СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Правописание буквосочетаний ЧУ - ЩУ».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Правописание буквосочетаний ЧУ - ЩУ».»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА


ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Русский язык

Класс

2

Тема урока

«Правописание буквосочетаний ЧУ - ЩУ».

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Познакомить с правописанием буквосочетаний чу / щу; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

Регулятивные: Учить ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Способность к доброжелательности, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе.

 

Решаемые учебные проблемы

Неумение пользоваться алгоритмом грамотного письма буквосочетаний чу / щу, жи /ши, ча/ща.

Основные понятия, изучаемые на уроке


Вид используемых на уроке средств ИКТ

-

Образовательные интернет-ресурсы

-

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний

Деятельность учителя


Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Приготовьтесь, пожалуйста, к работе.

. Чему мы научились на предыдущем уроке?

- Правильно.

Давайте с вами повторим.

Я приготовила для вас следующее задание.

Прочитайте слова, записанные на доске.
(Ж…воные, ж..раф,  маш…на, ч…ща, пищ…т, леж…т).

В каких частях речи бывают буквосочетания жи-ши, ча-ща?

- В каком месте слова бывают буквосочетания, изученные на прошлом уроке?

         Каким способом мы пользовались при написании слов на эти правила?

-Что вам надо помнить при выполнении задания?

- Какое правило вам поможет обосновать выбор буквы?

- А как вы будете действовать?



Деятельность учащихся


- Здравствуйте.




- Мы научились писать буквосочетания ча - ща, жи - ши.















- 1) правило в учебнике; 2) алгоритм написания слов с этими буквосочетаниями.


- Надо не просто вставить буквы, а еще и обосновывать ее выбор, почему
надо написать именно эту букву.





- «Правописание буквосочетаний жи - ши, ча – ща».

- По алгоритму.







2. ЭТАП Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя


Запищите в тетрадь  слова: щука, чудо.


какие буквы вы написали в первом слоге после согласных.

У нас получились разные ответы при выполнении одного задания.



- Какое задание вы выполняли?

- В каком месте вы засомневались?

-Почему возникло такое сомнение?



-Если мы не знаем правила письма буквосочетаний  чу/щу, то чему мы будем сегодня на уроке учиться?


Сформулируйте тему нашего урока?

Деятельность учащихся






У нас получились разные ответы при выполнении одного задания.



- Вписывали буквы в слова «чудо» и «щука».

- Какую букву написать после «Ч» и «Щ».

- Мы не знаем правила, какую букву надо писать после «Ч» и «Щ» - «У» или Ю».



- Будем учиться писать слова с буквосочетаниями чу-щу.

- Правописание буквосочетаний ЧУ – ЩУ.


3. ЭТАП целеполагания


Деятельность учителя

-Цель нашего урока?

Деятельность учащихся

- Узнать с какой буквой у или ю писать буквосочетания ЧУ - ЩУ.


4. ЭТАП планирования.


Деятельность учителя


-Чем будем сегодня заниматься?

Деятельность учащихся

- На уроке мы познакомимся с правилом и будем выполнять упражнения.

5 ЭТАП" Открытие" нового знании.


Деятельность учителя

Поскольку данные буквосочетания, как и те, что мы изучали раньше, сложились

исторически, я предлагаю вам открыть новое знание, проанализировав верно написанные слова.

Учитель выставляет на доске план действий , затем раздает в группы аналогичные

карточки с планом и карточки с заданием.

План действий:

1) Произнеси слово;

2) Определи опасное место  в  буквосочетаниях  чу-щу .

3) Примени правило написания этих буквосочетаний .

4) Обозначьте новую орфограмму;

Сделайте вывод и впишите нужную букву .

Проверьте орфограмму;


Задание

Чугун, свечу, ищу, тащу.

Учащиеся работают в группах 1-2 минуты.

-        Кто готов рассказать о своем открытии?

(Ученики формулируют правило сами)


На доску выставляются составленные эталоны.

- Как же нужно было написать слова «щука» и «чудак

- Давайте откроем учебник и проверим, правильно ли мы рассуждали?

Прочитайте правило.



- Сможете теперь правильно написать слова щука и чудо и объяснить, почему пишем так, а не иначе?


- Молодцы, хорошо поработали, теперь отдохнем.


Физкультминутка.


На носочки поднимайся,

Приседай и выпрямляйся.

Ножки в стороны,

Ножки  вкось,

Ножки вместе,

Ножки врозь.




Деятельность учащихся


Учащиеся открывают учебники и читают правило.



















Учащиеся работают в группах 1-2 минуты.



- в буквосочетаниях ЧУ - ЩУ после Ч и Щ пишется буква «У».

- Нужно писать с буквой «У».






- Да.
















Дети под руководством одного из учеников выполняют физкультминутку.

6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

Деятельность учащихся

- Какие наши дальнейшие действия?




Для тренировки предлагаю вставить буквы в рифмовку.

  • Я грамотно писать хоч_,

  • Слова на Ч_ и Щ_ уч_:

  • Ч_лок, и ч_до, и ч_гун,

  • Ч_дак, и щ_ка, и ворч_н.

  • Ч_мазый, ч_чело, ч_рбан,

  • Ч_десный, ч_вство и ч_лан,

  • Крич_, ворч_, ищ_, тащ_ -

  • Я с У пишу и Чу и ЩУ!


Поставьте ударение в словах. Что заметили?

- Какой вывод сделаем?


Учащиеся работают с карточками. Первые два слова рифмовки разбираются фронтально у доски.

Затем учащиеся работают в парах, применяя алгоритм и по очереди шепотом  проговаривая друг другу правило.

Образец:        

1) Произношу слово «щука». Есть опасное место - буквосочетание ЩУ. Применяю правило: «ЧУ – ЩУ пишу с У»,

2) Ишу в слове «щука» после Щ букву У.

3) Обозначаю орфограмму - щука.

4) Проверяю по правилу или алгоритму.


- Молодцы! Вместе хорошо поработали! Теперь как вы можете проверить, что знаете новое правило?

 Написать самостоятельную работу, используя толковый словарь: Щ_ка, ч_м, ищ_, молч_, Все слова на ЧУ и ЩУ. Я их твердо зауч_ И пятерку получ_.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учитель предлагает учащимся выполнить самостоятельную работу на карточке.

-        На парте у каждого лежат карточки с красной меткой. Возьмите их. Прочитайте
задание и выполните, применяя алгоритм и новое правило.

Учащиеся работают самостоятельно, после чего они берут карточку  с зеленой меткой и осуществляют самоконтроль по готовому образцу.

  • Проверяйте каждое слово по образцу. В том месте, где написание вставленных букв совпадает с образцом, поставьте в своей работе над словом плюс.

  • Посчитайте, сколько всего плюсов у вас получилось?

  • Оцените работу по следующим критериям на обратной стороне образца. Учащиеся оценивают свою работу по критериям.

  • Проанализируйте место и причину ошибки.

Проверка вместе с учителем.

Деятельность учителя

(Нам надо потренироваться.)




Ребята выполнят задание.








- Ударная и безударная позиции буквосочетаний чу-щу.

- Буквосочетания чу-щу пишу с у.





Выполняют упражнение.



Выполняют самостоятельную работу.


7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).


Деятельность учителя


Молодцы! Теперь подведём итог урока.


- С каким затруднением на уроке вы столкнулись?

- Какую цель ставили на уроке?


-Как пишутся буквосочетания ЧУ - ЩУ?


- Чем будем пользоваться?


- Мголодцы!

Деятельность учащихся



- Не знали, как написать слова с буквосочетаниями ЧУ - ЩУ.

-Выяснить, как пишутся слова с буквосочетаниями ЧУ - ЩУ.

- Буквосочетания ЧУ - ЩУ писать надо с буквой У.


- Правилом из учебника или  планом действий (алгоритмом).


8 ЭТАП Домашнее задание

Выучить правило и упр







Приложение

       

1. Карточка с буквосочетаниями:        ЖИ - ШИ       ЧА - ЩА

2. Карточка со словами:        Ж…вотые, ж..раф ,  маш…на, ч…ща, пищ…т, леж…т.

3.План для групп на этапе открытия.

А) Произнеси слово;

Б) Определи опасное место в  буквосочетаниях жи-ши, ча-ща;

В) Если в звукосочетаниях жи-ши, ча-ща гласный ударный, то

примени правило написания этих буквосочетаний ;

Г) Если в звукосочетаниях жи-ши, ча-ща  гласный безударный, то

-подбери  проверочное слово, в котором безударный звук стал ударным   или проверь по словарю.

-примени правило написания буквосочетаний жи-ши,  ча-ща

4.Карточки для групп со словами (Верчу, кручу, ищу, тащу).

5. Карточка для первичного закрепления: закрепления (на каждого):

Щ_ка, ищ_, молч_, ч..гун.

Все слова на ЧУ и ЩУ.

Я их твердо зауч_ И пятерку получ_.

6Карточка для самостоятельной работы:

Вставь пропущенные буквы.

Выдели орфограмму.

Я грамотно писать хоч_, Слова на Ч_ и Щ_ уч_: Ч_лок, и ч_до, и ч_гун, Ч_дак, и щ_ка, и ворч_н. Ч_мазый, ч_чело, ч_рбан, Ч_десный, ч_вство и ч_лан, Крич_, ворч_, ищ_, тащ_ -Я с У пишу и ЧУ и ЩУ!