Викторина «Права и обязанности человека и гражданина»
Викторина позволяет не только проявить уже имеющиеся у детей знания по обществознанию и другим дисциплинам, но поможет их пополнить новой информацией. Игровую форму ребята всегда воспринимают лучше, да и дух соревновательности между командами делает её ещё более оживлённой. Тема «Права и обязанности» очень актуальна для развития гражданственности.
Цель: Актуализация и расширение имеющихся знаний детей по разделу «Права и обязанности человека и бережное отношение к окружающему миру».
Задачи:
1. Знакомство с правами и обязанностями человека и гражданина.
2. Способствовать осознанию чувства ответственности перед страной, государством.
3. Воспитание гражданственности, расширение кругозора и изучение наиболее важных документов.
4. Формировать положительное отношение к правам других.
5. Способствовать осознанию ответственности за свои права.
Оборудование: компьютер, проектор.
Аудитория: учащиеся 7 классов.
Ход викторины:
Эпиграф: Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав. Карл Маркс
Ведущий читает вопросы викторины, их помощница раздаёт жетоны. Выбирается жюри из 3-х человек(11 класс). Команды отвечают на вопросы письменно и сдают ответы. Жюри объявляет итоги.
Команды усаживаются за столы. За правильный ответ очки начисляются. Та команда, которая набрала большее количество баллов- выигрывает. Команды выбирают капитанов.
Перед началом игры дети смотрят мультфильм и определяют тему.
О чем мультфильм?
«Бережное отношение к природе »
Вопросы викторины:
Конкурс 1. Собери пословицу каждая команда получает по 3 пословицы.
1.Вся природа красуется весною.
2.Жизнь дана на добрые дела.
3 Добро сеять — добро и пожинать.
1 Нет плохой земли, есть плохие хозяева.
2 Мала птица, а и та своё гнездо бережёт.
3 Не деньги богатство — бережливость да разум.
1 И к худу и к добру приучают смолоду.
2 Дерево скоро садят, да не скоро с него плод едят.
3 Каков сад, таковы и яблоки.
1 Сад красен оградой, а лоза — виноградом.
2 У хорошего садовода хороший сад.
3 Хорош садовник — крупен крыжовник.
Конкурс 2. Определи права или обязанности .Должны собрать право и рисунок, склеить клеем
1 | | Право на труд |
2 | | Право избирать и быть избранным |
3 | | Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей |
4 | | Защита Отечества - долг и обязанность |
5 | | Право на получение материнского капитала |
6 | | Право на отдых |
7 | | Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. |
8 | | Право на медицинскую помощь |
9 | | Право на образование |
10 | | Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. |
Конкурс 3 "Ситуации". Разбор ситуации.
У каждой команды по 3вопроса. На обсуждение дается 4 минуты (на отдельных карточках).
1. Идя на экскурсию в лес, увидели подснежник. Гена хотел сорвать и принести его в класс, а Ира предложила выкопать и посадить на пришкольном участке. Ребята долго спорили, но так и не решили, кто прав.
ВОПРОС: что надо сделать?
2. Почему особенно весной и в начале лета, нельзя шуметь в лесу, включать музыку, разжигать костер?
3. На день рождения Кате подарили щенка. Наконец–то сбылась ее мечта. Теперь у нее появился новый друг. Катя первое время играла с ним, кормила, гуляла. А потом у нее появилась новая говорящая кукла. О щенке Катя вспоминала редко, а когда он заболел, сказала маме: " Больной собаке не место в доме, пусть живет на улице".
ВОПРОС: Правильно ли поступила девочка? Почему?
1 Вы увидели в лесу грибы– поганки. Что вы будете делать?
2. Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.
– Что ты делаешь?– спросила старушка.
– Пчел прогоняю. Они жалят цветы.
Старушка улыбнулась, и что–то сказала Олегу. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами.
– А я и не знал об этом.
ВОПРОС: Что сказала Олегу старушка?
3. Гуляя по лесу с родителями, Света и Алеша увидели большой муравейник.
– Давай посмотрим, что внутри муравейника, – сказал Алеша.
– Давай, – с интересом ответила Аня. Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник. Увидев, чем заняты дети, мама подбежала к ним, забрала палку:
– Если бы муравьи могли говорить, они бы сказали вам, что...
ВОПРОС: Что сказали бы муравьи? Почему?
Конкурс 4 « Анограмма» Получают по 1 карточке.
Карточка №1.
Ребенок — к о р ё н б е
Семья – м я с ь е
Страна – а р а н с т
Документ – к у н т е м о д
Закон – к о н з а
Политика – и п о к а л и т
Жизнь – з и н ь ж и
Родители – д и л и е т о р
Карточка №2.
Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н
Порядок – Я Д П О Р О К
Право – В О Р А П
Союз – Ю З О С
Подросток – С О Д Р О П К Т О
Школа – Л О К А Ш
Достоинство – С Т О Н С И Т О В О Д
Медицина – Д Е М И Н А Ц И
Карточка №3.
Отдых – Д Ы Х О Т
Образование – Р О З А В И Н А Б Е О
Досуг – Д У Г О С
Человек – Л О В Ч Е К Е
Слово – В О С О Л
Гражданин – Г Р И Н Н А Д А Ж
Отец – Ц Е Т О
Дружба – Ж Б А Р У Д
Конкурс 5 (на столе лист и карандаши)
Существуют различные знаки и памятки, посмотрев на которые мы понимаем, что нам нужно и можем делать, а чего нет.
Ваша задача сделать памятку по правам и обязанностям человека, чтобы сохранить природу.
Наступает торжественный момент, когда наше жюри объявит команду-победительницу.
Не зависимо от того, кто лучше и выиграл, а кто проиграл, мы с вами сегодня говорили о экологии о своих правах , и я надеюсь, эта игра помогла вам узнать не только свои права, но и обязанности по отношению к окружающим