СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание чередующихся гласных О и А в корнях

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правописание чередующихся гласных О и А в корнях»

Урок 48.

Тема. Правописание чередующихся гласных О и А в корнях.

Цели :: познакомить с чередованием гласных а — о в корнях -клан- — -клон-, -твар- — -твор-, -плав- — -плов-; обобщить правила правописания гласных в корнях с чередованием; закрепить умение различать корни с чередованием гласных и проверяемыми безударными гласными.

Личностные УУД. Осознание значимости учебной деятельности. Регулятивные УУД. Целеполагание.

Познавательные УУД. Синтез знаний. Подача учебного материала в форме таблицы.

Коммуникативные УУД. Монологическое высказывание. Сов-

местная работа.

Оборудование: учебник, раздаточный материал,

Ход урока

Ι. Организационный этап.

IΙ. Актуализация опорных знаний.

1.Словообразовательная разминка.

— Сгруппируйте слова по способам образования: подставка, подстаканник,

подтекст, подножка, подход, подкуп, подраздел, подворотничок, подливка. (Приставочный: подтекст, подраздел; суффиксальный: подставка, подливка; приставочно-суффиксальный: подстаканник, подножка, подворотничок; бессуффиксный: подход, подкуп.)

2. Проверка домашнего задания. Письмо по памяти(Упр.193)

Дополнительное задание: определить способ образования слов перелив, предрассветный.

III. Изучение нового материала.

1. Учитель сообщает учащимся о группе корней, в которых также имеется чередование гласных. Это корни -клан- — -клон-, -твар- — -твор-, -плав- — -плов-. Сравните: склониться, поклон, кланяться; творить, творчество, тварь; плавучий, плавательный, пловец. В этих корнях выбор гласной в безударной позиции диктуется традицией, как и в корнях -гар- — -гор-, -зар- — -зор-. Поэтому запомнить надо только тот вариант, который пишется без ударения: «Без ударения пиши: -гор-, -клон-, -твор-,зар-, -плав-. Но помни исключения: утварь, пловец, пловчиха». (Рекомендуется запоминать корни не в паре, а в том варианте, который встречается без ударения.)

2. Осложнённое списывание. Упражнение вынесено на доску(или предлагаются карточки), работа идёт под руководством учителя. Учащиеся комментируют правописание, графически выделяют орфограммы. Обозначают буквой « ч» корни с чередованием.

А. 1) В окно скл.. нился древний клён. (А. Пушкин) 2) Я плакал на заре, когда померкли дали. (С. Е с е н и н) 3) Г ..рит восток з ..рёю новой. (А. Пушкин) 4) Он видел в ней красу тв.. ренья!(В. К о з л о в) 5) Не сплю, но спящим притв ..рился. (А. К о л ь ц о в) 6) Погиб и кормщик и пл.. вец! (А. Пушкин) 7) Напрасно я ходил на покл..ненье в обители к великим чудотворцам. (А. Пушкин)

Б. Покл.. ниться, притв.. риться, стихотв.. рение, оз.. ренье, попл.. вок, укл няться, благотв ..рительный, пог.. релец, оз.. рять, нак.. нилась, спл.. влять, натв ..рить, дог.. рает, раств ..ритель,ск.. нение, утв. рь, обг.. ревший, тв.. рец, з.. рницы.

Физкультминутка. Грамматическая зарядка.

Если в корне буква А присаживаемся, если О ходим на месте.

Прикасаться, возлагать, заря, предлагать, сложить, касаться, загореть. Угорать, пригорать, растение, росток, соприкасаться, слагаемое, зарница, зарево.

IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.

1.Упражнение на различение похожих корней.

Задание: записать слова в столбики, сгруппировав их по лексическому значению. В словах с чередованием над корнем написать букву ч.

Озарить, разориться, озорной, разорительный, озорничать, зарево, позорный, обзор, беспризорный, озорник, прозорливый, узорчатый, озарённый, зарница, опозориться, зоркий, разорение, озорство, зорюшка.

Взаимопроверка.

2. Составление итоговой таблицы «Чередование гласных в корнях слов».

Приведём наши знания в порядок!

Оказывается, корней с чередованием так много, что в них недолго и запутаться. Поэтому давайте заполним таблицу. Запишите в каждый её столбик все известные вам корни.(Раздаточный материал. Пустые таблички)

Корни,зависящие от суффикса – А-

Корни,зависящие

от ударения

Корни,зависящие от согласного

Корни, зависящие от смысла




-равн-




-ровн-




-мак-




-мок-



















V. Подведение итогов урока.

— По каким признакам можно узнать корни с чередующимися гласными?

VI. Домашнее задание.

Прочитать стихотворение И. Никитина «Рассыпались звёзды, дрожат и горят…», выписать из него в два столбика слова — с чередующимися гласными в корнях слов и с проверяемыми гласными, обозначить орфограммы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!