыка отметьте у себя в таблице.

Духовная, религиозная музыка (своего рода анальгетик, т. к. облегчает боль) восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя.

На уроке музыки основной акцент ставится на приобщении детей к произведениям высокого музыкального искусства. При сохранении «золотого фонда» произведений композиторов-классиков и детского песенного репертуара необходимо усилить аспект изучения музыкального фольклора.

С древнейших времен известны терапевтические возможности музыкального искусства. Вслед за Пифагором Аристотель считал, что способность музыки воздействовать на душевные состояния слушателей, связана с тем, что она заключает в себе различные оттенки настроений, и они четко соответствуют, «подражают» характерам и свойствам человека.

Этнический фактор, ставший сегодня доминирующим в современном мире, накладывает отпечаток на различные сферы жизни: социальную, экономическую, политическую.

Психологи рассматривают этническое самосознание как составной элемент самосознания личности, формирование которого определяется общим уровнем ее психического развития. Это сложное многоуровневое образование, базирующееся на сознании общности происхождения, традиций, ценностей, верований, ощущений исторической преемственности и преемственности между поколениями.

По мнению большинства этнопсихологов, развитие этнического самосознания и осознания принадлежности к национальной группе у ребенка отмечается уже в дошкольном возрасте через особенности культуры, быта, национального фольклора, традиции, имена собственные и т. д.

Беседа. Легенда о Казани.

Настройка заключается в том, что надо сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. Их нельзя слушать без должного внимания, отвлекаясь при этом на какие-либо дела. Прослушивание аудиозаписей положительно влияет на их психоэмоциональное состояние.

1.Слушание музыки.

Легенда о Казани. История образования Казани. Слайды (последним памятник С.Сайдашеву).

«Человеку юность к лицу, городу – древность»,- говорили мудрецы.

В Казани жили и творили: Л. Толстой, Державин, Шаляпин, Г.Тукай,

Х. Такташ, С.Сайдашев, Рудольф Нуриев, С. Губайдуллина и др.

Шаляпин: « Много на свете хороших городов, а Казань лучше всех…».

Тест. Слушание музыки, цель: усиливается ли влияние музыки, если прослушивание сочетать с другими видами искусства?

Когда мы слушаем эту музыку, полную не передаваемой словами поэтичности и живописности, в нашем сознании начинает вырисовываться целая картина. Мы видим ее своим внутренним зрением, которое, как вы уже знаете, существует у каждого из нас точно так же, как вы уже знаете и внутренний слух… Слуховое восприятие музыки будет обогащено и зрительным восприятием всего, что предстанет перед нашими глазами… Когда мы все это и увидим и услышим, художественное впечатление наше неизмеримо возрастет. Зрительные образы помогут глубже воспринять музыку, а сами благодаря музыке станут и острее, и словно наполнятся человеческими чувствами.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что восприятие музыки во время сеансов игровой терапии и в процессе музыкальной психотерапии будет более эффективным, если сочетать его с другими видами искусства – живописью, литературой, хореографией, театром.

III. 1. Из восточной медицины известно, что человек являет собой систему, объединенных общей задачей жизнедеятельности внутренних органов, где каждый орган выполняет еще и определенную духовную функцию. В организме человека есть поистине замечательная внутренняя аптека, которая включает в себя иммунную, нервную систему и железы внутренней секреции.

Большое внимание на уроках музыки уделяется воспитанию и развитию детских голосов. Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. На уроках музыки постановкой голоса специально заниматься не следует. Когда ребенок своим голосом, которым разговаривает, поет свободно и легко, то голос сам естественно развивается и укрепляется.

Понимая, что вспыльчивость всегда вредна, японские купцы, в частности торговцы текстильными и галантерейными изделиями, потирают руки, особенно при обслуживании докучливых покупателей, так как эти движения успокаивают. Интенсивное воздействие на кончики пальцев при их массаже, стимулируя прилив крови к рукам, благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью ( китайская оздоровительная гимнастика тай-ди, (упражнения в подготовке к распеванию).

Метод тонирования, как и благотворная сила пения, давно применяется человечеством в лечении самых разных заболеваний. «Тонирование – воспроизведение звука посредством произнесения гласного звука в течение длительного времени». Оно известно примерно с ХIV века. Это творческая энергия голоса.

Одно из упражнений физвокализа: подтянитесь, поиграйте всеми мышцами, распрямите плечи, высоко поднимите голову («столб достоинства»), почувствуйте себя победителем и обязательно напевайте.

Тонирование

Звук “м-м-м” снимет стресс и дает возможность полностью расслабиться.

Звук “а-а-а” немедленно вызывает расслабление.

Звук “и-и-и” – самый стимулирующий звук, звуковой кофеин. 3-5 минут произнесения этого звука стимулирует мозг, повышает активность организма.

Звук “о-о-о” – средство мгновенной настройки организма. Дыхательная и звуковая гимнастика ( профилактика заболеваний верхних дыхательных путей)- закрыть правую ноздрю протяжно тянуть «г-м-м-м», на выдохе то же самое, закрыть левую ноздрю.

Лечение звуками основано на «эхо-эффекте».

2.Сила, качество и тембр голоса зависят не только от голосовых связок, но и от мышц лица, губ и т. д. Йоги предлагают развивать и эти мышцы. Стать перед зеркалом, сложить губы трубочкой и посвистывать. Заметьте различие между обычными выражениями лица при разговоре и тем, которое возникает при свисте. А теперь попробуйте посвистеть, а затем взять несколько нот, не меняя формы рта (до, ре,ми). После определенной практики вы услышите в своем голосе чистые тона и сильные звуки. ( Распевание на у).

3. Гон-звук селезенки, шэн- звук легких, гуо- звук печени, чэн- звук сердца. Каждый звук делится на 2 звука- высокий и низкий – в третьем тоне. ( китайская ци-гун терапия).Придумать распевания на различные слоги. Особенно хорошо голосовые данные развиваются в течение работы над протяжной песней. А долгий распев одного слога или слова развивает дыхание. В фольклоре есть врачующее начало. Напевы народных песен рождались как естественные проявления психофизических состояний человека, его природных физиологических возможностей.(Распевание).по грамзаписи.

Когда мы слушаем кого-либо - говорит он или поет - мышцы нашей гортани тоже двигаются, хотя сами того не замечаем. Вот почему люди издревле собирались вместе и пели хором: даже тот, кто не обладал какими-либо вокальными способностями, кто не мог правильно владеть своим голосом, своей гортанью, как бы подстраивался под правильное звуковедение. Мышцы гортани восстанавливали свою функцию, что благотворно влияло на организм.

После занятий вокалотерапией дыхание становится более экономным, а, по утверждению ученых, от этого напрямую зависит работоспособность человека. Правильный подбор дыхательных и вокальных упражнений обеспечивает более качественное функционирование сердечно- сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов (см. «Болящий дух врачует песнопенье…»).

Развивать голосовые связки можно и без вреда для ушей окружающих. Оказывается, очень полезно посещать уроки пения. И не только для голоса. Пение хором вызывает такой энтузиазм у исполнителей, что их иммунная система с удвоенной силой начинает вырабатывать защитные вещества, а значит, детский организм будет лучше противостоять простудам и инфекциям. Хотите, чтобы у вашего ребенка был иммунитет – запишите его в кружок хорового пения.

Первый, кто научно объяснил лечебный эффект музыки, был Пифагор. В 3 веке до н.э. в Парфянском царстве был создан музыкально-медицинский центр, где с помощью специально подобранных мелодий лечили от тоски, нервных расстройств, сердечных болей.

Теорема Пифагора по творчеству С. Сайдашева.

  1. Ритмизация собственных имен и фамилий (С. Садашев, А. Моцарт).-250 лет.

Угадать (прохлопать ритмически Ф.И. композитора, Моцарт – для снятия возникшего напряжения) о ком пойдет речь дальше (2 фамилии на доске написаны

«Зәнгәр күл» С.Сайдашева.

- гороскоп на композитора по Пифагору сравнить с характеристикой из книг «Ут һәм җыр» Низами, «С.Сайдашев» Саинова-Ахмеровой.

-исполнение песни «Зәнгәр күл» С.Сайдашева.

Оптимистические и жизнеутверждающие песни оказывают положительное воздействие на мироощущение ребенка, необходимое для душевного и соматического здоровья. Пение веселых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию.

«Зәнгәр күл»- (творческое задание): включить барабан.

2 вариант: предложить ребенку пробарабанить то чувство, какое он сам хочет или испытывает в данный момент, а психотерапевт и другие дети должны отгадать, что он изобразил.

IV. «Импровизация на ударных инструментах»

Ударные инструменты обладают особой привлекательностью для детей, так как из них можно извлекать звуки, даже не обладая необходимыми навыками. Ребенку предлагают показать, как он будет бить в барабан, если ему грустно, весело и т.д

Среди музыкальных инструментов, которые используются в целительстве, барабан оказывает, пожалуй, наиболее сильное воздействие. Десять минут игры на барабане в день снимают напряжение, заново настраивают внутренние часы мозга и организма и служат стимулятором и успокаивающим средством.

В нашем организме заложены многомерные ритмы, благодаря которым все органы работают синхронно, начиная от пищеварительной деятельности в кишечнике до активности высших нейронов в головном мозгу. В организме основной ритм закладывается сердечно-сосудистой системой, сердцем и легкими…”. Барабан синхронизируют ритмы сердечных сокращений и дыхания.

Ритм барабанов способен изменять ритмы организма. Сердце – великий барабанщик. Играя на барабане, мы активно напрягаем мышцы, активизируем дыхание, ритм сердечных сокращений и волн мозга, что создает обратную связь.

Детям предлагается вспомнить свой самый печальный, счастливый и т.д. день (событие). Затем они должны подумать, как о нем можно рассказать другим детям, пользуясь только барабанными палочками и барабаном (можно использовать другие ударные инструменты): “Постучите его, как вы его себе представляете”.

Выполнение творческих заданий (терапия творчеством) на уроках музыки в начальной школе является одним из наиболее эффективных приемов оптимизации психического состояния младших школьников.

Творчество требует от ребенка координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно действует на его психику, а значит и на физическое здоровье, т.е. творческий процесс исцеляет. Велико значение музыкальной сказки для поддержания душевного мира детей, которая широко представлена в репертуаре уроков музыки (балет «Шурале» Ф. Ярулина, «Су анасы» А. Бакирова, «Коварная кошка» Л.Хайретдиновой и др.). Программа 1-3 кл. Использование фольклора на уроках музыки предусматривает органическое сочетание самых разнообразных видов деятельности. В центре внимания - собственно музыкальная деятельность: исполнительско-творческая и слушательская. Работа производится с учетом возрастных особенностей. Все средства фольклорной терапии направлены на формирование сильной, творческой жизнеспособной личности. Деятельность, основанная на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное мышление, фантазию, позволяет активизировать различные творческие проявления детей, в том числе в инсценировании народных песен.

« Мы с русским народом сроднились давно…»,- Г. Тукай.

Программа,1 класс. Русская народная песня «Дон-дон»,все поют и изображают суету ногами. Какую роль играют костюмы, маски ?

«Двигательные» песенки направлены на то, чтобы младший школьник не только радовался движениям, но и получил пользу для позвоночника и всех мышц своего еще неокрепшего тела. Выполняя упражнение с пением, дети учатся выразительности, умению распределять дыхание и координировать его с речевой фразой. Для получения наибольшей эффективности полезно включить эти упражнения для музицирования на детских шумовых инструментах.

Значительную роль играет терапия сказочным костюмом и цветовыми сочетаниями. Выполнение творческих заданий на уроках музыки в начальной школе является одним из наиболее эффективных приемов оптимизации психического состояния младших школьников. Творческие задания направлены на расширение репертуара доступных ребенку эмоциональных переживаний.

Связи между здоровьем тела и нравственно-психологическим состоянием человека - самые непосредственные, реальные, живые!

Очень важна на уроке улыбка самого ребенка (улыбкотерапия). Если ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Вскоре внешняя тренировка улыбки становится и внутренней.

Известно, что человеческий младенец овладевает искусством улыбки только через 4-8 недель после рождения, а смехом - еще через месяц. Чаще всего смеются 6-летние дети: до 300раз в день. Благополучный взрослый улыбается в среднем 15 раз в день.

Смех - альтернатива дорогостоящей озонотерапии. Он снимает мышечные спазмы по всему телу, насыщает ткани кислородом и, как следствие приводит к омоложению.

Смех – идеальная зарядка для дыхательной системы. Регулярные приступы хохота – лучшая профилактика респираторных и простудных заболеваний.

Смех – эффективный самомассаж. В нем заняты 80 групп мышц, причем организм сам задает наиболее полезную и эффективную частоту вибраций.

Смех сам по себе – мощнейшая физическая нагрузка. Профессор калифорнийского Стэнфордского университета Уильям Фрай высчитал, что 1 минута смеха от души требует от нас столько же сил, сколько10 минут бега в хорошем темпе. Доктор Катарья (как истинный индус) считает, что существенную пользу организму может принести только гармония души и тела. Нужный эффект на душу оказывает только естественный, а не имитируемый смех (упражнения: изобразить смех льва, мыши, курицы и др.-музыкально).

Надо, чтобы дети почаще улыбались и смеялись. Это стимулирует деятельность диафрагмы. Что в свою очередь улучшает деятельность пищеварительной и дыхательной систем.

Упражнение «Убегающий звук», чтобы дети быстро успокоились. Хорошее упражнение для концентрации и умения сосредоточиться, что так необходимо для успешного вхождения в медитативное состояние. Используется колокольчик или любой другой музыкальный инструмент со звучанием, затихающим постепенно (фортепиано, монохорд, гонг, треугольник, китайский колокольчик «Волшебный ветер» и др.). Психотерапевт просит ребенка прислушиваться к колокольчику (струне, клавише, гонгу) до тех пор, пока его звук совсем не затихнет. Это упражнение также является хорошей тренировкой произвольного внимания.

( треугольник).

V.В процессе музыкального творчества происходит полное познание учеником самого себя, своих способностей, формируются навыки чувственного контакта с окружающим миром. Младшие школьники имеют возможность выразить себя, свое непосредственное эмоциональное состояние при помощи не только вокальной импровизации, но и двигательной, ритмической, инструментальной.

В своей популярной книге «Эффект Моцарта» один из ведущих просветителей в области связи музыки и целительства американец Дон Кемпбелл пишет о том, что научные и исторические свидетельства показывают, что танцы, звуковое тонирование и песни появились раньше, чем членораздельная речь.

Прежде всего на детей начинает действовать ритм музыки, позднее - высота тона и мелодия звуков и лишь в последнюю очередь дети привыкают различать тембр и проявляют индивидуальное отношение к звучанию различных инструментов.

Цель танцетерапии: свободное самовыражение с помощью телесного языка, выплеск эмоций.

Кстати, универсальная музыка, которую чаще «прописывают» больным – это произведения Моцарта. В частности, она даже снимает риск наступления эпилептических припадков, вылечивает заикание. Этот музыкальный феномен, до конца еще не объясненный, так и назвали «эффект Моцарта».

Музыкально-ритмические движения.

-Моцарт. Фрагмент симфонии №34. (физминутка).

Пластические импровизации продолжают линию развития эмоционального отклика детей на музыку (эта музыка имеет программное содержание и наглядно раскрывают музыкальный образ.

Тест.

Логоритмические упражнения объединены в комплексы общеразвивающих упражнений, которые выполняются в положении стоя и сидя. В них задействованы все группы мышц – как шейного отдела, плечевого пояса, так и мышцы спины и ног. Логоритмическая гимнастика является одной из форм активного отдыха, наиболее благоприятного для снятия напряжения после долгого сидения. Музыкально-ритмические и ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление.

Движение и танец помогают быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.

Приемы свободного движения под музыку песни развивают музыкально-творческие способности детей.

Музыкально-ритмические упражнение:

  1. «Зеркало» (в парах). Один делает произвольные ритмические движения, другой повторяет его в зеркальном отражении.

Приемы свободного движения под музыку песни развивают музыкально-творческие способности детей.

VI. Тест. Среди задач, решаемых учителем при инструментальном музицировании младших школьников, стоит задача развития координации простейших движений при игре на музыкальных инструментах. Более сложной и совершенной формой инструментального музицирования является шумовой оркестр, в основе которого- опора на ритм, ритмическую композицию. Шумовой оркестр – это игра, где есть место для фантазии, возможны разные варианты оркестровки. Элементарное музицирование является той формой, которая позволяет играть многопланово: играть на музыкальных инструментах, играть с элементами музыки, играть друг с другом, разыгрывая сюжеты песен, играть вместе, создавая ту неповторимую атмосферу общения, в которой всем комфортно и радостно. Звучащие жесты - это игра звуками своего тела: хлопки, шлепки, притопы, щелчки, цоканье и др. Подобные формы ритмического сопровождения в том или ином виде есть у всех народов мира. Голоса детей могут использоваться подобно инструментальным тембрам для различной звукокрасочной игры, создания различных звуковых эффектов с участием языка, губ, мышц гортани, щек: свист, шипение, кряхтение, цокание, вдохи, выдохи, возгласы. Эти имитации способствуют развитию звуковысотного и ритмического слуха, чувствам формы, активности внимания, быстроты реакции, памяти.

Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на легкие и бронхи, а труба эффективна при радикулитах и невритах.

Диалоги на музыкальных инструментах (какой инструмент подходит для передачи настроения).

Татарская народная песня «Ай-ли замана». Игра на детских музыкальных инструментах.

-Исполнение по нотам. Кураи, кубызы. Повторить по партиям?

Кубыз – древнейший инструмент, используется у 150 национальностей. В 2000 году в Австрии состоялся фестиваль- конкурс кубызистов мира, где приняли участие 36 стран. Кубыз способствует сохранению зубов, так как во время игры идет массаж десен и зубов, идет непрямой массаж сердца (вдох, выдох).

-Импровизация.

VII. Тест. Проверка.

VIII. Музыкально-рациональная психотерапия в условиях общеобразовательной школы представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра доступных младшему школьнику переживаний и формирование мировоззрения, которое помогает ему быть здоровым и счастливым.

Самое важное – это атмосфера урока. Увлеченность детей, их внутренний комфорт, раскованность, почти сразу пропадающий комплекс « я не умею» - это удивляет и привлекает. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку быть самим собой, проявлять свою индивидуальность.

Среди задач музыкального образования – развитие эмоциональной сферы и активной стороны личности младшего школьника, связанной с освоением различных видов музыкальной деятельности. Именно активное общение с музыкой является самым главным смыслом и итогом урока. Коллективный характер уроков музыки подключает к оздоровительному процессу взаимные целебные воздействия со стороны учителя, других учеников – их поддержку, сочувствие и сопереживание. В моделировании эмоций основную роль играют лад и темп; другие же компоненты, такие как мелодия, ритм, динамика, гармония и тембр – остаются дополнительными.

Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся.

Д.З. Татарская народная песня « Алдым кулга думбра».

Применить приемы оздоровления детей, с которыми вы познакомились на выступлении.

Выставка сборников, которые можно использовать для этой темы.

Слушание музыки (петь вместе с записью).

Тесты (по видам деятельности), определить настроение на листочке (на доске такой же большой плакат, где пишутся кол-во слушателей после каждого прослушанного произведения. Проверка настроений.

Обозначить свое настроение в конце урока (таблица), сравнение с началом выступления.

Бесспорно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в 1 класс. Не менее важна правильная организация учебной деятельности, а именно: благоприятный эмоциональный настрой (доброжелательность учителя, юмор). Педагогическая интуиция и прозрение должны сохранять психическое здоровье детей в норме. Педагог должен повышать устойчивость нервной системы детей для преодоления трудностей. Опытный педагог умеет приемами преодолеть усталость, уныние и неудовлетворенность учащихся, помогает ребенку привести в согласие желания и возможности.

Основным критерием оценки здоровья является адаптивность, т. е. стойкость к невзгодам, выносливость, работоспособность, психическая и физическая гармоничность.

Таким образом, музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры, способствует его физическому здоровью.