Урок физики в 9 классе «Направление индукционного тока. Правило Ленца»
Тип урока: урок комплексного получения знаний
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная, индивидуальная.
Приемы обучения, используемые на уроке (Нумерация соответствует нумерации тем «Единого методического дня» ИРООО Омской области(2020/2021 уч.г)):
1.Начинать надо с конца (тема № 1) (листы продвижения по теме).
2. Оценочные техники формирующего оценивания (тема № 11) (формулирование планируемых результатов как критериев оценки).
3.Секреты мотивации (тема № 17, 21) (вопрос – ответ (хором), повторить ответ одноклассника, познавательный интерес на материале истории открытия, на предметном материале, создание атмосферы доброты, уважения и внимания, похвала, практическое применение изучаемого явления)
4. Обратная связь (тема № 19) (перемещение по классу, уделять внимание слабым обучающимся, спрашивать сначала слабых; обратная связь индивидуальна, вопросы направлены на планируемые результаты, на протяжении всего урока).
Оборудование: полосовой магнит, соединительные провода, гальванометр, катушка. Видеоурок.
Актуализация
- С каким явлением мы познакомились на прошлых 2-х уроках? – Явление электромагнитной индукции.
В чем оно заключается? - В том, что если число линий магнитной индукции, пронизывающих замкнутый контур, изменяется, то в нем возникает электрический ток. Он называется индукционным, от слова «индукция», т.к его причиной является магнитное поле.
- Нам нужно будет знание того, как внутри магнита направлен вектор магнитной индукции? – от S к N.
- Еще нам понадобится ПРАВИЛО ПРАВОЙ РУКИ. Как оно называется по-другому? – ПРАВИЛО ОБХВАТА. Для чего оно? – для определения направления вектора магнитной индукции поля катушки с током.
Кто думает, что он его понимает и знает? Выйдете ко мне, будете оценивать. А я каждому предложу ситуацию, в которой вы определите направление тока с помощью этого правила.
Формулирование темы
На прошлом уроке вы выполняли лаб.раб. А вы можете предсказать в каждом случае лаб.работы , в какую сторону будет направлен ток ? – нет.
И не потому, что вы чего не усвоили, а потому что мы это еще не выясняли.
Тогда чем займемся сегодня? – Выясним это.
Да. Это будет тема урока: Направление индукционного тока. Целеполагание
Был такой ученый Генрих Ленц, который для определения направления индукционного тока сформулировал правило. Оно так и называется ПРАВИЛО ЛЕНЦА. Я хочу вам напомнить о Листах продвижения по теме. Достаньте. Посмотрите. Сегодняшний урок – это там последняя (девятая) строка. Все остальное уже должно быть заполнено. В коричневых клетках должны стоять значки. И в синем, итоговом, столбике – тоже.
Итак, правило Ленца:
Возникающий в замкнутом контуре индукционный ток имеет такое направление, чтобы своим магнитным полем противодействовать тому изменению магнитного потока, которым вызван данный ток. Давайте его запишем.
Вы что-нибудь поняли? – нет. Но придумано оно именно для определения направлении индукционного тока.
Значит что будет целью нашего урока? – Узнать, как применять правило Ленца для определения направления индукционного тока.
Как вы думаете, Ленц его каким образом придумал? Что он делал? – опыты какие-то.
Значит, мы должны познакомиться с его опытами? – должны.
С рассуждениями его в ходе опытов должны познакомиться? – должны.
И было бы хорошо выработать алгоритм (что это такое? – информатика, Аль Хорезми – арабский математик) применения этого правила. В учебнике у вас этого алгоритма нет. Он есть только в 11 классе. Это трудно, надо устанавливать ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ. Но мы найдем подсказку. Попробуем? – да.
Итак, критерии, они же планируемые результаты, на доске:
1.Формулировать правило Ленца;
2.Выработать алгоритм применения правила Ленца для определения направления индукционного тока;
3.Применять самостоятельно этот алгоритм на примерах;
А как же ваш любимый вопрос: А зачем? А для чего? На него тоже надо ответить. Поэтому:
4.Приводить примеры применения на практике индукционного тока.
Давайте прочитаем еще раз правило Ленца, проговорим ХОРОМ ЕГО несколько раз.
Изучение нового материала
Посмотрим видео об опытах Ленца. По ходу обсудим. Вопроса не возникает: почему видео, а не опыт?. Объясню.
В конце видео попробуем сами определить направление индукционного тока.
А теперь АЛГОРИТМ. Мы сказали, что это программа действий.
Эти действия мы можем подсмотреть в Упр. 37-2. Только там их последовательность перепутана. И нам надо включить логику и восстановить правильный порядок этих действий. Прочтите задание.
Обсуждаем. Расставляем в нужном порядке.
Д.З.: п 40, упр 37-1 и 2 записать алгоритм.
Рефлексия: Ну, как, приросло ваше знание о явлении электромагнитной индукции? Анализ 1,2,3, а 4?
А сами можете сказать, где применяется индукционный ток? На прошлом уроке я вам показывала модель электродвигателя, генератора. А еще при помощи очень больших индукционных токов и, как следствии, сильного разогрева плавят металлы в промышленности. А есть приборы, в которых, наоборот, надо уменьшить индукционные токи, т.к. на них тратится лишняя энергия. Это трансформаторы и те же генераторы. Для этого их сердечники делают не сплошными железными болванками, а набирают из отдельных листов электротехнической стали, что бы увеличить их сопротивление, и, тем самым, уменьшить ток и нагрев, а значит. и потерю энергии. (Показываю).
Оценивание
Тема сложная, поэтому ушло много времени на ее раскрытие. И закрепление наше было лишь первичным. Поэтому просто интуитивно попробуйте себя оценить в Листе продвижения, в последней строке. И Листы сейчас надо сдать.
Урок окончен.