Учебный элемент 4 (32 мин). Изучение нового материала. Опираясь на имеющиеся у студентов представления о производной (как угловом коэффициенте касательной), ввести точное определение производной функции f в точке х0, дать обозначения и объяснить смысл новой для студентов операции дифференцирования. На основе определения производной функции зафиксировать основные этапы нахождения производной, по её определению получить схему; алгоритм. Приложение № 4: Общее правило вычисления производной: Вычислить значение функции y, соответствующее данному значению аргумента x; Придать данному значению аргумента приращение ∆x и вычислить новое значение функции; Вычесть прежнее значение функции из нового и тем самым определить приращение ∆y функции; Составить отношение , т.е. разделить вычисленное приращение на ; Найти предел отношений при ; этот предел и дает искомую производную. Работа у доски по алгоритму Приложение № 5: Вычислить производную функции по алгоритму: Пример 1. Найти производную линейной функции в точке . Решение. Выполняем последовательно операции 1 – 3. Находим приращение функции: Находим отношение приращения функции к приращению аргумента: Находим производную данной функции: Пример 2. Найти производную функции . Решение. Пример 3. Найти производную функции в любой точке , найти производные данной функции в точках Решение. Учебный элемент 5 (26 мин). Закрепление материала. Работа в полных группах. Задание по вариантам для каждой группы. Студенты получают «Рабочий лист» Приложение №6: Решение задач на тему: «Определение производной функции. Прикладное значение производной». Задание №1 Пользуясь определением производной, найдите производные функции: Критерии оценки: Получен верный ответ – 2 балла. Допущен один недочет – 1 балл. Более двух недочетов – 0 баллов. Задание №2 Закон движения точки по прямой задается формулой , где – время (в секундах), – отклонение точки в момент времени t (в метрах) от начального положения. Найдите среднюю скорость движения точки с момента до момента: Вычислите мгновенную скорость точки в момент времени . Критерии оценки: Получен верный ответ – 2 балла. Допущен один недочет – 1 балл. Более двух недочетов – 0 баллов. Задание №3 Функция задана своим графиком. Определите значения и , если график функции изображен: На рис. 37 На рис. 38 | На рис. 39 На рис. 40 | в котором производят вычисления, а по окончании сдают преподавателю на проверку. Учебный элемент 6 (6 мин). Подведение итогов занятия. Рефлексия. Повторение теоретического материала по теме: «Определения производной. Примеры вычисления производной» Приложение № 7. Основные результаты: Вы повторили, и познакомились с новыми терминами математического языка: Числовая последовательность; Монотонная (возрастающая или убывающая) последовательность; Ограниченная (сверху, снизу) последовательность; Предел последовательности; Сходящаяся последовательности, расходящаяся последовательность; Окрестность точки, радиус окрестности; Сумма бесконечной геометрической прогрессии; Предел функции на бесконечности; Предел функции в точке; Приращение аргумента, приращение функции; Производная; Дифференцированная функция; Дифференцирование; Касательная к графику функции. Вы повторили обозначения, и - новые символы математического языка: Мы зафиксировали формулы и правила: Мы сформировали алгоритмы: Выставление баллов в оценочных листах (Приложение№ 8). Учебный элемент 7 (3 мин). Информация о внеаудиторной самостоятельной работе, инструктаж по её выполнению. (Приложение№ 9). |