Региональный этап IV Всероссийского дистанционного конкурса среди педагогических работников, осуществляющих классное руководство, на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий.
Тематическое направление
Правовое направление
Тема методической разработки
«Права и свобода человека и гражданина»
Автор: Саркенова Альфия Жарасовна,
должность: заместитель директора по ВР,
образовательная организация: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Бурлыкская средняя общеобразовательная школа» (в соответствии с Уставом)
2023 год
1 Пояснительная записка
1.1.Тематическое направление: Правовое направление
1.2.Тема (название) воспитательного мероприятия
«Права и свобода человека и гражданина»
1.3.Актуальность и обоснование выбора темы
Построение правого государства немыслимо без воспитания у подрастающего поколения гражданских качеств личности. Сегодня школа становится местом, где ученик реально находит применение своим возможностям. Одной из важнейших задач перед нами на данном этапе является воспитание правосознания, правовое информирование и правовая культура школьников. Правовое воспитание в совокупности с нормами нравственного поведения формирует социальную зрелость школьников.
1.4.Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)
Я хочу, чтобы в будущем вырос человек - творец, способный на реальные поступки, человек, уважающий своих родителей, любящий свой дом, родную страну. И здесь неоценима роль классного руководителя, а потому создана воспитательная система класса, которая активно реализуется через различные формы и методы воспитательной работы в юридическом направлении: цикл уроков «Я гражданин России », цикл бесед «Административно- и уголовная ответственность несовершеннолетних», анкетирование, профилактические беседы со школьным социальным работником.
1.5.Целевая аудитория (с указанием возраста/класса)
Методическая разработка воспитательного мероприятия направлена на 14 -18 летних учащихся 8-11 классов МБОУ «Бурлыкская СОШ».
1.6.Цель: создание оптимальных условий для формирования гармоничной личности с активной жизненной позицией и ее успешной самореализацией в социуме, мотивированной социально-полезной деятельностью, исключая правонарушения и преступления.
1.7.Задачи:
1. Познакомить обучающихся с основными положениями Конвенции;
2. Сопоставить права и обязанности детей;
3. Оказать содействие осознанию ответственности за свои права;
1.8.Планируемые результаты
- Научить понимать всю важность знания правовых норм.
- Получить эмоциональный отклик детей на совместную деятельность
- Подвести детей к пониманию того, что правовая безграмотность - одна из самых частых причин правонарушений и преступлений несовершеннолетних.
1.9.Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование её выбора
Коллективно-творческое дело. Данная форма поможет еще больше сплотить коллектив, поможет достичь поставленную цель.
1.10. Воспитательные методы и приемы, используемые для достижения планируемых воспитательных результатов
Технология: сотрудничества
Методы: беседа, аквариум, учебная дискуссия, демонстрация, проблемный
Приемы: анализ
1.11. Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия
При проведении воспитательного мероприятия необходим проектор, экран, ноутбук, листы бумаги, ватман, карандаши и краски
2 Основная часть
2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия
Подготовка к мероприятию:
- подобрать цитаты по теме;
- подготовить рисунки для оформления кабинета;
- провести опрос на тему «Права гражданина»;
- составить вопросы для обсуждения;
-подготовить ситуации;
-непосредственно перед мероприятием проверить уровень подготовленности всех участников программы, внести последние коррективы;
2.2. Описание проведения воспитательного
1. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок посвящен очень актуальной проблеме нашего общества- правовому воспитанию. У всех есть права. Я считаю, что вы уже знакомы с понятием права и можете рассказать нам и нашим гостям о своих знаниях.
2. Но сначала советую настроиться на совместную работу в группе и создать друг другу хорошее настроение. А потом начинем серьезный разговор. Давайте поиграем в игру "Место справа от меня свободно"
( Все дети садятся в круг на стулья, при этом один стул остается свободным. Предложение «место справа от меня свободно, и я бы хотел, чтобы это место занял…». надо вслух произнести ребенку, который сидит рядом со свободным стулом. Далее ребенок объясняет, почему он хочет, чтобы названный им одноклассник занял это место. Нужно более конкретнее описать причину, почему он это хочет сделать. Нельзя использовать слова типа «потому что он мой хороший друг»)
3. А теперь у нас круглый стол, мы будем дискутировать . Для этого надо сказать: Что такое право?
(Право есть совокупность правил (норм), определяющих обязательные взаимные отношения людей в обществе)
В каком документе оговорены все права граждан РФ? (В Конституции РФ)
Какие основные признаки прав вам известны?
На какие две группы можно подразделить все права человека?
(Естественные и гражданские)
Какие статьи Конституции РФ описывают права человека?
(Глава 2 Конституции РФ (статья 17-64), зачитываются самые известные статьи :
Статья 20: каждый имеет право на жизнь
Статья 22: каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность
Статья 26: каждый имеет право указывать свою национальную принадлежность
Статья 27: каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право выбирать место проживания
Статья 31: граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия. Проводить собрания и митинги
Статья 34: каждый имеет право на свободное использование своих возможностей
Статья 40: каждый имеет право на жилище
Статья 41: каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Статья 43: каждый имеет право на образование
Кроме Конституции существует Декларация прав ребёнка, которая поясняет ваши права, так как Конвенцией о правах ребёнка определено ,что «Ребёнком считается каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста».
Каждый из вас имеет право на:
• Имя
• Гражданство
• Надлежащее питание
• Жилище
• Медицинское обслуживание
• Здоровый рост и развитие
• Защиту от жестокости
• Выражение своих мыслей и др.
4. Творческая работа в группах.
А теперь я предлагаю приступить к творческой работе. Вам предстоит составить декларацию прав нашего класса.
Примеры прав:
• Учащиеся нашего класса имеют право обратиться за помощью к однокласснику.
• Учащиеся нашего класса имеют право на получение хороших оценок и т. д.
Но надо учитывать, что эти права не должны нарушать права других людей:
1. Одним из условий осуществления прав является то, что эти права не должны нарушать права других людей
2. Реализация этих прав должна зависеть не от других людей, а от самого себя
(в течение 2 минут учащиеся придумывают свои права, записывают их на стикерах и приклеивают на бумагу. Затем 1 из учащихся зачитывает все права и голоса).
5. А теперь настала очередь поговорить о естественных правах каждого из нас. Прошу вас прислушаться к словам известного психолога К.Заслоффа.
«У детей с момента рождения ,как и у всех людей, есть право быть такими, какие они есть. Существуют личные права, которыми все могут пользоваться как механизмами защиты при разрешении всевозможных конфликтов. Эти права отличаются от юридических. За защитой своих личных прав мы не вправе обратиться к закону, а можем рассчитывать только на себя и на свои собственные возможности. Но для этого нужно знать на что ты имеешь право!»
Вы имеете право:
• Иногда ставить себя на первое место
• Просить о помощи и поддержке
• Протестовать против несправедливого обвинения
• Иметь собственное мнение
• Сказать "нет"
• Побыть одному
• На чувства – вне зависимости от того, понимают ли их другие
Вы не обязаны:
• Быть безупречной(ым) на все 100%
• Следовать за толпой
• Любить людей, приносящих вам вред
• Мириться с неприятной ситуацией
• Сохранять отношения, ставшие унизительными
Но помните!
Выражая свои личные права, надо помнить, что они есть и у всех остальных людей.
Нужно уважать личные права других так же. Как вы хотите, чтобы уважали ваши!
6. • А теперь давайте рассмотрим все эти советы на практике. Попрошу одного из вас рассадить 5 человек по цвету волос, начиная от самых светлых, заканчивая самыми тёмными. Комментарии принимаются только после выполнения упражнения. Вы сможете изменить посадку, но только позже.
• Рассадите 5 человек по тембру голоса, от самого низкого до самого высокого
• Рассадите 5 человек по теплоте ладоней.
Хочет ли кто-то поменять посадку? Вы можете это сделать(как правило вносятся изменения)
Вывод: Каждый имеет право чувствовать, видеть и слышать, думать
по-своему и каждый обязан признавать это право за окружающими!
7. Рефлексия
• Мне было интересно…..
• До этого я не знал……
• В дальнейшем я буду…..
Учитель:
Но детям и подросткам зачастую хочется быстрее стать взрослыми, уйти от опеки, поучений типа: “я лучше знаю, что нужно, ведь я старше тебя”. Возникают конфликты между детьми и взрослыми. Здесь уже не взрослые нарушают права детей, а дети претендуют на роль взрослых.
(Обратить внимание на вопросы, которые даны на доске.)
Можно ли не допускать ссор?
В чём причины конфликтов между детьми и взрослыми?
Попробуем вместе разобраться, а потом постараемся ответить на вопросы.
Разыгрывается сценка.
Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.
Сын:
- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)
Мать:
- С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын:
- Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!
Бабушка:
- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын:
- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.
Мать:
- Помой посуду, сынок.
Сын:
- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).
Отец:
- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
Сын:
- Это проявление жестокости, папа.
Работа в группах, обсуждение, состязание.
Найти ошибки в поведении членов семьи (на доске табличка “обязанности”).
Имеет ли право ребёнок от чего-то отказаться и получить то, что хочет?
На доске анаграммы:
Н О К Е В Н И Ц Я
Р Д О Т И Е И Л , Г О У С А Р Д Т С О В
И Ж З Н Ь , Р Б О А З О А В И Н Е.
Вопросы:
Кто является ответственным за обеспечение прав детей?
Какие основные права вам известны?
В каком международном документе записаны права детей?
Кто запомнил какие-нибудь положения Конвенции?
В каких сказках, литературных произведениях нарушались права детей?
Слово главному правозащитнику школы (социальный педагог)
Слово учителя:
Наше государство провозглашает равными всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей, Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим.
Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения конфликта родителей и детей.
Конвенция о правах ребёнка призвана защищать детей от произвола взрослых. Такова цель. На пути к этой цели мы должны изменить мир. Мы ещё не подошли к этому. Начнём с маленьких шагов, с нашего окружения, в семье, в школе, на улице.
3 Рекомендации по использованию методической разработки в практике
работы классных руководителей
Данная методическая разработка может быть использована педагогами, классными руководителями, социальными психологами для воспитания патриотизма среди учащихся.
Надеюсь, что данная методическая разработка окажет методическую и практическую помощь учителям в организации работы по правовому воспитанию учащихся.