3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Ребята, давайте определим тему и цель урока. Целеполагание: Давайте решим ребусы, из которых мы сформулируем тему урока Слайд 4-9 8 | 7 | 10 | 2 | 4 | 3 | 5 | 9 | 6 | 1 | | 7 | 3 | 5 | 9 | 6 | 2 | 1 | 8 | 4 | Н | С | Е | Е | О | З | П | О | А | Б | | Н | В | Д | Е | Е | О | П | И | Е | Если самостоятельно тему урока поставить трудно, то: Слайд 10. Составьте предложение, из набора слов, определяющее тему нашего урока: -
буря -
смерч -
правила -
ураган -
безопасного -
гроза -
поведения -
при Слайд 11. Тема урока: «Правила безопасного поведения при урагане, буре, смерче, грозе» Слайд 12. Чтобы вы хотели по этой теме сегодня узнать, изучить? Какая будет цель нашего урока? Цель: -
Познакомиться с понятиями ураган, буря, смерч, гроза. -
Узнать, как возникают эти опасные природные явления. -
Каковы правила безопасного поведения при урагане, буре, смерче и грозе. | Отвечают на вопросы учителя, рассуждают Рассуждают, дают свои сформулированные ответы Определяют тему урока. Определяют цели урока. Рассуждают, дают свои сформулированные ответы |
4. Актуализация знаний. | Ребята, что общего между тремя понятиями ураган, буря, смерч? Чем они являются по своей сути? Правильно. Это ветры Что же такое ветер? Давайте вместе сформулируем понятие «ветер». Посмотрите на доску, здесь вы видите различные определения понятия «ветер». Слайд 13. Ветер – это поток воздуха, который перемещается, как правило, в горизонтальном направлении из зоны высокого атмосферного давления в зону низкого. Ветер – это горизонтальное перемещение (поток воздуха параллельно земной поверхности), возникающее в результате неравномерного распределения тепла и атмосферного давления и направленное из зоны высокого давления в зону низкого давления. Ветер - явление природы, которое связано с перемещением воздуха чаще в горизонтальном направлении из зоны высокого давления в зону низкого. Какое из них наиболее сложное? Какое наиболее простое? Какое правильное? Они все правильные. Но запомнить все понятия человек не в состоянии. Самого точного определения не существует! Поэтому мы сейчас с вами создадим алгоритм простого написания любого определения в предмете ОБЖ. | Рассуждают, дают свои сформулированные ответы Рассуждают, дают свои сформулированные ответы |
5. Первичное усвоение новых знаний. | Что в этих определениях общего? А что можно убрать, не меняя смысл предложения? Слайд 14. Определение (понятие) – это существительное (возможно с необходимым по смыслу прилагательным) + его признаки, характеристики или причины + к чему приводят (не всегда) Понятие = Что + какой, где, когда + к чему Понятие | Существительное (+ прилагательное по смыслу) | Признак, характеристика, причина | К чему приводит (не всегда) | (Что?) | (Где, когда, какой?) | (К чему?) | Ветер | поток воздуха параллельно земной поверхности | (дующий) (который дует) из области высокого атмосферного давления в область низкого | | Теперь давайте выясним, почему дует ветер? Анекдот из области школьных сочинений. «Почему дует ветер? Потому что деревья качаются!» Слайд 16-17. Разберёмся, откуда берётся перемещение воздуха. Солнечные лучи, проходя сквозь атмосферу, не нагревают её. Воздух нагревается от земной поверхности. Вода и суша нагреваются с разной скоростью. Водная масса медленнее поглощает тепло, суша быстрее. Но вода дольше остывает, чем земная поверхность Над земной поверхностью в тёплое время года воздух всегда теплее. Тёплый воздух устремляется вверх, в этой области формируется низкое атмосферное давление. Над водной поверхностью устанавливается высокое атмосферное давление. Воздух из области с избыточным высоким атмосферным давлением устремляется в область с разреженным низким давлением. Этот поток и называется ветром Чем характеризуется ветер? Силой (скоростью) и направлением Чем измеряется сила ветра? Слайд 18. Прибором под названием Анемометр Направление ветра указывает откуда дует ветер По какой шкале измеряется сила ветра? Слайд 19-21. Шкала Бофорта. Сначала он её применил для английских моряков, затем её приняли все моряки мира. В 20 веке из 12-бальной шкалы сделали 17-ти бальную. Но в Таиланде, Китае и др., где такие ветры не редкость | Рассуждают, дают свои сформулированные ответы Рассуждают, дают свои сформулированные ответы Рассуждают, дают свои сформулированные ответы Рассуждают, дают свои сформулированные ответы |
6. Первичная проверка понимания | Теперь давайте, используя наш алгоритм, сформируем основные понятия нашего урока и отметим в ваших путевых листах Понятие | Существительное (+ прилагательное по смыслу) | Признак, характеристика, причина | К чему приводит (не всегда) | (Что?) | (Где, когда, какой?) | (К чему?) | Слайд 22 Что такое ураган (тайфун, тропический циклон)? Нам известно, что: -
скорость урагана свыше 32 м/с, -
длится он 9-12 суток, -
сила урагана 12 баллов, -
перемещается на значительные расстояния, -
сопровождается обильными ливнями, -
в Северной части планеты ураган всегда дует против часовой, но в Южной – по ходу часовой стрелки. Составим определение урагана Слайд 23-24 Ураган (тайфун) | ветер | разрушительной силы и длительной продолжительности, скоростью свыше 32 м/с | | Ураган (тайфун) | ветер | разрушительной силы и длительной продолжительности, скоростью свыше 32 м/с, сопровождающийся обильными ливнями и перемещающийся на длительные расстояния | | Ливни, сопровождающие ураган, гораздо опаснее самого ураганного ветра. В летнее время сильные ливни нередко являются причиной таких стихийных явлений, как селевые потоки, оползни Слайд 25-26 Что такое буря? Все параметры у бури на порядок ниже, чем у урагана. Известна его скорость 17-20 м/с, сила бури 8 баллов, длительность бурь — от нескольких часов до нескольких суток Бури бывают снежные, песчаные (пыльные), шквальные. Составим определение бури Буря | очень сильный ветер | скоростью свыше 17 м/с | | Про бурю нам расскажет эксперт из области литературы Слайд 27-29 Что такое смерч (торнадо, тромб, мезо-ураган)? Смерч — это огромный атмосферный вихрь в виде изогнутой воронки, спускающейся к поверхности Земли из грозового облака. Смерч — это восходящий вихрь, состоящий из чрезвычайно быстро вращающегося воздуха, смешанного с частицами влаги, песка, пыли, камней, обломков деревьев и строений Причины образования смерчей полностью не изучены до сих пор. Можно указать лишь некоторые общие сведения, наиболее характерные для типичных смерчей. Смерчи формируются, когда холодный и сухой воздух из-под облака с огромной скоростью встречается с тёплыми и влажными воздушными массами у земли. В результате этого происходит закручивание в кратковременный вихрь, который может нанести существенный ущерб. Смерч берет свое начало под грозовым облаком и словно свисает под ним, вращаясь в потоке против часовой стрелки. Его скорость может достигнуть отметки 100 метров в секунду. Всасывание предметов внутрь смерча обусловлено пониженным давлением в середине воронки. По этой причине воронка способна оторвать предметы от земли и поднять это все вверх по спирали. Слайд 28-29 Смерч | огромный атмосферный вихрь в виде воронки | спускающейся к поверхности Земли из грозового облака | | Бури и смерчи могут возникать в любое время года, но чаще всего в августе и сентябре Какие бывают смерчи? Слайд 30-37 В России смерчи чаще всего происходят в центральных областях, Поволжье, на Урале, в Сибири, на побережье и в акваториях Чёрного, Азовского, Каспийского и Балтийского морей. Смерчи, образующиеся на морях, очень часто выходят на побережья, где не только не теряют, но и наращивают силу. Про смерчи нам расскажет эксперт из области истории Что такое гроза? Что нам известно про грозу? Что это атмосферное явление, возникает молния, слышен гром Слайд 38-40 Гроза – это атмосферное явление, при котором внутри облаков или между облаками и земной поверхностью возникают электрические разряды - молнии, сопровождаемые громом Гроза | атмосферное явление | при котором внутри облаков или между облаками и земной поверхностью возникают электрические разряды - молнии, сопровождаемые громом | | Что такое молния? Молния — это электрический разряд высокого напряжения, огромной силы тока и очень высокой температуры. Электрические разряды, возникающие между кучевыми облаками или между облаком и землёй, сопровождаются громом, ливневым дождём, часто градом и шквальным ветром. Самые распространённые — линейная и шаровая молнии. Для настоящей грозы нужны плотные грозовые облака. Обычно сильная гроза бывает летом, после жаркого дня, когда испаряющаяся влага от травы, деревьев, водоёмов поднимается вверх, образуя громоздящиеся тучи с клубящимся нижним краем. Перед грозой резко усиливается ветер. Коварство грозы в том, что направление ветра не даёт представления, куда идёт гроза, грозовые тучи часто двигаются против ветра. Грозы можно увидеть и в произведениях живописи. Расскажет про то, как изобразил данное явление художник К.Е.Маковский эксперт в области ИЗО Слайд 41 Интересные факты о молниях -
Средняя длина молнии — 2,5 км. Некоторые разряды простираются в атмосфере на расстояние до 20 км. -
Молнии также были зафиксированы на Венере, Юпитере, Сатурне и Уране. Молнии Сатурна в 1 млн раз сильнее земных. -
Воздух в зоне канала молнии практически мгновенно разогревается до температуры 25 000—30 000°С. -
От удара молнии в мире в среднем погибает около 3000 человек ежегодно. -
Из деревьев молнией чаще всего поражаются тополя (27%), груши (20%), липы (12%), ели (8%), а кедровые составляют только 0,5%. В районе, где в озеро Маракайбо (Венесуэла) впадает река Кататумбо, молнии сверкают 1,2-1,65 млн раз в год (!), «фейерверки» нередко продолжаются до 10 часов в день. Причем не только в непогоду, которая здесь дает о себе знать почти половину дней в году, но и при обычных условиях. И не только ночью, но и днем. При своей поразительной интенсивности местные молнии имеют еще одну отличительную особенность — они беззвучны, так как вспышки происходят в небе на 10-километровой высоте Ситуационная задача: Звук распространяется в воздухе со скоростью около 340 м/с. Свет от источника вспышки долетает до нас практически мгновенно. Если вы заметили молнию и тут же начали отсчёт времени, то, услышав гром и прекратив счёт, легко определить расстояние до грозового фронта. Стоит сделать два-три замера и станет понятно не только расстояние до грозы, но и направление её движения: в вашу сторону или от вас. Пример: между вспышкой молнии и ударом грома прошло 5 с. С учётом поправки на неточность отсчёта умножаем 5 с на 300 м/с. Получаем примерно 1500 м. Через пару минут снова делаем замер и отсчёт. Теперь разница во времени между молнией и громом 4 с. Умножаем, получаем 1200 м! Куда движется гроза? | Записывают алгоритм в тетради Рассуждают, отвечают Записывают понятие в тетради Рассуждают, отвечают Записывают понятие в тетради Рассуждают, отвечают Записывают понятие в тетради Выступает ученик с краткой информацией про смерчи в России Ученик рассказывает про изучение молний Ученик описывает картину «Дети, бегущие от грозы» К.Е.Маковского |