Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное учреждение
Тесинский детский сад
Деловая игра для педагогов
«Права ребенка»
Провела: педагог – психолого
Горлач Н.А.
Тесь, 2015г.
Цель деловой игры - пропаганда правового воспитания детей , повышение уровня правовой культуры педагогов.
Задачи:
Закрепить знания педагогов основных статей Конвенции о правах ребёнка.
Научить профессионально оценивать педагогические ситуации по защите прав ребёнка.
Развивать у участников инициативу, творчество при выполнении заданий.
Для организации игры необходимо сформировать 3 группы из 5 человек.
Выбор ролей – председатель (руководитель игры), аналитики (заведующий, педагог-психолог, учитель-логопед).
1 этап (10 мин.)
Работа по информационным карточкам "Что вы знаете о Конвенции?"
Необходимо выбрать правильный ответ из предложенных вариантов.
Карточка 1. Когда была принята конвенция о правах ребёнка?
а) 1924 г.;
б) 1957г.;
в) 1989 г.
Карточка 2. Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья) могут повлиять на неодинаковое использование детьми своих прав:
а) таких различий нет;
б) национальная принадлежность;
в) состояние здоровья.
Карточка 3. Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка:
а) педагоги;
б) родители;
в) члены правительства.
Карточка 4. На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей:
а) на благотворительные организации;
б) на иностранных спонсоров;
в) на государство.
Карточка 5. Какие права ребенка обязуются уважать и обеспечивать государства — участники Конвенции ООН о правах ребенка:
а) право на жизнь, на гражданство, на образование;
б) право на жизнь, на семейные связи, на образование;
в) весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав
Карточка 6. Кто несет ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка:
а) органы местного самоуправления;
б) образовательное учреждение;
в) родители и другие лица, воспитывающие ребенка.
Карточка 7. Кто должен участвовать в принятии решений, затрагивающих настоящее и будущее ребенка:
а) родители или другие лица, несущие ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту;
б) ребенок и родители или другие лица, замещающие родителей;
в) родители или другие лица, замещающие родителей, и образовательное учреждение;
Карточка 8. Имеет ли ребенок право на доходы, полученные им:
а) да, если они получены с согласия родителей;
б) да, если они получены не в результате правонарушения;
в) нет, ребенок не должен работать.
Карточка 9. Кто несет ответственность за нарушение прав и свобод детей, обучающихся в общеобразовательном учреждении:
а) лица, совершившие или допустившие нарушения;
б) местные органы управления образованием;
в) образовательное учреждение.
Карточка 10. Кто будет вызван в суд в качестве ответчика, если в образовательном учреждении нарушены права и свободы детей и дело дойдет до судебного разбирательства:
а) заведующий как представитель образовательного учреждения;
б) заведующий как должностное лицо этого учреждения;
в) работник образовательного учреждения, допустивший нарушение;
Карточка 11. Каким образом должна соблюдаться в образовательном учреждении охрана здоровья воспитанников:
а) педагогические работники образовательного учреждения обязаны регулярно проходить бесплатное медицинское обследование;
б) правильно организованный режим питания, занятий воспитанников;
в) создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников.
Карточка 12. Обращение с детьми, причастными к нарушениям уголовного законодательства,
должно способствовать в них:
а) чувство страха перед наказанием;
б) осторожности в реализации своих желаний;
в) чувства достоинства и значимости.
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
2 этап (10 мин.) Решение педагогических ситуаций.
Ситуация 1
Мальчик 4 лет, сидя за столом, во время обеда разговаривает. Он отвлекает других детей, которые тоже начинают активно обсуждать новые игрушки, купленные ему родителями. За другим столом дети уже поели и стали заниматься подготовкой ко сну. Воспитатель постоянно делает замечания, пытаясь заставить детей есть молча.
Вопросы: Нарушает ли воспитатель права ребенка? Что делаете вы в подобной ситуации?
Ситуация 2
Воспитатель предлагает детям заняться рисованием. Тема свободная. Одна девочка идет за куклой и начинает ее укачивать. Мальчики катают машинки между кубиками. Другие дети рисуют.
Вопрос: Какое право реализует ребенок в данной деятельности?
Ситуация 3
Воспитатель забрал ремень у ребенка, которым тот размахивал во время раздевания после прогулки, и убрал на шкаф. Вечером отец мальчика потребовал объяснения от воспитателя второй смены, поскольку, по его мнению, были нарушены права ребенка.
Вопросы: Как считаете Вы? Было ли в данном случае нарушено право ребенка? Какое? Покажите последовательность этапов вашей беседы с отцом мальчика. Подтвердите свои аргументы статьями из Конвенции по защите прав ребенка.
3 этап (10 мин.) "Герои книг и герои песен тоже имеют права"
В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь, свободу? Докажите, что выбранное литературное произведение подобрано верно.
Какие литературные герои могли пожаловаться, что нарушено право на неприкосновенность жилища?
В какой известной сказке Маршака нарушено право ребенка на заботу и попечение?
В какой сказке нарушено право ребенка на отдых и развлечения?
"О каких правах в этих песнях идет речь?"
Звучит аудиозапись песни бременских музыкантов, муз. Г.Гладкова, слова Ю. Этнина "Ничего на свете лучше нету"
Звучит запись песни "Учат в школе", муз. В. Шаинского, слова Пляцковского.
Звучит запись песни "До чего дошел прогресс", муз. Е. Крылатова, слова Ю. Этнина.
Звучит запись песни "На крутом бережку", муз. Е. Шаинского, слова А.Хайта.
4 этап (5 мин.) Игра "Волшебный сундучок"
Из сундучка поочерёдно достаются предметы, символизирующие знакомые права человека. Необходимо озвучить это право.
Свидетельство о рождении (право на имя). Сердечко (право на заботу и любовь). Конверт (никто не имеет право читать и подглядывать). Букварь (право на образование). Игрушечные утёнок и утка (право быть вместе с мамой). Домик (неприкосновенность жилища).
5 этап (5 мин). Творческое задание: "Плакат-загадка"
Коллективно изобразите какое-либо из прав ребенка с помощью фломастеры или красок, не подписывая само право. Покажите плакат - загадку другой команде.
Место проведения: методический кабинет. Начало: 13.30
Ресурсы
Материальные
карточки с напечатанными заданиями, магнитофон, аудиозаписи с детскими песнями, фломастеры, акварель, бумага форматом А3 (3 листа), коробка в виде сундучка, конверт, букварь, игрушки утка с утёнком, сердечко из ткани, игрушечный домик, документ (свидетельство о рождении).
Карточка 1. Когда была принята конвенция о правах ребёнка?
а) 1924 г.;
б) 1957г.;
в) 1989 г.
Карточка 2. Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья) могут повлиять на неодинаковое использование детьми своих прав:
а) таких различий нет;
б) национальная принадлежность;
в) состояние здоровья.
Карточка 3. Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка:
а) педагоги;
б) родители;
в) члены правительства.
Карточка 4. На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей:
а) на благотворительные организации;
б) на иностранных спонсоров;
в) на государство.
Карточка 5. Какие права ребенка обязуются уважать и обеспечивать государства — участники Конвенции ООН о правах ребенка:
а) право на жизнь, на гражданство, на образование;
б) право на жизнь, на семейные связи, на образование;
в) весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав
Карточка 6. Кто несет ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка:
а) органы местного самоуправления;
б) образовательное учреждение;
в) родители и другие лица, воспитывающие ребенка.
Карточка 7. Кто должен участвовать в принятии решений, затрагивающих настоящее и будущее ребенка:
а) родители или другие лица, несущие ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту;
б) ребенок и родители или другие лица, замещающие родителей;
в) родители или другие лица, замещающие родителей, и образовательное учреждение;
Карточка 8. Имеет ли ребенок право на доходы, полученные им:
а) да, если они получены с согласия родителей;
б) да, если они получены не в результате правонарушения;
в) нет, ребенок не должен работать.
Карточка 9. Кто несет ответственность за нарушение прав и свобод детей, обучающихся в общеобразовательном учреждении:
а) лица, совершившие или допустившие нарушения;
б) местные органы управления образованием;
в) образовательное учреждение.
Карточка 10. Кто будет вызван в суд в качестве ответчика, если в образовательном учреждении нарушены права и свободы детей и дело дойдет до судебного разбирательства:
а) заведующий как представитель образовательного учреждения;
б) заведующий как должностное лицо этого учреждения;
в) работник образовательного учреждения, допустивший нарушение;
Карточка 11. Каким образом должна соблюдаться в образовательном учреждении охрана здоровья воспитанников:
а) педагогические работники образовательного учреждения обязаны регулярно проходить бесплатное медицинское обследование;
б) правильно организованный режим питания, занятий воспитанников;
в) создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников.
Карточка 12. Обращение с детьми, причастными к нарушениям уголовного законодательства,
должно способствовать в них:
а) чувство страха перед наказанием;
б) осторожности в реализации своих желаний;
в) чувства достоинства и значимости.