Просмотр содержимого документа
«Правила выполнения артикуляционной гимнастики.»
Правила выполнения артикуляционной гимнастики.
Речь – инструмент человеческого общения. Речевой аппарат формируется постепенно, с раннего детства. Мышцы языка, верхняя и нижняя челюсти, губы и щёки учатся согласованной и правильной работе, ловкости.
Артикуляционная гимнастика тренирует и развивает речевой аппарат. Цель занятий – проработка специфической для родного языка подвижности и постановки органов артикуляции. Итог регулярных тренировок — чёткое проговаривание каждого звука, звукосочетаний, плавные переходы одного звука к другому.
Гимнастика для развития речи в детском саду проводится воспитателем. Для занятий рекомендуется составить картотеку артикуляционной гимнастики. Обычно это набор плотных карточек одинакового размера с изображением позиции органов речи и описанием упражнений. На карточке размещаются стихотворения или рассказ, весёлый рисунок, сценка. Для каждого задания составляется своя карточка.
Артикуляционную гимнастику рекомендуется выполнять ежедневно в одно время. Удачными для обучения считаются утренние часы. В одно занятие включают комплекс из 3–4 упражнений, на которые отводится 3–5 минут в младшей и средней группах и до 10-15 минут в старшей и подготовительной. При выполнении некоторых упражнений детей разбивают на группы.
Упражнение на артикуляцию выполняют сидя, с выпрямленной спиной. Остальные части тела располагаются удобно, расслабленно. Лицо воспитателя видно каждому ребёнку. Помещение заранее проветривается, обеспечивается достаточное освещение.
Занятия по артикуляционной гимнастике проводятся в игровой форме, чтобы вызвать у ребёнка интерес и желание продолжать обучение. Игровые формы представляются в виде весёлых заданий для вымышленного героя, сопровождаются чтением коротких стихотворений или песенок. Изучаемый звук ассоциируется со знакомым для ребёнка образом (насекомыми, животными, транспортом и т. д.).
Педагог знакомит детей с упражнением в игровой форме, затем демонстрирует его. При выполнении упражнения детьми прослеживается правильность артикуляции. После того как дети выполнили упражнение вместе, можно разбить их на группы по пять человек и закрепить результат, при необходимости подправить выполнение.