Название: «Правила онлайн-коммуникации при дистанционной работе и обучении»
Автор: Покровская Ангелина и гр. 2 ТТД
Руководитель: преподаватель Пономарева Т.А.
Цель: составить рекомендации для формального дистанционного общения в рабочих чатах учебных групп, пропагандировать их выполнение среди студентов.
Задачи:
Провести анализ речевого поведения студентов группы 2 ТТД в общих рабочих чатах (Вотсапп, ВКонтакте) в период дистанционного обучения.
Изучить материалы из разных источников по теме «Этикет и культура поведения при официально-деловом интернет-общении», обобщить и провести их анализ.
Учитывая личный опыт дистанционной коммуникации во время пандемии, составить рекомендации для официального общения своей группы в рабочих чатах.
Рекомендовать студентам и преподавателям колледжа использовать разработанные правила для формальной интернет-коммуникации.
Методы:
Наблюдение.
Систематизация.
Сравнительный лингвистический анализ.
Актуальность:
Во время пандемии, связанной с Ковид-19, большая часть живого общения перенеслась в интернет-пространство: в основном в социальные сети, чаты, форумы. Интернет стал вынужденной и единственной площадкой для общения во многих сферах жизнедеятельности человека, в том числе и в образовании. Дистанционное обучение показало, что наряду с плюсами интернет-общения между обучающимися, их родителями и преподавателями обозначился и ряд проблем, который способен стать причиной разногласий, раздражения, даже конфликтов. Поэтому считаю обсуждение правил этики и культуры поведения при дистанционном общении в рабочих чатах актуальным и своевременным.
Формальное (деловое) общение в учебных чатах и соцсетях при дистанционном обучении |
+ | - |
обмен информацией, обсуждение вопросов в режиме реального времени, двусторонняя связь, оперативность, др. | выяснение отношений в чате, неэтичное поведение, проявление недовольства, грубые высказывания, ссоры, неуместный юмор, неформальная речь и поведение, бесполезные сообщения, которые вынуждены читать все пользователи чата и т.п. |
Содержание:
Общение молодежи между собой в сети Интернет давно стало нормальным и привычным явлением. Так сложилось, что почти всегда переписка друзей в мессенджерах допускает вольности в языке и поведении, не требуется быть грамотным, максимально корректным, вежливым. Напротив, слова сокращаются и упрощаются. Такое общение является неформальным.
Однако общение студентов и преподавателей в общих чатах в период дистанционного обучения стало чем-то новым и неожиданным и предполагало другой, формальный (официально-деловой), стиль поведения и речи. Было не совсем понятно, как вести себя в такой среде, где участниками чата являются студенты и преподаватели одновременно.
В период дистанционного обучения для связи с преподавателями группа 2 ТТД использовала общий рабочий чат в WhatsApp и закрытую группу «ВКонтакте». Я наблюдала, как складывалась так называемая деловая переписка в этих чатах и хочу отметить, что она больше напоминала живой раскрепощенный разговор, была не всегда корректной, грамотной, вежливой и этичной и мало чем отличалась от неформального общения студентов между собой. Кроме того, они имела ряд ярких раздражающих моментов.
Назову негативные, на мой взгляд, моменты нашей дистанционной коммуникации, что мешало назвать общение конструктивным, рабочим и оптимальным. Результаты своих наблюдений я занесла в таблицу:
Негативные моменты | Раздражающий фактор | Рекомендации |
Не был оговорен режим общения: сообщения могли приходить даже вечером и ночью. | Надо быть постоянно «на телефоне», чтобы быстро реагировать. Ночь — не лучшее время для сообщений. Постоянное пребывание в стрессовой ситуации. | Надо оговорить режим общения, разграничить время для работы и для отдыха, когда телефон «молчит». |
Отправка сообщения по слову или предложению. | Путаница и хаос из разрозненных фраз. Постоянно всплывающие оповещения раздражают. Трата времени, чтобы составить определенный смысл из вороха разрозненных фраз. | Цельный текст воспринимается лучше и экономит время читающих. |
Отправка в общий чат «неважных сообщений» всеми участниками одновременно. | На приветствие преподавателя – 20 ответов со словами приветствия от студентов – это вежливо, но не конструктивно. Засорение чата. Трата времени на поиск нужной информации среди множества «неважной информации». | Ограничить употребление в чатах слов типа «понятно», «спасибо», «ок», «здравствуйте» и т.п. как отдельных сообщений. |
Использование оценочных междометий типа «Ха-ха!», «Вау!», «О-го-го!» и т.п. как отдельных сообщений. | Междометия не несут важной смысловой нагрузки, являются отвлекающим фактором. Засорение рабочего чата. | Не использовать в деловом общении междометий как отдельных предложений. |
Использование «сокращенных» слов «ваще», «чо», «щас», «спб», «ПЖСТ» и т.п. | Использование таких «сокращений» слишком демократично для делового общения, а поэтому неэтично в рамках формального, делового общения. | Общение на серьезном форуме или деловом чате, с серьезными или взрослыми людьми предполагает грамотное написание слов, по законам русского языка. |
Пренебрежение знаками препинания: запятыми, вопросительными знаками. | Отсутствие знаков препинания затрудняет восприятие текста, искажает смысл сообщения. Требуются уточнения. Становится непонятна интонация. | Следует помнить о важной роли знаков препинания в предложениях и не пренебрегать ими. |
Использование смайлов в деловой переписке. Чрезмерное использование смайлов и стикеров. Использование смайлов и стикеров как отдельных сообщений. Использование смайлов в середине предложений. Использование смайлов вместо слов. | Относится к разряду «неважных» сообщений. Засоряет рабочий чат. Не всегда уместны в рабочем чате и в деловом общении. | Не использовать смайлы и стикеры как отдельные предложения в рабочем чате. Не использовать смайлы в середине предложения. Не заменять смайлами слова. Не вставлять смайлы там, где они неуместны (например, в деловой переписке с педагогом). |
Чрезмерное использование в сообщении заглавных букв (использование клавиши CapsLock) | Писать большими буквами в СМС все равно что кричать. Текст большими буквами воспринимается как крик, угроза, требование, нервная реакция. | Использовать словесные средства русского языка, а не выделение текста большими буквами. |
Наличие орфографических ошибок. | Орфографические ошибки – показатель необразованности. Многих участников чата раздражает наличие опечаток или грубых ошибок в написании слов. Безответственное отношение к собственному высказыванию. Отсутствие самокритики. | Следить за грамотностью своей речи. Перепроверять орфографию и опечатки прежде, чем отправить сообщение. Подключить авторедактор. В случае сомнения отправить голосовое сообщение. Следует не допускать собственных ошибок, но не этично обсуждать в общем рабочем чате ошибки участников. |
Невежливая реакция на сообщение. | Показатель невоспитанности. Может спровоцировать конфликт, вызвать негативную реакцию участников сообщества. | В рабочей беседе следует общаться без выражения эмоций, не показывать раздражения. Соблюдать нормы этикета. |
Обращение к педагогу на «вы» | Орфографические ошибки – показатель необразованности. | Вежливое и уважительное обращение к старшим по законам русского языка – «Вы». |
Засорение чата ответами всех участников вследствие невнимательного прочтения вопроса. | На вопрос «Кто не понял?» - приходит 20 сообщений «я понял». Постоянно всплывающие оповещения раздражают. | С уважением относиться к участникам чата. Вникать в суть вопросов. Хорошо подумать, прежде чем отправлять сообщения. |
Неважные для других участников чата комментарии | На беседу 2 или 3 участников отвлекается все пользователи, тратится время | Комментарии следует отправлять в личные сообщения |
В культуре речи русского языка традиционно различают общение неформальное (дома, с друзьями, сверстниками, родственниками и т.п.) и формальное (общение с людьми старшего возраста, коллегами, уважаемыми или незнакомыми людьми). Общение студентов с преподавателями в общем чате однозначно относится к формальному типу коммуникации, поэтому должно подчиняться определенным правилам. Я попыталась найти в интернете и изучить эти правила, чтобы в дальнейшем рекомендовать их к практическому применению. Полученную информацию можно резюмировать следующим образом:
В середине 80-х годов ХХ в. сложилась культура общения в интернет-сообществах, появились традиции и общие правила поведения и общения в Интернете. Возник термин «сетевой этикет» («сетикет», «netикет»).
Нормы сетевого этикета нельзя назвать строгими. Всеобщих и жестких правил поведения в Интернете до сих пор не существует.
Каждое сетевое сообщество формирует свои негласные правила. Например, в популярных соцсетях в своем профиле нельзя размещать чужие фото, видеоролики без разрешения.
Правила этикета для сети Интернет мало чем отличаются от общепринятых норм поведения, имеются лишь некоторые дополнения, обусловленные особенностями виртуального общения.
Следует разграничивать неформальное общение с друзьями и формальное общение в общих сетевых чатах.
Главная цель неформального Интернет-общения заключается в упрощении коммуникативного поведения. Поэтому при общении на развлекательном форуме, в чате или в сообщениях близкому другу сетикет допускает свободное использование правил русского языка, сокращение слов, что считается вполне уместным.
В случае написания электронных посланий человеку незнакомому, старшему по возрасту или в сетевые чаты, конференции по рабочим вопросам коммуникация считается формальной, деловой и предполагает определенные правила.
Правила формальной коммуникации в интернет-пространстве:
со старшими нужно общаться на Вы, так же, как и с незнакомыми;
следует грамотно оформлять обращения;
следить за грамотностью своей речи и правильным оформлением комментария;
не надо быть слишком навязчивым, общаясь в Сети, не стоит обижаться и злиться, если Ваше сообщение или комментарий остались без ответа;
стараться выглядеть достойно в глазах своих собеседников, соблюдать условности вроде правил хорошего тона;
дискуссии не должны сводиться к ругательствам и оскорблениям, даже если Вас на это провоцируют;
если Ваш собеседник не соблюдает правила этикета, не стоит общаться в его манере;
старайтесь не пользоваться сокращениями ИМХО, СПС, ПЖСТ, ПЖТ, это некультурная и неуважительная форма общения;
не стоит отправлять загадочное «привет» и ждать ответа, надо четко формулировать свой запрос;
не следует использовать малоизвестную лексику в диалоге с теми людьми, кто с ней не знаком, в том числе сленговые слова;
не злоупотреблять эмодзи;
не дробить сообщения;
не злоупотреблять выделением текста;
нужно ограничивать объем написанной информации;
не допускать некорректного ответа, рекомендуется отвечать на реплики собеседника так, чтобы он понял ваше мнение, но не оскорбился;
не рекомендуется отвечать вопросом на вопрос.
Как мы видим, нетикет касается поведения людей в нерабочих интернет-сообществах и, в основном, неформального (неофициального) общения. Правил же формального речевого поведения в рабочих (учебных) чатах до сих пор не существует. Поэтому, учитывая опыт дистанционного общения своей группы, я попыталась их дополнить, рекомендовать к использованию и транслировать в соцсетях. Думаю, что с помощью составленных «Правил формального интернет-общения в общих чатах» можно добиться того, чтобы деловое общение было комфортным, доверительным, безопасным для здоровья и не являлось раздражающим фактором.
Правила формального интернет-общения в общих чатах:
Уважаемые студенты! Законы вежливости и этикета в интернет-пространстве также важны, как и культура общения в социуме. Главным законом делового (формального) общения является уважительное отношение к собеседнику! Соблюдать этот закон несложно: поставьте себя на место другого человека и попытайтесь понять, что он будет чувствовать, видя ваше послание.
Наши рекомендации помогут вам общаться так, чтобы не раздражать аудиторию и не доставлять собеседникам лишних неудобств. Касается это, прежде всего, официального общения в мессенджерах, поведения в общих групповых чатах с преподавателями и в социальных сетях.
Установить режим общения: не ранее 8.00 и не позднее 17.00. Необходимо уважать время и возможности других пользователей чата.
Общение должно иметь адекватную продолжительность, не более 10 минут.
Сообщения одному лицу адресуются в личные сообщения, а не в общий чат.
Не рекомендуется дробить текст и отправлять сообщения по слову или по предложению.
Не рекомендуется засорять общий чат:
- «неважными сообщениями» всеми участниками одновременно («понятно», «спасибо», «ок», «здравствуйте»);
- использованием оценочных междометий типа «Ого!», «Вау!», «Здорово!» и т.п. как отдельных сообщений;
- чрезмерным использованием смайлов и стикеров;
- вопросами вследствие невнимательного прочтения предыдущего сообщения.
6. Нельзя самостоятельно сокращать слова (типа «ваще», «чо», «щас», «спб», «ПЖСТ» и т.п.)
7. Не рекомендуется использовать «кричащие» сообщения, т.е. чрезмерно использовать в сообщении заглавные буквы (клавиши CapsLock).
8. Нельзя пренебрегать знаками препинания. Это затрудняет восприятие текста, искажает смысл сообщения.
9. Следует перепроверять орфографию и опечатки перед отправкой сообщения. Ваши сообщения — индикатор вашей образованности.
10. Следует обращаться к педагогу на «Вы» («вы» - это мн.ч.).
11. Старайтесь вежливо реагировать на сообщения.
12. Не пишите в общий чат без лишней необходимости.
13. Не требуйте мгновенной реакции. Человек может не ответить по самым разным объективным причинам. Нужен срочный ответ – лучше позвонить.
Давайте сделаем наше деловое общение приятным!
В настоящее время идет подготовка к апробации данных рекомендаций в группе 2 ТТД.
Выводы:
В ходе проделанной работы проведен анализ литературы и интернет-источников по теме исследовательского проекта.
Анализ найденной информации показал, что правил официального речевого поведения в рабочих чатах не существует. Существует нетикет, который оговаривает правила для неформального общения в цифровом пространстве.
Описаны негативные стороны интернет-коммуникации учебной группы 2 ТТД с преподавателями колледжа во время дистанционного обучения в рабочих чатах.
Составлены рекомендации для продуктивного официально-делового онлайн-общения, которые можно рекомендовать к практическому применению.
Разработанные рекомендации целесообразно транслировать на сайте колледжа и использовать для делового общения в общих чатах других групп. Это поможет общаться конструктивно, не раздражая аудиторию и не доставляя собеседникам лишних неудобств.
Источники:
Бордовский Г.А. Информатика в понятиях и терминах. – М.: Просвещение, 2015
Н. Угринович. Информатика и ИКТ. Учебник. Базовый уровень. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2014.
Базовый курс. Общение в Интернете. Современная школа, 2017
Саша Карепина «Переписка 2.0. Как решать вопросы в чатах, соцсетях и письмах» (СилаУма-Паблишер, 2019)
https://psihomed.com/setevoy-etiket/
https://cyberleninka.ru/article/n/problema-formirovaniya-setevogo-etiketa-iprofessionalno-eticheskih-kachestv-pedagogov-v-informatsionnoy-srede
http://kak-bog.ru/pravila-setevogo-etiketa
https://rosuchebnik.ru/material/spory-v-sotsialnykh-setyakh-kak-sebya-pravilno-vesti-article/
https://externat.foxford.ru/polezno-znat/setevoy-etiket
https://infourok.ru/uchebno-issledovatelskaya-rabota-pravila-povedeniya-i-etiket-v-seti-internet-5155559.html
Ваши сообщения и посты — индикатор вашей образованности.
4. Не злоупотребляйте эмодзи
В интернет-переписке сложно понять интонацию собеседника, на выручку приходят стикеры и смайлы. Но нагромождение эмодзи затрудняет чтение и понимание того, что вы хотите сказать.
Не используйте эмодзи в середине предложения.
Не заменяйте смайликами слова.
Не вставляйте эмодзи там, где они неуместны (например, в деловой переписке с учителем).
То же самое относится к #хэштегам.
5. Не дробите сообщения
Отправка сообщения по слову или предложению, нередко приводит к путанице. Вы ещё не закончили мысль, а собеседник уже начал отвечать, вы реагируете на его замечание, он на ваше — получается хаос.
Не злоупотребляйте кнопкой «Отправить». Некрасиво заставлять собеседника составлять ваше послание из вороха разрозненных фраз. Цельный текст воспринимается намного лучше. Кроме того, постоянно всплывающие оповещения действуют на нервы.
6. Не используйте CapsLock
Писать БОЛЬШИМИ БУКВАМИ в интернете означает кричать.
Если вы хотите подчеркнуть свою мысль или обратить внимание собеседника на что-то, используйте другие инструменты форматирования текста, а также средства выразительности. Русский язык богат ими.
7. Уважайте чужое время
Общение в мессенджере или чате социальной сети может быть синхронным и асинхронным. Чаще всего обмен сообщениями происходит мгновенно. Но не стоит обижаться, если собеседник не ответил сиюминутно (даже если его статус онлайн).
Ночь — не лучшее время для сообщений. Особенно с пометкой «СРОЧНО». Если вопрос не связан с угрозой жизни или здоровью, можно отложить его до утра.
Человек, требующий незамедлительной реакции, обычно хочет решить всё «здесь и сейчас» из эгоистических побуждений, чтобы не возвращаться к этому вопросу позже. Но никто не обязан бросать свои дела ради ваших и тем более просыпаться среди ночи.
Справедливо и обратное. Вы тоже вправе реагировать на сообщения и комментарии в удобное для вас время. Вполне нормально ответить: «Я занят — смотрю урок, напишу позже». Правило 4: Уважайте время и возможности других.
Да, вы — пуп Земли. Вот только другие пупы об этом не знают. Готовясь поделиться со всем миром гениальной новостью, подумайте, а всем ли именно эта новость важна. И уж если вам открытым текстом говорят «Отстань!» (или «Мне эта дискуссия совершенно не интересна»), лучше все же отстать. Так же, не следует ожидать мгновенной реакции на сообщения.
8. Не выкладывайте фотографии с друзьями без разрешения
Во-первых, фото может не нравиться вашему приятелю. Во-вторых, не все горят желанием выставлять на обозрение свою личную жизнь. Самовольная публикация фотографий может привести к ссоре.
Исключение: групповые снимки (например, класса или кружка). Здесь заранее предполагается, что фото увидят все фотографирующиеся.
9. Не спамьте
Возьмите под контроль приглашения и уведомления, рассылаемые от вашего имени в социальных сетях. Это могут быть приглашения в игры и приложения, акции и мероприятия групп, на которые вы подписаны.
Правило 10: Учитесь прощать другим их ошибки…
Каждый когда-то был новичком. Поэтому когда кто-то допускает ошибку - будь это опечатка в слове, неосторожный флейм, глупый вопрос или неоправданно длинный ответ - будьте к этому снисходительны. Даже если руки чешутся ответить, подумайте дважды. Если Вы обладаете хорошими манерами, это еще не значит, что Вы имеете лицензию на преподавание этих манер всем остальным. Если же Вы решили обратить внимание пользователя на его/ее ошибку, сделайте это корректно и лучше не в конференции, а в частном письме. Дайте людям возможность посомневаться. И не будьте высокомерным и надменным. Как известно, исправления в тексте часто тоже содержат грамматические ошибки.
прописным шрифтом, злоупотреблять аббревиатурами. В самом конце электронного послания желательно использовать свою подпись.
На письма нужно отвечать, проявляя взаимное уважение к отправителям. Работа с почтой зависит от дисциплинированности получателя. Необходимо регулярно просматривать свою почту, своевременно отправлять ответы. Вовремя отправленный ответ характеризует получателя с положительной стороны.
Проанализировав данные литературных источников и изучив правила поведения в сети Интернет, можно сделать следующие выводы.
В рамках разных Интернет сообществ успешно применяются локальные правила поведения, которые не обязательно полностью соотносятся с «нетикетом».