Правила «Открытого микрофона»
«Открытый микрофон»— форма публицистической деятельности молодежи. Она способствует развитию у юношей и девушек полемических навыков, искусства выступать перед аудиторией, формирует умение высказывать свое критическое отношение к негативным сторонам жизни коллектива учебно-воспитательного учреждения (неустроенность учебных кабинетов, плохая их техническая оснащенность, отсутствие необходимых условий для проживания в общежитии, плохая организация питания в столовой, низкий уровень преподавания отдельных предметов, игнорирование решений органов самоуправления педагогами и др.).
«Открытый микрофон» как форма воспитательной работы дает наиболее ощутимые результаты, если проводится регулярно.
В период подготовки к проведению «открытого микрофона», прежде всего, определяется проблема для обсуждения. С этой целью оргкомитет (рабочая группа, комиссия, совет дела) заблаговременно (за 1-1,5 месяца) на видном месте вывешивает специальный ящичек для сбора анонимных записок с предложениями вопросов для обсуждения. Оргкомитет анализирует полученные материалы и определяет наиболее значимую для обсуждения проблему. Объявление оповещает членов коллектива о дне, времени, теме обсуждения. Тема, предлагаемая для обсуждения какого-то важного вопроса, начинается обычно примерно с таких формулировок: «Что я хочу сказать по поводу...», «Какие мысли возникают у меня в связи с...», «Прошу слова, так как...».
Оргкомитет в период подготовки «Открытого микрофона» также подбирает необходимое техническое оборудование, выявляет ораторов, желающих принять участие в предстоящем обсуждении.
Результативность проведения данной формы воспитательной работы обеспечивается подготовленностью к ней учащихся. Чтобы выступления участников «Открытого микрофона» были лаконичными по форме и глубокими, конструктивными по своей сути, педагог, классный руководитель, куратор, воспитатель может посоветовать оратору, как, следуя известной логике (тезис — аргументы для его обоснования — иллюстрация фактами, примерами — выводы, предложения), построить выступление перед микрофоном.
внимательно слушать выступающего
откровенность и доброжелательность в работе
активное участие каждого
Если учащийся не готов выйти и публично принять участие в акции, можно параллельно организовать «Сейф откровения», в который ребята помещают свои записки с пожеланиями, вопросами и просьбами.
Пример:
Акция «Открытый микрофон».
Сегодня в образовании сделан акцент на формирование ключевых компетентностей учащихся. По мнению А.В. Хуторского:
«Образовательная компетенция – заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определённому кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.
Компетентность – это владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности»
В образовательном учреждении формированию правовой культуры учащихся способствует ежегодное проведение акции «Открытый микрофон»
Цель:
определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью;
выявить отношение учеников к школе, классу, учителям, классному руководителю;
развивать у детей критическое мышление, способности оценивать свои и чужие поступки;
воспитывать активную общественную позицию.
Задачи:
улучшить школьную жизнь, устранить те проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся в процессе обучения в школе;
укрепить взаимопонимание между участниками образовательного процесса.
Вопрос-проблема, поставленная ребенком – это то, над чем должна работать школа, чтобы стать школой демократии и неформального правового пространства.
Внутри школьное управление, сориентированное на человека, носит гуманистический и демократический характер, выражающийся в отношениях сотрудничества, уважениях к человеку и доверия к нему.
Чему учатся школьники и учителя при проведении акции «Открытый микрофон»?
Это те вопросы, которые должны стать основой воспитания правовой культуры учащихся и создания демократично-правового пространства в школе.
Учащиеся: вступая в диалог с администрацией, начинают осознавать, что их хотят и могут услышать, что их мнение не безразлично для образовательного учреждения.
Проявляют интерес к различным сторонам жизни в школе, что положительно влияет на процесс их социализации в обществе.
Учатся высказывать и отстаивать собственное мнение, что немаловажно для формирования активной гражданской позиции, развития и становления личности.
Учителя стремятся повысить свою правовую культуру, своё профессиональное мастерство. Если учитель умеет грамотно объяснить учащимся их права и обязанности, не нарушает их, кроме того, имеет высокую культуру и учит этому детей, то вопросов и замечаний со стороны детей он не услышит.
Администрация имеет возможность узнать об удовлетворенности учащихся образовательной деятельностью школы, узнать о проблемах, волнующих школьников и наметить дальнейшие пути развития образовательного учреждения.
Количество участников акции может быть различно.
Если акция проходит первый год, можно, ограничится одной параллелью, чтобы все участники имели потенциальную возможность высказаться.
Как и любое внутри школьное значимое событие, акция, тщательно готовится. Необходимо тщательно проводить предварительную работу с классами, которые будут участвовать в акции. На беседах в неформальной обстановке объяснять цели акции, задачи, правила проведения, проводить предварительные обсуждения.
Проводить работу с администрацией, а также с учителями, выразившими желание участвовать в акции.
Объяснить их задачу – умение грамотно отвечать на вопросы учащихся, показывать знания нормативно-правовых документов.
Каждый ребёнок имеет возможность подойти к микрофону и свободно высказать свое мнение по любому вопросу жизни в школе, задать свой вопрос любому участнику образовательного процесса. В подготовке открытого микрофона важно создать настрой, атмосферу открытости и готовности выражения своих мыслей.
Правила поведения во время акции:
внимательно слушать выступающего
откровенность и доброжелательность в работе
активное участие каждого
Если учащийся не готов выйти и публично принять участие в акции, можно параллельно организовать «Сейф откровения», в который ребята помещают свои записки с пожеланиями, вопросами и просьбами.
Используемая литература:
1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. Народное образование №2. 2003.