СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Права, обязанности, ответственность детей за правонарушения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект беседы с учащимися 8-11 классов на тему "Права, обязанности, ответственность детей за правонарушения"

Просмотр содержимого документа
«Права, обязанности, ответственность детей за правонарушения»

БЕСЕДА ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ

на тему: «Права, обязанности детей и их ответственность за правонарушения» № 2


Цели: 1. Повторить знания о правах и обязанностях учащихся. Дать представление об ответственности за правонарушение.

2. Развивать представление о неразрывной связи понятий «права», «обязанности», «ответственность за правонарушения».

3. Воспитывать ответственность у детей за свои поступки.

Оборудование: Конституция РФ, буклет «Права, обязанности, ответственность несовершеннолетних», Устав школы, таблицы-памятки, вопросы для проверки усвоения материала беседы.

Ход беседы:

  1. Приветствие.

  2. Организационный момент:

- Как меня слышит …? (обращение к нескольким учащимся)

- Какая тема нашей беседы? Спроси у меня, …

- …, тебя интересует тема беседы?

- Почему я выбрала такую тему беседы? Спроси у меня, …

- Как показали результаты контрольных работ по правовому воспитанию, вы хорошо называете свои права, но значительно сложнее называете свои обязанности.

Поэтому сегодня мы поговорим больше 1) об обязанностях.

- О чем мы с вами сегодня будем говорить? Скажи, …

- … и 2) об ответственности за правонарушения. О чем мы с вами сегодня еще будем говорить? Скажи, …

III. Знакомство с планом беседы:

- Прочитайте внимательно план беседы

План: 1. Повторим основные права человека.

2. Установим связь между правами и обязанностями.

3. Ознакомимся с видами ответственности за правонарушения.

4. Ответим на вопросы.

5. Подведем итоги.

- Какой 1 пункт плана? Скажи, …

- Что будем делать по второму пункту плана? Узнай у …,


IV. Работа над определениями, разбор ситуаций:

- Сначала вспомним три главных права человека:

Право на жизнь Ст.20

Право на образование Ст.43

Право на защиту Ст.45

- Я имею право на жизнь.

Ты имеешь право на жизнь.

Мы все, каждый имеем право на жизнь, как и на все другие права, предусмотренные международными законами и законами нашего государства.

- Ты имеешь право на образование? Скажи, …

- Кирилл имеет право на образование? Спроси у него, …

- А имеет право на образование ребенок, который по состоянию здоровья не может посещать школу? Как ты считаешь …?

- Каждый в нашей стране имеют право на защиту? Как ты считаешь, …

- Государство гарантирует своим гражданам права. Но каждый человек сам строит свою жизнь.

А кирпичиками в этом здании жизни являются права.

- А если просто сложить кирпичи, будет ли такое здание прочным?

- Как ты считаешь, …?

- Что необходимо строителю, чтобы кирпичи прочно крепились друг к другу? Скажи, …

- Цементом в здании жизни, которую строит сам человек, являются обязанности.

- Как вы считаете, может ли любой человек реализовать все свои права, если вокруг него не соблюдаются обязанности? Скажи, …

- А, как ты считаешь, …?

- Сможете вы реализовать свое право на образование, если учитель не будет выполнять своих обязанностей и будет плохо вас учить?

- Если врач откажет вам в оказании срочной медицинской помощи, ссылаясь на то, что его рабочий день закончился, ваша жизнь и здоровье подвергнутся опасности.

- Если рабочий безответственно выполнит соединяющие детали, может рухнуть башенный кран (как это произошло в Красноярске)

- Значит, чтобы соблюдались права их обязательно надо скреплять обязанностями. Вы согласны с этим? Скажи …

- Невозможно выстроить себе благо только из прав, не скрепляя их обязанностями.

- Скажем вместе: «Невозможно выстроить себе благо только из прав, не скрепляя их обязанностями».

- А какой закон в нашем государстве гарантирует нам права?

- Какой закон в России является главным?

- Назови главный закон России, ….

- Главный закон России – Конституция.

- Скажем вместе: «Главный закон РоссииКонституция.

В Конституции записано (показываем Конституцию) ст.17, п.3 «Осуществление прав человека не должно нарушать прав других людей».

Т.е. каждый человек обязан соблюдать права других людей и добиваясь реализации своего права, ни в коем случае нельзя нарушать права других людей.


V. Физминутка.

Становимся в круг. Говорим и энергично показываем жестами

«Я имею право на жизнь»

«Ты имеешь право на жизнь»

«Мы все, каждый имеет право на жизнь»

…..

«Я обязан уважать твои права»

«Я обязан уважать права каждого человека»

VI. Продолжение беседы

- Давайте посмотрим, что произойдет, если вы не будете выполнять своих обязанностей по соблюдению правил поведения и учебной дисциплины.

- опаздывая на уроки, прерывая объяснения учителя, отвлекая ребят– ты нарушаешь их право на образование. Или нет? Скажи, …

- Оскорбляя человека, смеясь над ним – ты нарушаешь его право на уважение чести и достоинства человека (ст.21). Или нет? Скажи, …

- Если при выяснении отношений с учащимся ты применишь физическую силу, ты нарушишь его право на личную неприкосновенность (ст.22)? Скажи …

- Если ты, не имея прав, сядешь за руль автотранспорта и выедешь на проезжую часть, - ты нарушаешь право других на безопасность жизни и сохранения здоровья. Или нет? Скажи, …

- Если ты занесешь на территорию школы легковоспламеняющиеся вещества – ты нарушишь право учащихся на безопасность жизни. Как ты считаешь, …?

- Если ты после отбоя будешь ходить по спальным комнатам и мешать ребятам спать, ты нарушишь их право на отдых? Скажи …


- Ты нарушишь права другого человека. Ты совершишь ПРАВОНАРУШЕНИЕ, Ты согласен с этим выводом, …?.

- Скажем вместе: « Нарушая права другого человека, мы совершаем правонарушение»


- С точки зрения закона, положение человека в обществе определяется тремя параметрами.

ПРАВА










ОБЯЗАННОСТИ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ


ПРАВА – возможности, предоставляемые человеку государством для благополучного устройства жизни.

- Повтори, что такое права,….

- Повторим вместе.

ОБЯЗАННОСТИ – необходимое и должное поведение человека, предписанное законами и нормами морали.

- Повтори, что такое обязанности, ….

- Повторим вместе.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – необходимость отвечать за свои поступки.

- Повтори, что такое ответственность, ….

- Повторим вместе.

- Ответственность бывает

1) дисциплинарная (выговор, исключение из школы),

2) административная (предупреждение, штраф),

3) гражданско-правовая (возмещение ущерба),

4) уголовная (лишение свободы).

- Назови виды ответственности, …. Скажем вместе.

- Назови виды дисциплинарной ответственности. Скажем вместе.

- Назови виды гражданско-правовой ответственности, …. Скажем вместе.

- Назови виды уголовной ответственности, … . Скажем вместе.

- За какое правонарушение может быть наложена дисциплинарная ответственность? Как ты считаешь, …? ( за нарушение обязанностей учащегося школы, за безответственное отношение к учебе, за опоздания на уроки, за нарушение режима дня, за нарушение правил поведения)

- За какое правонарушение может быть наложена административная ответственность? Как ты считаешь, …? (переход улицы в неположенном месте, управление транспортом без прав)

- За какое правонарушение может быть наложена гражданско-правовая ответственность? Как ты считаешь, …. (что-то сломал)

- За какое правонарушение может быть наложена уголовная ответственность? Как ты считаешь, … (за преступления: кража, грабеж, убийство, повреждение путей сообщения, ложное сообщение о теракте и т.п.)


VII. Работа с буклетом «Права, обязанности, ответственность несовершеннолетних».

- вы все старше 14 лет.

- Прочитай, какие обязанности имеют дети от рождения до 18 лет, …

- Прочитай, какую ответственность несут дети от рождения до 18 лет, …

- Какие обязанности возлагаются на детей с 14 лет, прочитай, …

- Прочитай, какую ответственность несут дети с 14 лет, ….

VIII. Работа с Уставом школы

- Прочитай, какие обязанности имеют учащиеся школы, …

- Что запрещается учащимся школы, прочитай, …

- То, что запрещается, относится к грубым нарушениям Устава

- В каком случае учащийся может быть исключен из нашей школы. Прочитай …


IX. Закрепление материала. Ответы на вопросы устно.

Каждому выдаются вопросы:

  1. Какой Закон в России является главным? _________________________________

  2. Как называется

1). Необходимость отвечать за свои поступки _____________________________

2). Необходимое и должное поведение человека,

предписанное законами и нормами _____________________________________

3). Возможности, предоставляемые человеку государством для благополучного устройства жизни ______________________________________________________________

3. Виды ответственности гражданина с 14 лет (подчеркнуть)

- дисциплинарная,

- административная,

- за нарушение трудовой дисциплины,

- гражданско-правовая,

- уголовная частично,

- уголовная полностью.


4. Какая дисциплинарная ответственность наступает за грубые нарушения Устава школы в возрасте старше 14 лет (подчеркнуть)

- выговор,

- штраф,

- исключение из школы.


5. Если при выяснении отношений с учащимся ты применишь физическую силу,

ты нарушаешь их право на что? ______________________________________________


6. Оскорбляя человека, смеясь над ним,

ты нарушаешь его право на что? _____________________________________


8. За какое правонарушение может быть наложена дисциплинарная ответственность?__________________________________________________


X. Итоговая групповая рефлексия (диалог).

- …, нам нужны занятия по правовому воспитанию?

- …, что тебе дала беседа по теме?

- …, какой вывод ты сделал для себя?

( 1. Чтобы соблюдались права, необходимо каждому выполнять свои обязанности

2. Каждый человек несет ответственность за свои поступки)

- Давайте вместе повторим вывод нашей беседы.

XI. Шарики (в углу класса находятся воздушные шары с табличками).

- Права человека легко нарушить, так же легко, как лопнуть воздушные шарики. К этим шарикам закреплены таблички с записями прав, гарантированных Конституцией, о которых мы сегодня не упоминали, возьмите шарики, прочитайте все таблички и постарайтесь с уважением, бережно, как к воздушным шарикам относиться к правам каждого человека, живущего рядом с вами, и вы никогда не совершите правонарушения.


Спасибо, ребята. Мне понравилось, как вы активно работали сегодня на занятии.


6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!