СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правила определения тональности по ключевым знакам

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Небольшая шпаргалка для тех, кому тяжело даётся запоминание и определение тональности по ключевым знакам (и наоборот). Шпаргалка включает в себя как правила для мажорных тональностей, так и правила для минорных тональностей.

Просмотр содержимого документа
«Правила определения тональности по ключевым знакам»

Правила определения тональности по ключевым знакам (и наоборот)

  1. Последний диез при ключе в мажоре это VII ступень (фа-диез в Соль мажоре, до-диез в Ре мажоре и т.д.). К примеру, мы смотрим на знаки и видим пять диезов — фа, до, соль, ре, ля. Ля# это VII ступень. Поднимаемся на ступень выше — нота Си это I ступень, значит, мы в Си мажоре. Обратный пример — мы ищем знаки в Ми мажоре. Последний диез при ключе — VII ступень, значит, опускаемся от ноты Ми на один звук вниз и получаем Ре#. Вспоминаем порядок появления диезов — фа, до, соль, ре.

  2. Последний бемоль при ключе в мажоре это IV ступень (си-бемоль в Фа мажоре, ми-бемоль в Си-бемоль мажоре и т.д.). Второй вариант — предпоследний бемоль при ключе это I ступень (си-бемоль в Си-бемоль мажоре и т.д.) К примеру, мы смотрим на знаки и видим пять бемолей — си, ми, ля, ре, соль. Соль-b это IV ступень. Опускаемся на четыре ступени — нота Ре-b это I ступень, значит, мы в Ре-бемоль мажоре. Обратный пример — мы ищем знаки в Ля-бемоль мажоре. Последний бемоль при ключе — IV ступень, значит, поднимаемся от ноты Ля-b на четыре звука и получаем Ре-b. Вспоминаем порядок появления бемолей — си, ми, ля, ре. Тоже и с предпоследним бемолем: при ключе пять бемолей (си, ми, ля, ре, соль), Ре-b — I ступень, значит, тональность Ре-бемоль мажор; мы в Ля-бемоль мажоре, Ля-b — наша I ступень, значит, она предпоследний бемоль → вспоминаем порядок появления бемолей → си, ми, ля, ре.

  3. Последний диез при ключе в миноре это II ступень (фа-диез в ми миноре, до-диез в си миноре и т.д.) К примеру, мы смотрим на знаки и видим пять диезов — фа, до, соль, ре, ля. Ля# это II ступень. Опускаемся на ступень — нота соль-# это I ступень, значит, мы в соль-диез миноре. Обратный пример — мы ищем знаки в до-диез миноре. Последний диез при ключе — II ступень, значит, поднимаемся от ноты до-диез на один звук и получаем ре-#. Вспоминаем порядок появления диезов — фа, до, соль, ре.

  4. Последний бемоль при ключе в миноре это VI ступень (си-бемоль в ре миноре, ми-бемоль в соль миноре и т.д.). Второй вариант — предпоследний бемоль при ключе это III ступень (си-бемоль в соль миноре и т.д.) К примеру, мы смотрим на знаки и видим пять бемолей — си, ми, ля, ре, соль. Соль-b это VI ступень. Поднимаемся на две ступени — нота си-b это I ступень, значит, мы в си-бемоль миноре. Обратный пример — мы ищем знаки в фа миноре. Последний бемоль при ключе — VI ступень, значит, опускаемся от ноты фа на два звука и получаем ре-b. Вспоминаем порядок появления бемолей — си, ми, ля, ре. То же и с предпоследним бемолем: при ключе пять бемолей (си, ми, ля, ре, соль), ре-b — III ступень, значит, тональность си-бемоль минор; мы в фа миноре, от фа поднимаемся на III ступень, это Ля-b, значит, она предпоследний бемоль → вспоминаем порядок появления бемолей → си, ми, ля, ре.

Также знаки в миноре можно определять по параллельной тональности