СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание глаголов на -ться и -тся

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правописание глаголов на -ться и -тся»

министерсво образования и молодёжной политики республики коми

Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение

«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»



Технологическая карта

урока по русскому языку



Студентки 531 группы

социально-педагогического отделения

Каракчиевой Диана Станиславовны

Место проведения урока:

Школа № 18, класс 4«е»

Дата проведения урока: 20.04.2022

Начало урока

ФИО учителя школы:

Степанова Элита Васильевна

ФИО преподавателя-консультанта:

Макарова Екатерина Игоревна

Допуск к проведению урока:





Тема урока: Правописание тся и ться в возвратных глаголах

Учебный предмет:

Класс:

Русский язык

4

Цели урока:

Деятельностная: Создать условия для формирования УУД.

Содержательная: Сформировать знания о правописании -тся и -ться в возвратных глаголах.

Технологии, методы, приёмы:

ПДО, подводящий диалог, беседа, работа по учебнику

Основные понятия, термины:

Глагол, , возвратные глаголы, правописание –тся и –ться в возвратных глаголах

Тип урока:

Урок ОНЗ

Планируемые результаты урока:

Предметные:

  • знают, что такое глагол как часть речи

  • знают правило правописания возвратных глаголов на -тся и –ться

  • умеют применять правило правописания -тся и -ться в возвратных глаголах.


Личностные:

  • проявляют интерес к изучению русского языка

  • замотивированы к учебной деятельности

Метапредметные:

Коммуникативные :

  • оформляют свою мысль в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций;

  • умеют работать в паре

Познавательные:

  • работают с учебником

  • выполняют логические операции;

  • умеют работать с информацией

  • умеют наблюдать, сравнивать, делать выводы

Регулятивные: 

  • умеют оценивать свою деятельность

  • умеют самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать учебные задачи

Организация пространства:

Формы работы по организации деятельности детей:

  • фронтальная;

  • самостоятельная;


Ресурсы:

  • мультимедийная презентация

  • учебники










Этапы урока

Задачи этапов

Наглядность, оформление доски

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

I. Орг. момент

Задачи:

Организовать направленное внимание на начало урока (личн.)

Замотивировать к учебной деятельности (личн.)


-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Диана Станиславовна и сегодня я проведу у вас урок по русскому языку. Давайте проверим, все ли у нас готово к уроку. Внимательно посмотрите на своё рабочее место у вас на столах должны лежать: учебник, тетрадь, ручка. А теперь покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик? Молодцы! Теперь мы готовы начинать урок. 




-проверяют готовность к уроку


II. Актуализация знаний

Задачи:

  • актуализировать знания о глаголе как части речи; о категории времени и лица глагола (предм.)

  • развивать умение ставить вопрос к глаголу (предм.)

  • развивать умение принимать участие в учебном диалоге (ком.)

  • развивать умение осуществлять контроль учебных действий (регул.)






- Какую часть речи мы изучаем? (глагол)

- Что называется глаголом?



-Отлично, а на какие вопросы отвечает глагол?





-Что такое неопределённая форма глагола? (это начальная форма глагола. Неизменяемая форма глагола, она не указывает ни на время, ни на число глагола)

-На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? (отвечают на вопросы  что делать? или что сделать?)


-Какие глаголы называются возвратными?


-На какие вопросы отвечают возвратные глаголы в неопределенной форме?

-Приведите примеры возвратных глаголов?

-Молодцы! Что мы сейчас с вами повторили?

-глагол

-часть речи, которая обозначает действие предмета

-что сделать? что делать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать?

- неизменяемая форма глагола, она не указывает ни на время, ни на число глагола.

-что делать? что сделать?

-глаголы с суффиксом -ся

-что делать? что сделать?

-варианты ответов детей

-глаголы


III. Выход на тему урока

Задачи:

Личностные:

  • развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками

Предметные:

  • закрепить умения образовывать неопределённую форму глагола 

Метапредметные:

  • учить формулировать свои предположения (регул.)

  • учить определять тему и задачи урока (регул.)

  • развивать умение работать с информацией (позн.)

  • учить высказывать свою точку зрения (коммун.)

  • развивать умение принимать участие в учебном диалоге (комм.)











































-Вы уже многое знаете про глаголы, но как вы думаете? Знаете ли вы все про глаголы?

-Сегодня мы продолжаем изучение глаголов, но о каких глаголах мы будем говорить, вы узнаете чуть позже.

Прочитайте пословицы:

Трус своей тени боит..ся.

Не стыдно не знать, стыдно не учит..ся.

-Как вы понимае значение первой пословицы?

Значение:

трусливый человек боится всего, даже того, чего боятся не нужно

-А как вы понимаете значение второй пословицы?

Значение:

человек не может знать все в жизни.Это нормально, не нужно стыдиться. Самое важное - учиться, узнавать новое, не лениться

- Что вы бы вставили на место пропуска в первом слове?

-Что вы бы вставили на месте пропуска во втором слове?

-Мнения разделились. 

- Задание было одно, а вы его выполнили по-разному. Почему так вышло? Чего мы ещё не знаем?





-Как вы думаете, какой будет тема урока?

-Верно. Правописание –тся и –ться в возратных глаголах.

-А сейчас определим задачи урока. Для этого нужно закончить предложения.

Познакомимся….

Научимся….

-Отлично, сегодня на уроке мы познакомимся с правилом правописания –тся и –ться в возвратных глаголах, научимся определять, где возвратных глаголах пишется -тся, а где -ться.

-нет





-один читает


-предположения детей



-предположения детей







-мы ещё не знаем, когда в глаголах, оканчивающихся на –ТСЯ (-ТЬСЯ), нужно писать мягкий знак, а когда – нет.

-правописание –тся и –ться в возратных глаголах

- Познакомимся с правилом правописания –тся и –ться в возвратных глаголах

- Научимся определять, где возвратных глаголах пишется -тся, а где -ться 

IV. Открытие нового знания

Задачи:

Предметные:

  • способствовать формированию знаний о правописании –тся и –ться в возвратных глаголах

Метапредметные:

  • формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности (позн.)

  • учить устанавливать причинно-следственные связи (позн.)

  • разивать умение работать с информацией, представленной в виде таблицы (позн.)

  • разививать умение строить монологическую и диалогическую речь (ком.)

  • учить слушать и понимать речь других (ком.)

  • развивать умение выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала (регул.)


- Для того чтобы решить задачи урока и понять, в каких случаях пишется ь, а в каких нет, мы с вами проведём небольшое исследование. У вас на партах лежат карточки, на которых напечатаны слова. Работая в парах, разделите глаголы на 2 группы, запишите в 2 столбика.

На карточках:

Разделите глаголы на 2 группы, запишите в 2 столбика. На какой вопрос отвечает каждый глагол, запишите.
печалится, печалиться, купается, купаться.

-На какой вопрос отвечает слова «печалится» и «купается»?

-А на какой вопрос отвечают слова «печалиться» и «купаться»?

-Что интересного вы заметили?




-На какие вопросы отвечают глаголы, где перед суффиксом СЯ пишется Ь?

-На какие вопрсы отвечают глаголы где мягкий знак перед суффиксом СЯ не пишется?

-Значит, какой можем сделать вывод? Когда в возвратных глаголах пишется Ь перед суффиксом СЯ, а когда не пишется?

-Хорошо, а теперь давайте узнаем, правильный ли мы сделали вывод. Откройте учебник на странице 104. Прочитаем правило.

-Кто хочет выразительно и красиво прочитать правило?

-Значит, мы правильно сделали вывод или нет? Мягкий знак пишется тогда, когда глагол отвечает на вопросы что делать и что сделать?








-выполняют задание



-что делает?

-что делать?

-в каких-то словах пишется Ь, а в каких-то нет


-что делать?



-что делает?


-мягкий знак пишется тогда, когда глагол отвечает на вопросы что делать и что сделать?

-один человек читает

-да, мы правильно сделали вывод

V. Воспроизведение нового знания

Задачи:

  • проверить первичное понимание правописания –тся и –ться в возвратных глаголах(предм.)

Метапредметные:

  • высказывать суждения по результатам сравнения (ком.)

  • аргументировать свое мнение (ком.)

  • делать выводы по результатам работы (рег.)


-Продолжаем работу.

-Давайте вернемся к заданию, которое вызвало у вас затруднение в начале урока. Прочитайте пословицы ещё раз:

Трус своей тени боит..ся.

Не стыдно не знать, стыдно не учит..ся.

-Боится – на какой вопрос отвечает этот глагол?

-Мягкий знак перд суффиксом –ся нужен или нет?

-Верно! А на какой вопрос отвечает глагол учиться?

-Ь нужен?

-Откройте тетради, запишите число 4 мая. Классная работа. Спишите пословицы в тетрадь. Подчеркните изученную сегодня на уроке орфограмму.

-А теперь давайте проверим, как вы запомнили правило. Закройте учебник и расскажите друг другу в парах, когда в возвратных глаголах пишется мягкий знак, а когда – нет





-читают



-что делает?

-нет

-что делать?

-нет




-рассказывают правило друг другу

Промежуточная рефлексия


-Ребята, что нового мы узнали о глаголе?










-А для чего нам может пригодиться это знание?

-Как вы думаете, что мы будем делать дальше?

-Давайте немного отдохнем и выполним физкультминутку.

Если слышите возвратный глагол, то выполняете упражнение, если глагол не возвратный, то не выполняете: наклониться, распрямиться, попрыгать, повернуться влево, присесть, подняться на носочки, повернуть голову вправо, покачаться влево – вправо, покружиться, потянуться, улыбнуться.

-что если глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать – то Ь знак пишется перед суффиксом ся, а если на вопрос что делает? что сделает?, то ь не пишется перед суффиксом ся

-для выполнения упражнений

-выполним упражнения

-выполняют физкультминутку

VI. Закрепление нового знания

Задачи:

Предметные:

  • закрепить знание о правописании –тся и –ться в возвратных глаголах

Метапредметные:

  • высказывать суждения по результатам сравнения (ком.)

  • аргументировать свое мнение (ком.)

  • учить формулировать свои предположения (регул.)

  • развивать умение работать с информацией (позн.)

  • развивать умение работать в парах (ком.)






-Сейчас немного поупражняемся.

-Поиграем в игру, которая называется «да или нет». Если я буду говорить правду, то вы соглашаетесь со мной и хором отчвечаете «Да».

Если вы не согласны, то вы хором отвечаете «Нет».

-Всё ли понятно?


  1. Глаголы с суффиксом -ова называются возвратными? (нет)

  2. Возвратными называются глаголы с суффиксом -ся? (да)

  3. Возвратные глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? или что делает? (нет)

  4. Возвратные глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? (да)

  5. Если возвратный глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то в нём перед суффиксом -ся пишется мягкий знак (ь)? (да)

  6. Если возвратный глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то в нём перед суффиксом -ся не пишется мягкий знак (ь)? (нет)

  7. Если глагол отвечает на вопрос что делает? или что делают?, то в нём не пишется мягкий знак (ь)? (да)


-Найдите на странице 105 218 упражнение.

-Прочитайте, что надо сделать?

-Выполним это упражнение устно.

-Как глагол «здороваться» будет звучать во 2 лице?

-Какой вопрос поставим к этому глаголу?

-Аналогично с остальными глаголами.

-Для того, чтобы поставить глагол «здороваться» в 3 лицо, какой вопрос надо поставить к этому глаголу?

-Что делает? Верно! Мягкий знак нужен?

-Аналогичная работа с остальными глаголами.

-Выполним следующее задание. Найдите упражнение 219. Что надо сделать?

-Выполним это упражнение по вариантам и самостоятельно. 1 вариант вы, а 2 вы.

-Проверим, что у вас получилось.

-Первый вариант?

-Второй вариант?
























-один человек читает


-здороваешься

-что делаешь?


-что делает?


-нет



















-один ученик читает

VII. Итоги урока, рефлексия

Задачи:

Метапредметные:


  • формировать умение оценивать результат учебных действий (регул.)

  • развивать умение принимать участие в диалоге (коммун.)




-Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним:

Какую цель ставили?

-Достигли ли мы цели?

-Оцените, пожалуйста, свою деятельность на уроке.

На слайде вы видите сфетофор.

Красный цвет означает,  что совсем ничего непонятно и ничего не получилось; 

жёлтый – надо повторить ещё раз;

зелёный – всё было легко и просто.

-Поднимите руки те, кто выбрал красный цвет сфетофора?

-Кто желтый?

-И кто зеленый?

-Мне было с вами приятно поработать.

-До свидания


-узнать, когда в возвратных глаголах пишется Ь, а когда нет

-оценивают деятельность на уроке






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!