СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правила и способы создания проблемных ситуаций на уроке английского языка. Практическое применение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель проблемного обучения — не дать знания в готовом виде, а создать ситуацию, при которой ученик **сам откроет** для себя новое правило, лексическую конструкцию или коммуникативную стратегию.

Практические способы создания проблемной ситуации (с примерами для урока английского)

 

Просмотр содержимого документа
«Правила и способы создания проблемных ситуаций на уроке английского языка. Практическое применение»

Практическое применение:

Правила и способы создания проблемных ситуаций на уроке английского языка



Основная цель проблемного обучения — не дать знания в готовом виде, а создать ситуацию, при которой ученик **сам откроет** для себя новое правило, лексическую конструкцию или коммуникативную стратегию.

Практические способы создания проблемной ситуации (с примерами для урока английского)

1. Создание противоречия (Столкнуть известное с неизвестным)**

Способ: Дать задание, которое можно выполнить старыми знаниями, но гораздо эффективнее — новыми.

Пример (Грамматика, тема: Present Perfect):

Учитель показывает фото из отпуска: *"I went to London last year. Look, I have bought a big red bus! (показывает фото с игрушечным автобусом). Why do I use 'have bought' here, but not 'bought'? What is the difference?"*

Проблема:Ученики знают Past Simple, но видят новую структуру, которая тоже относится к прошлому. Возникает противоречие и потребность понять разницу.

2. Проблемный вопрос (Why? How? What if?)

* Способ: Задать вопрос, требующий не воспроизведения информации, а размышления, анализа, гипотез.

* Пример (Лексика, тема: "Environmental issues"): "We all know that plastic is bad for the environment. But what if tomorrow all plastic disappeared? How would our lives change? Would it be only for the better?"

* Проблема: Вопрос заставляет не просто перечислять факты, а использовать язык для анализа возможных последствий, применять модальные глаголы (`would`, `might`, `could`), аргументировать свое мнение.

3. "Убери правило" (Problem-solving)

* Способ: Дать набор примеров (слов, предложений) и попросить вывести правило самостоятельно.

* Пример (Грамматика, тема: степени сравнения прилагательных):

Записать на доске: `big - bigger - the biggest`, `interesting - more interesting - the most interesting`, `good - better - the best`.

Задание: *"Look at these words. Work in pairs and try to guess: How do we form comparative and superlative forms in English? What are the rules? Are there any exceptions?"

* Проблема: Ученики становятся "исследователями языка" и сами открывают правила, которые потом учитель лишь систематизирует.

4. Ситуация выбора (Role-play & Debates)

* Способ: Создать коммуникативную ситуацию, где нет единственно правильного ответа, и нужно аргументировать свою позицию.

* Пример (Говорение, тема: "Travel"): "You are a team planning a dream holiday. You have £2000. You have three options: a beach holiday in Turkey, a hiking trip in Scotland, or a cultural tour to Italy. Discuss the options and choose one. You must agree and give reasons for your choice."

* Проблема: Ученики должны использовать язык для убеждения, согласия/несогласия, сравнения (`whereas`, `while`, `on the other hand`), чтобы прийти к решению.

5. "Find the Mistake" / "Be the Teacher"

* Способ: Предложить текст или диалог с преднамеренными ошибками (грамматическими, лексическими) и попросить найти и исправить их.

* Проблема: Активизирует критическое мышление и проверяет понимание материала на более глубоком уровне, чем простое выполнение упражнения.

Метод эмпатии ("вживания") как "специя" для урока

Моя метафора идеальна, на мой взгляд!Вот как именно можно применить этот метод на уроке английского: Если бы я был... (If I were...)

Это прямая отсылка к Second Conditional, которая сама по себе является проблемной ситуацией.

Задание: "Today, let's try to use our imagination. Let's 'become' an object from this classroom. What would you be? A clock? A window? A pencil? What would you feel? What would you think about students?"

Примеры проблемных заданий через эмпатию:

Для темы "Environment": "You are a lonely tree in a city park. What problems do you have? What do you see? What would you say to people if you could speak?"* (Развивает лексику по теме и эмоциональный интеллект).

Для отработки Past Continuous / Past Simple: "You are a famous painting in the museum (e.g., Mona Lisa). Last night, a robbery happened. What were you doing when the thieves entered? What did you see?" (Ученики составляют рассказ от лица картины, используя целевые грамматические структуры).

Для изучения прилагательных: "You are a new smartphone in a shop. Describe yourself. Why should a customer choose you and not your neighbour?"* (Ученики используют максимальное количество прилагательных, описывая свои "характер" и "внешность").

Как это "оживить":

* Раздайте карточки: Напишите на карточках названия предметов (a melting iceberg, a historical statue, a famous book, an old coin).

* Интервью: Учитель может "взять интервью" у ученика, который вошел в роль: *"Dear Melting Iceberg, how do you feel today? What is your biggest wish?"

* Напиши монолог: Попросите учащихся написать короткий монолог от имени своего объекта.

Результат:

* Снимается языковой барьер: Говорит не ученик, а "объект", это менее страшно.

* Развивается креативность: Ученики думают нестандартно.

* Активизируется лексика: Слова запоминаются не через зубрежку, а через эмоциональный опыт.

* Урок становится запоминающимся: Такие "полеты за специями" делают урок по-настоящему "вкусным" и engaging.