СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание безударных гласных. Методы и приёмы при работе с безударными гласными

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описывается работа с безударными гласными в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Правописание безударных гласных. Методы и приёмы при работе с безударными гласными»

16


Правописание безударных гласных. Методы и приёмы при работе с безударными гласными


Правописание безударных гласных – одна из самых трудных тем в системе обучения грамотному письму. В течение многих десятилетий ученые, методисты, учителя-практики старались найти оптимальные методы и приемы, позволяющие формировать у учащихся прочные навыки написания слов с безударной гласной. Однако и до настоящего времени эта проблема остается животрепещущей, поскольку, как показывает практика, больше всего орфографических ошибок в работах учеников связаны с явлением безударности гласного.

В чем же причина? В неспособности учеников сознательно усвоить это языковое явление? Практика не позволяет утвердительно ответить на этот вопрос, так как слишком уж велико количество учеников, делающих ошибки на безударные гласные и при этом имеющих хорошие успехи в усвоении других тем и других предметов. Иными словами, безударные гласные оказываются в слабом звене не только у плохоуспевающих учеников, но практически у всех категорий учащихся. Эта трудность оказалась столь непобедима, что в последние годы даже в книгах и периодической печати стали проскальзывать ошибки типа «помагают», «замичают».

В 60-е годы вышли исследования психологов «Формирование орфографических действий» Жуйкова и «Психология усвоения орфографии» Богоявленского. В этих книгах показаны психофизиологические механизмы выработки умений пользоваться правилами, опираться на морфологическую основу, психологические основы формирования правописных умений и навыков. Исследована роль письма по аналогии, роль семантики, роль речевой практики для грамотного письма, рассмотрены психологические основы упражнений по правописанию, работы над ошибками.

В ряде исследований показана алгоритмическая структура орфографического действия. Ланда и Власенков в 60-е годы предложили практические образцы алгоритмов по правописанию. Изучались возможности применения алгоритмов по орфографии.

В 1974 г. Жедек предложила систему обучения правописанию в начальной школе на фонемной основе, с введением простейших сведений о фонеме и ее сильных и слабых позициях. В таком подходе есть преимущества, в частности то, что морфемная основа усвоения правописания складывается лишь к концу 3 класса (1-4), тогда как введение понятия о фонеме может быть осуществлено уже в 1 классе. На этой основе осознается действие проверки безударных гласных как проверка слабых позиций фонем сильными позициями.

Ученые убеждены в том, что усвоение правописания должно происходить на языковой основе, с опорой на знания по фонетике, фонологии, графике, словообразованию, морфологии, а также знании правил орфографии. Орфографическое действие носит осознанный характер, и лишь на высших ступенях обучения, по мере автоматизации умения писать орфограммы, оно перестает нуждаться в языковой основе, всегда находясь тем не менее под контролем сознания. Практики хорошо знают, что учащиеся не одинаково усваивают правописание: одни – легко, другие – с трудом.

Сведение о том, как происходит усвоение правописания у каждого, учитель получает слишком поздно, когда уже невозможно изменить методику обучения. Учителю нужна диагностика для выявления типов учащихся по усвоению правописания, нужны критерии, которые позволили ли бы прогнозировать дальнейшие успехи школьника в правописании.

Работа над словами с безударной гласной даст высокие результаты, когда будет проводиться в системе.

Первый компонент системы – развитие речевого слуха. Не различая ударных и безударных гласных, учащиеся не видят орфограммы и допускают ошибки в простых словах.

Конечная цель речевого слуха – выработка условного рефлекса на бездарную гласную (безударная гласная – остановка – проверка – письмо), который должен действовать, пока учащиеся не приобретут механического навыка письма определенной группы слов с этой орфограммой, графический образ корня которых они запомнят.

Второй компонент системы – развитие навыка морфемного анализа имеет первостепенное значение. Нахождение в слове корня во многих случаях больше помогает учащимся, чем проверка ударением.

Третий компонент системы – развитие словарного запаса учащихся. Безударные гласные не однородны: «опорная форма однихнаписаний подыскивается очень легко, другие же требуют больших знаний по словообразованию и развитию умения сопоставлять слова» (вода - расхищение). Проблема усвоения безударных гласных корня находится, таким образом, в самой тесной связи с возрастными и познавательными возможностями детей, с развитием их словаря, мышления, с расширением и углублением грамматических знаний.

Подготовку к изучению безударной гласной целесообразно начать в 1 классе, так как программа 1 класса представляет учителю для такой подготовки богатые возможности. Первой ступенью к выработке навыка правописания безударных гласных корня является ударение. Но каким образом формируется у детей понятие «ударение»? Что такое ударение? Ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове: новый, пенал, - читаем в учебнике Рамзаевой «Один слог в слове произносится с ударением», - так написано в учебнике Закожурниковой.

Учителя, согласно этим определениям, учат своих подопечных «звать» слова: «Эй, машина!», «удивлять» словом. При таком подходе у детей не формируется глубокого понимания этого явления.

Дело в том, что любое языковое явление или понятие имеет две стороны, которые едины по сути и в то же время различны: сущностную и формальную. Учитель, следуя за учебником, познакомил детей с формальной стороной ударения: нередуцированной сильной позицией гласного звука. А сущностная сторона ударения – это смыслоразличительная роль – осталась полностью в тени.

Начиная изучение безударных гласных необходимо помочь ученикам уяснить суть ударения – его смыслоразличительную роль в слове: таре́лка – это слово, а та́релка или тарелка́ – не слова, таких слов в русском языке нет. Ребенок сталкивается с явлением разрушения слова, а отчего оно разрушается – непонятно. Прочитываются все те же буквы, произносятся все те же звуки, а слова нет. И вместе с учителем он докапывается до сути этого явления и обнаруживает, что во всем «виновато» ударение. Есть слово мо́лодость, но нет -моло́дость. Сказать реме́нь – правильно, а ре́мень – не правильно. А еще ударение бывает волшебником и замо́к превращает в за́мок. А еще есть слово тво́рог, которое можно произнести как творо́г, и это будет правильно.

Ударение становится близким и понятным ученику по сути, и теперь он готов к переключению на формальную сторону явления.

Произнося слова, меняя в них место ударения, дети приучаются определять ударный гласный звук и обозначать ударение на письме. Затем учитель привлекает внимание детей к факту разного произнесения одного и того же звука в ударной и безударной позиции: окно – акно, вечер – вечир. Сравнивание звучание двух позиций, дети подводятся к выводу, что под ударением звук слышится яснее, четче, произносится несколько сильнее и, кроме того, соответствует написанной букве. Одновременно они осознают факт безударности, но здесь уже от формальной стороны к сущностной: звук в безударной позиции произносится менее отчетливо и не соответствует написанию (за исключением гласных «у», «ы»), а значит, это опасность при написании.

И только после этих наблюдений дети отвечают, что такое ударение. Выслушав ответы, из которых станет ясно, поняли они это языковое явление или нет (тогда надо еще над этим работать), дети вместе с учителем сделают вывод: «Ударение – это более четкое и ясное произнесение одного из гласных звуков в слове». Этот гласный называется ударным и пишется так, как произносится. Остальные гласные в слове безударные, при их написании можно сделать ошибку. Учитывая возраст детей и их стремление к игровой деятельности, знакомство с правилом и работу над ним можно проводить с помощью дидактических игр. Некоторые из них:

Игра «Догадайся сам».

Цель: тренировка в слогоделении, в ударении.

Наглядный материал: картинки с изображением птиц.

В верхней части доски с одной стороны помещен один кружок, с другой – два кружка. Учитель показывает картинки птиц, дети должны не только произнести слова – названия птиц, но и разделить слова на части, определить, на какую часть слова падает ударение. Затем надо определить, в какую часть доски следует поместить показанную птицу. Подобным образом можно собирать овощи, грибы и т.д.

Игра «Положи палочку».

Цель: тренировка в слогоделении, в постановке ударения.

Наглядный материал: у каждого ребенка набор полосок для записи слогов, счетные палочки.

Учитель показывает игрушки, картинки (по одной теме), а дети должны записать каждое слово полосками по количеству слогов и определить ударение в слове. Если ударение на первом слоге, они должны положить палочку над первой полоской, если в конце – над второй.

Начатое практическое знакомство с ударением продолжается до конца учебного года, но время на этот вид работы постепенно сокращается. Научившись распознавать место ударения, учащиеся в практическом плане овладевают умением обнаруживать безударную гласную и знакомятся с некоторыми приемами проверки.

Тема «Обозначение гласных звуков в безударных слогах – продолжение предыдущей работы». Теперь учителю следует обратить внимание:

а) на выделение в словах не только безударного гласного звука, но и безударного слога;

б) на осознание учащимися факта несовпадения звука и буквы;

в) на умение обнаруживать в тексте орфограммы;

г) на быстроту реакции у детей – изменение слова «к_са - косы».

В результате многократных повторов таких сочетаний проверяемых и проверочных слов в памяти у детей формируются ассоциации. Обнаружение безударных гласных сопровождается работой над печатным текстом: путем наблюдения дети выясняют, как в практике письма принято обозначать безударные гласные. Зная уже способ проверки безударных гласных дети обобщают наблюдения и таким образом подготавливаются к усвоению правила, теории.

Они устанавливают, что проверять нужно гласные буквы «а», «о», «е», «я», «и» в безударных слогах, а гласные «у», «ы», «ю» проверять ударением не нужно. Дети сами могут сформулировать правило: «Буквы «а», «о», «е», «я», «и» в безударных слогах нужно проверять». Для проверки нужно изменить слово, чтобы безударный гласный звук стал ударным. Например: «нога/ноги», «зима/зимы». Правило, составленное детьми, выверяется по учебнику. Таким образом, во 2 классе работа над безударными гласными на первом этапе не связывается с морфемами – с корнем слова, хотя на деле учащиеся проверяют корень, а не окончания и приставки. Особого внимания здесь заслуживают два момента: знакомство с правилом и упражнением, направленные на отработку умений пользоваться ими.

Фрагмент урока по теме «Правописание безударных гласных в словах» (ознакомление с правилом).

Урок начинается с повторения пройденного.

- Спишите слова, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, - говорит учитель.

Город, Москва, ребята.

-Назовите в каждом слове гласную, на которую падает ударение и на которую ударение не падает, то есть безударную гласную.

Далее учитель ознакомил детей с правилом правописания безударной гласной в словах. У учителя черный и белый квадраты для обозначения звуков слова.

- Выложите слово на доске «он».

Дети выкладывают сначала черный квадрат (для гласного ударного звука), затем – белый (для согласного).

- Почему первый квадрат черный? (Потому что гласный ударный звук). Учитель под квадратами записывает слово «он».

С помощью квадратов учитель записывает слово «они» и предлагает определить, сколько в нем звуков (безударный гласный «о» обозначается квадратом, заштрихованным в полоску, звук «н» - белым квадратом, звук «и» - черным квадратом) и почему последний квадрат черный.

- Кто догадался, почему первый квадрат я положила по цвету близкому к черному? (Его можно сделать черным, если первый звук будет ударным).

На доске приводится запись слова «они» с пропущенной гласной под квадратами:


Далее учитель спрашивает, какую букву следует писать в этом слове, почему и что нужно сделать со словом.

- Теперь выполним такое упражнение, - продолжает учитель.

- Помогите мне найти «убежавшую» букву с ловах «ст_лы, з_мля, р_ды, л_сты, с_ды».

Запишите данные слова в столбик, подчеркните безударные гласные, написание которых надо проверить. Перед ними напишите проверочные слова.

Вспомним, как мы проверяем безударную гласную. Что для этого надо сделать? Затем учитель предлагает детям прочитать правило и ответить на вопросы: с каким правилом познакомились? Как пишутся безударные гласные в словах?

В конце урока учитель предлагает вопросы обобщающего характера: с каким правилом ознакомились? Что проверяем в слове? Как проверяем? Здесь же дети знакомятся с дидактической игрой «Забей гол».

На доске написаны слова с безударной гласной в два столбика для двух команд. У каждой команды набор мячей (круг с записанной в нем гласной). По сигналу члены команды забивают голы. Выигрывает та команда, которая забьет наибольшее количество точных голов.

1.

п_рты

о

2.

р_ка

е

гр_да

я

в_да

о

ст_на

е

п_тно

я

пл_та

и

гр_бы

и

гл_за

а

ш_рфы

а

На следующих уроках отрабатывались умения, направленные на тренировку в постановке ударения, на определение ударных и безударных гласных и словах, формировалось умение изменять слово (на основе соотношения «один - много»). Дополнительно к материалу учебника рекомендуются следующие упражнения.

  1. Упражнения, направленные на тренировку в постановке ударения.


Слуховые упражнения.

1. Покажи ударную гласную в словах.

Книга, пенал, учебник, тетрадь, блокнот.

2. Назовите в предложении (тексте) все ударные гласные.

Ребята играли на площадке. Они вместе построили дом.

3. Соотнесите слово со схемой. Если названное слово подходит к схеме, то покажите это зеленым цветом сигнальной карточки.

Машина, автобус, трамвай, метро, троллейбус, грузовик, самосвал.


Упражнения на списывание.

  1. Спишите слова, обозначьте ударение.

Ребята, октябрята, девочки, мальчики.

  1. Спишите предложения, поставьте ударение над выделенными словами. Чем различаются выделенные слова?

Мальчик вышел из леса. Красивы у на леса.


Упражнения творческого характера.

  1. Выпишите слова, имеющие три слога. Поставьте ударение.

Пила, топор, молоток, шило, отвертка, гвоздь, рубанок.

  1. Составьте словосочетания с данными словами. Поставьте ударение.

    яркие

    цвет

    солнечное

    краски

    желтый

    небо

  2. Выпишите из словаря слова по теме, предложенной учителем. Поставьте ударение.

  3. Составьте предложения со словами:

кру́гом-круго́м

кру́жки-кружки́

за́мок-замо́к

  1. Дополните предложения подходящими по смыслу словами. Поставьте ударение.

Стоит в поле …

Машина стоит…


  1. Упражнения, направленные на различение ударной и безударной гласной.

Упражнения на списывание.

  1. Спишите, в выделенных словах обозначьте ударение, подчеркните безударные гласные.

Кот спит на траве. Ира кладет мел у доски. Ребята идут домой.

  1. Запишите под диктовку слова из словаря. Подчеркните безударные гласные. Поставьте ударение (учитель читает подготовленные слова).


  1. Упражнения, направленные на формирование умения подбирать проверочное слово и изменять его.

Упражнение устное.

Назовите в словах безударную гласную и проверочное слово.

Коса, коза, сосна, мосты, река, нора, трава.

Упражнение на списывание.

  1. Спишите слова с безударной гласной, впереди напишите проверочное слово.

(шаг) – ш_ги, (лес) – л_са, (море) – м_ря

  1. Спишите предложения, вставляя пропущенные безударные гласные.

На тр_ве еще блестит р_са. На дв_ре г_рой, а в _збе в_дой. (Снег)

На дв_ре тр_ва, на тр_ве др_ва.

  1. Спишите предложения. Найдите проверяемое слово и проверочное слово.

Козы гуляют по лугу. Одна коза ушла в лес. На горе стоят высокие сосны. Под сосной тень.

  1. Спишите предложения (слова). Подчеркните безударную гласную в словах, в скобках укажите проверочное слово.

Дети были в лесу. Охотник убил лису. В селе за рекою потух огонек.


Упражнения творческого характера.

  1. Выберете и запишите слова с безударной гласной, проверяемые по принципу «один-много». Рядом укажите проверочное слово (перед проверяемым).

По утрам я завожу (часы). У оленя красивые (рога). Снег лежал на вершине (горы).

  1. Допишите предложения, вставляя слова с пропущенной безударной гласной.

Завод дает (стр_на) машины. Мальчик посидел у (р_ка).

В конце года 2 класса дается тема «Однокоренные слова», вводится понятие «корень слова», формулировка правила, обладающего большой степенью обобщенности: «Общая часть родственных слов (корень) пишется одинаково». Но поскольку это правило дано в конце курса 2 класса, то использование этого правила уже переходит в 3 класс. Ступени работы над обозначением безударных гласных звуков:

а) наблюдение над словами, где гласные – под ударением, сопоставление этих слов с теми словами, где гласные – под ударением, сопоставление этих слов с теми словами, где эти же гласные становятся безударными «волны – в_лна», «стрелы – стр_ла». Важно сосредоточить внимание детей на словах с сильными позициями гласных;

б) обнаружение слов, которые подлежат проверке по данному правилу.

Тренировка в обнаружении орфограмм идет по трем линиям: чтение, восприятие на слух, употребление в собственной речи;

в) подборка проверочных слов: «нож – н_жи», не надо создавать иллюзию, будто для проверки безударных гласных обязательно менять форму числа, как в большинстве упражнений учебника. Следует поощрять учащихся, которые приводят нестандартные проверочные слова, и тем более не одно, а 2-3.

г) решение, какой буквой следует обозначать безударный гласный звук, запись слова, самопроверка.

В методике в разные периоды использовались два подхода к изучению безударных гласных: а) по отдельным звукам – сначала безударные а/о, затем е/и; б) работа сразу над всеми безударными гласными. В настоящее время признано, что второй вариант удобнее и эффективнее; в нем выше уровень обобщение.

Особо выделяются два случая. Первый – это слова с буквой «е» в корне, которая проверяется буквой «ё»: «веселиться - весёлый», здесь в механизме проверки скрыто чередование звуков, которое пока не изучается детьми. Обычно этот вариант общего правила не вызывает у школьников затруднений.

Второй случай – это слова с двумя безударными гласными в корне «городской», «молоко». Такие слова, несомненно, вызывают затруднения у учащихся: усложняется алгоритм проверки. Облегчает поиск опознавательный признак – сочетание –оро-, -ере-, -оло-, -еле-.

Работа над безударными гласными на морфемной основе с привлечением однокоренных слов как проверочных требует постоянного обогащения словаря, его активизации, формирование словообразовательных ассоциативных связей. Требуется большая быстрота подбора проверочных слов; медлительность в этой работе приводит к отставанию учащихся.

Понятие «однокоренные родственные слова» дано в учебниках так: «Слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу». Беда в том, что оно соединяет сущностную и формальную стороны понятия. Формульную сторону – общую часть ученики отделяют от общей семантики однокоренных слов. Образно говоря, в их восприятии корень – отдельно, а смысла слова – отдельно, в этом случае, чтоб увидеть общий смысл группы слов, необходимо обладать достаточным уровнем абстрагирования. А у большинства детей с трудностями в обучении этот уровень еще не настолько высок, и поэтому они не готовы к тому, чтоб осознать формальную общность по корню и смысловую общность группы слов как единое целое и тем более не могут самостоятельно выделить корень из группы слов или одного слова, опираясь не его семантическое значение. Следовательно, при формировании понятия «однокоренные родственные слова» основное внимание надо уделять установлению семантического единства группы слов, которое заключено в их общей части – корне. Это очень важно! Постепенно у детей формируется и закрепляется понимание того, что среди слов с разными значениями (вода - водяной) существует смысловое единство, и это единство заключено в их общей части. «Она общая и смысл, значит, общий, следовательно смысл в этой части и прячется», - делают вывод ученики. А учитель в этот момент расскажет им сказку о том, как царица Грамматика посадила в землю корень, из которого выросли слова. Но надо еще, чтоб ученик научился видеть в одном слове его лексическое и семантическое значение.

- Почему так называется?

Пожарник (пожар), бегун (бег).

Постепенно вопрос заменяется другим:

- От какого слова образовано это слово?

«Больной» от слова «боль».

По мере углубления этой работы на смену вопросу придет инструкция: выдели корень.

Особого внимания заслуживает вопрос о знакомстве с правилом.

Фрагмент урока по теме «Правописание безударных гласных в корне слов» (ознакомление с правилом).

Урок начинается с повторения.

Спишите слова, вставляя пропущенные буквы, обозначьте ударение, выделите корень в словах. Подчеркните безударные гласные в корне. Назовите проверочные слова.

С_ва, з_мля, тр_ва, р_ды, п_ла.

Далее учитель проводит анализ языкового материала с целью раскрытия сущности правила правописания безударных гласных в корне слова.

- Напишите в столбик слова «хлеба, столы», - говорит учитель. – Как вы проверяли безударную гласную?

- Изменяли слова.

- Напишите рядом проверочные слова (хлеб, стол).

- Как еще можно сделать гласную в корне ударной в словах «хлеба, столы»?

Подберите однокоренные слова к слову «хлеба», чтоб безударная гласная была под ударением. Назовите эти слова (хлебный, хлебушек).

Напишите эти слова рядом со словом хлеб, обозначьте ударение. Выделите корень. Подчеркните безударную гласную и ударную в корне. Аналогичная работа со словом « столы».

В тетрадях получается запись:

«Хлеб, хлебушек, хлебный – хлеба».

«Стол, столик, настольный - столы».

После выполнения коллективной работы учитель обращается с вопросами:

- Что мы проверяли в словах?

- Где находится безударная гласная?

- Как вы ее проверяли?

- Чем проверяли?

В заключении дети знакомятся с правилом в учебнике и выполняют тренировочные упражнения.

В 3 класса в соответствии со структурой правила изменяется и система упражнений.

  1. Упражнения, направленные на формирование умения выделять безударную гласную в корне слов.

Слуховые упражнения.

  1. Назовите в словах безударную гласную в корне. Объясните, как проверили.

Ловил, варил, хвалил, стрелял.

  1. Послушайте загадку. Назовите слова с безударной гласной в корне.

Я над речкою лежу,

Оба берега держу. (Мост)

  1. Укажите безударную гласную в:

а) корне и суффиксе: красота, теснота;

б) корне и приставке: зарядил, отвечать, завяжи, погасить.

4. Приведите пример с определенным корнем (-лис-, -лист-, -мёд-, -миг- ), с определенной приставкой и суффиксом.

5. Учитель читает предложение, учащиеся поднимают карточку с цифрой, указывающей количество слов с безударной гласной в корне.

Зимой в поле лежал,

Весной в реку побежал. (Снег)

Упражнения творческого характера.

  1. Выпишите из текста однокоренные слова, поставьте ударение. Подчеркните безударную гласную и ударную, выделите корень.

В нашем лесу живёт лесник. Он знает все лесные тропинки. Наш лесничий в школе создал лесничество. Теперь и мы будем охранять наш лесистый край.

  1. Выпишите из группы слов слова с ударной гласной в корне.

Мак, маковый, макушка, маковка.

Мигнуть, промокнуть, рискнуть, поникнуть.

  1. От данного корня образуйте слова с безударной гласной в корне -низ- (низинка, низовые, низок).

Упражнение с выборочным ответом.

В какой группе слов указаны все безударные гласные в корне? Запишите эти слова:

а) слезать, слежка, летит;

б) слезать, следить, слетать;

в) перелезет, наследил, долететь.

Упражнение на списывание.

К выделенным словам подберите однокоренные. Укажите корень. Какой является в корне гласная? Подчеркните ее. Поставьте ударение.

Часы чинит…

Часовщик, сторож, садовник, мастер, лесник.

Лес охраняет…

За садом ухаживает…

Различные виды выборочных диктантов.

Выпишите слова с безударной гласной в корне. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную в корне.

Стояла зима. Миша шёл за водой. Тропинкам была узкая. Тропка утопала в снегу. Вдруг Миша заметил следы зайца. Он глодал кору дерева около дома.

  1. Упражнения, направленные на формирование умения подбирать проверочное слово путем подбора однокоренных слов.

Упражнения устные.

  1. Прочитайте загадку (пословицу). Назовите слова с безударной гласной в корне и проверочные однокоренные слова.

На шесте – дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его…

  1. К данному слову назовите однокоренные слова с дуарной гласной в корне.

Платить (плата, платный, расплата).

Тяжёлый (тяжко, тяжесть).

  1. Учитель показывает слово с безударной гласной в корне. Учащиеся называют проверочное слово.

    рябина

    цветёт

    гнездо

    носить

    бельчата

    несут

  2. Образуйте однокоренные слова с указанными суффиксами:

-ок-

-очк-

-к-

лесок

козочка

горка

грибок

розочка

норка

носок

лампочка

вилка

- Какая группа слов нуждается в проверке?

- Почему?

- Назовите проверочные слова.

Упражнения творческого характера.

  1. Выпишите из текста однокоренные слова. Среди однокоренных слов подчеркните проверочные.

Морская служба.

Без моря не могут жить моряки. Трудна и почётна эта служба. Мечтают о заморских плаваньях и ребята. Они видят парусные корабли. Фрегаты тихо плывут по взморью.

  1. Составьте предложения из слов с безударными гласными (тр_пинки лесные) по вопросам «что? какие? куда ведут?»

  2. Из слов, записанных на доске, составьте предложения. Устно назовите проверочное слово.

Самая, кладовая, для, колосья, нас, дорогая, хлеба.

Не имеют, золотые, цены, зёрна.

(Колосья хлеба – самая дорогая для нас кладовая. Золотые зерна не имеют цены).

  1. Подберите однокоренные слова. Составьте предложения со словами.

зем-, лет-, кот, кат-, кос-, вар-, вал-, голов-.

  1. Измените словосочетания по образце, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните проверочные слова.

М_ховая шапка – шапка из меха.

Зв_риный след – след … .

Ст_льная лента – лента из … .

  1. Измените данные словосочетания, чтобы получилось слово, отвечающее на вопрос: «что делать?» Проверочное слово укажите в скобках или подчеркните.

Заниматься чтением - ч_тать (…),

заниматься письмом – п_сать (…),

делать примерку – прим_рять (…).

  1. Определить, какая гласная в корне проверена.

Трепещет – тр_п_тали,

подголосок – г_л_са.

  1. К данным словам припишите рядом слова с противоположным значением. Укажите проверочные слова.

Дешёвый - … , маленький - … , тяжело - … .

Упражнения на списывание.

  1. Спишите. Подчеркните безударную гласную в корне и проверочное слово.

Дорога шла в гору. Гористая местность была мне хорошо знакома, и горный воздух был особенно чистым и приятным.

  1. Выпишите из текста слова с безударной гласной в корне, припишите проверочные однокоренные.

В лесу есть низина. Там у лисы нора. В норе пятеро лисят. Лиса несёт птицу своим деткам. Лисица тихо идёт по земле. След заметает хвостом.

  1. Спишите предложения, вставляя в текст подходящие по смыслу слова.

За окном прокричал … петух (г_л_систый). Поляна была укрыта … ковром одуванчиков (з_л_тым).

Упражнения, направленные на формирование умения выбирать проверочное слово с ударной гласной в корне.


Упражнение на списывание.

  1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Припишите из скобок нужное проверочное слово.

Зв_зда (звёздный, звёзды), м_рщинки (морщины, сморщенный), п_тёрка (пятёрочка, пять, пятый).

  1. Спишите. Подчеркните среди группы однокоренных слов нужное с ударной гласной в корне.

Садик, сад, садовник, садочек.

Упражнения творческого характера.

  1. Из двух слов выберете проверочное. Запишите, вставляя пропущенную гласную.

Следом, следы – наследил.

  1. Выберете из слов проверочные и запишите их к данному корню (слова диктует учитель).

-мест-

Местечко, местный, место, вместить, вместительный, предместье, разместил.

-мер-

Мерить, пример соизмерение, примерка, умеренный.

А теперь о некоторых методических приемах, позволяющих или не допускать ошибок, или быстро их находить и исправлять.

1. Следует сделать индивидуальные пакеты звуковых схем. Они нужны, чтобы каждый ученик самостоятельно мог составить звуковую схему к заданному слову.

2. Когда заканчивается обучение грамоте, каждому ученику выдается «волшебный квадрат» (5×5). Этот квадрат лежит у ученика в тетради. Квадрат будет обладать волшебной силой. Для этого квадрат накладывается на первое слово предложения. Постепенно, двигая его вправо, ученик открывает первый слог слова, потом второй и т.д. Квадрат как бы притормаживает движение глаза, заставляет быть внимательнее. Этот прием дает хорошие результаты.

3. По мере изучения новых тем и соответственно новых правил добавляются другие приемы проверки написания слов. Например: найти три слова с проверяемой безударной гласной.

4. Когда в упражнении дается задание вставить пропущенную букву или слово, учитель на доске записывает все необходимые слова в строчку и закрывают их занавеской. Когда ученики заканчивают писать упражнение, учитель открывает одно слово и просит прочитать его вслух по слогам. Далее дети находят это слово у себя и проверяют его.

5. При изучении какой-либо темы учитель ежедневно дает задание подчеркнуть в корне безударную гласную, заостряя таким образом внимание ученика на изучаемой орфограмме.

6. Для формирования орфографической зоркости необходимо предложить следующее упражнение. На доске написать два слова со звонкой и глухой согласной, два слова с проверяемой безударной гласной, два слова с удвоенной согласной. Дать задание: выписать слова с проверяемой безударной гласной.

7. Предложить детям написать по памяти пять слов с безударной гласной в корне и обязательно подчеркнуть их. Это упражнение можно продолжить.

После того, как учащиеся написали пять слов по памяти, учитель открывает доску, на которой написаны 10 слов на данную тему. Дет списывают те слова, которых у них нет, подчеркивая безударную гласную в корне.

8. Хорошо развивает орфографическую зоркость игра «Огоньки». На доске записано предложение. Ученики «зажигают» огоньки под изученными орфограммами, то есть прикрепляют красные кружки, а затем записывают предложение в тетрадь.

9. Необходимо с 1 класса весту такую работу, как письмо с проговариванием. Ученик диктует предложение, произнося каждое слово орфографически. Артикуляция является составной частью в процессе письма.

10. Письмо с комментированием. Ученик диктует предложение и объясняет все орфограммы.

11. Перед диктантом, изложением, сочинением следует проводить такую работу. Выписать все трудные слова и включить их в работу на уроке. Дети читают эти слова хором и индивидуально, запоминают или объясняют их написание, составляют с ними предложения. Это дает возможность предупредить ошибки в диктантах, изложениях и сочинениях.

12. После проведения диктанта учитель выписывает в отдельную тетрадь все слова, в которых учащиеся допустили ошибки. На следующий день учитель выписывает их на доску. Дети устно объясняют орфограммы в этих словах, проговаривают их хором и индивидуально, а затем учитель проводит составленный из этих слов небольшой диктант на 3-5 минут. И так до тех пор, пока дети не усвоят все слова.

13. Некоторые виды диктантов позволяют развить орфографическую зоркость. Например, диктант «Проверь себя». Ученики пишут под диктовку, а те слова, в написании которых появляются сомнения, пропускают. После диктанта дети спрашивают учителя, как нужно писать правильно то или иное слово. И только после этого вставляют нужную орфограмму. В этом случае важно поддержать ученика, не унижать его достоинства.

14. Диктант с обоснованием. Учитель диктует слова с безударной гласной, проверяемой ударением. Ученик должен записать проверочное слово, а затем то, которое диктует учитель, то есть обосновать орфограмму.

15. Диктант (но не контрольный) с простукиванием. Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с безударной гласной в корне.

16. Диктант «Найди слова». Учитель диктует несколько предложений и дает задание: подчеркнуть те слова, которые можно проверить. Это могут быть слова с проверяемой безударной гласной. Все диктанты должны быть небольшими по объему.

17. Работая, учитель переходит к изучению все новых и новых тем. Учащиеся должны регулярно повторять ранее изученные темы. Для этого нужно ежедневно отводить 5 минут. Все эти методические приемы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звуко-буквенного анализа, самоконтроль.

Система работы над безударными гласными состоит из следующих этапов (таблица). Хорошо отработав все этапы, учитель дает им после изучения темы. Это осуществляется путем подбора специального языкового материала.

В последние годы в общении стали применяться элементы программированного обучения. Одним из этих элементов является алгоритмизация учебного процесса. Использование алгоритма призвано облегчить учащимся применение правил при письме. На первых порах работы с использованием алгоритмов учитель дает детям образец применения его на практике, а затем предлагает учащимся объяснить правописание слов, используя данный алгоритм.

Предмет наблюдений на уроках

Формируемые понятия

Выводы из наблюдений

1. Ударение. Факты ударности и безударности. Смыслоразличительная роль ударения

«Ударение», «ударная гласная», «безударная гласная»

Ударение – это более четкое и ясное произнесение одного гласного в слове, который и называется ударным. Ударные гласные слышатся и пишутся одинаково. Безударный гласный – это звук, на который не падает ударение, он слышится нечетко и может не соответствовать написанию.

2. Родственные слова. Единство слов по смыслу и их разница в значении и написании.

«Родственные слова»

Слова, обозначающие разные предметы, действия и признаки предметов, могут быть близкими по смыслу. Они называются родственными.

3. Однокоренные слова. Единство слов по смыслу и общей части. Однокоренные слова и слова с похожими корнями, но разными по смыслу (шипы – шипит, рис - рисунок).

Ударные и безударные гласные в корнях родственных слов.

«Корень слова», «однокоренные слова»

Общий смысл родственных слов заключен в их общей части. Эта часть называется корнем, а родственные слова – однокоренными. Слова с одинаковым корнем могут не быть родственными. Гласный в корне пишется одинаково во всех родственных словах независимо от его произнесения. Слова с ударным гласным в корне являются проверочными для слов с безударным гласным.

4. Способ проверки безударных гласных в корнях слов.

«Проверочное слово»

Чтобы проверить безударный гласный в корне, надо подобрать проверочное родственное слово.

Например:

1-й шаг. Произнесите проверяемое слово. Есть ли в нем гласные в безударных слогах? Если есть, то какие? Назовите их. Если это «я, а, о, е, и» – нужно проверить, если «у, ы, ю» - не надо.

2-й шаг. Подберите проверочное слово, измените его так, чтобы проверяемый звук оказался под ударением. Произнесите его так, чтобы проверяемый звук оказался под ударением. Произнесите оба слова вместе, выделите ударный слог.

3-й шаг. Пишите гласную букву в соответствии со звуком, который слышится под ударением. Проверьте написанное и т.д.

Другой пример – алгоритм проверки безударной гласной (до введения понятий «корень», «родственные слова»).

1-й шаг. Произнесите проверяемое слово. Есть ли в нем гласные в безударных слогах? Если есть, то какие? Назовите их.

2-й шаг. Подберите проверочное слово. Если нужно, измените слово так, чтобы проверяемый звук оказался под ударением. Произнесите оба слова вместе, выделяя ударный слог.

Алгоритм объяснения безударных гласных может быть таким:

1. Выяснить значение слова.

2. Поставить в слове ударение и выделить безударную гласную.

3. Разобрать слово по морфологическому составу, выделить корень.

4. Подобрать больше однокоренных слов, поставить в них ударение.

5. Выбрать из однокоренных слов проверочные.

6. Объяснить написание безударных гласных.

Очень важно, чтобы учащиеся усвоили последовательность работы над безударными гласными корня.

Другой важный элемент программирования – выборочный ответ. Этот прием рассчитан на самостоятельное решение учащимися поставленной задачи. Суть приема: учащимся предлагается задание с указанием возможных ответов, из них лишь один правильный. Задание может быть оформлено так: из данных ответов выбрать правильный и записать его, объяснив свой выбор, указать ошибки в остальных.

Например:

слова

ответы

з_мля

е

е

е

е

стр_на

а

о

а

о

з_ма

и

и

и

и

св_зать

е

я

я

и

Этот пример наиболее понятен для учащихся 1 и 2 классов. В 3-4 классах задания усложняются. Например:

слова

ответы

1

2

3

4

5

6

стр_ла

е

и

е

е

е

е

л_нейка

и

и

и

и

е

и

к_вер

о

о

о

а

о

о

з_мля

и

е

е

е

е

е

п_руса

а

а

а

а

а

о

Применение алгоритмов и использование выборочного ответа детей к осознанному и достаточно прочному закреплению теории на практике.

В 2022 – 2023 учебном году я взяла третий класс. Ученики затруднялись в разборе по составу, часто забывали, что безударных гласных, проверяемых ударением, всего лишь 5, не всегда правильно подбирали проверочное слово; были и такие случаи, когда то проверочное слово, которое подбиралось учеником, реально не существовало. В этом году изучая тему: «Безударные гласные в корне слова» в четвёртом классе постоянно работаю над составом слова, на всех уроках уточняю лексическое значение трудных, с точки понимания, слов, заостряю внимание на 5 гласных: «а, о, и, е, я». Учащиеся, работая у доски, объясняя для класса, пользуются алгоритмом.

Меньше ошибок в письменных работах после того, как ученики стали выполнять работу над ошибками всех работ. Работа над ошибками предусматривает нахождение слов с безударными гласными и проверку. Систематически на уроках провожу индивидуальную работу с детьми, которые затрудняются при изучении данной темы.

Повышает уровень безошибочных работ и работа с кгнигой.