Просмотр содержимого документа
«Права и обязанности граждан»
Мотивационный этап
- Отрывок из сказки Л.Кэрролла «Алиса в Стране чудес»
- Как в думаете, права ли Королева?
- Какие права граждан ею были нарушены?
Проверим знания
Формальные социальные нормы
- Умываться чистить зубы по утрам
- Платить за проезд в общественном транспорте
- Уступить место пожилому человеку
- Здороваться со старшими
- Помочь инвалиду перейти дорогу
- Убрать мусор, оставшийся после пикника.
Установите соответствие
Определение
Понятие
- Принятая в определённых социальных кругах система поведения, составляющих единое целое.
- Правила и образцы действий, одобряемые обществом.
- Внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих.
- Совокупность действий, установленных ритуалами.
Фрагмент древнерусского памятника»Поучение детям» Владимира Мономаха XIIв.
- «Еде и питью без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь, не свирепствовать словом, не хулить в беседеглаза держать книзу, а душу ввысь, не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить общий почёт. Всего же более убогих не забывайте, но на сколько можете по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его».
Вопросы к тексту
- Соблюдение как правил поведения считалось проявлением хорошего воспитания в Древней Руси?
- Какие качества человека ценились больше всего?
- Есть ли сходства между описанными в тексте нормами поведения и современными требованиями? В чём оно проявляется?
Работа с текстом «Сетикет»
- Прав ли человек, познакомившись с этими правилами, сказав «Я ничего нового тут не увидел, всё это нормы нашей повседневной жизни»?
- Обоснуйте свой ответ.
Объясните смысл высказывания
- «Действовать без правил – самое трудное и самое утомительное занятие на свете» А.Мандзони
Права и обязанности граждан
Уроки 4-5
7 класс ФГОС
Предположите на какие вопросы мы будем отвечать? На какие вопросы нам предстоит ответить?
План уроков:
- Права и свободы человека и гражданина.
- Механизмы защиты и реализации прав и свобод человека и гражданина.
- Права ребёнка и их защита.
- Нет прав без обязанностей.
Введение в новый материал
- Вспомните, как часто вы употребляете слова «свобода» и «права»?
- Какие ассоциации вызывает каждое из слов?
- Почему в правовой статус человека входят не только права, но и обязанности?
- Термин «Свобода» – призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора: свобода слова, совести, мысли и др.
- Термин «Право» – определяет конкретные действия человека: право избирать и быть избранным, право на участие в митингах и демонстрациях, на занятие государственных должностей и т.д.
Существует и такое понимание терминов
- Что хочу, то и ворочу.
- Долой любые законы и порядки, да здравствует свобода!
- Грабь награбленное.
Означает ли «свобода» – вседозволенность?
Задание
- Работая в группах, придумайте ситуации, в которых ваши права не должны нарушать права других
Права
Свобода
Правовой статус гражданина
Обязанности
Три поколения прав человека
Первое поколение
- Личные и политические права человека: право на жизнь, свободу, безопасность и собственность.
- Они появились в XVII-XVIIIвв. Были направлены на защиту от произвола государства.
Второе поколение
- Социальные и экономические права.
- Появились в XIX- начале XXвв.
- Они связаны с развитием цивилизации и усложнения техники, подразумевают ограничение хозяев предприятий при использовании труда наемных работников.
Третье поколение
- Коллективные права, защищающие интересы больших групп людей.
- Возникли после Второй мировой войны.
- Мир становится «теснее», и локальные проблемы государства и региона превращаются в глобальные проблемы всего человечества.
Какие международные документы, закрепляющие права и свободы, вы знаете?
Принципы, лежащие в основе прав и свобод человека и гражданина
- Всеобщность и естественность.
- Неотъемлемость (неотчуждаемость).
- Неделимость.
- Равенство всех перед законом.
- Непосредственное действие.
- Гарантированность и государственная защита.
Дома найдите характеристики каждого принципа.
Задание
- Составьте словесный портрет человека с достоинством.
- Как вы понимаете, что такое человеческое достоинство?
- Приведите примеры из жизни, в которых подчёркивалась бы значимость каждого качества для конкретного человека.
Достоинство
- Это свобода выбора и проявления своего внутреннего мира уважение и самоуважение.
- Оно определяется положительными чертами характера, привитыми родителями в процессе воспитания.
Классификация прав человека
Личные
- На жизнь
- На защиту чести и достоинства
- На невмешательство в личную жизнь
- На тайну переписки и переговоров
- На неприкосновенность жилища
Гражданские
- На гражданство
- На свободу передвижения
- На свободу совести
- На выбор места жительства
Политические
- Избирать и быть избранным
- На управление делами государства
- На политические объединения
- На политические убеждения
- Право обращаться в различные инстанции
- На мирные собрания, шествия, митинги и пикетирования
Юридические
- На судебную защиту
- На равенство перед законом
- Не подвергаться произвольному аресту
- Не давать показания против себя и своих близких
- На презумпцию невиновности
Экономические
- На частную собственность
- На наследование
- На свободное предпринимательство
- На свободный и безопасный труд
Социальные
- На достойный уровень жизни
- На образование
- На охрану здоровья
- На социальное обеспечение
- На отдых и досуг
- На жилище
Духовные
- На свободу мысли и слова
- На свободу творчества
- На защиту интеллектуальной собственности
Творческое задание
Вопросы по сказкам.
Работа в командах, подобрать сказочных персонажей, которые нарушали права человека и гражданина или какими правами воспользовался.
Механизмы защиты и реализации прав и свобод человека и гражданина.
- Работа в группах по раздаточному материалу.
- Древние законы были не справедливыми, в них нередко закреплялось неравное положение людей в обществе.
Прокомментируйте схему
Современная система защиты прав человека
1-й уровень – национальный
(например Конституция РФ)
2-й уровень – региональный
(например Африканский устав прав людей и народов)
3-й уровень – международный
(например Всеобщая Декларация прав человека)
Работа с раздаточным материалом
- В каком документе провозглашены права детей?
- Каковы основные права детей?
Права ребёнка и их защита
Основные направления в области защиты прав детей
Поддержка семьи
Организация досуга детей
Пропаганда здорового образа жизни
Профилактика детской инвалидности
Охрана здоровья
Реабилитация детей-инвалидов
Поддержка разных форм трудовой деятельности подроста
Нет прав без обязанностей
- Какие обязанности вы знаете?
- Какие из обязанностей вам представляются наиболее значимыми?
- Можно ли так ставить вопрос?
- Как вы думаете только ли на правовые нормы опираются наши обязанности?
Задание: пословицы и поговорки с точки зрения обязанностей
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
- Как аукнется, так и откликнется.
- Что посеешь, то и пожнёшь.
- Любишь кататься – люби и саночки возить.
- Долг платёжом красен.
- Не плюй в колодец- придётся воды напиться.
Домашнее задание
- Параграф 2
- Задания на выбор:
- Составить список прав и обязанностей в школе
- Подготовить эссе «Права и обязанности: согласие или конфликт».