СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Праведница земли русской" по рассказу А. И. Солженицына "Матрёнин двор"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока на тему «Праведница земли русской» (по рассказу А.И. Солженицына «Матрёнин двор») предназначена для учителей русского языка и литературы. Данный материал поможет обучающимся задуматься над такими нравственными понятиями как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть и подведёт к осмыслению образа Матрёны как праведницы земли русской.

Просмотр содержимого документа
«"Праведница земли русской" по рассказу А. И. Солженицына "Матрёнин двор"»

Разработка урока

Тема урока: «Праведница земли русской» (по рассказу А.И. Солженицына «Матрёнин двор»)

Цель урока: продолжить изучение творчества А.И. Солженицына, в частности, рассказ «Матрёнин двор»

Задачи урока:

обучающие:

- вспомнить основные события из жизни А.И. Солженицына;

- вспомнить сюжет рассказа «Матрёнин двор» и выделить проблемы в произведении;

- подвести обучающихся к осмыслению образа Матрёны как праведницы земли русской;

воспитательные:

- помочь обучающимся задуматься над такими нравственными понятиями как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть;

- воспитывать чувство патриотизма, гуманности, трудолюбия, уважения к старшим;

развивающие:

- развивать у обучающихся память, мышление, познавательное умение, самостоятельность;

- развивать коммуникативные навыки, учить высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Вид и форма урока:

1. Урок ознакомления с новым материалом.

Форма: беседа.

Оборудование:

- портрет А. И. Солженицына, мультимедийная презентация, тексты произведения «Матрёнин двор».

“Все мы жили с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша”

А. И. Солженицын.



Ход урока


  1. Организационный момент

Здравствуйте. Сегодня у нас открытый урок.

  1. Объявление темы и целей урока

Тема урока: Образ Матрёны Васильевны (по рассказу А.И. Солженицына «Матрёнин двор») (запись темы в тетрадь).

Цель урока: продолжить изучение творчества А.И. Солженицына, в частности, рассказ «Матрёнин двор»

3. Проверка домашнего задания

Вспомним основные события из жизни А.И. Солженицына. Проверим ваши знания с помощью теста.

1. Назовите годы жизни А.И. Солженицына

а) 1918 – 2008

б) 1974 -2003

в) 1905 – 1984

2. Александр Исаевич окончил в 1941 году

а) филологический факультет Московского университета

б) физмат Ростовского университета

в) исторический факультет Московского университета

3. Стал известным писателем

а) в 20 лет

б) в 37 лет

в) в 44 года

4. Стал известен всем в 1962 году произведением

а) «Архипелаг ГУЛАГ»

б) «В круге первом»

в) «Один день Ивана Денисовича»

5. Был награждён в 1943 году

а) Орденом Отечественной войны 2 степени

б) Почётной грамотой

в) Орденом Славы

6. В Восточной Пруссии был арестован

а) за то, что вывел из вражеского окружения свою часть

б) за критику Ленина, Сталина

7. Из какого произведения цитата: «Надежда Юденич арестована за свою фамилию. Правда через 9 месяцев установили, что она не родственница генерала, и выпустили, ну там ерунда, за это время мать умерла от волнений.

а) Архипелег ГУЛАГ»

б) «Один день Ивана Денисовича»

в) «В круге первом»

8. Из какого произведения строки: «Хлопоты эти были тем затруднены, что собес от Тальнова был в двадцати километрах к востоку»

а) «Архипелаг ГУЛАГ»

б) «Матрёнин двор»

в) «Один день Ивана Денисовича»

  1. Проверка теста

Верные ответы:

1 – а, 2 – б, 3 – в, 4 – в, 5 – а, 6 – б, 7 – а, 8 - б

4. Основная часть урока

Назовите ещё раз произведения Солженицына.

В 1970 году Солженицыну была присуждена Нобелевская премия по литературе «за нравственную силу, с которой он следовал традициям литературы».


Александр Исаевич Солженицын - не только писатель, но и философ, жизнестроитель, вдохновенный заступник России.

Александр Солженицын не часто появлялся на публике, но он встречался с политическими деятелями. Подробности его беседы с президентом РФ неизвестны, но, возможно, он делился своим мнением о происходящем в стране.

Сегодня мы будем говорить о произведении Солженицына «Матрёнин двор» и затронем вопросы нравственности.

  • Как вы думаете, почему так называется рассказ?

  • Что такое двор?

(Жилище, дом, здание)

  • Какие ассоциации у вас возникают со словом дом?

(Дети, семья, очаг, тепло, детство, друзья, Родина, добро, любовь).

  • Кто является главными героями?

(Матрёна, Игнатьич)

  • Что такое проблема?

(Сложный вопрос, требующий решения)

  • Какие проблемы поднимает автор в рассказе?

(Проблема положения деревни, проблема русского национального характера)

  • Можем ли мы проследить жизнь русской деревни, если будем говорить о судьбе одной жительницы – Матрёны и можем ли мы понять проблему русского национального характера по образу одной героини?

Я вам буду задавать вопросы, а ответы постарайтесь сформулировать вы и записать.

Проследим, какая была деревенская жизнь

  1. Какой был дом у Матрёны?

Старый дом.

  1. Какая обстановка в избе?

Изба уставлена табуретками, лавками. Темноватая изба, тусклое зеркало.

  1. Какая еда?

Мелкая картовь, каша ячневая (крупа самая дешёвая, её для свиней брали.

  1. Какие обиды были у Матрёны?

а) не зарабатывала ни рубля, работала за палочки трудодней

б) хлопоты о пенсии

  1. Откуда жители деревни брали топливо?

Воровали торф.

  1. Как жители пашут огороды?

Бабы пашут огород на себе.

  1. Создаёт ли законы новый председатель? Какие?

Обрезал всем инвалидам огороды.

  1. Игнатьич спрашивал Матрёну: «Почему вы коровы не держите?»

Нет сена, поэтому Матрёна не могла держать корову.


  • Каково положение деревни?

Трудное

  • Что определило трудное положение деревни?

В деревне всё перевёрнуто с ног на голову. Если крестьянин не может прокормить корову и обработать огород таково размера, который осилит, разве это нормально? Если крестьянам не платят пенсии? Автор правдиво осветил острую для того времени проблему положения русской деревни.

Теперь вспомним, какой предстаёт Матрёна.

Отвечаем на вопросы и заполняем 2 столбик таблицы.

  1. Какой внешний вид героини?

Больное жёлтое лицо, героиня убогая, несчастная

  1. Как Матрёна относится к труду?

Трудолюбивая

  1. О чём говорят строки:

«Любая родственница говорила: «Завтра придёшь ко мне пособить»»?

Бескорыстная помощь другим, умение радоваться чужой удаче.

  1. Стремилась ли Матрёна угодить постояльцу?

Козе выбирала мелкую, а Игнатьичу крупную картошку.

Стремление угодить постояльцу.

Светлые строки раскрывают душевную красоту героини.

Мы с вами проследили деревенскую жизнь, подробно описали образ героини.

Ответьте на вопросы:

- Каким было прошлое Матрёны?

Вышла замуж за брата Фаддея – Ефима, пережила смерть 6 детей, потеряла мужа, всё время трудилась.

- Как воспринимает Матрёна всё происходящее с домом?

Болезненно. Ей жаль отдавать горницу, в то же время жаль свою племянницу.

- Как прощаются с Матрёной деревенские жители?

Можно услышать неодобрительные отзывы.

Выясним:

- Кто такой праведник?

Обратимся к толковому словарю С. А. Кузнецова.

Праведник – тот, кто во всём руководствуется принципами справедливости, честности, не нарушает правил нравственности. (Нравственность - качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести).

Есть люди праведники, а есть грешники

Поработаем с карточками, чтобы выяснить, какие слова относятся к праведнику, какие к грешнику.

Праведник Грешник

Вера в бога Зло

Любовь к людям Недоброжелательство

Добро Труд на себя

Милосердие Работа спустя рукава на общество

Бескорыстие Равнодушие

Умение прощать Зависть

Совестливость Жадность

Жалость ко всему живому Злопамятность

Умение радоваться жизни Эгоизм

Труд

Терпение

Естественность в поведении

Выносливость

  • Какие слова можно отнести к Матрёне?

(Правильная, добрая милосердная, трудолюбивая).

  • Можно ли Матрёну назвать праведником?

Конечно, мы можем Матрёну назвать праведником. Праведность состоит в том, что она смогла сохранить всё человеческое в недоступных условиях.

Мы кратко ответили на вопрос, дома вы должны подготовиться к сочинению на данную тему: «Можно ли Матрёну назвать праведником и почему?»


6.

Домашнее задание

Мы кратко ответили на вопрос, дома вы должны подготовиться к сочинению на данную тему: «Можно ли Матрёну назвать праведником и почему?»



7. Подведение итогов

  • О чём мы сегодня говорили на уроке? (Об образе Матрёны, об условиях её жизни).

  • Является ли Матрёна праведником?

Да. Она, несмотря на сложную жизненную ситуацию, сохранила доброе расположение духа, чувство радости, жалости. Она пережила много горя и несправедливости, но не обозлилась на этот мир.

8. Выставление оценок









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!