ПРАВИЛА РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА
«Речь слагается из трёх элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит и из лица, к которому он обращается». (Аристотель).
Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для обучающихся.
Мы, учителя, должны грамотно, целенаправленно, точно и корректно оперировать этим главным орудием воздействия и взаимодействия с обучающимися.
Слово, речь – показатели общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему владение культурой речи, её совершенствование начинается ещё в школьные годы и продолжается всю жизнь.
Язык стал средством передачи быстрой информации и это связано с появлением сети Интернет и компьютеров. Язык информатики точен и универсален, но для повседневного общения непригоден, он ведёт к полному неумению общаться.
Признаками хорошей речи являются:
правильность речи (соответствие принятым литературно-языковым нормам). Д.И.Писарев писал: «Неправильное употребление слов ведёт за собой ошибки в области мысли, а потом в практике жизни».
точность речи (соответствие мысли говорящего). К.Федин писал: «Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но прежде всего – требованием смысла».
ясность речи (её доступность пониманию слушателей). Так, Квинтилиан, римский учитель красноречия, писал: «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять».
логичность речи (её соответствие законам логики). Так, Н.Г.Чернышевсий писал: «Что неясно представляешь, то и неясно выскажешь…».
простота речи (её естественность, отсутствие вычурности и «красивостей слога», безыскусственность). Л.Н.Толстой писал: «Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания».
багатство речи (разнообразие используемых в ней языковых средств). Так, М.Горький писал: «Задачи, которые Вы ставите перед собой, неизбежно и настоятельно требуют большого богатства слов…».
краткость речи (отсутствие в ней лишних слов, ненужных повторений).
чистота речи (отсутствие нелитературных, жаргонных. вульгарных, иностранных слов, употребляемых без особой необходимости). Так, В.Г.Белинский писал: «Употреблять иностранные слова, когда есть равносильные им русские слова, значит оскорблять и здравый смысл и здравый вкус».
выразительность речи (отсутствие в ней шаблонов, словесных штампов, её образность, способность придавать мысли массу оттенков, богатство интонаций). Вот как можно об одном явлении сказать по-разному. Вместо слов: «Над горами больше не дует ветер» Гёте предпочёл написать: «Горные вершины спят во тьме ночной».
благозвучие речи (мелодичность, приятное для слуха звучание). Так, А.П.Чехов писал: «Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов…»
Существенным требованием к речи педагога является её литературность (исключение слов-паразитов и вульгаризмов) и следование речевому этикету.
«Слово – важнейший педагогический инструмент, его ничем не заменишь. В слове аккумулируются отношения между людьми. Слово выражает идею, а идея – столбовой корень воспитания». (В.А.Сухомлинский)
ПРАВИЛА РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА:
педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у обучающихся значительного напряжения;
педагог должен говорить внятно;
педагог должен говорить со скоростью 120 слов в минуту;
педагог должен уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими; без логических пауз речь безграмотна, без психических – бесцветна;
педагог должен говорить с интонацией, т.е. уметь ставить логическое ударение, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного;
мелодичность придаёт голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие обучающихся: воодушевлять, увлекать, успокаивать.
«Каждое произнесённое тобой слово – ЖИВОЕ. Оно имеет свой размер, цвет, свет, вкус, запах, объём, память, историю, предназначение, силу и нежность. Только люди, почему-то, об этом забыли». (Глаголы русских мудрецов)
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧИ ПЕДАГОГА:
отсутствие речевых дефектов, таких как заикание, неправильное произношение звуков, а так же наличие в речи акцентов и различных диалектных особенностей;
правильное использование интонационных средств: силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, мелодии, тембра;
речь должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и не слишком быстрой;
педагог должен говорить с обучающимися спокойным, умеренным голосом (ни в коем случае не кричать!).
Все люди любят, когда с ними разговаривают дружелюбно и приветливо.
Это не значит, что обучающихся нужно перехваливать в своей речи. Это значит, что учитель не должен позволять себе негативных высказываний (кроме тех случаев, когда это необходимо).
Давайте посмотрим на два примера речи учителя:
«Прекратите разговоры! Садитесь!» А вот ещё:
«Когда все сядут и наступит тишина, мы можем приступить к занятию».
Разница в речи явно слышна. Первое высказывание сопровождается повышенным тоном и немалым уровнем агрессии в речи. Во втором случае учитель приглашает учеников принять верное решение и смотрит на них с терпением и ожиданием и приглашает к сотрудничеству. Негативные высказывания в речи «блокируют» способность обучающихся учиться. Делая акценты на положительных моментах, мы быстрее доносим до них информацию.
Сравните, какой должна быть речь педагога и какой она не должна быть:
«Вы работаете очень медленно. Поторопитесь!» ИЛИ
«Вы работаете очень тщательно и усердно, это прекрасно, но у нас осталось всего пять минут».
Ещё пример: Нет, это неверно!» ИЛИ
«Мдаа, это сложное задание. Давайте его разберём ещё раз все вместе».
Обращайте внимание не только на настрой вашей речи, но и на свои жесты и громкость голоса.
Дружелюбные речи передаются через расслабленные движения, открытую жестикуляцию. Голос должен быть тёплым и спокойным. Не нужно закрывать глаза и говорить: «О Боже, за что мне это?!», не стучите ногой, не трясите пальцем перед носом у провинившегося ученика. Всё это – показатель низкой культуры речи. Вместо этого старайтесь сохранять нейтральное выражение лица, кивайте в знак согласия и одобрения. Будьте хорошим оратором!
Забудьте про сарказм.
Сарказм – верный путь поранить ученика. Однажды высмеянный ученик захлопнется, и раскрыть его потом будет непросто, если вообще невозможно.
Никакого: «Дима, какое слово в предложении «Прекрати разговаривать» тебе не понятно? Не так «остро», конечно, но вполне приемлемо: «Дима, послушай пожалуйста!»
Мы должны видеть в ученике личность, читать человека как книгу и с уважением относиться к этой «книге».
В речи педагога отмечаются следующие недостатки:
нечёткое произношение звуков в процессе речи;
неправильное ударение в словах;
ускоренный темп речи;
многословие, наслоение лишних фраз, деталей;
использование просторечий и устаревших слов;
засорённость речи словами-паразитами;
копирование речи малышей, «сюсюканье»;
монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;
насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;
использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения.
В поисках ответа на вопрос о том, какой должна быть речь учителя и какими коммуникативными качествами она должна обладать, попробуйте проанализировать свою речь, задав себе следующие вопросы:
Итак, какой же должна быть культура речи учителя? Она должна быть дружелюбной. Помните, что дружелюбное отношение в классе, приятная атмосфера, способствующая раскрытию обучающихся – это задача педагога. Реализовать эту задачу учитель может при помощи грамотной речи, поработав над обращением, голосом, жестами и мимикой.