СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Право/левополушарное развитие человека

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал может быть использован для уроков самопознания в 9 классе. Можно использовать презентацию для проведения бинарных уроков (биология+психология, 8 кл)

Просмотр содержимого документа
«Право/левополушарное развитие человека»

Право/левополушарное развитие человека

Право/левополушарное развитие человека

Мозг человека представляет собой сложное образование, состоящее из большого количества различных подструктур. При первом взгляде на головной мозг можно сразу заметить два крупных парных образования – их называют левым и правым полушариями мозга

Мозг человека представляет собой сложное образование, состоящее из большого количества различных подструктур. При первом взгляде на головной мозг можно сразу заметить два крупных парных образования – их называют левым и правым полушариями мозга

Функциональная ассиметрия головного мозга  — характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями мозга. Функциональная ассиметрия головного мозга свойственна  только  человеку, предпосылки к ее становлению  передаются генетически , но сама она, как и тесно связанная с ней  речь , окончательно формируется лишь в социальном общении. При этом в зависимости от конкретных условий может сложиться относительное доминирование лево- или правополушарного мышления, что во многом определяет психологические особенности человека.
  • Функциональная ассиметрия головного мозга  — характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями мозга.
  • Функциональная ассиметрия головного мозга свойственна  только  человеку, предпосылки к ее становлению  передаются генетически , но сама она, как и тесно связанная с ней  речь , окончательно формируется лишь в социальном общении. При этом в зависимости от конкретных условий может сложиться относительное доминирование лево- или правополушарного мышления, что во многом определяет психологические особенности человека.
Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга: доминирование левого полушария - словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению (левополушарные люди); доминирование правого полушария - конкретно-образное мышление, развитое воображение (правополушарные люди); отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди).
  • Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга:
  • доминирование левого полушария - словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению (левополушарные люди);
  • доминирование правого полушария - конкретно-образное мышление, развитое воображение (правополушарные люди);
  • отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди).
Основы функциональной специализации полушарий мозга являются врождёнными.   Левое Правое мяч

Основы функциональной специализации полушарий мозга являются врождёнными. Левое Правое

мяч

  В свое время в Бехтеревском институте был проведен следующий эксперимент: ученые поочередно, с помощью определенного облучения,

В свое время в Бехтеревском институте был проведен следующий эксперимент: ученые поочередно, с помощью определенного облучения, "усыпляли" то правое, то левое полушарие. Каков результат?

Человек с отключенным правым полушарием (все силы организма направлены на работу левого полушария): 1. Рассудок сохраняется. 2. Человек впадает в состояние эйфории - безудержный восторг, возбуждение, словоохотливость, «положительные» эмоции выходят из-под контроля. 3. Если этот эксперимент проделать с писателем, ученым или художником, т.е. человеком с определенными творческими способностями, то эти люди лишатся своих творческих способностей.

 Человек с отключенным левым полушарием  (все силы организма направлены на работу правого полушария), ведет себя по иному:  1. Рассудок сохраняется.  2. Человек впадает в состояние депрессии - весь мир предстает для него в мрачных тонах, все задевает и обижает, т.е. отрицательные эмоции выходят из-под контроля.  3. Таланты и способности человека не только сохраняются, но и в 70% случаев проявляются доселе неизвестные таланты и способности.

Человек с отключенным левым полушарием (все силы организма направлены на работу правого полушария), ведет себя по иному: 1. Рассудок сохраняется.

2. Человек впадает в состояние депрессии - весь мир предстает для него в мрачных тонах, все задевает и обижает, т.е. отрицательные эмоции выходят из-под контроля. 3. Таланты и способности человека не только сохраняются, но и в 70% случаев проявляются доселе неизвестные таланты и способности.

Картины правополушарных и левополушарных художников

Картины правополушарных и левополушарных художников

Основные характеристики полушарий.  Правое полушарие  Хорошая память на лица  Лучше воспринимают наглядную информацию  Охотно делятся своими переживаниями  Любят делать то, что раньше делать не приходилось  Любят делать много дел одновременно  Могут понять состояние человека, не спрашивая его об этом  Остроумны, большие шутники  Действуют наугад  Хорошо переносят суматоху  Невнимательны, мечтательны  Не боятся неудач  Не любят предписаний  Отвечают наугад и интуитивно в проблемных ситуациях, для осуществления замысла используют все, что попадет под руку  Любят рисовать

Основные характеристики полушарий.

Правое полушарие Хорошая память на лица Лучше воспринимают наглядную информацию

Охотно делятся своими переживаниями Любят делать то, что раньше делать не приходилось Любят делать много дел одновременно Могут понять состояние человека, не спрашивая его об этом Остроумны, большие шутники Действуют наугад

Хорошо переносят суматоху Невнимательны, мечтательны

Не боятся неудач Не любят предписаний Отвечают наугад и интуитивно в проблемных ситуациях, для осуществления замысла используют все, что попадет под руку

Любят рисовать

 Левое полушарие  Хорошая память на имена  Лучше воспринимают устно и письменно изложенную информацию  Держат свои чувства и мысли при себе  Продумывают несколько возможных путей, прежде чем предпринять новое дело  Предпочитают делать одно дело  Ждут, когда человек сам сообщит о своем состоянии  Серьезны  Любят памятки, программы, схемы, списки, письменные контракты и соглашения  Ценят аккуратность в себе и в других  Обладают устойчивым вниманием, хорошо слушают, могут долго концентрироваться на одном действии  Не любят ошибаться и любят определенность  В проблемных ситуациях бывают упрямы и предусмотрительны  Любят читать, для них книги всегда лучше, чем фильмы

Левое полушарие Хорошая память на имена Лучше воспринимают устно и письменно изложенную информацию

Держат свои чувства и мысли при себе Продумывают несколько возможных путей, прежде чем предпринять новое дело Предпочитают делать одно дело Ждут, когда человек сам сообщит о своем состоянии Серьезны

Любят памятки, программы, схемы, списки, письменные контракты и соглашения Ценят аккуратность в себе и в других Обладают устойчивым вниманием, хорошо слушают, могут долго концентрироваться на одном действии Не любят ошибаться и любят определенность В проблемных ситуациях бывают упрямы и предусмотрительны Любят читать, для них книги всегда лучше, чем фильмы

 Задание №1. «Мыслитель или художник».  Прочитайте данные утверждения и оцените, насколько они точно отражают ваше поведение по десятибалльной шкале от 1 – совершенно не соответствует до 10 – соответствует полностью, обведите нужное число.   1. Я не вижу причин для печали. 1 2. Прослушав мелодию, я могу точно воспроизвести ее. 3. Я помню то, чему меня учили несколько лет назад. 2 1 1 3 4. Когда я слышу чей-то рассказ, я будто вижу, как все происходит. 2 5. Я считаю, что эмоции только мешают в разговоре. 2 4 3 1 3 1 5 2 6. Мне трудно дается алгебра. 4 3 6 2 4 1 5 7. Мне легко первому начать разговор. 5 3 1 7 2 4 8. Я легко запоминаю незнакомые лица. 6 8 1 6 7 2 4 3 5 9. Если кто-то выдвигает идеи, я требую аргументов. 5 3 1 9 7 2 10. Я не вижу причин для радости. 8 4 6 3 1 4 9 2 5 7 10 8 6 9 3 7 5 6 8 4 2 10 5 9 6 8 7 10 4 3 5 7 9 6 10 4 8 6 5 10 8 7 9 9 7 8 10 6 7 8 10 9 9 8 10 10 9 10

Задание №1. «Мыслитель или художник». Прочитайте данные утверждения и оцените, насколько они точно отражают ваше поведение по десятибалльной шкале от 1 – совершенно не соответствует до 10 – соответствует полностью, обведите нужное число.

1. Я не вижу причин для печали.

1

2. Прослушав мелодию, я могу точно воспроизвести ее.

3. Я помню то, чему меня учили несколько лет назад.

2

1

1

3

4. Когда я слышу чей-то рассказ, я будто вижу, как все происходит.

2

5. Я считаю, что эмоции только мешают в разговоре.

2

4

3

1

3

1

5

2

6. Мне трудно дается алгебра.

4

3

6

2

4

1

5

7. Мне легко первому начать разговор.

5

3

1

7

2

4

8. Я легко запоминаю незнакомые лица.

6

8

1

6

7

2

4

3

5

9. Если кто-то выдвигает идеи, я требую аргументов.

5

3

1

9

7

2

10. Я не вижу причин для радости.

8

4

6

3

1

4

9

2

5

7

10

8

6

9

3

7

5

6

8

4

2

10

5

9

6

8

7

10

4

3

5

7

9

6

10

4

8

6

5

10

8

7

9

9

7

8

10

6

7

8

10

9

9

8

10

10

9

10

Подсчитайте сумму баллов отдельно по нечетным и по четным пунктам утверждений.

  • Если первая сумма (Л) больше, чем на 5 превышает вторую (П), вы принадлежите к логическому типу. Вы склонны действовать под влиянием разума, а не эмоций. При принятии решений чаще полагаетесь на расчет, чем на интуиции. Больше доверяете внешней информации, чем внутренним впечатлениям. Ваша сильная сторона – логика. Вы оптимистичны, жизнерадостны и общительны. Вы можете стать математиком, преподавателем, программистом, конструктором, инженером.
  • Если вторая сумма (П) больше, чем на 5 превышает первую (Л), вы – человек художественного типа. Вероятно, вы принимаете решения на интуитивном уровне, больше полагаясь на эмоции, чем на рассудок, доверяете больше своим чувствам, чем внешней информации. Вы ранимы и впечатлительны, поэтому не испытываете потребности в широком круге общения, цените независимость. При наличии специальных способностей можете быть успешны в эстетических видах.
  • Чем больше разница между двумя суммами, тем сильнее доминирует соответствующее полушарие. Если разница мала, значит, вы в равной степени сочетаете характеристики «мыслителя» и «художника». Умение мыслить образно и логично, анализировать и синтезировать информацию, руководствоваться при принятии решений не только разумом, но и сердцем открывает перед вами широкое поле деятельности.
Задание №2.  Уточнить свою принадлежность к «мыслителям» или «художникам» можно с помощью простого теста:   1. Сцепите руки в замок, переплетя пальцы. Большой палец левой или правой руки оказался сверху?   2. Сделайте в листе бумаги отверстие размером с монету и посмотрите сквозь него на какой-нибудь предмет двумя глазами. Закройте поочередно левый и правый глаз. Предмет исчезает из поля зрения, если вы смотрите на него левым или правым глазом?   3. Встаньте в позу Наполеона, скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху – левая или правая?   4. Похлопайте в ладоши. Какая рука оказалась сверху – левая или правая? Правое полушарие управляет левой частью тела, а левое полушарие – правой. Поэтому активность правой руки и правого глаза означает активность левого полушария, и наоборот – активность левой руки связана с доминированием правого полушария.

Задание №2. Уточнить свою принадлежность к «мыслителям» или «художникам» можно с помощью простого теста:

  • 1. Сцепите руки в замок, переплетя пальцы. Большой палец левой или правой руки оказался сверху? 2. Сделайте в листе бумаги отверстие размером с монету и посмотрите сквозь него на какой-нибудь предмет двумя глазами. Закройте поочередно левый и правый глаз. Предмет исчезает из поля зрения, если вы смотрите на него левым или правым глазом? 3. Встаньте в позу Наполеона, скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху – левая или правая? 4. Похлопайте в ладоши. Какая рука оказалась сверху – левая или правая?
  • Правое полушарие управляет левой частью тела, а левое полушарие – правой. Поэтому активность правой руки и правого глаза означает активность левого полушария, и наоборот – активность левой руки связана с доминированием правого полушария.
Право/левополушарное развитие человека

Право/левополушарное развитие человека