Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Балабаново»
«РАССМОТРЕНО» | «СОГЛАСОВАНО» | «УТВЕРЖДАЮ» |
Руководитель МО | Заместитель директора | Директор МОУ СОШ № 3 |
_______/ Кава Н.Ф./ | по УВР | г. Балабаново |
| ______/Криволуцкая Н.О./ | _________/В.И. Локтюхин/ |
Протокол № 1 | | Приказ № 117 |
от « 28 » августа 2019 г. | « 28 »августа 2019г. | от «30 » августа 2019г. |
| | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
Предмет: Право
Класс 10
Учебный год 2019-2020
Срок реализации программы 2020г.
Разработчик: Кава Наиля Феликсовна, учитель
г. Балабаново
2019г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса Право для 10-11 классов составлена на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" ст.2, п.9 (в действующей редакции);
Уставом ОУ;
Авторской рабочей программы Калуцкая, Е. К. Право. Рабочая программа. 10—11 классы : учебно-
Рабочая программа курса «Право» разработана к учебнику «Право. 10—11 классы» А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной, Т. Ф. Акчурина., на основе авторской программы Калуцкой Е.К, Дрофа , 2017г
Пояснительная записка
В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Право, как учебный предмет, создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях.
Содержание правового образования на данном уровне выстроено с учетом образовательных целей ступени, социальных потребностей и опыта взрослеющей личности, а также содержания курса права в основной школе. К основным содержательным линиям примерной образовательной программы курса права для 10-11 классов общеобразовательной школы (базовый уровень) относятся следующие:
роль права в регулировании общественных отношений; законотворческий процесс в стране;
гражданство, основные права и обязанности граждан; участие граждан в управлении государством, избирательная система в России;
вопросы семейного и образовательного права; имущественные и неимущественные права личности и способы их защиты; правовые основы предпринимательской деятельности; основы трудового права и права социального обеспечения;
основы гражданского, уголовного, административного судопроизводства;
особенности конституционного судопроизводства; международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Курс также включает темы, связанные с освоением способов составления простых документов, понимания юридических текстов, получения и использования необходимой информации, квалифицированной юридической помощи и т.п.
Изучение права в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;
формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.
Условием решения образовательных задач правового обучения и воспитания на базовом уровне является образовательная среда, обеспечивающая участие обучающихся в выработке и реализации правил и норм, регулирующих отношения в конкретной школе.
Срок реализации программы 2 года (10 - 11 классы)
В соответствии с учебным планом школы на изучение курса «Право» в 10 - 11 классе отведено 68 часов (из расчета 1 час в неделю при 34 учебных неделях ежегодно):
10 класс - 34 часа;
11 класс - 34 часа.
Курс рассчитан на учебник «Право. 10—11 кл. Базовый и углублённый уровни/ А. Ф. Никитин, Т. И. Никитина»: Дрофа; Москва; 2015
Планируемый уровень подготовки выпускников на конец ступени
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Для учебного предмета Право на этапе среднего (полного) общего образования в области познавательной деятельности являются:
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата);
участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…».
В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений.
В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Правовое образование в старшей школе на базовом уровне ориентировано на формирование умений осмысленно употреблять правовые понятия и категории, характеризовать основные правовые институты, механизмы и процедуры в России, объяснять взаимосвязь государства, права и других социальных норм; различать виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
Выпускник старшей школы должен уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью; анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
Изучение права в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами выпускников старшей школы при изучении курса права являются:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме.
Метапредметные результаты изучения права в старшей школе проявляются в:
умении на основе полученных в курсе правовых знаний адекватно оценивать с правовых позиций собственное поведение, действия окружающих; осуществлять самопроверку, видеть связь между усилиями и достигнутым результатом;
способности анализировать с опорой на полученные правовые знания конкретные жизненные ситуации, выбирать и реализовывать способы правомерного поведения, адекватные этим ситуациям;
ключевых навыках решения проблем правового характера, работы с информацией, ее поиска, анализа и обработки, коммуникации, сотрудничества;
готовности к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, к использованию полученных в школе знаний и умений, имеющих опорное значение для профессионального образования правоведческого профиля;
ключевых компетенциях, сформированных в курсе и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (обобщенные способы решения учебных задач; исследовательские, коммуникативные и информационные умения), умении работать с разными источниками правовой информации.
Предметными результатами освоения выпускниками содержания курса права являются:
сформированность представлений о понятии госу дарства, его функциях, механизме и формах;
владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях;
владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;
сформированность представлений о Конституции Российской Федерации как Основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации;
сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
сформированность основ правового мышления;
сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права;
понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий;
сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;
сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты обучения в конкретных жизненных ситуациях.
Помимо перечисленных знаний и умений выпускник школы должен достичь
определенного уровня компетентности в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношений. Названные компетенции являются необходимой частью гражданско-правовой культуры, освоение которой является одной из главных задач правового образования.
В результате изучения права на базовом уровне
Ученик научится:
правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);
характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;
объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;
различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности.
Ученик получит возможность научиться:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).
Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и
практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической
деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни,
позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для реализации и защиты прав и законных интересов личности, поддержания правопорядка в обществе, а также выбора и освоения профессии юриста.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. История государства и права
Связь и взаимозависимость государства и права. Основные теории происхождения государства и права: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, психологическая, расовая, материалистическая.
Развитие права в России до XIX в. Влияние на правовую мысль Киевской Руси религиозно-символического мышления. Первые памятники философско-правовой мысли. Русская Правда. Судебник 1497 г. Соборное уложение 1649 г. Государственно-правовые реформы Петра I. «Наказ» Екатерины II. Российское право в XIX — начале XX в. Совершенствование правовой системы в царствование Александра I. Деятельность М. М.Сперанского. Совершенствование системы управления, издание Полного собрания законов и Свода законов Российской империи Николаем I. Отмена крепостного права. Реформы местного самоуправления и судебная. Развитие правовой системы в начале XX в. Манифест 17 октября 1905 г. Деятельность Государственной думы. Основные государственные законы — конституционные законы России.
Советское право 1917—1953 гг. Замена права «революционным правосознанием». Революционный террор. Репрессии 30-х гг. «Сталинская» Конституция СССР 1936 г.
Советское право 1954—1991 гг. Критика Культа личности. Консервация административно-командной системы управления. Рост правонарушений. Начало правозащитного, диссидентского движения. Принятие Конституции СССР 1977 г. Кризис общества «развитого социализма».
Реформа российского права после 1991 г. Распад СССР. Попытки превратить Россию в модернизированное государство с рыночной экономикой. «Изъятие» у населения сберегательных вкладов, аферы финансовых пирамид. Проведение приватизации в стране. Принятие Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ и др.
Тема 2. Вопросы теории государства и права
Понятие государства. «Общественный», «классовый», «политико-правовой» подходы к рассмотрению сущности государства. Признаки и функции государства. Форма правления, форма государственного устройства, политический режим.
Понятие права. Система права. Законодательство. Отрасли и институты права. Признаки права. Объективное и субъективное право. Назначение права. Формы реализации (источники) права. Правовая норма, ее структура. Виды норм права.
Понятие и признаки правового государства. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей. Гарантированность прав человека.
Тема 3. Конституционное право
Понятие конституции, ее виды. Конституционное право России, его принципы и источники. Конституционная система. Понятие конституционализма.
Конституционный кризис начала 90-х гг. Принятие Конституции Российской Федерации и ее общая характеристика. Достоинства и недостатки Основного закона России.
Основы конституционного строя. Содержание вступительной части Конституции. Российская Федерация — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Социальное государство. Светское государство. Человек, его права и свободы — высшая ценность. Многонациональный народ России — носитель суверенитета и источник власти. Субъекты осуществления государственной власти. Прямое действие Конституции РФ.
'Федеративное устройство России. Равенство субъектов федерации. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации. Виды субъектов РФ. Федеральное законодательство! и законы субъектов РФ. Проблема сепаратизма.
Президент Российской Федерации. Статус главы государства. I Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий Президента или отрешения его от должности.
Федеральное Собрание Российской Федерации. Парламенты I в европейской политической традиции. Парламентаризм. Две палаты Федерального Собрания — Совет Федерации и Государственная ] Дума, их состав и способы формирования. Комитеты и комиссии 1 обеих палат. Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок принятия и вступления в силу законов Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации, его состав и порядок формирования. Полномочия Правительства РФ. Досрочное прекращение полномочий Правительства РФ. Судебная власть в РФ. Судебная система: федеральные суды и суды субъектов РФ. Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели. Прокуратура РФ как единая централизованная система. Функции прокуратуры. Генеральный прокурор РФ*.
Местное самоуправление. Решение вопросов местного значения. Муниципальная собственность. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Структура и формирование местного самоуправления.
Тема 4. Права человека
Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Значение Всеобщей декларации прав человека. Виды прав человека. Положения философии прав человека.
Международные договоры о правах человека: Содержание Международного Билля о правах человека. Виды международных документов о правах человека.
Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Запрет рабства и пыток. Равенство перед законом. Принцип презумпции невиновности. Право на свободу передвижения. Право на свободу мысли, совести и религии.
Политические права. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство избранных представителей.
Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право на социальное обеспечение и на осуществление прав в экономической, социальной и культурной областях. Право на труд, на свободный выбор работы. Право на отдых. Право на образование. Право участвовать в культурной и научной жизни общества.
Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.
Тема 5. Избирательное право и избирательный процесс.
Избирательные права граждан. Активное избирательное право. Пассивное избирательное право. Принципы демократических выборов. Избирательное законодательство*.
Избирательный процесс. Основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.
Тема 6. Гражданское право
Понятие и источники гражданского права. Гражданский кодекс РФ, его содержание и особенности.
Обязательственное право. Понятие обязательства. Понятие сделки, договора. Стороны договора. Виды договоров.
Право собственности. Понятие собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Объекты собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита права собственности. Прекращение права собственности.
Гражданская правоспособность и дееспособность. Признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным. Гражданские права несовершеннолетних. Эмансипация.
Предприниматель и предпринимательская деятельность. Виды предприятий.
Нематериальные блага, пути их защиты. Причинение и возмещение вреда.
Тема 7. Налоговое право
Понятие налога, сбора, пошлины. Налоговое право. Система налогового законодательства. Права и обязанности налогоплательщика. Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Налоговые органы. Аудит.
Налоги с физических лиц. Налоговая; дееспособность. Подоходный налог. Налог на имущество. Декларация о доходах.
Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Административная и уголовная ответственность.
Тема 8. Семейное право
Понятие и источники семейного права. Семейный кодекс РФ. Понятие семьи. Члены семьи. Семейные правоотношения.
Брак, условия его заключения. Порядок регистрации брака.
Права и обязанности супругов. Личные права. Имущественные права и обязанности. Брачный договор. Прекращение брака.
Права и обязанности родителей и детей. Лишение родительских прав. Алименты. Усыновление. Опека, попечительство.
Тема 9. Трудовое право
Понятие и источники трудового права. Трудовой кодекс РФ. Трудовые правоотношения. Права и обязанности работника и работодателя.
Трудовой договор. Трудовая книжка. Основания прекращения трудового договора. Коллективный договор. Стороны и порядок заключения коллективного договора.
Оплата труда. Заработная плата в производственной сфере. Системы оплаты труда: повременная, сдельная, дополнительная. Охрана труда. Государственный надзор и контроль за соблюдением законов об охране труда. Охрана труда и здоровья женщин и несовершеннолетних.
Индивидуальные и коллективные трудовые споры. Комиссия по трудовым спорам (КТС). Забастовки. Дисциплина труда. Правила внутреннего трудового распорядка. Дисциплинарная и материальная ответственность работников. Порядки возмещения ущерба.
Тема 10. Административное право
Понятие и источники административного права. Административное правовое регулирование. Административная ответственность. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Административные правонарушения. Признаки и виды административных правонарушений.
Административные наказания, их виды. Подведомственность дел об административных правонарушениях.
Тема 11. Уголовное право
Понятие и источники уголовного права. Принципы российского уголовного права. Уголовный кодекс РФ, его особенности.
Понятие преступления. Состав преступления. Категории преступлений. Неоднократность преступлений. Совокупность преступлений. Рецидив преступлений. Основные группы преступлений.
Уголовная ответственность. Уголовное наказание, его цели. Виды наказания. Наказания основные и дополнительные. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Тема 12. Правовая культура
Понятие правовой культуры. Содержание правовой культуры. Пути совершенствования правовой культуры.
Учебно-тематический план 10 класс
Раздел, тема | Кол-во часов |
10 класс | |
Тема 1. Из истории государства и права | 8 |
Тема 2. Вопросы теории государства и права | 6 |
Тема 3. Конституционное право | 10 |
Тема 4. Права человека | 10 |
Итоговое повторение | 1 |
11 класс | |
Тема 5. Избирательное право | 2 |
Тема 6. Гражданское право | 7 |
Тема 7. Налоговое право | 5 |
Тема 8. Семейное право | 4 |
Тема 9. Трудовое право | 5 |
Тема 10. Административное право | 2 |
Тема 11. Уголовное право | 7 |
Тема 12. Правовая культура | 1 |
Итоговое повторение | 1 |
ИТОГО | 34 |
Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса
1. Право. Базовый и углублённый уровни. 10-11 кл.: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе / А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина – М.: Дрофа, 2016.
Интернет ресурсы
Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации — http:// www.gov.ru
Президент России: официальный сайт — http:// www.pre-sident.kremlin.ru/; http://президент.РФ/
Президент России — гражданам школьного возраста — http://www.uznay-prezidenta.ru
Государственная Дума: официальный сайт — http:// www.duma.gov.ru/
Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация — http:// www.gks.ru; http://50.economicus.ru; http://econom. nsc.ru/jep/; http://gallery.economicus.ru
Информационно-аналитический портал «Наследие» — http://www.nasledie.ru
Московская школа прав человека — http://www.mshr-ngo.ru
Организация Объединенных Наций — http:// www.un.org/russian/
Права человека в России — http://www.hro.org
Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России — http://www.ifap.ru
Социальные и экономические права в России — http:// www.seprava.ru
Соционет: информационное пространство по общественным наукам — http://socionet.ru
СМИ.ru — средства массовой информации в Интернете: каталог российских СМИ — http://www.smi.ru
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт — http://ombudsman.gov.ru
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка: официальный сайт — http:// www.rfdeti.ru/
TeenagE — http://teen-age.ucoz.ru/publ
Общероссийская сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс — www/consultant.ru
Гарант. Информационно-правовой портал — http:// www.ga-rant.ru/
Европейский суд по правам человека — http://www.es-pch.ru/
Права ребенка — твои права. Информационно-правовой ресурс для детей — http://www.pravadetey.ru/
Современное право. Научная сеть — http://nauka-pra-vo.com/
Образование и право — http://education.law-books.ru/ Direction Law.
Ваша библиотека в мире правовой науки — http://www.directionlaw.com/
Все о праве — http://www.allpravo.ru/
9