СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Правоотношения и субъекты права"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержит конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе. 

Просмотр содержимого документа
«"Правоотношения и субъекты права"»

7


I

- Здравствуйте, ребята!

Сегодня наш урок проходит 12ДЕКАБРЯ. Как вы считаете, почему я интонационно выделила дату?

Ответы

- Да, правильно. Сегодня день рождения Конституции РФ. Основному закону нашего государства исполняется 25 лет. Действительно, в течение четверти века наша жизнь подчиняется её положениям. Конституция определяет наши отношения в обществе.

- А какими эти отношения могут быть??


- На слайде вы видите 5 ситуаций, которые иллюстрируют различные виды отношений?

Читаем по одной ситуации – Ответы детей

1) Михаил регулярно смотрит новости по Интернету.

2) Зинаида решила не идти на день рождения к подруге, поскольку накануне та не дала ей воспользоваться своим мобильным телефоном.

3) Поссорившись с соседом, Леонид стал ежедневно вынимать из его почтового ящика корреспонденцию.

4) Разозлившись на лаявшую дворнягу, Владимир пригрозил ей палкой.

5) Валентина Матвеевна, не согласившись с мнением экспертов магазина о причинах поломки купленной ею стиральной машины, обратилась к независимым экспертам.

Ответы

(правильно2, 3,5)


- Ребята, почему вы считаете эти примеры соц. отношениями?

Ответы

- Да, вы правы. Признаки соц.отношений является:

а) наличие взаимодействия;

б) удовлетворение какой-то потребности;

в) возникает социальная связь, характеризующаяся зависимостью субъектов социального отношения).

- Но две ситуации иллюстрируют новый, еще не изученный нами, тип соц. отношений. Какие?

- Ребята, назовите их.

Ответы

(правильно 3,5)

- Почему вы так считаете?

Ответы

- Действительно, действия участников регулируются нормами права. Так, вынимая корреспонденцию из почтового ящика соседа, Леонид совершал действия, которые можно квалифицировать как нарушение тайны переписки. Данное правонарушение является преступлением, и ответственность наступает по нормам уголовного права с 16 лет. Участница ситуации 5, Валентина Матвеевна, вступила в правовые отношения с магазином и согласно нормам, установленным в законе о правах потребителя, имеет право на защиту своих прав.

II

- Темой нашего урока станут «Правоотношение и субъекты права». Запишите её в свои рабочие листы

- А какую цель вы поставите перед собой?

Ответы

- Ребята, а на какие вопросы вы ещё хотели бы получить ответы?

- Спасибо! А это и будут наши задачи на уроке.

III

- Ребята, познакомимся с первым понятием «Правоотношение». Для того, чтобы узнать значение слова обратимся к тексту учебника. Страница 204

- Прочитаем его (один ученик).

- Назовите ключевые слова.

Ответы

- Хорошо, молодцы! Записываем в рабочие листы: (диктую)

ПРАВООТНОШЕНИЕ – это социальное отношение, регулируемое нормами права, участники которого имеют юридические права и обязанности, обеспечиваемые силой государства.

Называю снова ключевые слова, подчеркиваем их.


IV

- Как в любых соц.отношениях, в правоотношениях есть элементы.

- Ребята, обратимся к тексту учебника, страница 74

- В парах заполните пропуски в схеме.

Одного ученика пригласить к доске – собрать схему (готовые листы на доске)


Проверка

-Ребята, сверьте, пожалуйста, свои схемы с ответом...

- Всё правильно?

Ответы.


Решение задачи по элементам правоотношения

Ученик 9 класса купил в магазине компьютерную игру. Однако диск оказался бракованным. Продавец в магазине отказался вернуть деньги за товар.


V

Мини-лекция

- В понятии «субъект правоотношения» слово «субъект» можно заменить на его русский эквивалент. В результате такой замены получится: «активно действующий участник правоотношения».

Согласно законам РФ, субъектами правоотношения могут быть как физические лица, так и юридические. Физические лица ещё называют индивидуальными лицами и к ним относятся все граждане РФ, а также иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы, т. е. все те люди, которые оказались на территории нашей страны.

К юридическим лицам юристы относят коммерческие и некоммерческие организации. Например, фирма, производящая компьютерную технику. Не любая общественная организация или учреждение могут быть юридическим лицом. Для того чтобы стать юридическим лицом, необходимо обладать: имущественной самостоятельностью, способностью от своего имени приобретать соответствующие права и нести обязанности.

В правоотношения могут вступать также органы государственной власти, и государство в целом.

- Вспомните, из курса всеобщей истории, во все ли исторические времена люди, проживающие на территории того или иного государства, могли быть участниками правоотношения, т. е. иметь определённые законом права и обязанности?



Ответы

(Если у школьников возникнут затруднения, учитель может напомнить им, что, например, в государствах древности участниками правоотношений не могли быть рабы, а в средневековых государствах — крепостные крестьяне).

VI

Проверка знаний

- Ребята, в рабочих листах представлены примеры субъектов правоотношения. Разделите их на две группы, выписав только номера:

1. гражданин Иванов,

2. фонд помощи бездомным животным,

3. иностранный турист,

4. лицо без гражданства,

5.общеобразовательная школа,

6. адвокат,

7. контора по продаже недвижимости.

Заполнение таблицы «Субъекты (участники) правоотношений»

Физические лица

Юридические лица

1,3,4, 6

2,5,7

VII

-Для того, чтобы стать субъектом правоотношений необходимо обладать правоспособностью и дееспособностью. Эти понятия раскрываются в ГК РФ.

- Прочитайте статьи и заполните таблицу

Понятие

Определение

Дополнение


способность лица иметь

права и нести обязанности



способность своими действиями осуществлять

права и нести обязанности


Проверка


VIII

- Как вы считаете, о чём пойдёт речь в следующем тексте?

Ответы

Работа с текстом

  1. Прочитайте текст Матузова Н. И. Теория государства и права

  2. Выделите ключевые слова. (подчеркнуть)

  3. Ответьте на вопросы:

  • Как автор понимает правоспособность?

  • Какие слова подтверждают следующую мысль: «Человек с рождения обладает правоспособностью». Подчеркните эти слова.

«В современном цивилизованном обществе нет и не может быть людей, не наделённых общей правоспособностью. Это важнейшая предпосылка и неотъемлемый элемент политико-юридического статуса личности. Правоспособность — не естественное, а общественно-правовое качество субъектов. Оно вытекает из международных пактов о правах человека, принципов гуманизма, свободы, справедливости. Обязанность каждого государства — должным образом гарантировать и защищать это качество. Правоспособность — не сумма каких-то прав, не количественное их выражение, а непременное и постоянное гражданское состояние личности, элемент её правового статуса, предпосылка к правообладанию. Каждое лицо рождается способным к правообладанию, может и должно иметь необходимые ему права, признанные мировым сообществом и юридическими системами национальных государств (право на жизнь, свободу, здоровье, честь, достоинство, безопасность и т. д.). Эта способность (возможность) никем и ни при каких обстоятельствах не может быть запрещена, аннулирована. Она признаётся априори как безусловная и бесспорная аксиома — нечто само собой разумеющееся. Любой гражданин, в том числе несовершеннолетний, твёрдо знает, что он является правоспособным и, следовательно, может стать носителем (сейчас или в будущем) соответствующих прав и свобод» (Матузов Н. И. Теория государства и права / Н. И. Матузов, А. В. Малько. — М., 2004. — С. 390—393).


Проверка

  1. Ключевые слова menti.com

  2. Как автор понимает правоспособность?

  3. Какие слова подтверждают следующую мысль: «Человек с рождения обладает правоспособностью». Подчеркните эти слова.

Записать дополнение в таблицу

Понятие

Определение

Дополнение


способность лица иметь

права и нести обязанности



способность своими действиями осуществлять

права и нести обязанности


IX

Мини-лекция

-Согласно Конституции РФ, каждый гражданин нашей страны правоспособен с рождения и, следовательно, даже новорождённый малыш может являться собственником чего-то, например, очень дорогих вещей (предметов): квартиры, дома, участка земли, акций компании, самой компании. Однако, будучи собственником, малолетний гражданин не имеет права самостоятельно распорядиться этой собственностью до совершеннолетия. Он не имеет права ни продать её, ни подарить, ни заложить, ни завещать.

- Для того чтобы произвести любое из названных действий, помимо правоспособности, человек должен обладать ещё и дееспособностью, под которой понимается способность своими осознанными действиями осуществлять права и юридические обязанности. Согласно законам РФ полная дееспособность у физического лица наступает в момент совершеннолетия, т. е. в 18 лет. Считается, что именно с этого возраста человек становится способным не только осуществлять какие-то действия, но и осознавать их последствия. Вот почему в состав понятия «дееспособность», помимо права осуществлять действия, включается ещё и обязанность нести ответственность за свои действия. Так, гражданин должен понимать, что, продавая участок земли, он этого участка лишается навсегда, поэтому полученные деньги могут быть использованы либо для получения большей выгоды, либо для чего-то очень важного, на что других средств не имеется (например, оплата сложной операции близкого родственника).

Записать дополнение в таблицу

Понятие

Определение

Дополнение


способность лица иметь

права и нести обязанности



способность своими действиями осуществлять

права и нести обязанности


X

Закрепление

- Ребята, предлагаю сейчас вам проанализировать свой день (желательно предыдущий) и подсчитать, сколько раз и по какому поводу вы вступили в правоотношения. Например: что-то купили, оплатили проезд в городском транспорте... Работаем в группах

Ответы


Дополнительно
Задание 22

Установите соответствие между понятиями правоотношения и их характеристиками. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

ПОНЯТИЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ

А) право на образование

Б) коммерческая организация

В) участник правоотношения

Г) гражданин РФ

Д) транспортное средство

 

1)      Субъект

2)      Объект

3)      Содержание

4)      Физическое лицо

5)      Юридическое лицо

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

 

XI

- Наш урок подходит к концу.


Самоконтроль menti.com



эмоциональную атмосферу на уроке (понравилось - не понравилось)

0 1 2 3 4 5

познавательность урока (узнал много нового – ничего не узнал)

0 1 2 3 4 5

полезность урока (пригодится в жизни – не пригодится)

0 1 2 3 4 5

работу учителя

0 1 2 3 4 5

свою работу на уроке

0 1 2 3 4 5


- Я рада, что каждый смог оценить работу на уроке!

- Надеюсь, что мы смогли реализовать своё право на образование, данное основным законом государства – Конституцией РФ!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!