Тип мероприятия: открытое занятие по внеурочной деятельности в 4 б классе
Учитель-Дианова Галина Степановна
Тема: « Как правильно питаться, если занимаешься спортом»
Цели: 1. Познакомить обучающихся с зависимостью рациона питания от физических нагрузок.
2. Научить оценивать свой рацион питания и правильно составлять меню в зависимости от физической активности.
3. Прививать обучающимся стремление заниматься спортом для сохранения своего здоровья.
Ход урока
1.Организационный момент (вступительная песенка).
-Утром ранним кто-то странный,
Заглянул в моё окно,
На ладони появилось
Ярко-рыжее пятно.
-Как вы думаете, кто это мог быть?
- Это солнце заглянуло,
Будто лучик протянуло
Тонкий лучик золотой
И как с первым лучшим другом поздоровалось со мной.
- Оно сейчас здоровается и с вами.
-Почему мы при встрече здороваемся? (т.е. желаем здоровья)
Ученик:
-Главное в жизни – это здоровье!
С детства попробуй это понять!
Главная ценность – это здоровье!
Его не купить, но легко потерять!
2. Актуализация знаний.
- Еще в Древней Руси говорили так: «Здоровья не купишь»; «Дал бы Бог здоровья, а счастье найдётся».
Мы и сейчас в нашей речи нередко используем эти пословицы, ведь пословицы – это народная мудрость.
- А какие пословицы о здоровье знаете вы?(Дети составляют пословицы на доске).
В здоровом теле, здоровый дух.
Здоровье сгубишь – новое не купишь.
Здоровье всего дороже.
Береги платье снову, а здоровье смолоду.
Здоров будешь – все добудешь.
- Молодцы, хорошие Вы пословицы вспомнили.
-Ещё древнегреческий философ Сократ (470 - 399 до н.э.) сказал:«Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить».
-Эти старинные высказывания актуальны и в наше время,особенно для растущего детского организма.
-Ваше здоровье – самое ценное, что у вас есть. На всю жизнь человеку дается только один организм. Если вы небрежно обращаетесь с какими-то предметами, их можно заменить, но заменить свой организм вы не сможете. Многие болезни – всего лишь результат неправильного питания. Можно сохранить здоровье, если следить за характером питания. Качество жизни можно улучшить благодаря здоровому питанию.
3. Сообщение темы и целей занятия.
- Ребята,вы,наверное,уже догадались, о чём же у нас сегодня на занятии пойдет речь?
-О правильном питании.(ХОРОМ)
- Зачем человек ест? (ответы детей)
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться.
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
Вывод: человеку необходимо питаться.
Игра: «Полезное – неполезное»
Выберите продукты, которые полезны для вас (подчеркните их)и разделите на две группы:
Рыба, пепси, кефир, фанта, чипсы, геркулес, жирное мясо, подсолнечное масло, торты, «Сникерс», морковь, капуста, шоколадные конфеты, яблоки, груши, хлеб.
4.Вхождение в тему.
-Ребята, вы сейчас сидите за партами и некоторые из вас собираются на тренировку.
- А как вы думаете, кто тратит больше энергии, сил, ученик, который сидит за партой или тот, который занимается спортом?
- А его питание должно отличаться от других?
- Угадайте, о чём же ещё у нас сегодня на занятии пойдет речь?
- "Как правильно питаться, если занимаешься спортом".«Люди с самого рождения жить не могут без движения» - как вы понимаете эти слова? (ответы детей)
- Организму важно не только поступление энергии с пищей, но и её расход. А это значит - необходима физическая нагрузка, при которой жир сжигается наиболее эффективно.
- Движение – это жизнь. Мы занимаемся физкультурой, спортом , чтобы сохранить и укрепить здоровье, стать привлекательнее или создать хорошее настроение.
Ученик:
- Чтобы быть здоровым, нужно школьнику соблюдать следующие правила:
• После школы полезно гулять на свежем воздухе, играть в подвижные игры.
• Нужно делать обязательно по утрам зарядку, закаляться, делать специальные упражнения для хорошей осанки.
• Практически здоровый человек должен посвящать бегу ежедневно как минимум 15-20 минут.
• Полезно бегать по лесу, дышать свежим воздухом. Если нет возможности бегать на улице, можно заменить бег на тренажере или катание на скейтборде, роликовых коньках.
• Хорошую физическую нагрузку дают езда на велосипеде и плавание. Полезно заниматься туризмом, совершать прогулки в лес, в горы.
Учитель:
-Ребята, а вы знаете, что люди начали заниматься спортом, еще много веков тому назад. Две тысячи лет назад на громадной скале в Элладе были высечены слова: «Если хочешь быть сильным - бегай, хочешь быть красивым - бегай, хочешь быть умным - бегай». Так что еще в древности наши предки доказали, что движение – это жизнь!
-Именно такой образ жизни ведут наши одноклассники
и наша тема должна их заинтересовать.
Познакомимся с ними поближе .Это Селивёрстов Сергей ,Ерёмина Анна и другие
5.Физкультминутка
- Дети, как вы сейчас себя чувствуете?
-А как чувствуют себя спортсмены после тренировки? ("выжитый лимон", нет сил).
-А что же случилось? (Потрачена вся энергия).
- Чтобы восстановить силы, спортсменам нужно хорошо поесть и отдохнуть
-«Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть» - почему так говорят?
- А что именно поесть расскажет Селивёрстов Сергей и Ерёмина Анна.
( Режим питания школьника-спортсмена)
Селивёрстов:- Пища школьника, занимающегося спортом, должна содержать достаточное количество белка . Он необходим для развития и восстановления мышц;
В рацион питания должны входить говядина, свинина, рыба, печень, молоко и молочные продукты.
- Количество жиров в рационе школьника, занимающегося спортом, увеличивать не рекомендуется. Исключением являются занятия зимними видами спорта. При интенсивных скоростных и силовых нагрузках количество жиров нужно уменьшать. Большое значение имеет употребление растительных масел.
-Наиболее ценным источником мышечной энергии являются углеводы.
Во время физических нагрузок количество жидкости может увеличиваться до 3-4 литров в сутки;
Установлено, что в организме при активных занятиях спортом повышается кислотность. Чтобыпредупредить это состояние, в пищевой рацион спортсмена следует включать овощи, фрукты, молоко, минеральную воду.
Ерёмина Анна:
• Если тренировки в утренние часы: энергетическая ценность завтрака должна быть повышена.
• Если занятия, особенно соревнования, проводятся в вечерние часы:
калорийность ужина повышается в 1,5 – 2 раза.
• В дни усиленных тренировок пища должна быть не обильной, но достаточно калорийной, богатой белками и углеводами. В это время необходимо избегать употребления продуктов, содержащих большое количество жира.
• После плотной еды к тренировкам и соревнованиям следует приступать спустя 2,5 - 3 часа.
Вывод: в рационе питания спортсмена должны преобладать белки.
-Итак, и белки, и жиры, и углеводы необходимы для спортсмена.
Ученик:
Чтоб расти – нужен белок.
Для защиты и тепла,
Жир природа создала.
Как будильник, без завода –
Не пойдет, не так,не так.
Так и мы без углеводов
Не обходимся никак.
Витамины просто чудо
Сколько радости несут
Все болезни и простуды
Перед ними отвернут.
Вот поэтому всегда
Для нашего здоровья
(Хором) Полноценная еда
Важнейшее условие.
«Овощи – кладовая здоровья» - почему так говорят? (ответы детей) Кроссворд: «Овощи – фрукты»
По горизонтали:
- Я румяную Матрёшку
От подруг не оторву,
Подожду, когда Матрёшка
Упадёт сама в траву. (Яблоко)
- Огурцы они как будто,
Только связками растут,
И на завтрак эти фрукты
Обезьянам подают. (Банан)
- Синий мундир, белая подкладка,
В середине - сладко. (Слива)
- Этот плод сладкий хорош и пригож,
На толстую бабу по форме похож. (Груша)
- Отгадать не очень просто -
Вот такой я фруктик знаю -
Речь идет не о кокосе,
Не о груше, не о сливе, -
Птица есть еще такая,
Называют так же - ... (Киви)
- Ни в полях и ни в садах,
Ни у вас и ни у нас,
А в тропических лесах
Вырастает ... (Ананас)
По вертикали:
- Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он.
Когда чистишь – слезы льешь. (Лук)
- Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка. (Капуста)
- Что это за рысачок
Завалился на бочок?
Сам упитанный, салатный.
Верно, это … (Кабачок)
- Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я? ... (Свекла)
- Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
Сладка, а не сахар,
С хвостом, а не мышь. (Репка)
Селивёрстов Сергей:
-А как вы считаете ,сколько раз в день необходимо питаться? (ответы детей)
- Завтрак (дома).
- Завтрак (второй) в школе.
- Обед.
- Полдник.
- Ужин.
Первый завтрак – это где-то 5% процентов от общей суточной калорийности. Дальше завтрак второй- (примерно 30% суточного потребления калорий ). Обед – это еще 30% калорий. Полдник – плюс 5%. Ужин – 25%. Еще 5% - питание после тренировки. Не стоит есть слишком много . Не забывайте о фруктах и овощах: 15-20% дневного рациона. Это идеальный вариант.
Завтрак и обед в «спортивный день» должны быть достаточно питательными.
Полдничать стоит часа через два-три после обеда. Вообще, во второй половине дня можно понемногу кушать с интервалом в два часа. При этом пища должна содержать много углеводов – это придаст силы перед занятием. Пейте воду (не газированную), сок – это не повредит, особенно в последний час перед тренировкой.
Во время и после тренировки
Ученик:
-Разумеется, во время тренировки ничего есть нельзя. «Завязать» с едой нужно минимум за полтора часа до начала тренировки.
Зато во время тренировки стоит пить воду (хорошо и до нее выпить стакан воды). Конечно, не литрами, а понемногу: по несколько глотков каждые 20-25 минут. Не проглатывайте воду сразу, лучше немного подержите ее во рту – жажда так утоляется лучше. Естественно, никакой газировки. Даже минералки, не говоря уж о коле и прочих лимонадах. Не пейте холодную воду. После физических упражнений становится жарко, и человек стремится хлебнуть холодненькой водицы. Вот этого-то как раз делать нельзя. Гораздо лучше, если вода будет комнатной температуры, даже слегка теплой.
Ограничивать себя в употреблении жидкости во время занятий спортом нельзя. Это может привести к колебаниям давления, повышенной нагрузке на сердце, началу процессов обезвоживания организма.
После тренировки – по желанию. Если хочется пить – пейте, а если нет – не пейте. Есть мнение, что нельзя пить воду сразу после тренировки. Но это не так. Если вы выпьете полстакана или даже стакан воды – хуже не будет.
Ученик:
-Теперь о еде. Тренировка завершена, потрачено много энергии, хочется есть. Огромная ошибка – ждать два часа после тренировки и только потом позволять себе перекусить. Не стоит этого делать. Желательно, чтоб между физическими упражнениями и последующей трапезой не проходило более часа. Другое дело, что не стоит наедаться до отвала. Тарелка риса, гречки, а еще лучше – немного пюре из фасоли или гороха, немного творога с джемом, свежие фрукты – этого вполне хватит, чтоб удалить голод и подкрепить силы.
Это есть нельзя
Разумеется,существуют продукты, употребление которых при занятиях спортом лучше свести к минимуму. Это сладкие напитки – любые лимонады, кофе и чай с сахаром (последний лучше уж пейте с медом или, в крайнем случае, с сахарозаменителем). Конечно, не стоит налегать на выпечку. Сладкие булочки и даже хлеб вполне можно заменить специальными хлебцами, бездрожжевым хлебом. Конфеты, причем не только шоколадные, но, главным образом, карамель
6. Продолжение работы по теме.Работа в тетради.
-Не все кружки и секции, которые вы посещаете, направлены на физическую нагрузку. Как же быть с шахматистами?
Чем будет отличаться их рацион питания?
Ответить на этот вопрос вам поможет задание №3 на стр.22в тетради под названием "Пищевая тарелка".
- Приготовьте карандаши и раскрасьте сектора «пищевых тарелок» для пловца и шахматиста. В чем их различие? Проверка.
Вывод: в их рационе питания должны преобладать углеводы (продукты для ума)
Учитель:
-А теперь немножко отдохнём. Предлагаю вам "Весёлые вопросы о продуктах", за правильный ответ - буква.
-Дырявый молочный продукт? (Сыр) (буква-Р)
-Еда с глазами? (Яичница)(буква-Ь)
-Если из груш, яблок и слив сварить суп, он будет называться...(Компот)( буква-Б)
- Сладость, которую опасно держать на жаре?(Мороженое)(буква-О,О )
-Какой овощ имеет два названия? (томат; помидор)(буква - Д)
-Из какой крупы делают манку? (пшеница)(буква- Т)
-Давайте посмотрим, какие буквы и знаки мы получили:СО ОД Т Р Ь Б ! Попробуйте составить слово. Слово (БОДРОСТЬ).
Бодрый- полный физических и душевных сил.
Выражающий силу, энергию.Радостный, веселый.
7. Итог занятия.Рефлексия.
Почему именно это слово является ключевым? Только ли спортсмен должен быть бодрым, подтянутым и весёлым?
Что наши спортсмены посоветуют всем ребятам?
-Если хочешь быть умелым,
Ловким, быстрым,
Сильным, смелым,
Научись любить скакалку,
Мячик, обручи и палку!
Никогда не унывай!
Дух и тело закаляй!
Вот здоровья в чем секрет!
Мы вам шлем физкульт - ПРИВЕТ!
Учитель:
-Вспомните слова, с которых мы начали занятие .
-Проговорим хором.
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться.
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
(Нужно спортом заниматься)
С самых юных лет уметь.
*
- Понравился ли вам, наш урок?
* О чём мы с вами говорили?
* Какие выводы вы для себя сделали?
Учитель:
Желаю Вам, цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути
Главнейшее условие!
8. Домашнее задание.
-Дома прочитайте, как готовились к соревнованиям ребята из лагеря и помогите им правильно выбрать продукты.
- А теперь – сюрприз (Исполняется акробатический номер в исполнении Ерёминой Анны)(Фонограмма).