ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №8 Г.БЕСЛАН
Опыт работы
по экологическому воспитанию
«Правила поведения в природе»
Учитель начальных классов-
Фадеева Светлана Сергеевна
«Все Мы пассажиры одного корабля по имени Земля,
значит, пересесть из него просто некуда. Если у
человечества не найдутся сил, средств и разума,
чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой
пылью безжизненной Земле стоило бы, пожалуй,
установить плиту с такой скорбной надписью:
«Каждый хотел лучшего только для себя»».
Антуан де Сент-Экзюпери.
К сожалению, не все люди правильно понимают свою роль на Земле, считая, что все созданное природой, принадлежит им одним, и они могут без ограничений распоряжаться всем, что их окружает, не думая о последствиях.
Беспощадная вырубка лесов, истребление животных, загрязнение рек и озер отходами производств, отравление атмосферы выхлопными газами и др. В результате очень много в ней уже разрушено, погибло и безвозвратно утрачено для следующих поколений. Очень часто окружающая среда становится малопригодной и для самого человека. Природа нуждается не просто в охране – ее надо спасать!
Как научить детей любить окружающий мир, внимательно и бережно относиться к любому проявлению жизни? Как объяснить, что чья-то жизнь имеет право на существование не меньше, чем его собственная.
В настоящее время тема формирования экологической культуры младших школьников должна интересовать всех, потому что эти дети – наше будущее. От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на планете Земля, или его ждет вымирание.
Забота о чистоте и охране окружающей среды – дело нелегкое. Нужно много знать, уметь, а главное любить родной край. Трудно помогать природе, не зная законов, по которым она живет, и не понимать во имя чего это нужно делать.
Надеюсь, что собранный мной материал поможет формированию у детей элементарных навыков культурного поведения в природе.
Чтоб река и ручьи не мутнели,
Рыбы резвились, и птицы бы пели,
Зелень от солнца в жару бы спасала
Каждому правила знать не мешало!
Чтобы развивать детскую наблюдательность, «провоцировать» детские вопросы, нужно стараться использовать любую возможность на экскурсии, во время прогулок.
Отправляясь с ребятами на прогулку, экскурсию обязательно проведите беседу.
«Помните, что в парке, и в поле, и на лугу – Вы в гостях у природы, и у тех, кто здесь живет: у птиц, у зверюшек, у жуков и бабочек, у муравьев, у шустрых ящериц, у колючих ежей, у прыгучих кузнечиков. Здесь тоже нельзя вести себя, как на ум взбредет. Есть свои правила вежливости, которые надо соблюдать, когда пришел в гости к природе».
Для закрепления словесных формулировок каждое правило мы вместе с детьми обозначаем графически.
Первые знаки я выполняла сама, затем мне помогали сами учащиеся. По мере накопления знаки составили целую «галерею». С ними проводились разнообразные упражнения.
Для закрепления правил поведения в природе к каждому знаку предлагалось проанализировать проблемную ситуацию.
Учащиеся составляли текст или картинки о том, как нельзя поступать, если:
- обнаружить птичье гнездо;
- когда встретишь в горах, в лесу маленьких детенышей лесных зверей;
- когда встретишь красиво цветущие растения, деревья и т.п.
Такие задания воспитывают ответственное отношение к природе, учат экологически - грамотно относиться к ней.
Не ломай ветви деревьев и кустарников!
Растение – живое существо, ветви вместе с листьями играют важную роль в его жизни. Например, листья участвуют в дыхании растения. К тому же листья выделяют в воздух кислород, задерживают пыль, неслучайно там, где много растений, легко дышится. Мы должны помнить и о красоте растений, которую можем нарушить, обламывая ветви. Это правило относится и к цветущей липе, другим деревья и кустарникам, которые особенно часто страдают из-за своей красоты.
Проанализируйте ситуацию:
Не будет ли природе вреда, если ты, собирая орехи, сломаешь несколько веток дерева?
а) Нет, природе не будет хуже. На деревьях много орехов и много веток.
б) Да, природе будет нанесен вред. Каждая попусту сломанная ветка – это маленькая рана, нанесенная природе.
2. Не повреждай кору деревьев!
Известно, что ребята нередко вырезают на коре деревьев надписи, например свои имена, делают другие отметины. Это нарушает красоту природы и очень вредит деревьям (через ранку вытекает сок, могут проникнуть микробы и грибы – трутовики, которые вызывают заболевание и даже гибель деревьев).
Проанализируйте ситуацию:
Нанесешь ли ты вред дереву, вырезая ножом на коре дерева?
а) Нет, дерево большое, а рана маленькая.
б) Через ранку вытекает сок, могут проникнуть микробы и грибы – трутовики, которые вызывают болезнь дерева.
Подумайте, какую пользу приносят деревья?
3. Не рви на лугу, в лесу цветов.
Пусть красивые растения останутся в природе! Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
На земле исчезают цветы. С каждым годом заметнее это. Меньше радости и красоты оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли,
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
Евгений Карасев.
Сбор дикорастущих растений на букеты – очень мощный фактор воздействия человека на природу. Его часто недооценивают, считая, что вред, наносимый при этом растительному миру, не заслуживает внимания.
Однако именно наша данная привычка рвать цветы привела к исчезновению очень многих растений в местах, часто посещаемых людьми. Сейчас многие из редких растений оказались на страницах Красной книги. Важно показать, какой вред природе могут нанести люди, если сорвут даже по одному – единственному цветку. Ведь от красоты луга не останется и следа, если там побывает класс учеников – любителей «скромных букетиков». Важно, чтобы ребята осознали простые истины: выросший на лугу цветок находится здесь «у себя дома», он связан с другими обитателями луга. Поэтому красивые дикорастущие цветы должны оставаться в природе.
Проанализируйте ситуацию:
Какие цветы можно дарить на день рождения?
а) Любые цветы, которые тебе нравятся.
б) Букет можно составить только из тех растений и цветов, которые выращены человеком.
Например:
Колокольчик осетинский уменьшает содержание пыли в воздухе в 2,5 раза, а газов и дыма – в 2 раза. В Красную книгу РСО_Алания внесено 6 видов колокольчика. Их численность восстанавливается с большим трудом.
4. Не сбивай грибы, даже не съедобные.
Помни, что грибы очень нужны в природе.
В лесу грибы различных много…
Ты несъедобные – не трогай!
В корзину их не собирай,
Но и ногами не сбивай…
Они нужны лесным зверятам:
Лисичкам, ежикам, зайчатам…
Их только люди, не едят:
В поганках, мухоморах – яд!
Но для зверья лесного все ж
Тот гриб полезен и хорош.
У учеников формируется отрицательное отношение к несъедобным, особенно к ядовитым грибам. Встречая такие грибы, дети стараются уничтожить их, нередко мотивируя это тем, что такими грибами могут отравиться животные или люди. Известно, что грибы, в том числе и несъедобные для человека, являются важным компонентом леса. Своей подземной частью – грибницей – они срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав, обеспечивая их водой, минеральными солями, ростовыми веществами (из учебника окружающего мира дети узнают о том, что мухоморы служат лекарством для лосей). Грибы являются леса: они участвуют в разложении растительных остатков. Не менее важно и то, что грибы украшают лес. Среди грибов есть и редкие, внесенные в Красную книгу, например, гриб-баран.
Проанализируйте ситуацию:
Нанесешь ли ты вред природе, выискивая мелкие грибы?
а) Да, нанесешь. Выискивая мелкие грибочки, ты разроешь весь мох и подстилку, погубишь грибницу, возраст которой может достигать 300-500 лет.
б) Нет, а мелкие грибочки очень вкусные.
5.Не разоряйте муравейники!
Муравьи – лесные санитары;
Так прозвали люди их недаром!
Чтобы лес красив был и здоров,
Без личинок вредных и жуков
Муравьи на страже день и ночь:
Гонят разных короедов прочь!
Только ты им, друг мой, не мешай!
Эти санитары так нужны
Для лесов твоих родной страны!
Проанализируй ситуацию!
Нанесешь ли ты вред природе, если разоришь один муравейник?
а) Муравьев очень много и они не приносят пользу природе.
б) Муравьи уничтожают вредных насекомых, их гусеницы, личинок и яйца. А еще – еда для птиц и многих животных.
6. Не разоряйте птичьи гнезда!
Дети запомнить должны и понять:
Гнезда у птичек
Нельзя разорять!
Если в траве
Увидали яйцо
Или услышали
Крики птенцов,
Не приближайтесь,
И не тревожьте
Ни птиц, ни гнезда.
В нашей республике можно встретить такую птицу как зяблик.
Если к гнезду с яйцами или птенцами приблизится человек и дотронется до них, зяблики покидают гнездо и птенцов, которые неизбежно погибают.
Зяблики приносят пользу тем, что питаются и выкармливают птенцов различными вредными насекомыми (листоедами, гусеницами, долгоносиками, яйцами вредных бабочек), и так же едят семена сорных трав.
Проанализируйте ситуацию:
«Два туриста».
1-й турист
-Давай здесь устроим отдых.
Ты наломай веток с деревьев для костра, а я вот здесь у старого пня, под деревом разведу костер.
2-й турист
-Там, среди кустов я обнаружил гнездо птицы, а в гнезде – крохотные птенцы. Я люблю птиц, возьму птенцов домой и выкормлю.
Учитель
- Какие правила нарушили туристы?
- Почему этого нельзя делать?
(Ответы детей).
7. Не бери с собой в парк или лес собаку весной и в начале лета.
Собака легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детенышей зверей.
Проанализируйте ситуацию:
Можно ли брать с собой в лес собаку?
а) Собаку можно выгуливать в лесу в любое время года, чтобы она не мешала людям?
б) Если у тебя есть собака, не бери ее с собой в лес, парк весной. Она легко может поймать плохо летающих птенцов.
8. Не лови диких животных и не уноси их домой.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Известно, что ящерица, ежи, некоторые рыбы, птицы нередко оказываются жертвой любви детей к «нашим братьям меньшим», которая выражается в том, что этих животных ловят, приносят домой и пытаются содержать в неволе. Чаще всего такие попытки заканчиваются гибелью животных, так ка условия неволи не могут заменить им естественной природной среды. Важно убедить учащихся в том, что лучшим «домом» для диких животных служит лес, луг, водоем. Закон об охране и использовании животного мира запрещает изъятие диких животных из природной среды без достаточных на то оснований.
Проанализируй ситуацию:
Можно ли уносить маленьких зайчиков, ежиков домой?
а) Да, можно. Они такие красивые и миленькие.
б) Выросший у человека детеныш будет ручным, сам не сможет добывать себе пищу. Содержать в квартире ручных животных диких видов очень непросто.
9. Не оставляйте и не закапывайте мусор в лесу!
Это одно из самых из самых простых и в то же время самых важных правил. Мусор, оставляемый людьми в местах отдыха, в парке, в лесу, у реки наносит большой вред природе и здоровью людей.
Вы в поход пришли, ребята…
Отдохнуть и порезвиться,
И наесться и напиться…
Но вокруг остались банки,
Целлофан, железки, склянки…
Оставлять их здесь нельзя!
Не поленимся, друзья:
Мусор тут, в лесу, чужой,
Заберем его с собой!
Проанализируй ситуацию:
Можно ли оставлять мусор (банки, целлофан, бумажную и пластиковую посуду) в местах отдыха?
а) Можно, там мусор никто не увидит.
б) Нет, в замусоренном месте отдыха увеличивается риск возникновения пожара, в частности потому, что стекло, фокусируя солнечные лучи, как лупа способствует возгоранию.
10. Не рвите редкие цветы!
Цветы украшают луга и леса…
Но это не только природа краса –
В них пчелы находят целительный дар,
И бабочки пьют из них сладкий нектар.
Не надо, друзья, их бессмысленно рвать,
Не надо букеты из них составлять…
Завянут букеты… Погибнут цветы…
И больше не будет такой красоты!
Проанализируйте ситуацию:
Нанесешь ли ты вред природе, если сорвешь всего 10 подснежников?
а) Нет, природе не будет хуже. Природные богатства неисчерпаемы.
б) Да, природе будет нанесен вред!
Каждый сорванный цветок – это маленькая рана, нанесенная природе.
Например
В Красной книге РСО_Алания находятся 4 вида подснежника, очень красивого растения с нежным ароматом. Чтобы спасти растение, его сбор должен быть и полностью прекращен. Его можно выращивать как декоративное садовое растение.
В формировании у детей экологических знаний, норм и правил всегда будет успех, если учитель работает вместе с семьей.
Какую бы цель я ни наметила, всегда довожу ее до сведения родителей, обращаю их внимание на то, чему я хочу научить детей.
На одном из первых родительских собраний рассказываю о воспитании бережного отношения к природе, чтобы они знали о том, чему учу детей и продолжили дома на начатую мною работу. А бывает, что и дети учат родителей правильному поведению в природе.
Большую помощь по изучению природы по воспитанию бережного отношения к ней оказывает «Почемучкина почта». Сколько вопросов приносят ученики на которые их одноклассники должны ответить.
Например:
а) Какую пользу приносят птицы?
б) Как должен человек вести себя в лесу?
в) Что могут сделать школьники для охраны природы?
г) Какие советы вы дали бы отдыхающим на природе?
И др.
Вывод.
Воспитание у учащихся экологической культуры не может быть целостным без участия родителей.
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологические грамотного человека.
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя?
Евгений Евтушенко.
Работа над правилами поведения в природе, несомненно, поможет формированию у учащихся ответственного отношения к природе, которая так необходима будущим хозяевам Земли. Зная эти правила поведения в природе учащиеся станут экологически образованными, что не даст им нанести вред окружающему миру.







