СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правила русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал поможет учащимся легко запомнить правила русского языка

Просмотр содержимого документа
«Правила русского языка»

















Правила русского языка



































ЗАПОМИНАЛКИ

Суффиксы -а, — о в наречиях

Чтобы правильно написать эти суффиксы, надо запомнить приставки. Если в наречиях приставки из-, до-, с-, то пишем суффикс –а. Если приставки на-, за-, в-, то пишем –о. Часто эти приставки путаются у детей в голове, поэтому на помощь можно позвать слово «ОКНО». Надо просто поставить после приставки это слово, и сомневаться в гласной на конце не придется. Например: слев(?) – с окнА, значит, пишем слевА; налев(?) – на окнО – пишем налевО.

Безударные гласные в личных окончаниях глаголов

Часто бывает, что дети без труда ставят глагол в неопределенную форму, определяют спряжение, а вот соответствующее окончание вспомнить не могут. Да, может, и не надо запоминать целую таблицу со всеми окончаниями? Можно ведь запомнить всего шесть букв с помощью двух слов «цЕлУЮ» — гласные 1 спряжения, «мИлАЯ» — гласные 2 спряжения.

Склонение сложных числительных со вторым корнем –ст-

При склонении сложных количественных числительных нужно изменить каждый корень. С первым корнем проблем, как правило, не бывает, а вот второй (-ст-) доставляет немало хлопот, потому что учеников сбивает числительное «сто», имеющее всего две формы, в отличие от своего родственника, входящего в состав сложных числительных. Так вот, чтобы не ошибиться со склонением этого корня, поставим вместо него слово «ноты». Какое окончание будет в этом слове, такое и в числительном. Например: нет восьмисот или восьмиста? Заменяем: нет восьми НОТ. Значит, восьмиСОТ.

Сонорные согласные

Чтобы ученики легче запомнили все сонорные, можно предложить им красивое и

интересное слово «ЛиМоН РаЙ».

Суффиксы причастий

Сколько же проблем доставляют нам эти причастия! Суффиксы, конечно, все равно придется выучить – не так уж их и много. А вот определять по суффиксам разряд причастий поможет такой лайфхак. Все действительные – «шипят»: ущ, ющ, ащ, ящ, вш. А вот страдательные – нет. А сама шипящая в действительных причастиях может помочь определить время. НастояЩее – это суффиксы с буквой Щ – ущ, ющ, ащ, ящ. А проШедшее – это суффикс с буквой Ш – вш.

 

Определение границ причастного и деепричастного оборота

Чтобы ученики не потеряли зависимые от причастия и деепричастия слова, называем их «соседями». Предлагаем найти причастие (деепричастие) и задать вопрос к «соседу слева» и к «соседу справа». А потом, когда предполагаемые «соседи» найдены, прочитать предложение, исключив найденный оборот. Если останется нормальное предложение, значит, оборот найден верно.

 

1.После буквы «Ц» всегда пишется «И», кроме 5 слов-исключений:

«Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул цыц.»

Мягкий знак в глаголах.

Задайте вопрос, если в вопросе будет мягкий знак — смело пишите его в глаголе!Пример: боятЬся (что делатЬ?), боится (что делает?).

ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ

Русские слова с жи, ши

Через И всегда пиши.

И, конечно, ча и ща

Мы напишем с буквой А.

Ну, а жу, щу, шу и чу,

Я серьёзно, не шучу,

С буквой у всегда дружны.

И заметить мы должны,

В иностранных лишь словах

Ю встречается в корнях:

Парашют, жюри, брошюра –

Вот такая в них структура.

или

В сочетаниях ЖИ-ШИ

Только И всегда пиши!

В сочетаниях ЧА-ЩА

Пишем только букву А.

В сочетаниях ЧУ-ЩУ

Пишем только букву У.

Прилагательные, образованные от существительных, с суффиксами –ан, -ян, -ин пишутся с одной буквой Н, кроме слов-исключений: стеклянный, оловянный, деревянный.

Вот солдатик оловянный

Взял топорик деревянный

И построил дом стеклянный,

В нем ни потолка, ни стен,

И живут две буквы «Н».

Посмотрите на окно:

Там стекляННое стекло,

Рамы деревяННые,

Ручки оловяННые.

В этой фразе собраны 7 слов, где не пишется «Т» между «С и Н»:

Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву «Т» писать напрасно в словах «вкусный, интересный»

Автомотовелофототелерадиомонтёр — все эти приставки пишутся слитно.

Ко второму же спряжению

Отнесем мы без сомненья

Все глаголы, что на «ить»

Исключая брить, стелить.

А еще: смотреть, обидеть,

слышать, видеть, ненавидеть,

гнать, дышать, держать, терпеть,

И зависеть, и вертеть.

Вы запомните, друзья,

Их на «е» спрягать нельзя.

Кто в глаголах пишет «ца» — настоящая овца!

Уж замуж невтерпеж — все окончания без мягкого знака.

 

Богдан жил за рвом +Й (звонкие согласные)

      Степка хочешь щец, Фы (глухие согласные)

11. Одеть Надежду, надеть одежду.

12. В детской сказке Колобок по траве катиться мог

      без ботинок, без сапог, без носков и без чулок.

Носки- родит. падеж- носков, а чулки- род. падеж -чулок.

Носки они короткие, а слово получается длинным. А чулки длинные,а в родит. падеже слово короткое.

13. Шесть гектаров апельсинов, яблок, груш и мандаринов,

      баклажанов – грядок пять, помидоров не собрать.

14. Уважают человека у туркмен, татар, узбеков,

      у таджиков и армян, у монголов и цыган,

 

    у якутов и тунгусов, у башкир и белорусов,

    у киргизов и грузин, у бурят и осетин

ЧуВствовать, участвовать

      Надо различать.

      И только в слове чуВствовать

      Букву В писать!

16. Шоколад, шофёр, крыжовник,

      Шов, шоссе, обжора, шорник,

      Капюшон, жокей, чащоба,

      Шорох, чопорный, трущоба.

17. В городе Бордо, на улице Бордовой, закат бАгряный и бАгровый.

18. Кое, либо, то, нибудь — черточку-то не забудь,

      А частицы же, ли, бы — ты раздельно запиши.

19. Пиши через дефис,

     предлог со словом из. (из-за, из-под)

20. Собирать, стирать, задира – повнимательней гляди:

      Если в слове имя Ира, значит, в корне буква И.

Если после корня — А, в корне будет И всегда.

     Вот пример, запоминай: Ноги вытЕр? — ВытИрай!

Правило ослика ИА (для корней с чередованием гласных):

      если за корнем А, в корне пиши И. Например, блИстАть.

23. Количество С в слове искусство: 1/2. На первом месте – одно, на втором – два.

24. МошеННик у тружеНика одну Н украл!

Ввиду дождей, вследствие бури

      Вместо тепла ветры подули.

      По причине такой в течение дня, в продолжение суток

      Насчёт погоды идёт пересудок.

      Волнует не то, ждать ли тепла,

      А как писать эти слова:

      Грома гремели в течение суток,

    В течении реки прорвало запруду.

    Имейте в виду, чинить я не буду,

    Лучше приму я участие в следствии

    Об этом грамматическом стихийном бедствии.

    Выучу впоследствии.

    Ударения:

Долго ели тОрты – не налезли шОрты!

27. ЗвонИт звонарь, звонЯт в звонок,

      Чтоб ты запомнить верно смог.

      ЗвонИт и говорИт.

28. Фёкла красная, как свЁкла!

     В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла!

Ударение в слове щавель: срубили ель, сорвали щавЕль.

30. Не говори катАлог, а только каталОг. А твОрог? Можно твОрог, а можно и творОг!

31. ФенОмен звонИт по средАм, принЯв договОр по годАм.

      Он Отдал экспЕртам эскОрта ходАтайство аэропОрта.

Как у нашей Марфы есть в полоску шАрфы!

 

 

 

Прийти – приду

– Я не смогу к тебе придти

И в школу не прийду.

– Но что случилось? Расскажи!

– Прийти могу. Приду.

(Е. Интякова)

Глагол «ехать» в повелительном наклонении

На зеленый свет,

Медведь,

Ты не ехай

И не едь,

И не ездий никогда –

ПОЕЗЖАЙ! Запомнил?

– Да!

Глагол «класть» употребляется без приставок, а «(по)ложить» – только с приставками.

Еду ни лОжить, ни ложИть,

Да и накласть нельзя.

А можно класть и положить –

Запомните, друзья!

(Е. Интякова)

Победю или побежу? Глагол «победить» в будущем времени имеет только сложную форму (одержать победу, стать победителем).

«Как на конкурс я пойду, как там всех я побежу!

Победю в нем без усилий, если хватит терпежу!»

«Ты не хвастай, грамотей, а язык освой скорей.

Правила ты должен знать, чтоб победу одержать!»

(Е. Интякова)

 

 

 

Раздельное и слитное написание что бы/чтобы, то же/тоже, так же/также

Что бы мне такое прочитать,

Чтобы сразу самым умным стать!

То же самое, что Маша, я в тетрадке напишу,

Тоже завтра, как и Маша, я пятерку получу!

Так же на базар пойду,

Как ходил в прошлом году,

Там куплю себе корову,

А также лошадь и козу.

(Е. Интякова)

Слова-половинки (полкомнаты, полмира, пол-арбуза, пол-лимона, пол-Москвы)

Вот теперь нам стало ясно,

Не забудем никогда:

Слово ПОЛ с любой согласной

Слитно пишется всегда.

Перед «Л» и перед гласной,

Перед буквой прописной

Слово ПОЛ – любому ясно –

Отделяется чертой.

(И. Асеева)

Родительный падеж множественного числа существительных «носки», «чулки», «сапоги», «туфли»

«Чулки» и «носки» подчиняются простому правилу: чем короче, тем длиннее.

 

Носки короткие – слово длинное: носков (6 букв)

Чулки длинные – слово короткое: чулок (5 букв)

 

А про «туфли» и «сапоги» предлагаем вам запомнить смешное четверостишие:

 

Одна пара модных туфель

Стоит, как огромный трюфель.

Зато кожаных сапог

Накупил я, сколько смог!

(Е. Интякова)

Заодно можно выучить правописание одинарной буквы Н в слове «кожаный» (то же самое – в других прилагательных с суффиксом АН/ЯН). Исключения легко запомнить, посмотрев на обычное окно: деревяННый, стекляННый, оловяННый.

О или Ё? В ударных суффиксах имен существительных -ОНК-, -ОНОК- (девчонка, юбчонка, галчонок, медвежонок) пишется буква О.

Шел по лесу медвежонок,

Повстречал его волчонок:

– Там в лесу толпа девчонок

Весь рассыпала бочонок,

Полный ягод, вкусных, спелых.

Забирай малину смело!

(Е. Интякова)

     Торты – Шорты: ударение во всех формах обоих слов падает на первый слог.

Долго ели тОрты –

Не налезли шОрты.

Лучше жить без тОртов,

Чем гулять без шОртов!

Правописание непроизносимых согласных

И ужасно, и опасно

Букву «Т» писать напрасно!

Всем извесТно, как прелесТно

Букву «Т» писать умесТно!

 

СТРАНИЦЫ