Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. Обобщение знаний об именах существительных трёх склонений. Цели: познакомить с таблицей падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения единственного числа и способами проверки безударных падежных окончаний имён существительных. Обобщить знания об именах существительных трёх склонений.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
l. Организационный момент
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!
- Улыбнулись друг другу, улыбнулись мне, гостям. С хорошим настроением мы начинаем урок.
II. Словарный диктант.
Пассажир, железо, костюм, корабль, шофер, багаж, человек, каникулы, прекрасны, горизонт, хозяин, билет, здесь, еще. (Взаимопроверка и оценивание) Проверка. Слайд.
- Сегодня новое словарное слово. Посмотрите на слайд, Что изображено на картине, каким словом можно это назвать? (пейзаж) Слайд.
- Составим предложение с новым словом. Какое более удачное? (Ребята в классе рисуют зимний пейзаж.)
- Разберем по членам предложения.
- Определите части речи и запиши их. У имени существительного определите склонение и падеж.
— Выполните звуко-буквенный разбор слов снежки. ( Коллективная проверка).
Ill. Самоопределение к деятельности
Работа в группах.
- Вспомним правила работы в группе. (Отвечают). У вас 5 минут времени. (Фиксируют его на часах)
Задание.
- Прочитайте словосочетания. Вставьте пропущенные буквы в окончаниях имен существительных.
Вспоминать о лет.., пригодится в жизн.., учиться грамот.., прийти с подарк.., появились на неб.., прожить до старост.., сидеть на скамейк.., идти пол...
— На какие группы можно разделить эти словосочетания?
(С именами существительными 1, 2 и 3-го склонения.) — Назовите окончания имён существительных.
- Какая группа выполнила задание без ошибок?
— Как проверить безударные падежные окончания имён существительных?
- Итак, что мы только, что делали? (определяли окончания 1, 2, 3 склонении)
- Определите тему урока
— Сформулируйте задачи урока. (Обобщить знания о правописании падежных окончаний имён существительных и способах проверки.) Слайд.
lV. Работа по теме урока
- Давайте вспомним, как мы раньше проверяли безударные гласные у существительных.
Упр. 181 (с. 102). Слайд.
— Рассмотрите таблицу.
— Назовите окончания существительных 1,2 и 3-го склонения в начальной форме.
— Сравните окончания существительных в косвенных падежах. В каких падежах существительные имеют одинаковые окончания? (В родительном падеже одинаковые окончания имеют существительные 1-го и 3-го склонения. В предложном падеже — 1-го и 2-го склонения.)
— Прочитайте, какие слова надо просклонять. Какие из этих слов имеют ударные окончания? безударные окончания? — Как пишутся ударные и безударные окончания?
— Просклоняйте существительные 1-го склонения.
(Учащиеся по цепочке склоняют существительные змея и чайка, сравнивая окончания с окончаниями в таблице. Аналогичная работа проводится с существительными 2-го и 3-го склонения.)
— Какой вывод вы можете сделать? (Ударные и безударные падежные окончания существительных пишутся одинаково.)
V. Физкультминутка
Я иду, и ты идешь — раз, два, три. (Шаги на месте.)
Я пою, и ты поешь — раз, два, три. (Хлопки в ладоши.)
Мы идем, и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шаги на месте.)
VI. Продолжение работы по теме урока. Работа по учебнику
Упр. 182 (с. 103).
— Прочитайте, как называется таблица.
— Сколько способов проверки здесь представлено?
— Проанализируем первый способ. Прочитайте алгоритм. Что значит «вспомнить окончание»? (Надо выучить окончания по таблице и вспоминать их.)
— Прочитайте примеры. Приведите свои примеры.
— Познакомьтесь со вторым способом. Сколько шагов в этом алгоритме? (Два шага: определить склонение, подставить слово с ударным окончанием)
— Дайте оценку способов проверки безударных падежных окончаний существительных. Какой способ удобнее? Каким вам пользоваться легче?
— Прочитайте предложения.
— Обоснуйте правильность написания окончаний по алгоритму.
— Разберите предложение по членам. (Самопроверка.) Слайд.
VII. Рефлексия Работа по карточкам
— Спишите, употребив слова, данные в скобках, в нужном падеже. Выделите окончания существительных.
1) На (ветка, сирень) распевал соловей. 2) На (крыша, дом) прыгали воробьи. 3) Самолёт кружил над (озеро, деревня, лес). 4) По (поляна) вьётся узкой (ленточка) тропинка к лесной (опушка). (Взаимопроверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
VllI. Подведение итогов урока
— Как нужно действовать, чтобы узнать какую букву писать в безударном падежном окончании имени существительного?
— Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?
Домашнее задание
Упр. 183 (с. 103).