-
Организационный этап. 1 мин
Проверка присутствующих.
Тот, кто проснулся – хлопните в ладоши рас, тот кто улыбнулся два)
-
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. – 6 минут
Давайте вспомним, что нового мы узнали на прошлом уроке, для этого, 8 обучающихся получают карточки – 5 вопросов на 5 минут.
2 человека к доске – нормандская теория/антинорманская
Остальные судья и готовят вопросы отвечающим по домашнему заданию.
Взаимопроверка. (1 слайд с ответами).
-
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. -3 минуты
Посмотрите на слайд и на доску. Как вы думаете, что это на слайде? Что за слова на доске? Попробуйте сформулировать, что нам предстоит сегодня узнать на нашем уроке?
Слайд 2 (Древо Рюриковичей, на доске слова полюдье, урок, погост, имена Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав). Формулируют тему «Первые русские князья». Цель, что должны узнать (даты, основные события правления и итог). Попробуем составить план, глядя на древо.
План
-
Ольга
-
Святослав
Проблемный вопрос
-
Изучение нового материала: а) самостоятельная познавательная деятельность Б) школьная лекция (Слайд 3)
После убийства Игоря древлянский князь Мал стал свататься к Ольге. Она сделала вид, что согласна. Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня последовательно расправилась со старейшинами древлян, а затем привела к покорности народ древлян. Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа.
4 мести работа по группам
Рассказ учителя о налоговой реформе. Слайд 6
Слайд: Ольга с крестом. Проблемный вопрос, почему? Слайд 7
Работа с учебником стр 44
957 г. - крещение княгини Ольги - принятие христианства
ФИЗМИНУТКА (ВОПРОСЫ ДА/НЕТ)
СВЯТОСЛАВ
Маленький сын Игоря Святослав после смерти отца остался с матерью. Ольга хотела, чтобы её сын вырос мужественным воином. Она отдала Святослава на воспитание ратнику Асмунду. Асмунд учил княжича владеть оружием, конем, ладьёй, охотиться, ловить рыбу, бегать и плавать в броне, переносить голод и стужу.
Искусству полководца обучал Святослава непобедимый воевода Свенельд. От него княжич узнал, как выбирать путь в походах, вести разведку, готовить воинов к битве, штурмовать крепости. Когда Святослав подрос, он стал собирать к себе в дружину храбрецов. В походах князь ходил легко, как барс, и много воевал. Он не брал с собой ни возов, ни котлов – ел конину, зверину или говядину, зажарив её на углях. Князь не имел шатров и спал положа голову на седло. Такими же были и воины Святослава.
Откройте учебник на стр. 45 и прочитайте текст в рамке.
Что можно сказать про характер Святослава?
Работа со слайдами и картой (походы).
Святослав согласился заключить мир с византийским императором, но тот тайно послал гонца к печенежскому хану с подарками. Он просил печенегов напасть на дружину россов, когда те будут возвращаться с данью на Русь. «Обойди, князь, днепровские пороги на конях, - советовал Святославу Свенельд. – Не к добру стоят там печенеги». Но Святослав не послушал: он отправил конницу в Киев степью, а сам пошёл на ладьях водой.
В пути ладьи Святослава подошли к острову посреди Днепра. В это время печенежский хан напал на россов. Не дрогнули Святослав и дружина, когда бросилась на них печенежская орда, мужественно приняли бой. В лютой сече сложили головы и князь и все его воины.
-
Первичное закрепление
Работа со слайдами (картинки); тесты и воспромы
-
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
На «3»: Параграф 5 учить, выучить определения (повоз, урок, погост), даты правления
На «4»: Знать основные события и даты правления князей от Рюрика до Святослава.
На «5»: Ответить письменно на вопрос 3 на странице 49
-
Рефлексия (подведение итогов занятия)
Как вы думаете, кто сегодня активно работал на уроке и кто заслужил оценки, а кто +