ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
Предмет | Русский язык | Класс | 2 |
Тема урока | «Правописание буквосочетаний ЧУ - ЩУ». |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Познакомить с правописанием буквосочетаний чу / щу; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся. | Регулятивные: Учить ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно. | Способность к доброжелательности, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе. |
Решаемые учебные проблемы | Неумение пользоваться алгоритмом грамотного письма буквосочетаний чу / щу, жи /ши, ча/ща. |
Основные понятия, изучаемые на уроке | |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | - |
Образовательные интернет-ресурсы | - |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
1. ЭТАП 1 Актуализация знаний |
Деятельность учителя Организационный момент. - Здравствуйте, ребята! Приготовьтесь, пожалуйста, к работе. . Чему мы научились на предыдущем уроке? - Правильно. Давайте с вами повторим. Я приготовила для вас следующее задание. Прочитайте слова, записанные на доске. (Ж…воные, ж..раф, маш…на, ч…ща, пищ…т, леж…т). В каких частях речи бывают буквосочетания жи-ши, ча-ща? - В каком месте слова бывают буквосочетания, изученные на прошлом уроке? Каким способом мы пользовались при написании слов на эти правила? -Что вам надо помнить при выполнении задания? - Какое правило вам поможет обосновать выбор буквы? - А как вы будете действовать? | Деятельность учащихся - Здравствуйте. - Мы научились писать буквосочетания ча - ща, жи - ши. - 1) правило в учебнике; 2) алгоритм написания слов с этими буквосочетаниями. - Надо не просто вставить буквы, а еще и обосновывать ее выбор, почему надо написать именно эту букву. - «Правописание буквосочетаний жи - ши, ча – ща». - По алгоритму. |
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации |
Деятельность учителя Запищите в тетрадь слова: щука, чудо. какие буквы вы написали в первом слоге после согласных. У нас получились разные ответы при выполнении одного задания. - Какое задание вы выполняли? - В каком месте вы засомневались? -Почему возникло такое сомнение? -Если мы не знаем правила письма буквосочетаний чу/щу, то чему мы будем сегодня на уроке учиться? Сформулируйте тему нашего урока? | Деятельность учащихся У нас получились разные ответы при выполнении одного задания. - Вписывали буквы в слова «чудо» и «щука». - Какую букву написать после «Ч» и «Щ». - Мы не знаем правила, какую букву надо писать после «Ч» и «Щ» - «У» или Ю». - Будем учиться писать слова с буквосочетаниями чу-щу. - Правописание буквосочетаний ЧУ – ЩУ. |
3. ЭТАП целеполагания |
Деятельность учителя -Цель нашего урока? | Деятельность учащихся - Узнать с какой буквой у или ю писать буквосочетания ЧУ - ЩУ. |
4. ЭТАП планирования. |
Деятельность учителя -Чем будем сегодня заниматься? | Деятельность учащихся - На уроке мы познакомимся с правилом и будем выполнять упражнения. |
5 ЭТАП" Открытие" нового знании. |
Деятельность учителя Поскольку данные буквосочетания, как и те, что мы изучали раньше, сложились исторически, я предлагаю вам открыть новое знание, проанализировав верно написанные слова. Учитель выставляет на доске план действий , затем раздает в группы аналогичные карточки с планом и карточки с заданием. План действий: 1) Произнеси слово; 2) Определи опасное место в буквосочетаниях чу-щу . 3) Примени правило написания этих буквосочетаний . 4) Обозначьте новую орфограмму; Сделайте вывод и впишите нужную букву . Проверьте орфограмму; Задание Чугун, свечу, ищу, тащу. Учащиеся работают в группах 1-2 минуты. - Кто готов рассказать о своем открытии? (Ученики формулируют правило сами) На доску выставляются составленные эталоны. - Как же нужно было написать слова «щука» и «чудак - Давайте откроем учебник и проверим, правильно ли мы рассуждали? Прочитайте правило. - Сможете теперь правильно написать слова щука и чудо и объяснить, почему пишем так, а не иначе? - Молодцы, хорошо поработали, теперь отдохнем. Физкультминутка. На носочки поднимайся, Приседай и выпрямляйся. Ножки в стороны, Ножки вкось, Ножки вместе, Ножки врозь. | Деятельность учащихся Учащиеся открывают учебники и читают правило. Учащиеся работают в группах 1-2 минуты. - в буквосочетаниях ЧУ - ЩУ после Ч и Щ пишется буква «У». - Нужно писать с буквой «У». - Да. Дети под руководством одного из учеников выполняют физкультминутку. |
6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. |
Деятельность учащихся - Какие наши дальнейшие действия? Для тренировки предлагаю вставить буквы в рифмовку. Я грамотно писать хоч_, Слова на Ч_ и Щ_ уч_: Ч_лок, и ч_до, и ч_гун, Ч_дак, и щ_ка, и ворч_н. Ч_мазый, ч_чело, ч_рбан, Ч_десный, ч_вство и ч_лан, Крич_, ворч_, ищ_, тащ_ - Я с У пишу и Чу и ЩУ! Поставьте ударение в словах. Что заметили? - Какой вывод сделаем? Учащиеся работают с карточками. Первые два слова рифмовки разбираются фронтально у доски. Затем учащиеся работают в парах, применяя алгоритм и по очереди шепотом проговаривая друг другу правило. Образец: 1) Произношу слово «щука». Есть опасное место - буквосочетание ЩУ. Применяю правило: «ЧУ – ЩУ пишу с У», 2) Ишу в слове «щука» после Щ букву У. 3) Обозначаю орфограмму - щука. 4) Проверяю по правилу или алгоритму. - Молодцы! Вместе хорошо поработали! Теперь как вы можете проверить, что знаете новое правило? Написать самостоятельную работу, используя толковый словарь: Щ_ка, ч_м, ищ_, молч_, Все слова на ЧУ и ЩУ. Я их твердо зауч_ И пятерку получ_. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Учитель предлагает учащимся выполнить самостоятельную работу на карточке. - На парте у каждого лежат карточки с красной меткой. Возьмите их. Прочитайте задание и выполните, применяя алгоритм и новое правило. Учащиеся работают самостоятельно, после чего они берут карточку с зеленой меткой и осуществляют самоконтроль по готовому образцу. Проверяйте каждое слово по образцу. В том месте, где написание вставленных букв совпадает с образцом, поставьте в своей работе над словом плюс. Посчитайте, сколько всего плюсов у вас получилось? Оцените работу по следующим критериям на обратной стороне образца. Учащиеся оценивают свою работу по критериям. Проанализируйте место и причину ошибки. Проверка вместе с учителем. | Деятельность учителя (Нам надо потренироваться.) Ребята выполнят задание. - Ударная и безударная позиции буквосочетаний чу-щу. - Буквосочетания чу-щу пишу с у. Выполняют упражнение. Выполняют самостоятельную работу. |
7 ЭТАП Рефлексия (итог урока). |
Деятельность учителя Молодцы! Теперь подведём итог урока. - С каким затруднением на уроке вы столкнулись? - Какую цель ставили на уроке? -Как пишутся буквосочетания ЧУ - ЩУ? - Чем будем пользоваться? - Мголодцы! | Деятельность учащихся - Не знали, как написать слова с буквосочетаниями ЧУ - ЩУ. -Выяснить, как пишутся слова с буквосочетаниями ЧУ - ЩУ. - Буквосочетания ЧУ - ЩУ писать надо с буквой У. - Правилом из учебника или планом действий (алгоритмом). |
8 ЭТАП Домашнее задание Выучить правило и упр |
-подбери проверочное слово, в котором безударный звук стал ударным или проверь по словарю.
Щ_ка, ищ_, молч_, ч..гун.
Все слова на ЧУ и ЩУ.
Я их твердо зауч_ И пятерку получ_.
Я грамотно писать хоч_, Слова на Ч_ и Щ_ уч_: Ч_лок, и ч_до, и ч_гун, Ч_дак, и щ_ка, и ворч_н. Ч_мазый, ч_чело, ч_рбан, Ч_десный, ч_вство и ч_лан, Крич_, ворч_, ищ_, тащ_ -Я с У пишу и ЧУ и ЩУ!