СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правления хана Абылая, изменениями в политической жизни Казахстана в период его правления

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

правления хана Абылая, изменениями в политической жизни Казахстана в период его правления

Просмотр содержимого документа
«Правления хана Абылая, изменениями в политической жизни Казахстана в период его правления»

Предмет: История Казахстана

Класс: 5В

Тема: Абылай хан

Дата 21.12.2016г.

Цели урока:

образовательная: создать условия для ознакомления учащихся с периодом правления хана Абылая, изменениями в политической жизни Казахстана в период его правления.

развивающая: Продолжать развивать умения работать самостоятельно с учебником, выделять главное в тексте, умения обрабатывать информацию, составлять таблицу, ОК, кластер, переносить знания в новую ситуацию.

воспитательная: формировать уважение к своей Родине, развивать интерес к истории Казахстана.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: карточки с текстами для групп, разноуровневые задания, ИД, презентация.

План урока:

Организационный момент.

Опрос домашнего задания

Постановка цели урока

Изучение нового материала

Работа в группах

Индивидуальная работа

Закрепление и контроль изученного материала

Выполнение разноуровневых заданий

Взаимопроверка

Итог урока.

Итог учителя

Роль «Психолог»

Инструктаж домашнего задания

Ход урока

1. Организационно-мотивационный этап.

1. Здравствуйте ребята. Сейчас мы с вами проведем разминку.

2. Зарядка

3. А сейчас давайте встанем в круг

Учитель.

– Скажем «Здравствуйте» руками (пожимают руки друг другу_

-         Скажем «Здравствуйте» глазами (моргают глазами)

-         Поприветствуем гостей (громко всем «здравствуйте)

-         И урок начнем скорей!

2. Опрос домашнего задания

Для того чтобы проверить как вы усвоили тему «Великий Шелковый путь» я предлагаю вам поиграть. Давайте сразу договоримся, когда я спрашиваю, вы поднимаете руку и только после этого отвечаете на вопрос, засчитывается только такой ответ. Вот Кубик Блума. На гранях кубика написаны следующие слова: «Почему», «Назови», «Объясни» и т.д. Ученик бросает кубик и отвечает. За каждый правильный ответ проставляете себе балл в оценочный лист

1. Почему Шелковый путь так назван? (Шелк – самый дорогой товар)

2. Назови страну, где берет свое начало Шелковый путь? (Китай)

3. Объясни, что означает слово купец. (продавец)

4. Почему часть товаров всегда оставалась в Казахской степи? (одна из ветвей

Шелкового пути проходит по югу Казахстана и Жетысу)

5. Объясни причину, по которой Великий Шелковый путь начал терять свое значение в 14-

15 веках? (начало Великих географических открытий, открытие морского пути) В 1492—94 X.

Колумб открыл Багамские, Б. и Малые Антильские острова (1492 — год открытия Америки); в

1497—99 Васко да Гама открыл (с помощью арабских кормчих) непрерывный морской путь из Западной Европы вокруг Южной Африки в Индию; в 1498—1502 КолумбА. Веспуччи и др.

испанские и португальские мореплаватели открыли всё северное побережье Южной Америки

6. Когда начал функционировать Шелковый путь (во 2 веке до н.э.)

Индивидуальная работа для учащихся тест:

1. В каком веке начал функционировать Шелковый путь?

*А) во II веке В) в I веке С) в III веке

2. Где начинался Шелковый путь?

*А) в Китае В) В Индии С) в Японии

3. Как называли людей, которые продавали свои товары?

А) Ремесленники *В) Купцы С) Султаны

4. «Он выполнял роль международной валюты наряду с золотом»

*А) Шелк В) Ситец С) Железо

5. Каких животных использовали для перевозки товаров?

А) Слонов *В) Верблюдов С) Лошадей

3. Молодцы ребята. Все кто правильно ответил, проставьте себе по одному баллу в оценочный лист, который лежит у вас на парте.

А сейчас я хочу показать вам отрывок фильма. Кто скажет, как называется фильм? («Кочевники», «Көшпенділер», «Nomad»). А может быть, вы знаете о ком этот фильм? Правильно – об Абылай хане. А почему мы посмотрели отрывок именно из этого фильма. Все верно. Сегодня мы с вами будем знакомиться с одной из выдающихся личностей казахского народа – ханом, которому удалось объединить обособленные Жузы в 18 веке – Абылаем. Тема урока – Хан Абылай. Открывайте тетради, запишем сегодняшнюю дату и тему урока. Вы наверное уже поняли что сегодня мы будем говорить об Абылай хане, а что именно мы должны узнать? Учащиеся называют цель урока. Учитель: Мы с вами сегодня узнаем о жизни, деятельности, подвигах хана Абылая, о его вкладе в объединение Казахского ханства.

Ребята в книге Нурсултана Абишевича Назарбаева «В потоке времени» есть такие слова об Абылай хане: Единство народной воли было воплощено в Абылай – хане. Подвиги Абылай – хана объединителя, который вместе с батырами творил чудеса героизма, стали одной из опор возрождения казахского духа.

II. Операционный этап. Изучение нового материала

Учитель: Абылай хан – это один из самых знаменитых ханов Казахского ханства. Великий государственный деятель, полководец, стратег, дипломат, объединитель трех Жузов, воссоздатель единого казахского государства. Деяния Абылай хана воспеты в многочисленных народных эпосах и преданиях.. Вы услышали такие слова как политика, политик, дипломат, давайте запишем в тетради это определения.

Словарная работа

Политика — это искусство управления государством.

Поли́тик — лицо, профессионально занимающееся политической деятельностью.

Диплома́т - лицо, уполномоченное осуществлять официальные дипломатические отношения с другими государствами.

Работа в группах Задание № 1

Перед каждой группой на столе лежит лист, фломастеры, картинки, дополнительный материал. Каждая группа работает по своему направлению, выбрасываете опорный конспект или схему на лист, а затем один из группы защищаете свою работу. На выполнение этого задания вам дается 7 минут

Первая группа – Биография Абылая ( раздаточный материал+материал учебника параграф 33, стр 124-125)

Вторая группа – Абылай хан – политик (статья Назарбаева, опубликованная в газете «Звезда Прииртышья» раздаточный материал)

Третья группа – Как увековечена память об Абылай хане (раздаточный материал).

Физ. минутка – 3 мин

Работа с учебником Задание № 2. Перепишите текст в тетради и вставьте пропущенные слова - 5 минут.

Абылай хан – великий государственный ……., ……, ………. Родился он в …. году. Абылай в детстве пас верблюдов ……. би. поэтому его прозвали …….. Впервые имя Абылая стало известно в ….. году во время одной из битв с …….Официально Абылай был возведен в ханы в ….. году. Умер Абылай хан в …. Году, похоронен в мавзолее …….

Абылай хан – великий государственный деятель, политик, дипломат. Родился он в 1711 году. Абылай в детстве пас верблюдов Толе би, поэтому его прозвали Сабалак. Впервые имя Абылая стало известно в 1729 году во время одной из битв с джунгарами. Официально Абылай был возведен в ханы в 1771 году. Умер Абылай хан в 1781 году, похоронен в мавзолее Ходжи Ахмета Йасауи

Поменяйтесь листочками и проверьте как выполнили задание. Текст на доске

Задание № 3 Установите логическую последовательность – 3 мин


Поединок Абылая с Шарышем

Возведение Абылая в ханы

Знакомство Абылая с Толе би

Самопроверка Правильный ответ 3,1,2

III Контрольно-оценочный этап.

1. ТЕСТ

1. В каком году родился Абылай хан?

А) 1729г *В) 1711г С) 1871г

2. Как звали отца Абылая?

*А) Уали В) Есим С) Богенбай

3. Как называли Абылая в детстве?

А Каздаусты) В) Кишкентай *С) Сабалак

4. Настоящее имя Абылая?

*А) Абильмансур В) Айтеке С) Ерасыл

5. К В каком мавзолее похоронен Абылай хан?

А) Жошы хана *В) Ходжа Ахмета Йасауи С) Карахана

Ключ на доску

1 –В

2 –А

3 – С

4 – А

5 – В

Критерии оценок

5 – нет ошибок

4 – 1-2 ошибки

3 – 3 ошибки

За каждое задание вы выставляли себе баллы в оценочный лист, а теперь подсчитайте общее количество баллов.

Критерии оценок

13-14 баллов – «5»

10-12 баллов – «4»

6-9 баллов – «3»

IV Рефлексия

Ребята, о чем вы сегодня узнали на уроке? Что хотелось бы узнать? Интересно ли было?

Мне хочется, чтобы итог урока подвел один из вас.

Роль «Психолог»: учащийся подводит итог урока, говорит об эмоциональном состоянии учащихся, может сделать в тактичной форме замечание учителю.

V Домашнее задание

Параграф 33 стр 124-125, читать пересказывать

Составить характеристику хана Абылая, используя дополнительную литературу.

Составить кроссворд по теме «Абылай хан».