СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: нацелить обучающихся на серьёзное осмысление выбора профессии.

Задачи:

  • Учить обучающихся анализировать и оценивать себя и свои возможности.
  • Развить представления о значимости умения ставить цели и умения рефлексировать.
  • Создать благоприятную атмосферу для работы группы.

Просмотр содержимого документа
«Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху.»

Занятие:

Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху!!!



Цель: нацелить обучающихся на серьёзное осмысление выбора профессии.

Задачи:

  • Учить обучающихся анализировать и оценивать себя и свои возможности.

  • Развить представления о значимости умения ставить цели и умения рефлексировать.

  • Создать благоприятную атмосферу для работы группы.

Возраст участников: 8 класс.

Состав участников: 12-15.

Ведущий игры: 1.

Время проведения: 40 минут.

Необходимое оборудование: писчая бумага, фломастеры, мяч, конверты с карточками «20 качеств характера».

ХОД РАБОТЫ

  1. Приветствие

  2. Игра “Радистка” (рукопожатие по кругу).

3. «Настроение»

Ожидаемый результат: диагностика эмоционального состояния группы.

Мне бы хотелось узнать, с каким настроением вы сегодня пришли ? Прошу вас всех цветом отразить свое настроение. На карте «солнце настроения». Прошу по очереди подойти и приклеить луч к солнцу. Если у вас настроение бодрое – красный луч, спокойное – желтый луч, мрачное или плохое – черный луч.



Чему будет посвящено наше занятие, вы узнаете, отгадав кроссворд. Я вам буду задавать вопросы , а вы хором отвечайте (слайды).

1. От вирусов злобных компьютер наш чист: программы и файлы спас… (программист).

2. Вот вам чертёж, где каждый размер, новой детали дал…(инженер).

3. Письма в дом приносит он, долгожданный … (почтальон).

4. Жизнь его ни мед и ни пряник, нефть для страны добывает … (нефтяник)

5. У слона иль мышки жар – их спасёт…(ветеринар).

6. Мне поставила вчера два укола … (медсестра).

7. Печь гудит, как самовар, сталь в ней варит ... (сталевар).

8. Строит дом и детский сад и больницу строить рад, и у цирка я не зритель, так как я его… (строитель)

9. Справедливей всех, друзья, споры все решит… (судья).







Ожидаемый результат: организация на работу

Существует такое понятие, “как возраст самоопределения”. Это когда заканчивается беззаботное детство и начинается юность – пора подготовки к решению жизненно важных проблем для каждого человека. И основная проблема – Кем быть?

Кем быть?

Вопрос довольно сложный.

Людей лечить?

Огонь тушить?

Иль верно Родине служить?

Решает каждый сам, кем быть,

Когда придёт пора решить.



Да, очень трудно сделать выбор сразу и на всю жизнь. Но в 14-15 лет еще не обязательно его делать, а вот задуматься об этом всегда полезно.



Всмотритесь в себя: кто вы есть, что для вас важно, чего вы хотите от жизни.

– Сегодня мы совершим путешествие в свой собственный внутренний мир, получим представление о себе и о выборе профессии. Попробуем проанализировать свои возможности. Сегодня мы с вами приоткроем дверцу в мир профессий.

Перед нами карта, которая поможет нам  совершить это увлекательное путешествие.

3. «Цепочка  профессий».

Ожидаемый результат: разогрев, создание доброжелательной атмосферы.

– На карте мы видим город мастеров, там живут, и работают настоящие профессионалы своего дела. А  выбрали ли вы  свою будущую профессию?

– Предлагаю, используя игру « Радистка», называть профессию, которая вам больше всего нравятся.

– Но это не все профессии, их вы сейчас угадаете и назовёте сами.  Надо закончить предложения и назвать другие профессии, которые встречаются в этом городе.

Профессий всех не сосчитать! 
А вы какие можете назвать? 
Поезд водит… (машинист)
Пашет поле… (тракторист)
Самолётом правит… (лётчик)
Клеит книжки… (переплётчик)
В школе учит нас… (учитель)
Строит здания… (строитель)
Красит стены нам… (маляр)
Столы делает… (столяр)
Песни нам поёт… (певец)
Торговлей занят… (продавец)
На станке ткёт ткани… (ткач)
От болезней лечит… (врач)
Лекарства выдаст нам… (аптекарь)
Хлеб выпечет в пекарне… (пекарь)
Нарисует нам… (художник)
Сапоги сошьёт… (сапожник)
С другого языка переведёт… (переводчик)
Исправит кран… (водопроводчик)
Часы чинит… (часовщик)
Грузит краном… (крановщик)
Рыбу ловит нам… (рыбак)
Служит на море… (моряк)
Хлеб убирает… (комбайнёр)
В шахте трудится… (шахтёр)
В жаркой кузнице… (кузнец)
Кто всё знает – молодец!



4. «Ассоциации»

Ожидаемый результат: погружение в командную работу.

– Какие ассоциации у вас вызывает слово «профессия»?

Значение слова можно узнать в “Толковом словаре” (в руках у учителя словарь).

От лат. Профессиообъявляю своим делом, род трудовой активности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки. “Профессия – это основной род занятий, трудовой деятельности человека; ремесло, специальность».

5. «Покажи кто он»

Ожидаемый результат: самопознание через взаимодействие.

– Давайте попробуем примерить профессии те, которые встречаются в городе мастеров, на себя. Я называю профессии, а вы все говорите, кому из вас подходит эта профессия.

(Врач, учитель, экономист, водитель, продавец, автослесарь, воспитатель, кондитер, парикмахер, адвокат, ветеринар, тракторист, электрик, механик)

6. «Кто Я»

Ожидаемый результат: самоописание, самоанализ.

– В мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий. Как правильно выбрать профессию? Что для этого необходимо знать? Раньше говорили « Выбирая профессию – ты выбираешь судьбу». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху!!!

С чего же начать???

Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду. Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор".

Почему???Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.

Вопрос командам: Почему? (Отвечают ребята).

Учитель: В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии.
Вопрос: Как вы думаете, почему? (Отвечают ребята).

Учитель: Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.


В первую очередь надо знать свои способности, интересы, возможности, знать себя. «Кто Я?» Попытайтесь ответить письменно. Оцените себя на основе собственных наблюдений. Опишите себя, свои внешние качества, черты характера, интеллектуальные качества. Свои ответы оформите в виде визитной карточки.(Пример А.Д.Молодая, интересная девушка среднего возраста интерес и любовь к детям, гибкость в общении, понимание, активность, трудолюбие отзывчивость, люблю говорить, сопереживать, сочувствовать, чувство юмора, уравновешенность).

– Были ли у вас затруднения, когда вы описывали себя?

7. «Конверт качеств»

Ожидаемый результат: осмысление требований профессий к человеку.

– А теперь каждый из вас обратится  к той профессии, которая ему нравится. (Раздаются конверты).

– Перед вами 20 качеств характера человека. Подчеркните 5 из них, наиболее необходимых настоящему профессионалу выбранной профессии.

– Кто хочет выступить?

8. «Чемодан»

Ожидаемый результат: самоанализ, постановка цели.

– Мы продолжаем путешествие. Представьте, что в центре нашего круга стоит чемодан, который нужно собрать в дорогу в будущую профессиональную деятельность. Только вместо вещей в этом чемодане будут находиться те качества, которые вам необходимы в своей  будущей работе. Подумайте и назовите качество (можно два), которое вам необходимо приобрести и взять с собой. На обратной стороне визитки напишите это качество.

– Итак, какие качества мы собрали в чемодан?

9. «. Игровая разминка.

А теперь давайте отдохнем и поиграем в “Угадай профессию”.

я раздам карточки с указанной там профессией. Показывать содержимое карточки соседу нельзя.

Задание: необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Команды должны угадать, какую профессию им демонстрируют.

Прилагаемый список профессий:

Плотник, пилот, жонглер, штукатур, продавец, швея, врач, художник и т.д.10.

«Путешествие в будущее»

Ожидаемый результат: построение жизненной перспективы, постановка цели.

– Следующий шаг – это путешествие в будущее. Представьте себе, что вы успешно окончили школу, профессиональное учебное заведение, в руках документ об образовании и огромное желание устроиться на работу. А что вы ждете от своей будущей работы?

  • Хорошую оплату труда

  • “востребованность на рынке труда”. воспользуемся самым приемлемым для нас – житейским.

  • Само слово житейский говорит за себя. Это не научный специфический подход, а то, чем люди руководствуются в повседневной жизни, исходя из существующих обстоятельств, своего опыта и возможностей. В нашем регионе большую роль играет пункт: “востребованность на рынке труда”.

  • Вот именно поэтому вы и не мечтаете стать полярниками и балетмейстерами, а выбираете более знакомые вам профессии.

  • Положение можно изменить, если иметь мечту, желание, стремиться к поставленной цели, при этом обладать нужными качествами, способностями, причем – неоспоримыми.

  • Возможность проявить свои способности

  • Интересную творческую работу

  • Участие в перспективном деле

  • Хорошее пенсионное обеспечение

  • Карьерный рост

  • Работу, которая не требует больших физических усилий

– Кто желает выступить?

– Выбор профессии – это сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни. Цель профессионального плана – это определить «Чем я хочу заниматься?», «Кем я хочу быть. В школе у вас есть возможность начать планировать свой профессиональный рост и делать определенные шаги в этом направлении.

Презентация « Куча ПЕКА» - Пахалова Катя

– Ребята, нужно ли вам в 8 классе ставить такие  цели пред собой?

– Имея перед собой цель, вы можете достичь успеха быстрее, чем те, которые не имеют цели. Очень мудро высказал английский философ 17 века Френсис Бекон: «Хромой путник может обогнать скакуна на лошади, если знает куда идти». Постановка цели – это первый шаг в профессиональном самоопределении. С каждым днём вы будете узнавать всё больше и больше профессий, знания о них станут глубже и шире.

11. «Фиксация уровня самоопределения»

Ожидаемый результат: самооценка уровня самоопределения.

– Наше путешествие подходит к концу.

– А сейчас все внимание на карту, на ней  изображен отрезок, концы которого обозначаются числами от 0 до 100. Это отрезок профессионального самоопределения. Такой своего рода градусник.  Предлагаю каждому, определить, на каком уровне профессионального  самоопределения  он сейчас находится. Каждый находит точку своего самоопределения и прикалывает рядом свою визитку.

– Часто  я слышу «Я еще не выбрал профессию», «не определился», «я еще не нашел себя». Психолог  Томас Сас заметил: «Найти себя невозможно – себя можно только создать». Создавайте же себя сами.

12. Рефлексия

Ожидаемый результат: обратная связь, диагностика эмоционального состояния группы, подведение итогов занятия.

– Я надеюсь, что наше сегодняшняя игра помогла вам  сделать первый шаг в профессиональном самоопределении.(карточки)

  • Что на сегодняшней встрече вам понравилось, запомнилось?

  • Что было трудным?

  • Что для вас было важным?

Как ваше настроение, оно изменилось или осталось таким же? Прошу вас цветом отразить свое настроение, приклеивая  цветной луч к «солнцу настроения».

13. Благодарю вас за ответы. Желаю каждому из вас верный выбор в профессиональном самоопределении.



Дж. Радари "Чем пахнут ремесла?" (Дети читают стихи)

У каждого дела 
Запах особый 
В булочной пахнет 
Тестом и сдобой

Куртка шофера 
Пахнет бензином. 
Блуза рабочего - 
Маслом машинным.

Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только бездельник
Не пахнет никак.

Мимо столярной 
Идешь мастерской 
Стружкою пахнет 
И свежей доской

Пахнет кондитер 
Орехом мускатным 
Доктор в халате - 
Лекарством приятным

Сколько не душится
Лодырь богатый;
Очень неважно
Он пахнет, ребята!

Пахнет маляр 
Скипидаром и краской 
Пахнет стекольщик 
Оконной замазкой

Рыхлой землею,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом



































Существует такое понятие, как возраст самоопределения. Это когда заканчивается беззаботное детство и начинается юность – пора подготовки к решению жизненно важных проблем для каждого человека. И основная проблема – Кем быть?

Кем быть?

Вопрос довольно сложный.

Людей лечить?

Огонь тушить?

Иль верно Родине служить?

Решает каждый сам, кем быть,

Когда придёт пора решить.

Да, очень трудно сделать выбор сразу и на всю жизнь. Но в 14-15 лет еще не обязательно его делать, а вот задуматься об этом всегда полезно.



Всмотритесь в себя: кто вы есть, что для вас важно, чего вы хотите от жизни.

Сегодня мы совершим путешествие в свой собственный внутренний мир, получим представление о себе и о выборе профессии. Попробуем проанализировать свои возможности. Сегодня мы с вами приоткроем дверцу в мир профессий.

Перед нами карта, которая поможет нам  совершить это увлекательное путешествие.



3.

Ожидаемый результат: разогрев, создание доброжелательной атмосферы.

– На карте мы видим город мастеров, там живут, и работают настоящие профессионалы своего дела. А  выбрали ли вы  свою будущую профессию?

– Предлагаю, используя игру « Радистка», называть профессию, которая вам больше всего нравятся.

– Но это не все профессии, их вы сейчас угадаете и назовёте сами.  Надо закончить предложения и назвать другие профессии, которые встречаются в этом городе.

  1. «Ассоциации»

Какие ассоциации у вас вызывает слово «профессия»?

Значение слова можно узнать в “Толковом словаре” (в руках у учителя словарь).

От лат. Профессиообъявляю своим делом, род трудовой активности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки. “Профессия – это основной род занятий, трудовой деятельности человека; ремесло, специальность».



5. «Покажи кто он»

Давайте попробуем примерить профессии те, которые встречаются в городе мастеров, на себя. Я называю профессии, а вы все говорите, кому из вас подходит эта профессия.



  1. «Кто Я»

– В мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий. Как правильно выбрать профессию? Что для этого необходимо знать? Раньше говорили « Выбирая профессию – ты выбираешь судьбу». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху!!!

С чего же начать???



Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять.

7. «Конверт качеств»

А теперь каждый из вас обратится  к той профессии, которая ему нравится. (Раздаются конверты).

Перед вами 20 качеств характера человека. Подчеркните 5 из них, наиболее необходимых настоящему профессионалу выбранной профессии.

Кто хочет выступить?





8. «Чемодан»

Мы продолжаем путешествие. Представьте, что в центре нашего круга стоит чемодан, который нужно собрать в дорогу в будущую профессиональную деятельность. Только вместо вещей в этом чемодане будут находиться те качества, которые вам необходимы в своей будущей работе. Подумайте и назовите качество (можно два), которое вам необходимо приобрести и взять с собой. На обратной стороне визитки напишите это качество.

Итак, какие качества мы собрали в чемодан?



9. «. Игровая разминка.



10. «Путешествие в будущее»

Следующий шаг – это путешествие в будущее. Представьте себе, что вы успешно окончили школу, профессиональное учебное заведение, в руках документ об образовании и огромное желание устроиться на работу. А что вы ждете от своей будущей работы?



– Выбор профессии – это сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни. Цель профессионального плана – это определить «Чем я хочу заниматься?», «Кем я хочу быть. В школе у вас есть возможность начать планировать свой профессиональный рост и делать определенные шаги в этом направлении.

Презентация « Куча ПЕКА» - Пахалова Катя

– Ребята, нужно ли вам в 8 классе ставить такие  цели пред собой?

– Имея перед собой цель, вы можете достичь успеха быстрее, чем те, которые не имеют цели. Очень мудро высказал английский философ 17 века Френсис Бекон: «Хромой путник может обогнать скакуна на лошади, если знает куда идти». Постановка цели – это первый шаг в профессиональном самоопределении. С каждым днём вы будете узнавать всё больше и больше профессий, знания о них станут глубже и шире.

11. «Фиксация уровня самоопределения»



– А сейчас все внимание на карту, на ней изображен отрезок, концы которого обозначаются числами от 0 до 100. Это отрезок профессионального самоопределения. Такой своего рода градусник. Предлагаю каждому, определить, на каком уровне профессионального самоопределения он сейчас находится. Каждый находит точку своего самоопределения и прикалывает рядом свою визитку.

– Часто я слышу «Я еще не выбрал профессию», «не определился», «я еще не нашел себя». Психолог Томас Сас заметил: «Найти себя невозможно – себя можно только создать». Создавайте же себя сами.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!