1. Мотивация на учебную деятельность | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Дает эмоциональный настрой на изучение нового материала. Включает учащихся в деловой ритм. Проводит упражнение, способствующее самоконтролю учащихся за своей осанкой и положением за партой. – Давайте создадим дружелюбное, хорошее настроение на весь урок. Улыбнитесь друг другу. - Руки? - Ноги?! - Локти? - Спинка? | Проверяют свою готовность к уроку. Включаются в работу. Следят за своей осанкой, положением за партой. Хором отвечают: – На месте! – На месте! – У края. – Прямая. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; стремятся к активной работе на уроке; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: организовывают свою деятельность для начала урока. |
2. Актуализация знаний | Предлагает для решения логическое упражнение. (СЛАЙД 1) На экране изображения лесных зверей (Бельчонок, лисёнок, ёжик) - Лесные жители – малыши - лисёнок, ёжик, бельчонок живут дружно. Они приветствуют нас и предлагают решить такую задачу. Решили малыши подарить друг другу подарки. Это шишка, гриб, цветок. У лисички нет ни шишки, ни грибка. У бельчонка нет грибка. Определите, какой подарок получил каждый зверёк? Организует беседу, направленную на повторение правила о письме сочетаний жи – ши. - Вспомните, ребята, над правописанием какой орфограммы мы работали вчера на уроке? Какое правило вывели? - Какие слова на это правило встретились в логической задаче? (СЛАЙД 2) - Какая буква пропущена в словах? - Лесные жители живут по правилу: «Жизнь дана на добрые дела» Как вы понимаете эту пословицу? - Давайте и мы будем придерживаться этого правила. Загадывает загадки о буквах. 1) Черепаха понимает, Что домой не опоздает. При луне, как при свече, Подползает к букве… (Ч) - Что вы можете рассказать об этой букве? 2) Щуке в речке каждый день Щёткой зубы чистить лень. Позвала к себе леща- От леща осталась… (Щ) - Что вы знаете о букве щ? - Откройте тетради, запишите число и вспомните красивое и правильное написание заглавных и строчных букв Ч ч, Щ щ. (СЛАЙДЫ 3, 4) На экране правописание букв. - Пропишите эти буквы, соблюдая закономерность: Чч Ччч Щщ Щщщ (Образцы написания в тетради) | Решают логическое упражнение. Объясняют смысл пословицы, написание слов. Записывают буквы. - Лисёнок получил цветок, бельчонок – шишку, а ёжик – гриб. - ЖИ – ШИ пиши с буквой И. - Ученики. Жители, малыши, ёжик, живут, решили, шишки. - Буква Ч обозначает звук [ч´]. Он согласный, глухой, мягкий, непарный, шипящий. - Ученики. У буквы щ есть звук [щ´]. Он согласный, мягкий, непарный, шипящий. Прописывают буквосочетания | Личностные: осознают потребность в умении совершать добрые дела.Понимают практическую значимость изучаемого материала. Коммуникативные:учатся оформлять свои мысли в устной форме, умению слушать и понимать речь других. Познавательные: умеюториентироваться в своей системе знаний. |
3. Самоопределение к деятельности | Предлагает ребусы, выявляет знания о буквах, в процессе беседы, подводит учащихся к определению темы и цели - Еще одна загадка: Дом со всех сторон открыт Он резною крышей крыт Заходи в зеленый дом, Чудеса увидишь в нем (Лес) - Малыши приглашают нас в гости в свой дом - лес. (СЛАЙД 5) - Лес…Присмотритесь и прислушайтесь. Лес полон загадок и таинства. Это сказочный мир доброго Старичка Лесовичка, который говорит нам: «Добро пожаловать». (СЛАЙД 6) - Жалуется Старичок Лесовичок, что люди лес часто беспокоят. Ветки ломают, цветы срывают, бабочек ловят. Это маленькие раны, нанесённые лесу. А если одну такую рану нанесёшь ты, другую твой друг, третью кто – то ещё, что же станет с лесом Лесовичок предлагает отгадать ребусы. - Что можете сказать о написании этих слов? - С какой буквой не дружат буквы ч и щ? - Сформулируйте тему нашего урока. - Какая же цель стоит перед нами на уроке? | Читают стихотворение о лесе. Делятся знаниями о буквах ч, щ. определяют тему и цель урока. Ученик читает стихотворение) «Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты, о чем шумишь листвою Ночью темной грозовою? Что там шепчешь на заре, Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи: Ты же видишь – мы свои»! - Слова – отгадки: чашка, щука. - В этих словах встретились сочетания ча и щу, а мы знаем, что ча пишется с буквой, а, щу пишется с буквой у. - Эти буквы не дружат с буквами ю и я, потому что с ними никогда не пишутся. - Правописание слов с сочетаниями ча – ща, чу – щу. - Будем учиться писать слова с сочетаниями ча – ща, чу –щу. | Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме, слушают и понимают речь других. Познавательные: умеют ориентироваться в своей системе знаний, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: умеютпроговаривать последовательность действий, высказывать своё предположение, определять и формулировать тему, цель урока с помощью учителя. |
4. Изучение нового материала Физминутка | Организует работу в парах, проводит физминутку. Направляет учащихся на самостоятельное составление заданий со словами и предложениями. Подводит учащихся к выводу о написании буквосочетаний. (СЛАЙД 7) (Картинки животных) - Нас встречают лесные жители. Они говорят: «Добрый день». - Как их назвать, одним словом? -Как называют детёнышей этих животных? (СЛАЙДЫ 8 – 9) - Какую букву нужно вставить в слова? -Почему? - Работая в паре, посовещайтесь и разбейте эти слова на группы. - На какие группы у вас получилось разбить слова? - Запишите слова. - Какое задание предложите выполнить с этими словами? - Обменяйтесь тетрадями и оцените выполненную работу. (Учитель при проверке тетрадей проверяет работу и, если согласен с оцениванием ставит (+), если не согласен - (-), затем обсуждает с ребёнком.) - Приближается весна. Какие изменения произойдут в лесу? - Вылезает из берлоги медведь. А медвежонок собирается в школу. Помогите ему «отбросить сон» - Вместе с мишкой мы попадаем в лесную школу и продолжаем открывать новые знания с лесными учениками. Смотрите, как они нас приветствуют. «Рады встрече с вами» (СЛАЙД 10) (Лесная школа. Рассыпанные слоги) - Как вы думаете, какое задание получили ученики? - Какие слова получились? - Помогите лесным ученикам сформулировать правила для правильного написания этих слов. (СЛАЙД 11) | Работая в паре, делят слова на группы, составляют задания со словами, и выполняют их. Выводят новые правила. - Животные - Волчата, зайчата, галчата, бельчата, сорочата. - Детёныши зверей и детёныши птиц. Один ученик из пары выписывает названия детёнышей птиц, другой зверей. Составляют задания со словами, выполняют их. Примеры заданий: Подчеркнуть сочетание ча, зелёным карандашом подчеркнуть буквы, обозначающие мягкий согласный звук, синим карандашом - буквы, обозначающие твёрдый согласный звук, поставить точки под гласными... Проводят взаимопроверку. Сигналами светофора оценивают работу. Рисуют зелёный кружок, если всё верно, жёлтый - есть 1-2 ошибки, красный - требуется помощь. Выполняют физминутку «Мишка» Мишка вылез из берлоги Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.) Чтоб скорей набраться сил, Головой медведь крутил. (Вращение головой) Наклонился назад, вперёд (Наклоны туловище) Вот он по лесу идёт (Ходьба) Мишка до пяти считает (Приседание) Мишка гири поднимает (имитирующее упражнение «поднимаем гири») - Составить из слогов слова. -Роща, чаща, чулок, ерши, ёжик, щука, щавель. -ЖИ – ШИ пиши с буквой И. -ЧА – ЩА пиши с буквой А. -ЧУ – ЩУ пиши с буквой У. | Познавательные: общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме о буквосочетаниях ча–ща, чу–щу; Регулятивные:выполняютпоследовательность действий. Личностные: определяют правильную позицию по отношению к своей работе в паре. Коммуникативные: желают быть исследователем, организовывать совместную работу. Участвуют в диалоге, обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. Личностные: Формирование развития интеллектуальных функций, эмоционально - волевой сферы и игровой деятельности, черт гармоничной и не закомплексованной личности, соблюдения здорового образа жизни. |
5. Первичное осмысление и закрепление | Формулирует задание, создает эмоциональный контроль, обеспечивает мотивацию выполнения. - Какое задание дала мудрая сова своим ученикам? - Мы тоже составим слова и запишем их, разделяя для переноса, подчеркнём орфограммы. Работа с толковым словарём - Кто сможет объяснить значение слова «Щавель»? - Где можно узнать точное значение слова? (СЛАЙД 12) (Щавель) - Какое задание предложите выполнить с этим словом? - Кто готов поделиться своими предложениями? Проводит физминутку для глаз Включает фонограмму. - Закройте глаза. Мы в лесной гуще - чаще. Тихо – тихо кругом и только кто–то нарушает эту тишину. А кто, мы сейчас услышим. (Фонограмма: стук дятла) Откройте глаза и скажите, кто же этот невидимка? . (СЛАЙД 13) (Дятел: «Желаю удачи») Учитель. Как же дятлы нарушают тишину? Составьте предложение. - Зачем дятлы стучат по деревьям? Задаёт вопросы по предложениям: •О ком говорится в предложении? •Что говорится? •Как оформляется на письме предложение? •Какие орфограммы встречаются в словах? - Прочитайте предложения. Что у нас получилось? Предлагает интерактивный тренажёр «Правописание буквосочетаний жи-щи, чу-щу, ча-ща» | Составляют слова, задания с ними. Работают со словарём. Выполняют задания в тетради. - В толковом словаре. Находят значение слова в словаре. Щавель – травянистое растение семейства гречишных с продолговатыми съедобными листьями. Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. Глазкам видеть всё дано - Где окно, а где кино. Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг. - Дятлы стучат по деревьям. Ученик. -Они ищут пищу. Анализируют предложения по вопросам и записывают в тетрадь. - Это текст . | Регулятивные:определяют план выполнения задания,действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта; логические – осуществляют поиск необходимой информации |
6. Контроль и самоконтроль полученных знаний | Проверяет полученные знания. Проводит игру. Организует работу скарточками. (СЛАЙД 14) На экране слова с пропущенными буквами. Учитель указкой показывает слово, а дети веером букву. | Играют с учителем (игра «Молчанка») Самостоятельно по карточкам работают три человека. Задание на карточках: Ч…шка, держ…м, больш…е, ч…гун, дач…, куч., ш…повник, крич…. Слова на экране: ч…йка уш… скач… уж…н щ…ка тащ… дач… рощ… кач…ет | Познавательные: умеют ориентироваться в своей системе знаний, преобразовывать информацию из одной формы в другую. осуществляют поиск необходимой информации |
7. Итоги урока. | Проводит обобщающую беседу. - Полезен ли был урок? Чем? - Какая цель была перед нами в начале урока? - Дополните предложения. ЧА – ЩА пиши с буквой … ЧУ – ЩУ пиши с буквой … - Давайте попрощаемся с лесными жителями и поблагодарим их за гостеприимство. Какие слова для этого выберете? - Посмотрите с какой просьбой обращается к вам Старичок Лесовичок. (СЛАЙД 15) (В чаще тишина. Чудесный воздух. Лес – это дом для всего живого. Дружи с лесом и его жителями.) -Вспомните, какие слова употребляли лесные жители при встрече с нами. Не забывайте и вы употреблять их. (СЛАЙД 16) | - Научиться писать слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу. | Регулятивные:Формирование умения проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: Способствовать самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |