СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Права и обязанности граждан

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация

Просмотр содержимого документа
«Права и обязанности граждан»

Мотивационный этап Отрывок из сказки Л.Кэрролла «Алиса в Стране чудес» Как в думаете, права ли Королева? Какие права граждан ею были нарушены?

Мотивационный этап

  • Отрывок из сказки Л.Кэрролла «Алиса в Стране чудес»
  • Как в думаете, права ли Королева?
  • Какие права граждан ею были нарушены?
Проверим знания

Проверим знания

Формальные социальные нормы Умываться чистить зубы по утрам Платить за проезд в общественном транспорте Уступить место пожилому человеку Здороваться со старшими Помочь инвалиду перейти дорогу Убрать мусор, оставшийся после пикника.

Формальные социальные нормы

  • Умываться чистить зубы по утрам
  • Платить за проезд в общественном транспорте
  • Уступить место пожилому человеку
  • Здороваться со старшими
  • Помочь инвалиду перейти дорогу
  • Убрать мусор, оставшийся после пикника.
Установите соответствие Определение Понятие Принятая в определённых социальных кругах система поведения, составляющих единое целое. Правила и образцы действий, одобряемые обществом. Внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. Совокупность действий, установленных ритуалами. Обычаи Манеры Этикет

Установите соответствие

Определение

Понятие

  • Принятая в определённых социальных кругах система поведения, составляющих единое целое.
  • Правила и образцы действий, одобряемые обществом.
  • Внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих.
  • Совокупность действий, установленных ритуалами.
  • Обычаи
  • Манеры
  • Этикет
Фрагмент древнерусского памятника»Поучение детям» Владимира Мономаха XIIв.

Фрагмент древнерусского памятника»Поучение детям» Владимира Мономаха XIIв.

«Еде и питью без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь, не свирепствовать словом, не хулить в беседеглаза держать книзу, а душу ввысь, не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить общий почёт.  Всего же более убогих не забывайте, но на сколько можете по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его».
  • «Еде и питью без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь, не свирепствовать словом, не хулить в беседеглаза держать книзу, а душу ввысь, не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить общий почёт. Всего же более убогих не забывайте, но на сколько можете по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его».
Вопросы к тексту Соблюдение как правил поведения считалось проявлением хорошего воспитания в Древней Руси? Какие качества человека ценились больше всего? Есть ли сходства между описанными в тексте нормами поведения и современными требованиями? В чём оно проявляется?

Вопросы к тексту

  • Соблюдение как правил поведения считалось проявлением хорошего воспитания в Древней Руси?
  • Какие качества человека ценились больше всего?
  • Есть ли сходства между описанными в тексте нормами поведения и современными требованиями? В чём оно проявляется?
Работа с текстом «Сетикет» Прав ли человек, познакомившись с этими правилами, сказав «Я ничего нового тут не увидел, всё это нормы нашей повседневной жизни»? Обоснуйте свой ответ.

Работа с текстом «Сетикет»

  • Прав ли человек, познакомившись с этими правилами, сказав «Я ничего нового тут не увидел, всё это нормы нашей повседневной жизни»?
  • Обоснуйте свой ответ.
Объясните смысл высказывания «Действовать без правил – самое трудное и самое утомительное занятие на свете» А.Мандзони

Объясните смысл высказывания

  • «Действовать без правил – самое трудное и самое утомительное занятие на свете» А.Мандзони
Права и обязанности граждан Уроки 4-5 7 класс ФГОС

Права и обязанности граждан

Уроки 4-5

7 класс ФГОС

Предположите на какие вопросы мы будем отвечать?  На какие вопросы нам предстоит ответить?

Предположите на какие вопросы мы будем отвечать? На какие вопросы нам предстоит ответить?

План уроков: Права и свободы человека и гражданина. Механизмы защиты и реализации прав и свобод человека и гражданина. Права ребёнка и их защита. Нет прав без обязанностей.

План уроков:

  • Права и свободы человека и гражданина.
  • Механизмы защиты и реализации прав и свобод человека и гражданина.
  • Права ребёнка и их защита.
  • Нет прав без обязанностей.
Введение в новый материал Вспомните, как часто вы употребляете слова «свобода» и «права»? Какие ассоциации вызывает каждое из слов? Почему в правовой статус человека входят не только права, но и обязанности?

Введение в новый материал

  • Вспомните, как часто вы употребляете слова «свобода» и «права»?
  • Какие ассоциации вызывает каждое из слов?
  • Почему в правовой статус человека входят не только права, но и обязанности?
Термин «Свобода» – призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора: свобода слова, совести, мысли и др. Термин «Право» – определяет конкретные действия человека: право избирать и быть избранным, право на участие в митингах и демонстрациях, на занятие государственных должностей и т.д.
  • Термин «Свобода» – призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора: свобода слова, совести, мысли и др.
  • Термин «Право» – определяет конкретные действия человека: право избирать и быть избранным, право на участие в митингах и демонстрациях, на занятие государственных должностей и т.д.
Существует и такое понимание терминов   Что хочу, то и ворочу. Долой любые законы и порядки, да здравствует свобода! Грабь награбленное.

Существует и такое понимание терминов

  • Что хочу, то и ворочу.
  • Долой любые законы и порядки, да здравствует свобода!
  • Грабь награбленное.
Означает ли «свобода» – вседозволенность?

Означает ли «свобода» – вседозволенность?

Задание Работая в группах, придумайте ситуации, в которых ваши права не должны нарушать права других

Задание

  • Работая в группах, придумайте ситуации, в которых ваши права не должны нарушать права других
Права Свобода Правовой статус гражданина Обязанности

Права

Свобода

Правовой статус гражданина

Обязанности

Три поколения прав человека

Три поколения прав человека

Первое поколение Личные и политические права человека: право на жизнь, свободу, безопасность и собственность. Они появились в XVII-XVIIIвв. Были направлены на защиту от произвола государства.

Первое поколение

  • Личные и политические права человека: право на жизнь, свободу, безопасность и собственность.
  • Они появились в XVII-XVIIIвв. Были направлены на защиту от произвола государства.
Второе поколение Социальные и экономические права. Появились в XIX- начале XXвв. Они связаны с развитием цивилизации и усложнения техники, подразумевают ограничение хозяев предприятий при использовании труда наемных работников.

Второе поколение

  • Социальные и экономические права.
  • Появились в XIX- начале XXвв.
  • Они связаны с развитием цивилизации и усложнения техники, подразумевают ограничение хозяев предприятий при использовании труда наемных работников.
Третье поколение Коллективные права, защищающие интересы больших групп людей. Возникли после Второй мировой войны. Мир становится «теснее», и локальные проблемы государства и региона превращаются в глобальные проблемы всего человечества.

Третье поколение

  • Коллективные права, защищающие интересы больших групп людей.
  • Возникли после Второй мировой войны.
  • Мир становится «теснее», и локальные проблемы государства и региона превращаются в глобальные проблемы всего человечества.
Какие международные документы, закрепляющие права и свободы, вы знаете?

Какие международные документы, закрепляющие права и свободы, вы знаете?

Принципы, лежащие в основе прав и свобод человека и гражданина Всеобщность и естественность. Неотъемлемость (неотчуждаемость). Неделимость. Равенство всех перед законом. Непосредственное действие. Гарантированность и государственная защита.  Дома найдите характеристики каждого принципа.

Принципы, лежащие в основе прав и свобод человека и гражданина

  • Всеобщность и естественность.
  • Неотъемлемость (неотчуждаемость).
  • Неделимость.
  • Равенство всех перед законом.
  • Непосредственное действие.
  • Гарантированность и государственная защита.

Дома найдите характеристики каждого принципа.

Задание Составьте словесный портрет человека с достоинством. Как вы понимаете, что такое человеческое достоинство? Приведите примеры из жизни, в которых подчёркивалась бы значимость каждого качества для конкретного человека.

Задание

  • Составьте словесный портрет человека с достоинством.
  • Как вы понимаете, что такое человеческое достоинство?
  • Приведите примеры из жизни, в которых подчёркивалась бы значимость каждого качества для конкретного человека.
Достоинство Это свобода выбора и проявления своего внутреннего мира уважение и самоуважение. Оно определяется положительными чертами характера, привитыми родителями в процессе воспитания.

Достоинство

  • Это свобода выбора и проявления своего внутреннего мира уважение и самоуважение.
  • Оно определяется положительными чертами характера, привитыми родителями в процессе воспитания.
Классификация прав человека

Классификация прав человека

Личные На жизнь На защиту чести и достоинства На невмешательство в личную жизнь На тайну переписки и переговоров На неприкосновенность жилища

Личные

  • На жизнь
  • На защиту чести и достоинства
  • На невмешательство в личную жизнь
  • На тайну переписки и переговоров
  • На неприкосновенность жилища
Гражданские На гражданство На свободу передвижения На свободу совести На выбор места жительства

Гражданские

  • На гражданство
  • На свободу передвижения
  • На свободу совести
  • На выбор места жительства
Политические Избирать и быть избранным На управление делами государства На политические объединения На политические убеждения Право обращаться в различные инстанции На мирные собрания, шествия, митинги и пикетирования

Политические

  • Избирать и быть избранным
  • На управление делами государства
  • На политические объединения
  • На политические убеждения
  • Право обращаться в различные инстанции
  • На мирные собрания, шествия, митинги и пикетирования
Юридические На судебную защиту На равенство перед законом Не подвергаться произвольному аресту Не давать показания против себя и своих близких На презумпцию невиновности

Юридические

  • На судебную защиту
  • На равенство перед законом
  • Не подвергаться произвольному аресту
  • Не давать показания против себя и своих близких
  • На презумпцию невиновности
Экономические На частную собственность На наследование На свободное предпринимательство На свободный и безопасный труд

Экономические

  • На частную собственность
  • На наследование
  • На свободное предпринимательство
  • На свободный и безопасный труд
Социальные На достойный уровень жизни На образование На охрану здоровья На социальное обеспечение На отдых и досуг На жилище

Социальные

  • На достойный уровень жизни
  • На образование
  • На охрану здоровья
  • На социальное обеспечение
  • На отдых и досуг
  • На жилище
Духовные На свободу мысли и слова На свободу творчества На защиту интеллектуальной собственности

Духовные

  • На свободу мысли и слова
  • На свободу творчества
  • На защиту интеллектуальной собственности
Творческое задание Вопросы по сказкам.  Работа в командах, подобрать сказочных персонажей, которые нарушали права человека и гражданина или какими правами воспользовался.

Творческое задание

Вопросы по сказкам.

Работа в командах, подобрать сказочных персонажей, которые нарушали права человека и гражданина или какими правами воспользовался.

Механизмы защиты и реализации прав и свобод человека и гражданина.   Работа в группах по раздаточному материалу. Древние законы были не справедливыми, в них нередко закреплялось неравное положение людей в обществе.

Механизмы защиты и реализации прав и свобод человека и гражданина.

  • Работа в группах по раздаточному материалу.
  • Древние законы были не справедливыми, в них нередко закреплялось неравное положение людей в обществе.
Прокомментируйте схему Современная система защиты прав человека 1-й уровень – национальный (например Конституция РФ) 2-й уровень – региональный (например Африканский устав прав людей и народов) 3-й уровень – международный (например Всеобщая Декларация прав человека)

Прокомментируйте схему

Современная система защиты прав человека

1-й уровень – национальный

(например Конституция РФ)

2-й уровень – региональный

(например Африканский устав прав людей и народов)

3-й уровень – международный

(например Всеобщая Декларация прав человека)

Работа с раздаточным материалом В каком документе провозглашены права детей? Каковы основные права детей?

Работа с раздаточным материалом

  • В каком документе провозглашены права детей?
  • Каковы основные права детей?
Права ребёнка и их защита Основные направления в области защиты прав детей Поддержка семьи Организация досуга детей Пропаганда здорового образа жизни Профилактика детской инвалидности Охрана здоровья Реабилитация детей-инвалидов Поддержка разных форм трудовой деятельности подроста

Права ребёнка и их защита

Основные направления в области защиты прав детей

Поддержка семьи

Организация досуга детей

Пропаганда здорового образа жизни

Профилактика детской инвалидности

Охрана здоровья

Реабилитация детей-инвалидов

Поддержка разных форм трудовой деятельности подроста

Нет прав без обязанностей Какие обязанности вы знаете? Какие из обязанностей вам представляются наиболее значимыми? Можно ли так ставить вопрос? Как вы думаете только ли на правовые нормы опираются наши обязанности?

Нет прав без обязанностей

  • Какие обязанности вы знаете?
  • Какие из обязанностей вам представляются наиболее значимыми?
  • Можно ли так ставить вопрос?
  • Как вы думаете только ли на правовые нормы опираются наши обязанности?
Задание: пословицы и поговорки с точки зрения обязанностей Без труда не вытащишь и рыбку из пруда Как аукнется, так и откликнется. Что посеешь, то и пожнёшь. Любишь кататься – люби и саночки возить. Долг платёжом красен. Не плюй в колодец- придётся воды напиться.

Задание: пословицы и поговорки с точки зрения обязанностей

  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
  • Как аукнется, так и откликнется.
  • Что посеешь, то и пожнёшь.
  • Любишь кататься – люби и саночки возить.
  • Долг платёжом красен.
  • Не плюй в колодец- придётся воды напиться.
Домашнее задание Параграф 2 Задания на выбор: Составить список прав и обязанностей в школе Подготовить эссе «Права и обязанности: согласие или конфликт».

Домашнее задание

  • Параграф 2
  • Задания на выбор:
  • Составить список прав и обязанностей в школе
  • Подготовить эссе «Права и обязанности: согласие или конфликт».