МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №31"
городского округа Балашиха Московской области
Выступление
на ШМО классных руководителей
МАОУ «Школа №31»
«Правила профессионального такта в работе с родителями обучающихся»
Составила: О.И.Борденюк
учитель начальных классов
2018-2019
«Только вместе с родителями, общими усилиями,
учителя могут дать детям большое человеческое счастье»
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Главными задачами классного руководителя в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи и школы, установлений взаимоотношений родителей, детей и учителей, созданию комфортных условий для ребенка в семье и школе.
А для достижения данных задач, являются взаимоотношения между классным руководителем и родителями учащихся. Для того чтоб они складывались как можно лучше необходимо знать некоторые правила профессионального такта в работе с родителями учащихся, с которыми я хотела бы Вас сейчас познакомить.
Нормой общения учителя и родителей обучающихся являются гуманные отношения.
Одной из важных форм установления контакта педагогов с семьями учащихся является родительское собрание. Главное его предназначение – согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Нередко родительские собрания используются и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, их активность в жизни класса, ответственность за воспитание учащихся.
Классное родительское собрание проводиться, как правило, один раз в четверть, но при необходимости может проходить и чаще. Его результативность во многом зависит от целенаправленности, продуманности и тщательности подготовительной работы учителя и членов родительского комитета.
К основным элементам подготовки собрания родителей можно отнести следующие:
1. Выбор темы собрания.
2. Определения целей родительского собрания.
3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.
4. Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей.
5. Определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников.
6. Приглашение родителей и других участников собрания.
7. Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.
Одним из разделов плана воспитательной работы классного руководителя является «Работа с родителями».
Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – эта важная и ответственная задача учителя. Решение данной задачи представляется возможной, если в плане работы найдут отражение следующие направления деятельности классного руководителя с родителями:
изучение семей учащихся; педагогическое просвещение родителей; обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе; педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса; индивидуальная работа с родителями; информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.
Работа по каждому из перечисленных направлений складывается из определенной совокупности форм и способов деятельности. Выбор их обусловлен целями и задачами воспитательной работы, личностными и профессиональными особенностями классного наставника, традициями школы и класса, своеобразием состава учащихся и их родителей, тенденциями развития воспитательных отношений в классном обществе, принципами взаимодействия учителя и родителя.
ПРАВИЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТАКТА
В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В беседе с родителями обучающихся
Терапевтический момент: учтиво поздороваться, поинтересоваться, как идёт жизнь в семье, все ли здоровы. От этого в значительной мере зависит содержание предстоящей беседы. Если учитель узнаёт, что в семье горе или серьёзные неприятности, то он не станет говорить о негативных сторонах школьной жизни ребёнка, предъявляя претензии родителям. Всё это можно сказать при следующей встрече.
Начать разговор о ребёнке обязательно с хорошего. Уметь видеть положительные стороны в характере и поведении даже самого «трудного» ученика. Только такое начало беседы может обеспечить её продуктивный характер и положительный результат. Иметь в виду, что поток исключительно негативной информации о ребёнке естественно вызывает у родителей неприязнь к собеседнику, гнев и обиду на школу.
Терпеливо выслушать родителей. Особое внимание обратить на то положительное, что они рассказывают о ребёнке и что не известно учителям. Ни в коем случае не прерывать рассказ родителей репликами типа: «Я тороплюсь», «Мне некогда» или «Да перестаньте защищать своего сына». Помнить, что именно мать и отец в первую очередь должны защищать своих детей, иное просто противоестественно. Гораздо хуже, если родители не видят в своём ребёнке ничего хорошего, потеряли надежду на будущее.
Корректно, спокойно, без пафоса и лишних эмоций скажите о недостатках школьника, что смущает учителей в его характере и поведении.
С учётом индивидуальных особенностей ученика и его родителей, их семейно-бытовых условий выскажите свои соображения и педагогические рекомендации по развитию школьника, преодолению негативных сторон его личности.
Беседа завершается терапевтическим моментом: не забудьте вежливо попрощаться, передать привет знакомым членам семьи, наметить ориентиры следующей встречи, если она прогнозируема.
При подготовке и проведении
родительского собрания
Каждое родительское собрание должно иметь конкретную тему и по своему содержанию быть коллективной педагогической консультацией по формированию и развитию личности детей. Не оправдывают себя и вызывают досаду большинства родителей собрания, на которых классные руководители говорят лишь об успеваемости и поведении каждого ученика.
Не следует превращать родительские собрания в место «проработки» и суровой критики матерей и отцов «трудных» учащихся. Игнорируя это положение, мы отталкиваем от школы ту часть родителей, с которой больше всего и нужно работать.
Обсуждая на собраниях актуальные вопросы развития учащихся, просите поделиться опытом семейного воспитания родителей хорошо воспитанных детей.
Разнообразьте формы проведения родительских собраний, проводите встречи со специалистами (врачами, юристами, психологами), вечера вопросов и ответов, круглые столы с участием учителей-предметников, обзоры новой педагогической литературы по вопросам семейного воспитания.
При посещении семьи участника
Заблаговременно сообщите родителям о времени и цели своего визита. Иначе семья может оказаться неподготовленной (беспорядок в квартире, занятость бытовыми делами, сугубо домашняя, не для посторонних, домашняя одежда) и будет поставлена в неловкое положение. Тогда психологический микроклимат для общения не будет неблагоприятным, откровенный душевный разговор не получится.
Не ходите в семью только с жалобой на ребёнка.
Не навреди! Обязательно думай о том, что будет в семье за закрывшейся дверью после ухода учителя. Визит оправдан лишь в том случае, если он способствует установлению в семье добрых взаимоотношений, согласию детей и родителей, применению правильных методов воспитания.