Правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными дополнениями, обстоятельствами, уточняющими членами. Знаки препинания при обособлении. Практикум.
Обособление уточняющих членов предложения
Уточняющими называются члены предложения, которые уточняют, конкретизируют предшествующий член предложения и выполняют одинаковую с ним синтаксическую функцию.
В устной речи уточняющие слова выделяются интонацией, на письме — запятыми. В роли уточняющих членов могут выступать обстоятельства, чаще всего времени и места, а также определения.
«Живу я где-то на задворках, /в тупике/» (М. Горький).
«Чтобы идти в Дубечню, я встал рано утром, /с восходом солнца/» (А. Чехов).
«Кой-где выглянули женские, /большей частью старушечьи/, головы» (И. Тургенев).
В зависимости от смысла одни и те же слова могут быть или не быть уточняющими.
Ср.: «В деревню мы поедем сегодня в семь часов вечера». — Сегодня, /в семь часов вечера/, мы поедем в деревню».
Часто уточняется определение со значением цвета, размера, возраста и т. п. Он молодой, /лет двадцати трёх или четырёх с небольшим/, человек (По Н. Гоголю).
Уточняющие члены предложения могут конкретизировать местоимения и местоименные наречия этот, тот, такой, там и т. д. «Подай мне, пожалуйста, сумку — ту, /коричневую/».
Обособление пояснительных членов предложения
Пояснительными называются члены предложения, поясняющие смысл предшествующего слова или дающие ему другое название. Пояснительные члены предложения выделяются запятыми.
1. Перед пояснительными членами предложения могут стоять слова а именно, то есть, или (= то есть), иначе.
«Смотрите на Ноздрева как можно проще: как на продукт современного веянья, /то есть как на бездельника и глупца/» (М. Салтыков-Щедрин). «Там в келье ославили меня, что я будто бы непочтительно вел себя, /а именно тем/, что про пескариков крикнул» (Ф. Достоевский).
Если перед пояснительным членом предложения нет слов а именно, то есть, иначе, то вместо запятой может ставиться тире. «Иногда что-нибудь хочется сделать — почитать» (Н. Гоголь).
2. Поясняемое определение и следующее за ним пояснительное определение, как правило, разделяются одной запятой. После пояснительного определения запятая не ставится.
«Торчали толстые головни, остатки прежней, сгоревшей бани» (М. Горький).
3. Пояснительная конструкция может быть выражена целым предложением. В этом случае, если при ней есть пояснительные союзы, пояснительная конструкция отделяется от поясняемого члена запятой, а если союзов нет — тире. «Она мечтала только об одном — чтобы поскорее закончился экзамен».
Знаки препинания при присоединительных членах предложения
Присоединительные члены предложения — это слова и конструкции, которые содержат дополнительные к основному высказыванию сообщения, возникающие в процессе высказывания.
1. Как правило, присоединительные члены начинаются со слов даже, особенно, в особенности, например, в частности, главным образом, в том числе, притом, и притом, и (= и притом), да, да и, да и вообще и др. Присоединительные слова и конструкции обособляются.
«Но буде представится случай пустить в ход обман, коварство и насилие, /а в особенности в ночное время/, то могут воссиять» (М. Салтыков-Щедрин).
2. Если присоединительная конструкция тесно связана по смыслу с последующей частью, то она не обособляется с обеих сторон, а только отделяется запятой от предшествующей части.
«Я не знал, да и не мог знать его коварных планов».
Обрати внимание!
1) От присоединительного союза да и нужно отличать соединительный союз да и (= и), перед которым запятая не ставится. «Я выстрелил да и промахнулся».
2) Запятая не ставится в сочетаниях типа возьми да и, нет-нет да и.
«...я пришел к нему записаться на курс, а он вдруг возьми да и пригласи меня к себе на вечер» (И. Тургенев). «Здесь, конечно, нет-нет да и услышишь человечье слово, здесь люди памятливы, пятый год не забывают» (М. Горький).
3. Присоединительные конструкции могут быть включены в предложение без союзов. В этом случае перед ними обычно ставится тире.
«Мы переехали в новую квартиру — просторную, уютную».
4. Перед присоединительной конструкцией может стоять многоточие, которое передаёт прерванность речи и задумчивость говорящего.
«Моя жизнь не будет прежней... никогда».
Упражнение 1. Спишите примеры, графически покажите, какой член предложения обособляется и почему. Выразительно прочитайте, интонационно выделяя обособленные конструкции.
1) Там в глубине одного из небольших дворов мы облюбовали крошечный флигелёк в три комнаты. (М. Осоргин) 2) Казалось, что там на краю моря облаков бесконечно много. (М. Горький) 3) Однажды в студёную зимнюю пору я из лесу вышел. (Н. Некрасов) 4) Байкал славен и свят другим своей чудесной, животворной силой. (В. Распутин) 5) Задача, поставленная перед нами, была трудной до рассвета дойти до леса. (С. Антонов) 6) То был приятный, благородный, короткий вызов иль картель... (А. Пушкин) 7) По всей ширине реки торчали в разных направлениях льдины или торбсья. (В. Короленко) 8) В небе на востоке краснеет одинокая звезда. (И. Бунин) 9) Оттуда с неизвестных степных мест шла ночь. (И. Бунин)
Обособленными дополнениями называются обороты со значением включения, исключения, замещения, выраженные существительными или другими частями речи в значении существительного с предлогами кроме, вместо, помимо, сверх, за исключением, исключая, наряду с и т. д.
Они могут обособляться при их значительной смысловой самостоятельности: Самолет, кроме пассажиров, взял и почту; Все жители, за исключением больных, вышли в поле спасать урожай; Вместо шляпы на ходу он надел сковороду.
1. Укажите в предложениях обособленные дополнения.
1. За исключением этих немногих и незначительных недостатков, господин Полутыкин был отличный человек. 2. Весь длинный трудовой день не оставил в них другого следа, кроме усталости. 3. Вместо голых утёсов я увидел около себя зелёные горы. 4. Вместо ответа, Кириле Петровичу подали письмо. 5. Кроме сидящих в последнем ряду, всем сцена была хорошо видна. 6.Сидор пошёл в солдаты вместо брата.
2. Расставьте недостающие знаки препинания.
1.В то время именно год назад я ещё сотрудничал по журналам. 2.Я добрался до большого села с каменной церковью в новом вкусе то есть с колоннами и обширным господским домом. 3.Школьный музей расположился в маленьком в две комнаты помещении. 4. Завтра вечером часов в семь должен вернуться отец. 5. Летом охота на зверя возможна только утром на рассвете и в сумерки до темноты. 6. Так и не заснув, Феня разбудила Машу ни свет ни заря с первыми петухами. 7. Заросли усыпанные большими в кулак красными цветами были видны вдалеке. 8. Дорога шла серединой глубокой и широкой балки, подле берега небольшой речки, которая в то время играла то есть была в разливе. 9. Длинная в несколько верст тень ложилась от гор на степи. 10. Бабушка вообще очень любила грибы грузди в особенности. 11. Песец или полярная лисица ценится своим мехом. 12. Бегемот или гиппопотам – типичный представитель африканской фауны. 13. Китайские учённые исследуют поведение панд или бамбуковых медведей и дают рекомендации по их содержанию в зоопарках. 14. В данном предложении можно поставить запятую или точку с запятой.
3. Спишите примеры, соблюдая орфографические нормы. Графически выделите уточняющие члены предложения и те слова, к которым они относятся. Каждое предложение прочитайте вслух, соблюдая интонацию обособления.
-
(Не, ни)об_ятное пространство заливала река в п_ловодье, и теперь далеко, вплоть до горизонта, по лугам были разброса(н, нн)ы серебря(н, нн)ые пятна. (М. Горький) 2) Казалось, что там, на краю моря, облаков бе(с, сс)конечно много. (М.Горький) 3) А _ рядом, у пр_талинки, в траве, между корней, бежит, струи(тся, ться) маленький серебря(н, нн)ый ручей. (С.Есенин) 4) За лугами, в с_неющ_й роще, куковала кукушка. (И. Бунин) 5) В просеке, в тени, чу_ствуе(тся, ться), как резко морозит к ночи. (И. Бунин) 6) Однако утром, при со_нце, его ноч(?)ные т_рзания быстро ра(с, сс)еялись. (И. Бунин) 7) Тут, в глуб_чайшей полевой тиш_не, летом среди хлебов, подступавших ксамым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло всё моё детство, полное поэзии п_чальной и свое_бразной. (И. Бунин) 8) Там, в глубине одного из (не, ни)больших дворов, мы облюб_вали крошеч(?)ный фл_гелёк в три комнаты. (М. Осоргин) 9) Камушки были когда(то) найде(н, нн)ы на пляже, у моря. (М. Осоргин) 10) Он по_вился поз_но вечером, почти ноч(?)ю. (А. Н. Толстой) 11) Однажды, в студё(н, нн)ую зимнюю пору, я из лесу вышел... (Н. Некрасов) 12) А (на)верху, над мглою этой, перер_стя весь лес, одна, в луче з_ката, в бликах света, г_рела яркая сосна. (В. Солоухин) 13) Дли(н, нн)ая, в (не, ни)сколько вёрст, тень л_жилась от гор на степи. (Л. Толстой) 14) (В)низу, в зале, стали тушить огни. (А. Чехов) 15) Восьмого июля, в пятн_цу, Елизаров, по прозванию Костыль, и Лёша возвращались из села Казанского. (А. Чехов) 16) Именно в этот канунный, перед бурей, год случились (не, ни)которые зн_чительные для него прои_шествия. (Л. Леонов) 17) А там, за соснами, как купол голубой, стоит бе(с, сс)трас_ное, бе_жалос_ное море. (А. Фет)
4. Вставьте пропущенные знаки препинания и подчеркните обособленные уточняющие члены предложения.
1) Здесь вдали города было пасмурно и сыро. 2)Люблю дымок спалённой жнивы в степи кочующий обоз и на холме средь жёлтой нивы чету белеющих берёз. 3)К парку можно пройти по дороге или по узкой тропинке вдоль реки. 4)Осьминоги или спруты – это морские моллюски. 5) Они все трое в особенности старый казак были краснее обыкновенного. 6)Иные слабохарактерные натуры если и ведут записки свои, то делают это урывками неразборчивым почерком не дописывая слов вообще небрежно. 7)Тогда в детстве даже мороженое казалось слаще.8) На другой день 15 марта была назначена итоговая контрольная работа.
5. Укажите присоединительные члены предложения. Вставьте пропущенные знаки препинания.
1. Прожили они год душа в душу, а на другой год она возьми да и помри. 2. Казалось, что всё в том числе леса и поля движется на запад, а на восток идти и ехать невозможно. 3. А Рудин заговорил о самолюбии и очень дельно. 4. Закусок было много и разных. 5. Я очень люблю русскую зиму в особенности ясную и снежную. 6. Дорога была одна притом обставленная вехами, так что сбиться было невозможно. 7. Было сонно, тихо, и только дворовые псы нет-нет да и подавали голос.