СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правила безопасности при работе ручным столярным инструментом

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правила безопасности при работе ручным столярным инструментом»

Разработка урока:
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА ПРИ РАБОТЕ РУЧНЫМ СТОЛЯРНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ

ЦЕЛИ: ознакомить учащихся с приёмами безопасного труда при использовании ручного столярного инструмента, научить основным приёмам работы столярными инструментами, развивать мотивацию безопасных приёмов труда, воспитывать организованность и технологическую грамотность и дисциплину.

Тип урока: комбинированный (усвоение новых знаний, обобщение и систематизация).

Методы обучения: демонстрация учителем приёмов работы при использовании ручного столярного инструмента, практическая работа.

Наглядные пособия: инструкция по технике безопасности при выполнении столярных работ, плакаты из комплекта кабинета по правилам безопасного труда «Техника безопасности при строгании древесины», «Техника безопасности при пилении древесины», «Техника безопасности при долблении древесины», «Техника безопасности при сверлении древесины».

Используемая литература: учебник, с. 54-60, 70-72, 75-76, 79, 81.

Инструменты и оборудование: столярный верстак, столярный инструмент и приспособления.

Объект работы: изделие, изготовленное столярными режущими инструментами (разделочная доска).



ХОД УРОКА

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационно подготовительная часть

Приветствие учителя, контроль посещаемости и готовности к уроку

Дети встают,
дежурный сообщает об отсутствующих,

Повторение пройденного материала

Предлагает установить верстак по росту работающего и закрепить заготовку: для пиления и для строгания.

Задаёт вопросы:

  • Почему нельзя ударять молотком по крышке верстака и зажима?

  • Как установить клин в гнездо крышки верстака для строгания заготовки?

  • Что может произойти если:

    • На крышке верстака находится инструмент, не участвующий в процессе производства?

    • Собирать опилки и стружку руками, сдувать древесную пыль с крышки верстака?

    • Режущий инструмент находится на крышке верстака режущей кромкой «на себя»?

    • Крышка верстака не соответствует росту учащегося?

    • Заготовка в зажимах верстака установлена ненадёжно?

Сообщает тему и цели урока

Организуют рабочее место

Сообщение учащихся «Безопасность труда при выполнении работ в домашней мастерской».

Домашняя мастерская – не только специальное помещение для работы, но и место, где творческие идеи её хозяина обретают зримые формы.

Как хорошо, когда в доме есть настоящий мастер-умелец, который сделает ремонт, запаяет ведро – да мало ли дел у настоящего хозяина! А раз так то ему не обойтись без своей мастерской.

Что же такое домашняя мастерская? Где она может и должна быть размещена? Как и чем оборудована? Что в ней можно сделать? Вот на эти и некоторые другие вопросы мы и постараемся ответить

О какой бы работе ни шла речь, её следует выполнять с разумной осторожностью, неукоснительно соблюдая требования техники безопасности

Изложение программного материала

Задаёт вопрос: почему необходимо знать не только инструмент, но и правила безопасного выполнения практических работ этим инструментом?

Правила по технике безопасности нужно не только хорошо знать, но и обязательно выполнять. Каждый учащийся обязан выполнять установленные в учебном кабинете правила техники безопасности и руководствоваться существующими инструкциями.

Поранить себя несложно при неправильном обращении даже с простой пилой или молотком. Поэтому прежде чем взять в руки инструмент, необходимо ознакомиться с инструкцией по эксплуатации, которая есть в каждом кабинете практического обучения, и только потом приступать к работе.

Для работы пригодны инструменты только в хорошем состоянии, то есть рукоятка должна быть целой и без трещин. Удобно располагаться в руке, полотно ножовки должно быть без ржавых пятен, ровным, а режущие зубья остро заточены и разведены. Самым опасным из всех ручных инструментов является тупая пила. Используя такую пилу в работе можно не только глубоко порезать руки, но и занести в рану инфекцию.

Это лишь некоторые рекомендации, которые следует соблюдать при выполнении столярных работ.

Читают правила:

  1. Разрешается работать только исправным и острозаточенным режущим инструментом

  2. С хрупкими материалами надо работать в защитных очках. Если их у вас не оказалось, то сделайте такие очки сами из любой прозрачной пластины и резинки.

  3. При работе пилами не допускается ставить палец или руку для направления пилы по риске. При запиле нужно пользоваться бруском

  4. Распиливаемый материал должен быть прочно закреплён в зажимах верстака

  5. Заканчивать пропил следует осторожно, ослабевая нажим на пилу, чтобы обрезанная часть заготовки не упала на ногу

  6. Не оставлять пилу в пропиле, если работа временно прекращена

  7. Во избежание получения травм при работе стамеской нельзя резать в направлении поддерживающей руки на себя, на весу, с упором детали на грудь и в том случае, когда деталь лежит на коленях.

  8. Оставлять долота или стамески на краю крышки верстака нельзя, так как внезапное падение инструмента можно получить травму

  9. Режущий инструмент должен быть острым и настроенным. Тупым инструментом гораздо легче пораниться, чем острым, так как к нему приходится прикладывать больше усилия, и он может соскользнуть с обрабатываемой поверхности

  10. Если вы упустили режущий инструмент, то не старайтесь поймать его на лету

  11. Проходы не должны быть загромождены сумками, табуретами, пиломатериалами

  12. На рабочих местах должен быть только тот инструмент и материалы, которые необходимы для производственного процесса

  13. По окончании работы необходимо убрать своё рабочее место, очистить от опилок рабочий инструмент, уложить его на свои места, обо всех неисправностях инструмента доложить учителю

Практическая работа

  1. Организация рабочего места

Показывает приёмы безопасного труда при использовании столярного инструмента. Обращает внимание на последовательность выполняемых работ. Каждую технологическую операцию комментирует с учётом мер техники безопасности.

Задаёт вопросы:

  • Почему карандаш при разметке должен быть остро заточен?

  • Для чего при разметке древесины используют рейсмус?

  • Как производят разметку по шаблону?

  • Каким инструментом можно распилить древесину?

  • Как при строгании древесины необходимо учитывать направление волокон?

  • Почему долбёжные работы выполняются только стоя?

  • Зачем на крышку верстака при долблении кладут подкладочную доску?

Не только отвечают, но комментируют и обсуждают.

Итог урока

Поясняет возможные ошибки при использовании столярного инструмента, причины получения травм.

Убирают рабочие места и помещения мастерской.


  1. Установка на следующий урок

На следующем уроке учащиеся получат представление о типах графических изображений: эскиз, чертёж, технический рисунок.

  1. Домашнее задание:

    1. Пользуясь примерами правил безопасной работы при ручной обработке древесины разработать предложения по предупреждению травматизма при использовании таких домашних инструментов, как нож (перочинный, кухонный), шило, ножницы.

    2. Подготовить сообщение на тему «чертёж – язык техники»

    3. Прочитать учебник стр. 54-60, 70-72, 75-76, 79, 81.

    4. Выучить правила безопасного труда при выполнении столярных работ.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!