СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правоотношения и субъекты права

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правоотношения и субъекты права»



Урок 9 класс.


Тема: Правоотношения и субъекты права


План для меня:


  1. Понятие правоотношения. Признаки. Как возникают. Юридический факт как основа для правоотношений.

  2. Структура правоотношений (субъект, объект, содержание) Поработать с примерами.

  3. Субъекты правоотношений (физические лица, юридические лица). Особенности. Правосубъектность (правоспособность, дееспособность, деликтоспособность)


ХОД УРОКА:


ВСТУПЛЕНИЕ: Сегодня мы продолжим разговор о праве как потребности в порядке и справедливости.

Вспомните, пожалуйста, с какими терминами мы познакомились на прошлом уроке. (дети называют термины: право, социальные нормы, правовые нормы или нормы права). Молодцы, но это всего лишь термины, а чтобы обладать правовой культурой, необходимо уметь пользоваться ими. Предлагаю провести правоведческую разминку.


Тест QUIZIZ: https://quizizz.com/admin/quiz/61b8cd8c60d35e001e9a2ee1



ПОДХОДИМ К ТЕМЕ УРОКА: переходим к изучению нового материала. Обратите внимание на карточки перед вами. Обсудите в парах ситуации, которые предложены в карточке и назовите номера тех ситуаций, которые связаны с социальными (общественными) отношениями. Приведите аргументы.

  1. Михаил регулярно смотрит новости по Интернету.

  2. Зинаида решила не идти на день рождения к подруге, поскольку накануне та не дала ей воспользоваться мобильным телефоном.

  3. Поссорившись с соседом, Леонид проколол шины его автомобиля.

  4. Разозлившись на лаявшую дворнягу, Владимир пригрозил ей палкой.

  5. Валентина М., не согласившись с экспертами магазина о причинах поломки купленной ею стиральной машины, обратилась к независимым экспертам.

Ответы: 2, 3, 5

- Что такое социальные (общественные) отношения?

(ученики дают ответ).


Социальные отношения – это определенные устойчивые связи между людьми как представителями социальных групп. Они возникают независимо от воли и сознания людей в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. Они могут принимать характер сотрудничества или социального конфликта.


Люди, взаимодействуя друг с другом, вступают в различного рода общественные отношения: личные, религиозные, этические и др. Характер этих отношений определяют правила, которыми люди руководствуются в своем поведении.


Однако существует особая область человеческих отношений, которые могут быть урегулированы должным образом только при помощи правовых норм.


- Обратите внимание на ситуации под № 3 и 5. Прочитайте их еще раз. В этих ситуациях показаны отношения между людьми, урегулированные нормами права. Как же можно сформулировать тему нашего урока?


Формулируется тема урока: Правоотношения и субъекты права.


Давайте сформулируем определение правоотношения.


А сейчас проверьте правильность своих высказываний по словарю. На стр. 220 учебника дано определение. Прочитайте его внимательно и запишите в тетрадь.

Понятие


Правоотношения – социальные (общественные) отношения, регулируемые нормами права, участники которых имеют юридические права и обязанности, обеспечиваемые силой государства.


Какие признаки правоотношение мы видим в данном определении? Ок


Давайте запишем признаки правоотношений:

1. Общественные отношения

2. Возникают на основе норм права и регулируются ими

3. Взаимное наделение субъектов правами и обязанностями

4. Носят сознательно-волевой характер

5. Гарантируются государством и подкрепляются его принудительной силой


Основанием возникновения, изменения и прекра­щения правоотношений являются юридические факты – указания, которые содержатся в гипотезах правовых норм.

Необходимость в определении юридического факта состоит в том, что правовое регулирование основано на достаточно боль­шом количестве различных фактических обстоятельств, с нали­чием или отсутствием которых связано наступление тех или иных правовых последствий.

Юридический факт - конкретное жизненное обстоятель­ство, с которым правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение правовых отношений, наступ­ление определенных юридических последствий.

Выделяют в зависимости от последствий юридические факты:


правообразующие (Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным…)


Правоизменяющие (повышение по службе, изменение гражданства)


Правопрекаращающие (смерть, развод, увольнение)


Юридические факты также можно классифицировать на:


События – это такие жизненные обстоятельства, которые не зависят от воли субъекта правоотношения. (Рождение, смерть)


Действия – это такие жизненные обстоятельства, наступление которых зависит от сознательно-волевого поведения субъекта. (правомерные (заключение договора) и неправомерные (правонарушение)


СТРУКТУРА ПРАВООТНОШЕНИЙ:


Субъект

Объект

Содержание

Кто?

Что?

Права и обязанности участников, предусмотренные соответствующими правовыми нормами

Участники правоотношения

То, из-за чего возникло правоотношение

ПРИДУМАТЬ 3 СИТУАЦИИ И РАСПИСАТЬ ПО СТРУКТУРЕ!!!!!!!!! ДЗ

Давайте попробуем найти элементы правоотношений в ситуациях 3 и 5, которые мы разбирали вначале урока.

  1. Поссорившись с соседом, Леонид проколол шины его автомобиля.

Субъекты правоотношений – Леонид и его сосед, объектом правоотношений – шины. Содержанием же правоотношений будет юридическое право собственности соседа, которое было нарушено. Юридическая обязанность Леонида возместить ущерб.



  1. Валентина М., не согласившись с экспертами магазина о причинах поломки купленной ею стиральной машины, обратилась к независимым экспертам.

Субъекты правоотношений – Валентина и магазин, объект правоотношений стиральная машина. Содержание – право Валентины на независимую экспертизу, обязанность магазина удовлетворить данное право.


Вопрос: В чем разница в субъектах правоотношений в предложенных ситуациях (в первой - отношения между физическими лицами, а во второй между физическим лицом и юридическим).

Физические лица – люди. Юридические лица – организации, имеющие в собственности имущество, и способное от своего имени приобретать права и обязанности.

Но не всё так просто, не каждый человек может стать субъектом правоотношений. Есть определённое условие, необходимо для того, чтобы стать участником правоотношений.

Правосубъектность – это способность выступать участником правоотношений, которая включает в себя правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.

Правоспособность – это способность лица иметь права и обязанности.

Дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. Ст. 21 ГК РФ


В полном объему, значит не в полном объеме тоже бывает.


Ст. 26. от 14 до 18 лет: Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки, за исключением названных в пункте 2 настоящей статьи, с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя.


Малолетние: ст. 28. За несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в пункте 2настоящей статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны.

К сделкам законных представителей несовершеннолетнего с его имуществом применяются правила, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 37 настоящего Кодекса.

2. Малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать:

1) мелкие бытовые сделки;

2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;

3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

3. Имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Эти лица в соответствии с законом также отвечают за вред, причиненный малолетними.


Недееспособные:  ст. 29 Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека.


Ст. 30. Ограничение дееспособности:


Гражданин, который вследствие пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается попечительство.

Он вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки.


Далее я объясняю о правосубъектности юрлиц и говорю, что о деликтоспособности поговорим в следующий раз.


Подводим итоги. ДЗ задаю по skysmart



Ст.167 УК РФ. Умышленные уничтожение или повреждение имущества

1. Умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, -

наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные из хулиганских побуждений, путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом либо повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, -

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

Ст.7.17 КоАП РФ. Уничтожение или повреждение чужого имущества

Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не повлекли причинение значительного ущерба, -

влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей.

Ст.1064 ГК РФ ч.2. Общие основания ответственности за причинение вреда

1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!