СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку русского языка по теме: «Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу»

Просмотр содержимого документа
««Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу»»

«Правописание буквосочетаний  жи – ши, ча – ща,  чу – щу» Выполнила: Панина Татьяна

«Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу»

Выполнила: Панина Татьяна

Остановка «Догадайся!» Русские слова с жи-ши Через и всегда пиши. И конечно, ча и ща Мы напишем с буквой а. Ну а щу и чу, - Я серьезно, не шучу, - С буквой у всегда дружны, И заметить мы должны: В иностранных лишь словах Ю встречается в корнях: Парашют, жюри, брошюра – Вот такая в них структура. Определите, какие орфограммы встречались в этом стихотворении и сформулируйте тему урока.

Остановка «Догадайся!»

Русские слова с жи-ши

Через и всегда пиши.

И конечно, ча и ща

Мы напишем с буквой а.

Ну а щу и чу, -

Я серьезно, не шучу, -

С буквой у всегда дружны,

И заметить мы должны:

В иностранных лишь словах

Ю встречается в корнях:

Парашют, жюри, брошюра –

Вот такая в них структура.

Определите, какие орфограммы встречались в этом стихотворении и сформулируйте тему урока.

«Правописание буквосочетаний  жи – ши, ча – ща,  чу – щу»

«Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу»

Остановка «Чистюлька

Остановка «Чистюлька"

Какими звуками на письме они обозначаются? Дайте характеристику этих звуков.

(Шипящие, звуки [Ж] и [Ш] всегда твёрдые, звуки [Ч’] и [Щ’] всегда мягкие).

Какие знаете сочетания с данными буквами?

Запишите красиво буквы в тетрадь.

Остановка

Остановка "Познавай-ка"

Отгадай загадку

Он хорош для кислых щей

Помимо прочих овощей.

Щавель – это травянистое растение с кислыми съедобными листьями. Листья щавеля богаты витамином С. Витамин С помогает организму бороться с болезнями и лучше видеть.

Щ а вель

Остановка

Остановка "Познавай-ка"

А вы согласны, что в слове «щавель»:

1. 2 слога?(проговорите) +

2. Звуков столько же, сколько букв?(проговорите) -

3. Ударение падает на 1 слог? –

4. В слове 2 гласных звука?(проговорите) +

Вставьте в слова пропущенные буквы: Ж…раф, ч…лок, щ…ка, маш…на, ч…шка. Ж и раф, ч у лок, щ у ка, маш и на, ч а шка. Буквосочетание – это такое сочетание нескольких букв, которое при произношении читается как один звук.

Вставьте в слова пропущенные буквы:

Ж…раф, ч…лок, щ…ка, маш…на, ч…шка.

Ж и раф, ч у лок, щ у ка, маш и на, ч а шка.

Буквосочетание – это такое сочетание нескольких букв, которое при произношении читается как один звук.

Почему не буква Ы, а И. Говорим жырный, а писать приходится жирный… Почему??? Подумайте. Мы говорим шыть, а пишем шить, говорим жыть, а пишем жить, потому что так – шить - и – жить - и говорили и писали в древности; вот откуда и наши ошибки! Древние русичи как слышали, так и писали. У нас произношение изменилось, а пишем мы по-прежнему, по- старому. Поэтому ученые-грамматисты еще в прошлом веке условились писать после Ш и Ж всегда И, независимо от того, какой звук на этом месте слышится, когда говорим. Говорим шына, а пишем шина. Говорим жыраф, а пишем жираф. раньше звуки [ж] и [ш] считались мягкими, а буква и указывала на это. И даже теперь, когда в современном русском языке буквы обрели лишь твердое обозначение своего звучания, изменять правописание не стали, и теперь приходится запоминать такие вот необычные законы языка.

Почему не буква Ы, а И.

Говорим жырный, а писать приходится жирный…

Почему??? Подумайте.

Мы говорим шыть, а пишем шить, говорим жыть, а пишем жить, потому что так – шить - и – жить - и говорили и писали в древности; вот откуда и наши ошибки!

Древние русичи как слышали, так и писали.

У нас произношение изменилось, а пишем мы по-прежнему, по- старому.

Поэтому ученые-грамматисты еще в прошлом веке условились писать после Ш и Ж всегда И, независимо от того, какой звук на этом месте слышится, когда говорим.

Говорим шына, а пишем шина.

Говорим жыраф, а пишем жираф.

раньше звуки [ж] и [ш] считались мягкими, а буква и указывала на это. И даже теперь, когда в современном русском языке буквы обрели лишь твердое обозначение своего звучания, изменять правописание не стали, и теперь приходится запоминать такие вот необычные законы языка.

Запомни! В сочетания ЧА – ЩА  Пишем только букву А ! В сочетания ЖИ – ШИ  Только И всегда пиши! В сочетания ЧУ – ЩУ  Пишут только букву У ! Исключения: брош ю ра, ж ю ри, параш ю т, Ж ю ль Верн.

Запомни!

В сочетания ЧА – ЩА Пишем только букву А !

В сочетания ЖИ – ШИ Только И всегда пиши!

В сочетания ЧУ – ЩУ Пишут только букву У !

Исключения: брош ю ра, ж ю ри, параш ю т, Ж ю ль Верн.

Остановка

Остановка "Проверяй-ка"

Запишите с доски в тетрадь слова, подчеркните орфограмму.

Жидкость, пушистый, щавель, дача, чудак, прищурил, щупальца .

Жидкость, пушистый, щавель, дача, чудак, прищурил, щупальца .

кувш__н , щ __пальца.

кувш__н

, щ __пальца.

Проверка! кувш__н , щ __пальца. Пассажир, Удача, Чучело, машина, перчатки, чулан, снежинки, щавель. щупальца. кувшин.

Проверка!

кувш__н

, щ __пальца.

Пассажир,

Удача,

Чучело,

машина,

перчатки,

чулан,

снежинки,

щавель.

щупальца.

кувшин.

Учащиеся записывают записывают под диктовку слова в два столбика: 1 – со звуком [ч’], 2 – со звуком [щ’]. Щука, чугун, удача, площадка, чайник, щур, трещать, перчатки, щавель. [ч’] [щ’] Чугун Щука Удача Площадка Чайник Щур Перчатки Трещать Щавель Щур – это небольшая северная певчая птица.

Учащиеся записывают записывают под диктовку слова в два столбика: 1 – со звуком [ч’], 2 – со звуком [щ’].

Щука, чугун, удача, площадка, чайник, щур, трещать, перчатки, щавель.

[ч’]

[щ’]

Чугун

Щука

Удача

Площадка

Чайник

Щур

Перчатки

Трещать

Щавель

Щур – это небольшая северная певчая птица.

Раскройте скобки так, чтобы получились словосочетания. Спишите и подчеркните орфограммы. Душистые (ландыш), колючие (ёж), спелые (груша), весёлые (чиж), огромные (лужа), цветные (карандаш), длинные (уж), высокие (камыш). Душистые ландыши, колючие ежи, спелые груши, весёлые чижи, огромные лужи, цветные карандаши, длинные ужи, высокие камыши.

Раскройте скобки так, чтобы получились словосочетания.

Спишите и подчеркните орфограммы.

Душистые (ландыш), колючие (ёж), спелые (груша), весёлые (чиж), огромные (лужа), цветные (карандаш), длинные (уж), высокие (камыш).

Душистые ландыши, колючие ежи, спелые груши, весёлые чижи,

огромные лужи, цветные карандаши, длинные ужи, высокие камыши.

Прочитайте пословицы. Вставьте пропущенные буквы и объясните смысл каждой пословицы. Спишите и подчеркните орфограммы. 1) Век ж__ви, век учись. 2) Дело верш__, да не спеш__. 3) Сам погибай, а товарищ__ выруч__й. 1) Век жи ви, век учись. 2) Дело вер ши , да не спе ши . 3) Сам погибай, а товари ща выру ча й.

Прочитайте пословицы.

Вставьте пропущенные буквы и объясните смысл каждой пословицы.

Спишите и подчеркните орфограммы.

1) Век ж__ви, век учись.

2) Дело верш__, да не спеш__.

3) Сам погибай, а товарищ__ выруч__й.

1) Век жи ви, век учись.

2) Дело вер ши , да не спе ши .

3) Сам погибай, а товари ща выру ча й.

Запишите сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, так чтобы конец и начало слов совпали.  1 ряд 2 ряд 3 ряд лу… …знь све… …сы сту… …гун гара… …лет ку… …й кри… …лки малы… …ло ро… …вель у Са… …шки  1 ряд 2 ряд 3 ряд лу жи  жи знь све ча  ча сы сту чу  чу гун гара жи  жи лет ку ча  ча й кри чу  чу лки малы ши  ши ло ро ща  ща вель у Са ши  ши шки

Запишите сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, так чтобы конец и начало слов совпали.

1 ряд 2 ряд 3 ряд

лу… …знь све… …сы сту… …гун

гара… …лет ку… …й кри… …лки малы… …ло ро… …вель у Са… …шки

1 ряд 2 ряд 3 ряд

лу жи жи знь све ча ча сы сту чу чу гун

гара жи жи лет ку ча ча й кри чу чу лки малы ши ши ло ро ща ща вель у Са ши ши шки

Орфографическая минутка. Запишите в тетради в строчку через запятую ответы на вопросы. Подчеркните орфограммы. Как называется африканское животное с длинной шеей? Какой инструмент используют, чтобы проколоть отверстие? Какой ты знаешь съедобный гриб с рыжей шляпкой? Как называется дикая роза? шило жираф рыжик шиповник

Орфографическая минутка.

Запишите в тетради в строчку через запятую ответы на вопросы. Подчеркните орфограммы.

  • Как называется африканское животное с длинной шеей?
  • Какой инструмент используют, чтобы проколоть отверстие?
  • Какой ты знаешь съедобный гриб с рыжей шляпкой?
  • Как называется дикая роза?

шило

жираф

рыжик

шиповник

Диктант. Шипят сердитые змеи. Маленькие шипят чуть слышно. У больших шипение громче. Очень громко шипит гадюка из Африки. Её даже зовут - шумящая гадюка. А гремучая змея гремит своей погремушкой на хвосте. Ещё змеи стрекочут, трещат и пищат. Эти звуки они издают с помощью своих чешуек. Вороны многое знают и предчувствуют. По ним можно безошибочно определить погоду. Прячут вороны клюв в перья плеча, усаживаются на макушки деревьев - мороз крепчает. Рассаживаются по нижним сучьям, прижимаются к земле - не миновать сильного ветра.

Диктант.

Шипят сердитые змеи. Маленькие шипят чуть слышно. У больших шипение громче. Очень громко шипит гадюка из Африки. Её даже зовут - шумящая гадюка. А гремучая змея гремит своей погремушкой на хвосте. Ещё змеи стрекочут, трещат и пищат. Эти звуки они издают с помощью своих чешуек.

Вороны многое знают и предчувствуют. По ним можно безошибочно определить погоду. Прячут вороны клюв в перья плеча, усаживаются на макушки деревьев - мороз крепчает. Рассаживаются по нижним сучьям, прижимаются к земле - не миновать сильного ветра.

Определи, на каких изображениях показаны слова с буквосочетаниями жи-ши, чу-щу, ча-ща, а на каких нет. Запиши номера картинок и то, что на них нарисовано в таблицу соответственно. Слова с буквосочетаниями жи-ши, чу-щу, ча-ща Слова-исключения 2 - щука, 4 - туча, 5 – лыжи. 1 – жюри, 2 – парашют. 1 2 3 4 5

Определи, на каких изображениях показаны слова с буквосочетаниями жи-ши, чу-щу, ча-ща, а на каких нет. Запиши номера картинок и то, что на них нарисовано в таблицу соответственно.

Слова с буквосочетаниями жи-ши, чу-щу, ча-ща

Слова-исключения

2 - щука, 4 - туча, 5 – лыжи.

1 – жюри, 2 – парашют.

1

2

3

4

5

В каком из вариантов везде пишется буква «и»? Ш__повник, ш__ны, камыш__. Мал__ш, шл__м, ш__шка. Ш__ло, ж__р, щ__ка. Шиповник, шины, камыши. Малыш, шлем, шишка. Шило, жир, щука. В каком из вариантов везде пишется буква «а»? Ч__сы, пассаж__р, уш__. Ш__ть, задач__, лыж__. Ч__ща, ч__йка, щ__вель. Часы, пассажир, уши. Шить, задача, лыжи. Чаща, чайка, щавель.

В каком из вариантов везде пишется буква «и»?

  • Ш__повник, ш__ны, камыш__.
  • Мал__ш, шл__м, ш__шка.
  • Ш__ло, ж__р, щ__ка.
  • Шиповник, шины, камыши.
  • Малыш, шлем, шишка.
  • Шило, жир, щука.

В каком из вариантов везде пишется буква «а»?

  • Ч__сы, пассаж__р, уш__.
  • Ш__ть, задач__, лыж__.
  • Ч__ща, ч__йка, щ__вель.
  • Часы, пассажир, уши.
  • Шить, задача, лыжи.
  • Чаща, чайка, щавель.
Рефлексия Каждый ученик получает карточку с заданием вставить пропущенные буквы и выделить орфограммы. Мама купила ч…йные ч…шки и блюдца. У Маш… и Миш… цветные карандаш… У Сереж… ч…десный новый рюкзак. Бабушка сварила щ…велевый суп. Взаимопроверка: дети обмениваются тетрадями и оценивают работу одноклассника, высказывают сове мнение.

Рефлексия

Каждый ученик получает карточку с заданием вставить пропущенные буквы и выделить орфограммы.

Мама купила ч…йные ч…шки и блюдца.

У Маш… и Миш… цветные карандаш…

У Сереж… ч…десный новый рюкзак.

Бабушка сварила щ…велевый суп.

Взаимопроверка: дети обмениваются тетрадями и оценивают работу одноклассника, высказывают сове мнение.

Итог урока. - Какова была тема на уроке? - Какие правила мы повторили? Что нового мы узнали? Какие задания понравились? - Какие задания вызвали затруднения?

Итог урока.

- Какова была тема на уроке?

- Какие правила мы повторили?

  • Что нового мы узнали?
  • Какие задания понравились?

- Какие задания вызвали затруднения?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя